Развития эстетического чувства младшего школьника посредством уроков художественно-эстетического цикла

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить теоретико-методологические основы развития эстетического чувства младшего школьника на уроках художественно-эстетического цикла.
Идея: Воспитательный потенциал уроков художественно-эстетического цикла способствует развитию эстетического чувства младшего школьника
Задачи исследования:
1. Изучить и провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

Файлы: 1 файл

ORIGINAL_s_oglavleniem_3.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

Уровень

Контрольный класс

Экспериментальный класс

Высокий

2 человека (8,45%)

3  человека (13,63%)

Средний

8 человек (33,28%)

7  человек (31,79%)

Низкий

14 человек (58,27%)

12  человек (54,58%)

 

По всем показателям контрольный и экспериментальный классы примерно равны. Однако настораживает преобладание низкого развития эстетического чувства в этих классах.

 
 3 ЭТАП: Формирующий эксперимент. 
 Данный этап продолжался в течение всего учебного года.  
 Цель этапа: повысить уровень эстетического чувства младших школьников  средствами декоративно-прикладного искусства.          

За основу была взята программа по трудовому обучению для третьего класса «Художественный труд» Н.М.Конышевой, в которой наиболее полно раскрывается проблема художественно-эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства.          

 Основной принцип программы  – духовно-нравственное и эмоционально-эстетическое  развитие школьника с помощью  предметно-практической деятельности. Для этой цели в обучении школьников привлекались такие народные промыслы, как роспись Городца, Хохломы, Полховского Майдана, Жостова, глиняные дымковские и филимоновские игрушки, произведения мастеров художественных лаков Палеха, керамика Гжели. 
  Основные приемы и формы работы:

1.Беседы с показом образцов  произведений декоративно-прикладного  искусства.

2. Экскурсия в музей  декоративно-прикладного искусства, посещение и организация выставок.

3.Выполнение отдельных  упражнений.

4.Техническая работа по  образцам.

5.Самостоятельное выполнение  работ творческого характера.

Программа «Художественный труд»(3 класс). 
 Тема: «Наш рукотворный мир». 
 1 четверть. Содержание: изучение и анализ форм природы, их переосмысление в декоративно-художественных изделиях и предметах утилитарного назначения. Композиции из природных форм, коллажи из ткани на темы природы, лепка животных по наблюдению, стилизация природных форм в бытовых вещах (чудо-посуда), игрушки из соломки, мочала, ниток, оригами, образы животных.

2 четверть. Содержание: закономерности и принципы дизайна, разметка при помощи циркуля, новые технологии шитья. Пригласительные билеты, поздравительные открытки, салфетки, вазы, украшения для елки, упаковки для подарков.

3 четверть. Содержание: «красота и уют нашего дома» – стилевое единство, новые приемы обработки ткани, изготовление выкройки. Комплект для кухни: салфетка, прихватка, чайная грелка, сервиз (варианты стилевого объединения), декоративная подушка, обложка для книги (ткань, аппликация), записная книжка (простой переплет), газетница.

4 четверть. Содержание: расширение представлений о народных обычаях, традициях; изящество форм и цвета в природе, их передача в декоративно-художественных изделиях. Пасхальные сувениры, подарки; весенние мотивы (цветы из бисера, ткани, бумаги); игрушки из разных материалов, кукольный театр (художественно-комбинированная работа).           

 В эту программу  были включены занятия по приобщению младших школьников к народному искусству лоскутного шитья. 
 Занятия по лоскутному шитью  проводились 1 раз в неделю и были рассчитаны  на 1 год обучения. Занятия были рассчитаны на 30 часов.

Содержание занятий.

Темы

Основные знания

Основные умения и навыки

Объект труда

1.Вводные занятия.(2 часа)

1.Знакомство с историей возник-новения и разви-тия лоскутного шитья.

1.Научиться правильно  орга-низовывать своё рабочее  место

1.Составление лоскутной  карто-теки.

 

2.Знакомство с инструментами, материалами и оборудованием.

2.Научиться под-готавливать  мате-риал к работе

2.Подготовка шаблонов  для ра-боты.

 

3.Знакомство с технологией  со-единения деталей между собой.

   

2.Техника лоскутного шитья: 
а) шитьё из полос (13 часов);

1.Знакомство с основными  вариантами шитья из полос:

- диагональная раскладка;

- прямая раскладка;

- паркет;

- елочка;

- пашня.

1.Выработка необходимых  умений и навыков при работе с по-лоской.

2.Научиться сос-тавлять  лоскут-ное полотно из блоков.

1.Подготовка блоков для  сос-тавления лоскут-ного полотна.

б) шитьё на основе квадрата (10 часов);

1.Знакомство с основными способами шитья на основе квадрата:

- шахматка;

- колодец (амери-канский  квадрат);

- варианты узора «американский  квадрат»;

- цветные кольца;

- русский квадрат.

1.Выработка ос-новных  умений и навыков при ра-боте  в данной технике.

1.Изготовление изделий в этой технике.

в) узоры из наборных полос (3 часа);

1.Знакомство с вариантами  узоров из наборных полос.

1.Научиться составлять  узоры из наборных полос.

1.Составление узоров из  набор-ных полос.

г) объемные треугольники (2 часа).

1.Знакомство с техникой работы с объемными треугольниками.

1.Научиться сос-тавлять  объемные треугольники на основе  квадрата и круга.

1.Подготовка блоков для  сос-тавления лоскут-ного полотна


 

4 ЭТАП: Контрольный эксперимент. 
 Эксперимент проводился с целью: выявить эффективность программы по художественному труду Конышевой Н.М. и занятий по лоскутному шитью в художественно-эстетическом развитии школьников средствами декоративно-прикладного искусства.

 
 Итог эксперимента. 
 1 задание. В начале года 60% учеников набор классифицировали на рациональном основании (растения и животные, большие и маленькие и т.д.); 25 % детей не справились с заданием самостоятельно, только 15% детей обращались к группировке на эмоционально-оценочном основании (праздничное, весёлое, грустное, красивое). 
 В конце года задание было тем же, но результаты отличались от предыдущих. Большинство учеников (58%) обращали внимание на композицию, цвет, технику исполнения, форму, т.е. обращались к группировке на эмоционально-оценочном основании, только 7% детей не справились с заданием. 
 2 задание. До формирующего эксперимента около 70% детей не смогли стилизовать цветок, обобщить цвет и форму, или только попытались сделать это, но на очень низком уровне, не учитывая всех особенностей декорирования. После эксперимента 30% учеников стилизовали на высоком уровне и 60% на среднем уровне, допустив некоторые неточности, схематичность в декорировании, и только 10 % детей не справились с заданием. 
 3 задание: Анкетирование. Было опрошено 46 учеников третьих классов, что составляет 29% от числа всех учащихся начальной школы. На вопрос «Какой предмет ты больше всего любишь?» учащиеся ответили так:

- изобразительное искусство  – 43,2%;

- физическая культура  – 21,6%;

- математика – 16%;

- музыка – 8%;

- чтение – 6,4%;

- русский язык – 4,8%.         

 Это говорит о том, что у детей есть желание  заниматься предметами эстетического  цикла.         

 Чем же нравится  заниматься школьникам в свободное  время, что их интересует? На первом  месте – играть в компьютерные  игры (43,2%), далее – заниматься рисованием (11,2%), столько же – смотреть телевизор (11,2%), что достаточно много, так как это значит ничем не заниматься, быть предоставленным самому себе. Читать книги, заниматься спортом – по 4,6%; лепить, слушать музыку, ходить в театр – по 4,8%, петь – 1,5%.

Как мы видим, хоть и достаточно много детей любят рисовать, в целом же очень мало детей занимаются художественно-эстетическим развитием целенаправленно вне школы (всего 4,8%).

Уровень развития эстетического чувства младшего школьника

Уровень

Контрольный класс

Экспериментальный класс

Высокий

3 человека (12,58%)

6  человек (27,24%)

Средний

10 человек (41,66%)

13  человек (59,14%)

Низкий

11 человек (45,76%)

3  человека (13,62%)


На конец учебного года соотношение изменилось, в контрольном классе произошли изменения, но незначительные, очень много учеников (45,76%) с низким уровнем развития декоративного творчества, а значит и с низким уровнем художественно-эстетического развития. 
  В экспериментальном классе значительно увеличилось число учеников со средним уровнем художественно-эстетического развития (59,14%), хотя дети с низким уровнем ещё есть (13,62%), что говорит о необходимости продолжения начатой работы в 4классе. 
 

    1. Рекомендации учителям начальной школы по развитию эстетического чувства младшего школьника на уроках художественно-эстетического цикла

- ориентацией процесса формирования эстетического вкуса на выработку личностных эстетических оценок действительности и литературных произведений с опорой на социальный опыт ребенка;

- включением в образовательный процесс систем творческих задач, организующих эстетическую деятельность школьников с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей (как возможность реализации эстетической реакции в единстве эмоционального и рационального начал);

- целенаправленным вовлечением  ребенка в решение коммуникативных  задач, направленных на выработку  созидательной позиции: «ученик-читатель -художественное произведение - жизнь»;

- обеспечением полноценного взаимодействия учебно-познавательной и творческой деятельности при создании речевой среды как возможности самовыражения эстетического суждения младшими школьниками;

- оказанием педагогической поддержки  развитию индивидуальности ребенка  через создание эмоционально-комфортной  атмосферы на уроках;

- привлечением для достижения цели формирования эстетического вкуса младших школьников разностороннего взаимодействия с социумом с учетом региональных особенностей.

Выводы по второй главе

1. Для выяснения состояния проблемы  развития эстетического чувства младших школьников нами были выделены пути изучения художественно-эстетического воспитания, заключающиеся в получении представления об общем уровне художественно-эстетической воспитанности обучаемых, в изучении опыта отдельных учителей изобразительного искусства и художественного труда. С этой целью (в ходе констатирующего эксперимента) нами были использованы разнообразные методы научно-педагогических исследований: анкетирование, тестирование.

2. Анализ проведенного анкетного  опроса по изучению эстетической культуры учащихся начальных классов позволил сделать выводы о том, что у учеников низкий уровень развития эстетического чувства.

3. Анализ условий, предъявляемых  к разработке учебной программы, позволил определить, что эстетическое развитие учащихся педагог должен наблюдать по следующим направлениям: формирование художественных знаний, формирование практических умений, оценочного отношения.

4. Система методической работы по художественно-эстетическому развитию младших школьников включала следующие направления:

- последовательную отработку умений декоративно - прикладного искусства

- разработку специальных заданий, способствующих повышению уровня художественно-эстетической воспитанности учащихся;

- использование творческих приемов  в организации уроков;

5. Ход и результаты проведенного эксперимента позволили утверждать о правильном выборе педагогических путей и в целом подтвердили правомерность выбранной гипотезы исследования. [21]

Заключение

Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Развитие эстетического чувства действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. 
 Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.  
 Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством развития эстетического чувства. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.  
 Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Действительно, средства искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством развития эстетического чувства младших школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Информация о работе Развития эстетического чувства младшего школьника посредством уроков художественно-эстетического цикла