Реализация личностно - ориентированного подхода на уроках АЯ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется динамическим развитием российского общества. Оно требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
Объектом исследования является личностно-ориентированный подход на уроках АЯ в средней школе.
Предметом исследования выступают способы реализации личностно-ориентированного подхода на уроках АЯ в средней школе.
Цель исследования – подобрать методические приемы, способствующие реализации личностно-ориентированного подхода на уроках АЯ в среднем звене.

Оглавление

Введение
1. Личностно-ориентированный подход, как совокупность технологий в психологии, методике, педагогике
1.1. Характеристика личностно-ориентированного подхода в психологии, методике, педагогике
1.2. Личностно-ориентированный урок, технологии реализации личностно-ориентированного подхода в средней школе
2. Экспериментально изучение реализации личностно-ориентированного подхода на уроках английского языка
2.1. Изучение форм и методов реализации личностно-ориентированного подхода в школьной практике учителя
2.2. Разработка серии уроков английского языка с применением методических приемов реализации личностно-ориентированного подхода
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Самарской области.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

 

 

 

1.2. Личностно-ориентированный урок, технологии реализации личностно-ориентированного подхода в средней школе

Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

В Таблице 1 представлены основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком (Приложение 1).

При подготовке и проведении личностно-ориентированного урока учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, затем деятельность, определяя собственную позицию.

Учителю при подготовке и проведении личностно-ориентированного урока надо знать характеристику субъектного опыта учащихся, это поможет ему выбрать рациональные приемы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого.

Технология личностно-ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика.

Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучит учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам. Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования. В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Учитель распределяет карточки среди учеников, зная их познавательные особенности и возможности, и не только определяет уровень овладения знаниями, но и учитывает личностные особенности каждого ученика, создавая оптимальные условия для его развития путем предоставления выбора форм и способов деятельности. Различные виды дидактического материала не заменяют, а дополняют друг друга.

Принципиальное отличие личностно-ориентированной образовательной технологии от традиционной состоит в том, что образовательно - развивающий эффект здесь не может быть достигнут только за счет включения обучаемых в предметную деятельность, как это происходит в технологиях обучения, основанных на концепциях поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф Талызина), содержательного обобщения (В.В.Давыдов), укрупнения дидактической единицы (П.Эрдниев) и других. Образование на личностном уровне это субъективное восприятие реальности, и никакая предметная деятельность не гарантирует образования требуемого смысла.

Краткая характеристика некоторых типов технологий:

Учебный диалог можно считать специфическим видом технологии, диалогичность на уроках ИЯ выступает как одна из сущностных характеристик учебного процесса,   как   источник личностного   опыта,   фактор   актуализации  рефлексивной,  критической  и других  функций личности.

Понятно, что опыт диалогического общения накапливается у учащихся постепенно, поэтому на начальных этапах он неизбежно включает элементы формальной организации: изложение сценария, распределение ролей и т.д.

Особая роль  принадлежит   имитационно-игровым ситуациям на уроках ИЯ.  В традиционном обучении преследуются чисто учебные цели: запомнить, найти понять, изложить. А игра ценна своей мотивацией, особым творческим, партнёрским состоянием личности, так как всякая игра есть свободная деятельность.

Среди множества путей формирования у школьников    познавательного интереса одним из наиболее эффективных является организация игровой деятельности.

Одним из эффективных способов создания ситуации, способствующей общению, а именно говорению, на иностранном языке называют урок - ролевую игру.

Ролевая игра - это прием реализации технологий личностно-ориентированного подхода, предполагающий самостоятельное языковое поведение, когда развитие ситуации происходит благодаря коммуникативной деятельности участников игры.

Такая деятельность доставляет удовольствие и укрепляет уверенность в себе. Также преимуществом ролевой игры является то, что она дает возможность использовать неподготовленную речь.

Инсценирование - это вид игровой деятельности. Использование театра на уроках развивает навыки и умения неподготовленной устной речи. Театральные постановки на уроке - сильнейший мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Этот прием способствует снятию усталости в процессе обучения английскому языку.

Викторина дает учащимся возможность участия в исследовательском поиске; возможность неформального контакта с учащимися, которые легче и доступнее идут на него, когда заняты чем-то интересным; помогает выстраивать доверительные взаимоотношения, строить общение на основе дружеского расположения. Во время проведения викторины обучаемые получают возможность прочно усвоить изученное.

Дифференциация, как правило, это разделение людей по показателям, в нашем случае это показатели знаний.

Говоря о личностно-ориентированном обучении, в первую очередь необходимо обращать внимание на  такие виды дифференциации, как внутренняя дифференциация и внешняя дифференциация. Под  внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности  школьников учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке в своем классе. В этом случае понятие дифференциации сходно с понятием индивидуализации обучения.
При внешней дифференциации учащиеся разного уровня обученности объединяются  специально в учебные группы. По некоторым индивидуальным признакам: по способностям (или неспособностям), по проектируемой профессии, по интересам.

С целью реализации дифференцированного подхода используется технология разноуровневого обучения и прием учебно-речевых ситуаций на уроках иностранного языка.

Учет желания учащихся, предоставление им возможности взять на себя ответственность за самостоятельный выбор уровня усвоения и сложности учебного материала в зависимости от индивидуальных потребностей положительно сказывается на  мотивации изучения предмета.

Указанные выше технологии будут реализованы в проекте формирующего эксперимента.


2. Экспериментально изучение реализации личностно-ориентированного подхода на уроках английского языка

2.1. Изучение форм и методов реализации личностно-ориентированного подхода в школьной практике учителя

Данная работа носит опытно-экспериментальный характер. Эксперимент состоял из двух этапов: констатирующего и формирующего. Исследование проводилось на базе МОУ СШ №93 в 8 «А» классе. Из 25 учеников участие в эксперименте принимали 12 человек, которые входили в подгруппу преподавателя иностранного языка Маковой Людмилы Александровны. Список экспериментальной группы представлен в приложении (Приложении 2).

На первом этапе работы был проведен констатирующий эксперимент, целью которого являлось изучить формы и методы реализации личностно-ориентированного подхода в школьной практике. Для достижения данной цели использовались следующие  методики:

1)беседа с учителем английского языка,

2)наблюдение урока,

3)анализ УМК,

4)контрольное задание.

Первой методикой была беседа с учителем, благодаря которой было выявлено отношение учителя к роли личностно-ориентированного подхода в преподавании. Маковой Людмиле Александровне было задано 6 вопросов (Приложение 3).

При ответе на первый вопрос, предполагающий дать определение личностно-ориентированного обучения, Людмила Александровна дала четкую формулировку понятия, по ее мнению принцип личностно-ориентированного обучения предполагает обучение доверительное, открытое, требующее от преподавателя вступать в диалог и поддерживать его, слушая и проникая в личностный смысл высказывания учащегося. Людмила Александровна подчеркнула, что это иная методология организации условий обучения, реализация этого метода непосредственно связана с изменением личностной установки преподавателя.

В следующем вопросе беседы было необходимо определить цель личностно-ориентированного образования. Ответ прозвучал так: «Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, самовоспитания».

Третий вопрос предполагал назвать роль личностно-ориентированного подхода в практике Людмилы Александровны. По словам учителя, личностно-ориентированный подход занимает не последнее место в ее преподавании, Людмила Александровна часто прибегает к методикам такого плана. Конкретным примером служило описание работы над лексикой, грамматикой и синтаксисом с учетом уровня подготовленности учащихся: различные виды работы (упражнения на заполнение пропусков, упражнения в виде кроссворда, упражнения в виде игры на составление предложений), различные формы контроля выполнения задания.

При ответе на четвертый вопрос была рассмотрена технология проведения урока с точки зрения личностного ориентирования и выявлено, что учитель с учениками преимущественно сотрудничает, командный стиль отношений отсутствует. При работе со всем классом организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, для формирования его собственного мнения.

В пятом вопросе предлагалась таблица, где были представлены основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроками. Учителю нужно было выбрать более подходящий вариант для своего преподавания. Людмила Александровна отмечала исключительно те варианты, в которых описывался личностно-ориентированный подход.

И последним, что выяснилось из беседы с учителем то, что Людмила Александровна разделяет учеников на категории, а конкретно на сильные, слабые и способные, но не подразумевает этим навешивания ярлыков. Критерием служит уровень успеваемости учащихся.

И так, из беседы с учителем можно сделать следующий вывод:

Судя по тому, насколько четко были сформулированы определения, цель и роль, учитель имеет представление о личностно-ориентированном подходе, который действительно занимает не малое значение в ее преподавании. Самое яркое проявление личностно-ориентированного подхода в педагогическом общении с учениками. В центре внимания – индивидуализация каждого ученика, Людмила Александровна уважительно и внимательно выслушивает учащегося независимо от уровня его успеваемости, обращается к ученикам по имени, что также немало важно. Учитель создает условия, позволяющие каждому ученику быть активным, самостоятельным, оказывает помощь детям, не успевающим за темпом работы класса и уделяет особое внимание детям с более высоким уровнем языковой подготовки.

Но, хотелось бы заметить, что Людмила Александровна абсолютно не использует дополнительного дидактического материала. Она строго придерживается рамок учебника. Это она объясняет тем, что нагрузка и материал, который необходимо пройти, настолько объемный, что категорически не хватает часов отклоняться от плана работы, обращаясь к  дополнительному материалу. Тем не менее, Людмила Александровна использует различные виды работ и формы контроля на основе заданий, предлагаемых в учебнике.

Отношение учителя к роли личностно-ориентированного подхода в преподавании было выявлено и на следующем этапе работы при проведении второй методики «Наблюдение урока». Протокол наблюдения представлен в приложении (Приложение 4).

Те сведения, которые Людмила Александровна представила в беседе, на практике подтвердились не в полной мере.

На уроке практически не использовалось нетрадиционных форм урока, ни сюжетно-ролевые игр, ни приёмов дифференциации. Отсутствовали на уроке задания творческого характера.

Но учитель создает на уроке ситуации, позволяющие ученикам проявлять свои способности, возможности, интересы. Дает свободное и открытое выражение учениками своего мнения без опасения критики, прислушивается к версиям учеников при поиске вариантов решения познавательных задач.

В результате исследования можно сказать, что личностно-ориентированный подход в преподавании Людмилы Александровны занимает далеко не первое, как это прозвучало в беседе, но и не последнее место.  Проявляется он только в отношениях «учитель-ученик», но и при этом демонстрации своего превосходства над учащимися все же присутствует.

Третьей  методикой констатирующего эксперимента был анализ УМК ("Enjoy English" 8 класс).

Состав учебного комплекса: Учебник "Enjoy English", Книга для учителя, Рабочая тетрадь, Аудиоприложение (CD MP3)

Авторы:

Биболетова М.З.

  Бабушис Е.Е.

Денисенко О.А.

Добрынина Н.В.

  Кларк И.О.

Морозова А.Н.

Соловьева И.Ю.

  Трубанева Н.Н.

 

 

 

 

 

Учебники "Enjoy English" для 5 - 9 классов - это:

                    интересное содержание и современные технологии

                    соблюдение преемственности между всеми учебниками, позволяющей легко продвигаться в овладении английским языком от класса к классу

                    возможность научиться общаться с людьми, говорящими на английском языке в устной и письменной форме (в частности, через Интернет), представлять культуру своей страны

                    увлекательные сюжеты учебников, живой современный английский язык

                    занимательные ролевые игры, развивающие и творческие задания, краткосрочные и долгосрочные проекты, сценарии внеклассных мероприятий

                    дифференцированные задания для учащихся с разными интересами и разными языковыми способностями

                    обширный справочный материал, помогающий научиться самостоятельно совершенствоваться в английском языке

                    оригинальные аудио- и видеоматериалы в исполнении носителей языка

                    функциональный дизайн, способствующий более эффективному овладению языком

                    современные формы контроля в формате единого государственного экзамена

Информация о работе Реализация личностно - ориентированного подхода на уроках АЯ