Реализация личностно - ориентированного подхода на уроках АЯ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется динамическим развитием российского общества. Оно требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
Объектом исследования является личностно-ориентированный подход на уроках АЯ в средней школе.
Предметом исследования выступают способы реализации личностно-ориентированного подхода на уроках АЯ в средней школе.
Цель исследования – подобрать методические приемы, способствующие реализации личностно-ориентированного подхода на уроках АЯ в среднем звене.

Оглавление

Введение
1. Личностно-ориентированный подход, как совокупность технологий в психологии, методике, педагогике
1.1. Характеристика личностно-ориентированного подхода в психологии, методике, педагогике
1.2. Личностно-ориентированный урок, технологии реализации личностно-ориентированного подхода в средней школе
2. Экспериментально изучение реализации личностно-ориентированного подхода на уроках английского языка
2.1. Изучение форм и методов реализации личностно-ориентированного подхода в школьной практике учителя
2.2. Разработка серии уроков английского языка с применением методических приемов реализации личностно-ориентированного подхода
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Самарской области.doc

— 128.00 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки Самарской области

ГБОУ СПО Тольяттинский социально – педагогический колледж

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Реализация личностно - ориентированного  подхода на уроках АЯ

 

 

 

 

Специальность:          050303 Иностранный язык



Студентка группы ИЯ-51:

Захарова Диана Михайловна

Руководитель: Усатова И.Ю.                                                      

 

 

_______________

_______________



 



 

 

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

Защищена с оценкой «________»

«___»__________2011 г.

Зам. директора по учебной и научно-                                                               методической работе

/И.В. Гервальд/ _________________



 

 

Тольятти, 2012

Введение

Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.

В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России.

Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется динамическим развитием российского общества. Оно требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.

Объектом исследования является личностно-ориентированный подход на уроках АЯ в средней школе.

Предметом исследования выступают способы реализации личностно-ориентированного подхода на уроках АЯ в средней школе.

Цель исследования – подобрать методические приемы, способствующие реализации личностно-ориентированного подхода на уроках АЯ в среднем звене.

На основании цели исследования были выделены следующие задачи:

1) изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по реализации личностно-ориентированного подхода на уроках АЯ;

2) изучить методы и приемы реализации личностно-ориентированного подхода на уроках АЯ, используемые в школьной практике учителя;

3) подобрать методы и приемы, способствующие реализации личностно-ориентированного подхода на уроках АЯ;

4) разработать блок заданий с применением методических приемов реализации личностно-ориентированного подхода на уроках АЯ.

Курсовая работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

В первом разделе рассматривается понятие личностно-ориентированного подхода, как совокупность педагогических технологий в психологии, методике, педагогике.

Во втором разделе рассматривается реализация личностно-ориентированного подхода конкретно на уроках АЯ.


1. Личностно-ориентированный подход, как совокупность технологий в психологии, методике, педагогике

1.1. Характеристика личностно-ориентированного подхода в психологии, методике, педагогике

В конце XIX –начале XX веков в России получили определенное распространение идеи свободного воспитания – «первого варианта» индивидуально-ориентированной педагогики. У истоков российского варианта школы свободного воспитания стоял Л.Н. Толстой.

В советской дидактике проблемы «личностно-ориентированного обучения» ставились и решались по-разному на уровне теории и практики. С конца 80-х годов начинается следующий этап развития дидактической отечественной мысли. В тоже время появились и первые работы методологического характера, где достаточно обстоятельно обсуждается проблематика именно личностно-ориентированного обучения. Речь идет о работах Ш.А. Амонашвили «Педагогическая симфония»; В.В. Серикова «Личностный подход в образовании; концепция и технологии», И.С. Якиманской «Личностно-ориентированное обучение в современной школе» и др.

В последние годы личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Большинство педагогических коллективов страны осваивают теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Многие педагоги считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.

Такая популярность личностно ориентированного подхода обусловлена рядом объективных обстоятельств.

Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.

Во-вторых, психологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность, а это, в свою очередь, требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности.

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта (Алексеев Н.А.). [1]

Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

«Личностно-ориентированное обучение» - такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира (Селевко Г.К.). [15]

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно дать такое определение личностно-ориентированного подхода:

Личностно ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

В центре внимания личностно-ориентированного подхода - уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Личностно ориентированный подход складывается из трех компонентов:

Первая составляющая — основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мысли деятельности.

К основным понятиям личностно ориентированного подхода, которые являются ключевыми словами личностно-ориентированных технологий, можно отнести следующие:

- индивидуальность — неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

- личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

- развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество;

- самовыражение — процесс и результат развития, и проявление индивидом присущих ему качеств и способностей;

- свобода – отсутствие зависимости;

- субъект — индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
- субьектность — качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектоми обладающие активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

- творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри и является выражением всего нашего существования;

- Я-концепция — осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

- выбор — осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

- педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию  оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в учебе, жизненным и профессиональным продвижением (О.С.Газман, Т.В.Фролова).

Вторая составляющая — исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся. 

Основные  принципы личностно ориентированного подхода.

Принцип самоактуализаци. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога — это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

Принцип субъективности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными качествами и полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным объектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать обогащению его субъектного опыта.

Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ученик жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности школьника.

Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса. Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.

Третья составляющая — технологическая. Она включает в себя наиболее соответствующие данной ориентации способы педагогической деятельности.

Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В.Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:

— диалогичность;

— деятельностно-творческий характер;

— направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

— представление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Большинство педагогов включают в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации. Использование личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников, как полагает Т.В.Фролова, невозможно без применения методов диагностики и самодиагоностики. Петербургские ученые Е.И.Казакова и А.П.Тряпицына считают метод создания ситуации успеха средством личностно ориентированной педагогической деятельности. Теоретические и методические разработки Т.В.Машаровой убеждают в целесообразности включения в технологический арсенал личностно ориентированного подхода методов создания для учащихся ситуаций индивидуального и коллективного выбора.

Наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностно ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия. [13]

Информация о работе Реализация личностно - ориентированного подхода на уроках АЯ