Развития эстетического чувства младшего школьника посредством уроков художественно-эстетического цикла

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить теоретико-методологические основы развития эстетического чувства младшего школьника на уроках художественно-эстетического цикла.
Идея: Воспитательный потенциал уроков художественно-эстетического цикла способствует развитию эстетического чувства младшего школьника
Задачи исследования:
1. Изучить и провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

Файлы: 1 файл

ORIGINAL_s_oglavleniem_3.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время целостность духовной жизни во многом определяется эстетической развитостью личности, умением сильно и глубоко чувствовать, быть в гармонии с природой и обществом. Вопрос становления «человеческого в человеке» сегодня приобретает особую актуальность в связи с изменившимися общественно-социальными, политическими и иными условиями существования и развития человека. Информационный «бум», прагматизация всех сторон жизни ведут к вытеснению эстетической среды, следовательно, к оскудению культурной и духовной жизни общества и человека. 
 Современное образование ориентируется на формирование и развитие прагматических компонентов интеллекта, создавших определенный тип личности. Культурный и духовный потенциал ребенка, включающий эстетические ценности и отношения, остается мало востребованным. 
 С точки зрения В.A. Сухомлинского, необходимой предпосылкой становления эстетического чувства личности выступает развитое эстетическое восприятие. Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве «человек открывает прекрасное в самом себе», что особенно значимо в детстве и отрочестве, когда человек обнаруживает и переживает «чувство восхищения красивым, человечным в самом себе» [20, с.201]. 
 Особую актуальность эта проблема приобретает в младшем школьном возрасте. Во-первых, младшие школьники имеют богатые предпосылки для развития эстетического чувства (повышенная эмоциональная отзывчивость, чувствительность, восприимчивость к красоте, впечатлительность, наличие интуиции); во-вторых, «увядание» эстетической жизни ребенка начинается с началом обучения в школе, когда на первый план выдвигается работа интеллекта, а его эстетические восприятия и переживания оказываются невостребованными.

Опыт работы с младшими школьниками, специальные наблюдения и исследования позволяют сделать вывод об ограниченности их эстетических переживаний и представлений. К сожалению, эстетический опыт ребенка в школе оказывается невостребованным, нередко нарушается преемственность в его развитии. Так, известно, что в дошкольном возрасте ребенок овладевает сенсорными эталонами, осваивает классы признаков и характеристик явлений и объектов действительности. Но его чувственный опыт требует дальнейшего расширения и углубления в условиях специально организованной эстетической среды. 
 Ограниченность эстетических переживаний и представлений детей в младшем школьном возрасте обусловлена рядом причин, основной из которых выступает отсутствие в образовательном процессе необходимых и достаточных условий для полноценного развития эстетической жизни формирующегося человека. Уроки эстетического цикла, к сожалению, до сих пор остаются в начальном звене школы «второстепенными». Но даже и эти предметы не вполне решают задачи развития эстетической жизни ребенка, поскольку и они ориентированы более на «ум», интеллект, а не «на душу» ребенка. 
 Решению данной проблемы посвятили свои труды известные культурологи, педагоги и психологи: П.П. Блонский, В.В. Зеньковский, B.П.Зинченко, Д.Б. Кабалевский, А.Н. Леонтьев, Э.Е. Леонтьева, Д.С.Лихачев, С.Л.Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, М.Б. Теплов, К.Д. Ушинский и др. Авторы раскрывают онтологические и гносеологические основы эстетического развития человека, подчеркивают целостность личности, взаимосвязь нравственного и эстетического, указывают на стратегии формирования эстетического чувства человека [1, с.38].

Всё вышеупомянутое явилось основанием для выбора темы исследования. 
 Выбор темы позволил нам определить объект, предмет, цель исследования.

Объект: развитие эстетического чувства младшего школьника

Предмет: развитие эстетического чувства младшего школьника на уроках художественно-эстетического цикла

Цель: изучить теоретико-методологические основы развития эстетического чувства младшего школьника на уроках художественно-эстетического цикла.

Идея: Воспитательный потенциал уроков художественно-эстетического цикла способствует развитию эстетического чувства младшего школьника

Задачи исследования:

1. Изучить и провести анализ  психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2. Выявить организационно-педагогические  условия развития эстетического  чувства младшего школьника на  уроках художественно-эстетического  цикла

3. Изучить и проанализировать  передовой опыт работы учителей  начальной школы по развитию эстетического чувства младшего школьника на уроках художественно-эстетического цикла

4. Разработать рекомендации для  учителей начальной школы по  развитию эстетического чувства  младшего школьника на уроках  художественно-эстетического цикла

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

 

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы развития эстетического чувства младшего школьника посредством уроков художественно-эстетического цикла

    1. Особенности развития эстетического чувства младшего школьника

Прежде, чем говорить об особенностях развития эстетического чувства, раскроем такие понятия, как эстетика, эстетическое чувство и эстетическое развитие. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством) — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания. Философы-материалисты (Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное [10, c.7]. Опираясь на данное определение Коджаспирова Г. М. делает вывод, что эстетического чувство - субъективное эмоциональное переживание эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира. Эстетическое чувство выражается в духовном наслаждении или отвращении, сопровождающем восприятие и оценку предмета в единстве его содержания и формы. Развитие и воспитание эстетического чувства направлено на формирование у воспитанников эстетического идеала и усвоения ими эстетических норм и оценок [7, с.401]. Понятие "эстетическое воспитание" включает в себя ряд зависимых от него понятий. Среди них следует отметить: эстетическое развитие, эстетический вкус, эстетический идеал. 
 Эстетическое развитие - процесс целенаправленного становления в ребенке сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, творческого воображения, эмоционального переживания, а также формирования духовных потребностей. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни»[11, с.35 ]. Автор утверждает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное становление отношений к миру, которые постепенно переходят в свойства личности. Эстетические качества личности, которые закладываются ещё в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Конечно, течение жизни что-то меняет и вносит свои коррективы. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы. 
 Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности - учеба. Значимым человеком для ребенка становится учитель. Все для них начинается с учителя, который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни. Через него дети познают мир, нормы общественного порядка. То как думает учитель, его взгляды, вкусы, предпочтения становятся их собственными. Как пишет А.Е. Ларин: « Из педагогического опыта А.С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на дела» [10, с.34]. 
 Следующая особенность воспитания эстетического чувства в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.  
 По мнению Х.Гаджиевой: «Эстетический идеал - целостный, социально обусловленный, конкретно-чувственный образ, являющийся воплощением представлений людей о совершенстве красоты в природе, обществе, человеке, искусстве. Формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных случаях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения [3, с.79]. «Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме», - отмечает в своей работе Б.Т. Лихачев [11, с.41]. Ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом, для дошкольного и младшего школьного возраста, является детская литература, мультипликационные фильмы и кино. Книжные, мультипликационные или герои кино, будь то люди, звери, или фантастические вымышленные существа, наделенные человеческими качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания маленький ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла. «Это уже, безусловно, формирование идеала как части мировоззрения в той своеобразной форме, которая позволяет малышам легко и свободно войти в мир общественных идеалов. Важно только, чтобы первые идеальные представления ребенка не оставались на уровне лишь вербально-образного выражения. Надо постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы они в своем поведении и деятельности приучались следовать любимым героям, реально проявляли и доброту, и справедливость, и способность изображать, выражать идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках». 
 С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев [11] в своей работе отмечает, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Эстетическое отношение – это такой феномен, который рождается из взаимодействия природы и человека, материального и духовного, объекта и субъекта и который несводим ни к чисто субъективному человеческому ощущению, ни к объективным качествам материального мира. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность.  
 Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление. А бывает, что читают, смотрят или слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения. 
 Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что «педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру - один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования".[12, с.45] Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. "В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли»[12, с.46]. 
 Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст для воспитания эстетического чувства, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

 

    1. Психолого-педагогические условия развития эстетического чувства младшего школьника

Первое педагогическое условие связано с взаимодействием субъективного и объективного в эстетических чувствах ребенка при ведущей роли субъективного. Общая тенденция формирования эстетических чувств обуславливалась преемственностью в усвоении знаний как объективной закономерностью художественно-эстетического развития младших школьников. Это педагогическое условие связано с организацией эмоционально-чувственного опыта на основе непосредственных впечатлений ребенка от художественных явлений и объектов. Необходимыми предпосылками накопления эмоционально-чувственного опыта младшим школьником являются: 1) умение наблюдать, т.е. умение сопоставлять, оценивать; 2) способность воспринимать художественные произведения и эмоционально откликаться на них; 3) умение внимательно вслушиваться и всматриваться. 
 В этой связи первое педагогическое условие отражает двоякую природу всякого личного опыта. С одной стороны младший школьник осваивает художественный образ, познает его свойства и связи с объектами и явлениями действительности, что способствует формированию объективной стороны эстетических чувств. С другой — он одновременно познает, узнает себя в обращении с этим образом, что способствует формированию субъективной стороны эстетических чувств, которую А. Маслоу [14] связывает - с умением слышать себя.

К. Изард отмечает, что  эмоционально-чувственном опыте младшего школьника выделяются следующие его черты: 1) образность — предполагает наличие в сознании младшего школьника переживаний художественного образа связанных с ощущениями, восприятием и представлениями; 2) эстетическая направленность — проявляется в способности ребенка к духовному осмыслению объектов, в раскрытии выразительности образа; 3) субъективность — характеризуется личностно-смысловым отношением ребенка к произведениям искусства; 4) объективность — связана со способностью присваивать объективные эмоционально-смысловые значения художественно-выразительных средств, сложившиеся в ходе общественного развития [4, с.332]. Объективная сторона опыта младшего школьника является «строительным материалом», а субъективный образ — их обобщенным итогом, придающим отдельным разрозненным представлениям единый эмоционально-образный характер. Поэтому при реализации первого педагогического условия акцент ставится на формировании субъективной стороны эстетических чувств ребенка с учетом присущих ей характерных особенностей. 
 Данное условие является первым этапом формирования эстетических чувств у младшего школьника. 
 Цель условия: организовать и систематизировать эмоционально-чувственный опыт ребенка с опорой на субъективно-объективную природу эстетических чувств.  
 Основные задачи: 
 1. Обогатить эмоционально-чувственный опыт младшего школьника на основе анализа объективных сторон, свойств и связей личного опыта.

2. Сформировать активное эмоциональное  отношение ребенка к произведениям  искусства и явлениям действительности.

3. Расширить представления детей  об эмоционально-образных значениях  средств художественной выразительности.

4. Развивать эмоционально-образное  мышление младшего школьника. [4, с. 338]

Второе педагогическое условие было связано с использованием семантического анализа средств художественной выразительности как средства формирования эстетических чувств младших школьников. Данное педагогическое условие опиралось на накопленный ребенком эмоционально-чувственный опыт и его способность использовать этот опыт в своей аналитической деятельности. Основная идея данного педагогического условия заключалась в понимании младшим школьником знаково-символических средств, на основе которых он распознает смысл и значение художественного образа. В процессе формирования эстетических чувств важно, чтобы элементы музыкального и изобразительного языка откладывались в сознании младшего школьника не пустыми, а значащими единицами. [9, с. 95] 
 Семантический подход в обучении детей музыке и изобразительному искусству раскрывался в ряде требований, первое из которых - рассмотрение художественного языка как семиотической системы, т.е. системы знаков, отражающих те или иные смыслы и значения. 
 Семантический анализ представлял собой образно-смысловой анализ, выполненный семиотическими средствами, заключающийся в объяснении звука или знака, несущего определенное содержание. Он предполагает включение детей в деятельность, которая представляет собой развернутую систему конкретных действий, операций с использованием различного рода средств, центральное место среди которых занимали знаково-символические. В результате подобных действий происходит освоение младшим школьником художественных средств в сочетании с их выразительными возможностями, закрепляются определенные эмоционально-смысловые значения за элементами языка [17]. Следует отметить, что большинство ныне действующих методик по дисциплинам эстетического цикла предлагают подобный «алфавит» более или менее стандартного вида, в отрыве от его семантической основы, что совершенно противоречит самой сути языковой системы. Поэтому реализация второго педагогического условия предусматривала раскрытие семантического поля потенциально возможных эмоционально-смысловых значений художественного языка. С целью создания семантического поля значений в программу была введена система специальных знаков (как разработанная нами, так и общепринятая в музыкальном и изобразительном искусстве), которая по мере усвоения младшими школьниками становилась средством постижения ими эмоционального мира произведений искусства [9, с.139]. 
 Цель этого условия: помочь детям на основе семантического анализа эмоционально переживать содержание художественного произведения. 
 При реализации данного педагогического условия решаются следующие задачи:

1. Осознание младшим школьником эмоциональной природы художественного символа.

2. Распознавание смысла и значения  символа как носителей эмоционально- образного содержания художественного  произведения.

3. Установление причинно-следственной  связи между художественным образом  и эмоциональным отношением художника  и реципиента к объекту.

Семантический анализ активизировал познавательный компонент эстетических чувств. Он связан с определенными мыслительными операциями - сравнение, обобщение, анализ, синтез на основе которых постигались смысл и значение художественного образа, познавалась содержательная сторона художественных произведений. Анализируя средства художественной выразительности, младшие школьники активизировали внутреннюю деятельность аффективно-образного воображения, в процессе которого они «достраивали» художественный образ, становясь соавторами художника и композитора [6, с.61]. Использование знаково-символических средств в постижении эмоционально-образного содержания произведений искусства выводило сознание младшего школьника за пределы обыденности и включало его в эстетическое отношение, на основе которого ребенок переходил от физического, объективного слоя художественного объекта к его образному смыслу.

    1. Уроки художественно-эстетического цикла как средство развития эстетического чувства младшего школьника

 

В школе встреча детей с произведениями искусства происходит в основном на уроках художественного цикла (литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Эти же предметы и являются основными в системе воспитания эстетического чувства. Они играют решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству. В своей сущности предметы художественного цикла, именно как предметы школьного обучения, являются собирательными, обобщающими, интегративными, комплексными. Они представляют собой сложное единство самого искусства, его теории и истории, навыков практического творчества. В школе преподают не искусство: не литературное чтение, музыку, изобразительное искусство, как таковые, а учебные предметы по искусству, решающие задачи всестороннего развития и воспитания школьников, объединяющие в себе элементы собственно искусства, науки о нем и навыки практической деятельности. Литературное чтение включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе - литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности. Музыка как интегративный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах. Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения. 
 Рассмотрим воспитательно-образовательные возможности каждого из элементов, составляющих содержание школьного учебного предмета по искусству.  
 Основным и главным элементом литературы как учебного предмета является, конечно, само искусство — произведения художественного слова. В процессе занятий литературой ребенок совершенствует и навыки чтения, учится эстетическому освоению художественных произведений, усваивает их содержание и развивает свои психические силы: воображение, мышление, речь. Развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и критического мышления — решающие средства наиболее эффективного достижения воспитательной цели.  
 Мы разделяем позицию автора на то, что: «Художественная литература — органическая часть искусства как формы общественного сознания и выражения эстетического отношения человека к действительности» [13, с.78]. Она связана со всеми видами искусства, составляет основу многих из них, дала жизнь таким искусствам, как театр и кино, ее широко использует изобразительное искусство и хореография. Процесс восприятия и постижения подлинного литературного произведения доставляет читателю эстетическое наслаждение, влияет на духовный мир личности, формирование ее потребностей, мотивов поведения, способствует развитию ее мыслительных процессов, расширяет кругозор человека, углубляет его познания. Литература обеспечивает и собственно литературное развитие. Оно означает хорошее знание основных художественных произведений, умение применять законы общественной жизни к анализу литературных явлений. Это умение особенно потребуется школьнику в жизни, когда возникнет необходимость самостоятельно дать оценку любому художественному произведению, защитить свою позицию, убедить других в своей правоте. Школа развивает подлинный художественный вкус, учит глубокому анализу произведений искусства с позиций эстетики. Велика роль литературы в использовании свободного времени школьников. Чем бы они ни увлекались, интерес к литературе для большинства остается постоянным. Чтение не только обогащает духовную жизнь. Оно создает ничем не заменимую разрядку. Психика человека испытывает немалые перегрузки. Литература вводит его в новый мир. Он переживает эмоциональное напряжение, отличное от обычного жизненного, и отдыхает, наслаждаясь игрой творческого воображения. 
 Другой важнейший предмет художественного цикла в школе — «Музыка». Известный детский композитор и автор программы по музыке Д.Б. Кабалевский особо отмечает важность этого предмета: «Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека… и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей и юношества» [16, с.154]. Он включает в себя музыку, хоровое исполнение как искусство, элементы теории, истории музыки, музыковедение как часть искусствознания. В содержание предмета «Музыка» введено восприятие звучащей музыки и хоровое исполнение, усвоение нотной грамоты и элементов музыковедения, овладение навыками игры на простейших музыкальных инструментах и развитие способности к музыкальной импровизации. Другой известный педагог Ю.Б. Алиев пишет: «Урок музыки дает осознание радости музыкального творчества, формирует чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться тем нравственно-эстетическим содержанием, которое вложено композитором или народом в произведение музыки» [16, с.114]. Ведущей задачей на уроке на уроке музыки, отмечают Л.Г.Дмитриева и Н.М. Черноиваненко, авторы учебника «Методика музыкального воспитания в школе», - является «формирование слушательской музыкальной культуры учащихся, потому что сегодняшний ученик в будущем непременно слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы. Именно от сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством либо нет, воспринимая только чисто развлекательную музыку» [15, с.186]. Другие авторы отмечают, что ведущее значение должно придаваться хоровому исполнению, так как «…имеющее давние и глубокие народные традиции, хоровое пение развивает не только музыкальные способности, но и качества характера, мировоззрение, художественный вкус, эстетическое чувство»[16, с.114  ]. Очевидно, что на уроке нужно стремиться к оптимальному сочетанию всех элементов музыкального воспитания.  
 Таким образом, в предмете «Музыка» выдвигаются единые эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников. Все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности учащихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности [19, с.146].  
 Наконец, третий учебный предмет художественного цикла в школе — «Изобразительное искусство». Следует иметь ввиду, что этот предмет знакомит учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством. Среди существующих искусств пять перечисленных занимают особое место. «Произведения изо, декоративного искусства, архитектуры зримы, они создают эстетическую среду, окружающую, которая воздействуют на человека повседневно, независимо от наличия у него эстетических потребностей» [12, с.44]. В содержание предмета «Изобразительное искусство» вводится одновременно восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, освоение изобразительной грамоты, развитие творческого отношения к действительности и детское художественное творчество. Занятия изобразительным искусством развивают умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Они формируют эстетическое чувство, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Они делают человека художником. Изобразительное искусство дает детям развитие психических свойств, умение творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач. 
 Программа формулирует следующие задачи преподавания изобразительного искусства: развитие понимания явлений окружающей действительности; формирование практических навыков художественной деятельности; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и комбинаторики, умение выражать в отчетливых образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование); воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству, умения практически применять художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности [5]. 
 Таким образом, главная цель изобразительного искусства в школе - духовно обогатить ребенка, научить проникновению в эстетическую сущность произведения искусства.  
 Между тем, урок - это не единственная форма знакомства детей с искусством. Именно внеклассная и внешкольная работа дают детям реальную возможность познакомиться с искусством шире. Там же они знакомятся и с такими видами искусства как кино и театр.  
 Особенность этих видов искусства заключается в эмоциональном воздействии на ребенка. Зритель непосредственно испытывает радость сопереживания, невольно чувствует себя соучастником событий и конфликтов, происходящих на сцене. «Своеобразие эстетического воздействия театра, - отмечает А.И. Буров, - обусловлено коллективным характером восприятия» [18, с.225]. Н.В. Гоголь писал: «В театре толпа ни в чем несходная между собой, разбитая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом»[18, с.225]. 
 Таким образом, учитывая эстетическую сущность самого искусства и то, что именно программы по предметам художественного цикла ставят перед собой задачи эстетического развития ребенка, можно сделать вывод, что в рамках школьной программы искусство является основным средством эстетического воспитания. Эта мысль также отмечается в работах Б.М. Неменского, Б.Т. Лихачева, А.И. Бурова и других педагогов по эстетическому воспитанию.

Информация о работе Развития эстетического чувства младшего школьника посредством уроков художественно-эстетического цикла