Развития эстетического чувства младшего школьника посредством уроков художественно-эстетического цикла

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить теоретико-методологические основы развития эстетического чувства младшего школьника на уроках художественно-эстетического цикла.
Идея: Воспитательный потенциал уроков художественно-эстетического цикла способствует развитию эстетического чувства младшего школьника
Задачи исследования:
1. Изучить и провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

Файлы: 1 файл

ORIGINAL_s_oglavleniem_3.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

Выводы по первой главе

Подведём итоги материалов первой главы. Были охарактеризованы теоретические подходы к развитию эстетического чувства младшего школьника. Итак, искусство является основным средством развития эстетического чувства. Эстетическое воспитание школьников оказывает положительное воздействие на их физическое и психическое развитие, способствуя росту их общей культуры. Нами были рассмотрены высказывания великих педагогов, таких как, Д.Б. Кабалевский, И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая и другие, а так же их подходы к развитию эстетического чувства младших школьников.  
 Кроме того, нами рассмотрены особенности развития эстетического чувства в младшем школьном возрасте, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Поэтому педагог должен не только заложить прочный фундамент эстетически развитой личности, но посредствам эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, так как именно в этом возрасте происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности. Таким образом, эстетическое чувство играет неотъемлемую роль в жизни ребёнка.  
 Говоря о средствах развития эстетического чувства можно констатировать, что эстетически воспитывает буквально всё, вся окружающая нас действительность. К важному источнику приобретения эстетического опыта детей относится и искусство как выражение эстетического отношения человека к действительности.

ГЛАВА 2. Изучение опыта работы учителей начальной школы по развитию эстетического чувства младшего школьника на уроках художественно-эстетического цикла

 

    1. Анализ передового опыта учителей начальной школы по развитию эстетического чувства младшего школьника на уроках художественно-эстетического цикла

 

Исследовательская работа по развитию художественно-эстетического чувства младшего школьника средствами декоративно-прикладного искусства.

Исследование проводилось в 4 этапа:  
1. Была изучена учебная программы по развитию художественно-эстетического чувства средствами декоративно-прикладного искусства в школе на основе документов, отражающих практическую деятельность.

2. Констатирующий эксперимент: были выявлены уровни художественно-эстетического чувства младших школьников.

3. Формирующий эксперимент: была проведена работа по повышению уровня художественно-эстетического чувства младших школьников на основе программы Н.М.Конышевой «Художественный труд» и включения в эту программу занятий по лоскутному шитью.

4. Контрольный эксперимент: были сделаны выводы по эффективности предложенной методики работы в художественно-эстетическом развитии младших школьников.

1 ЭТАП: Изучение учебной программы по развитию художественно-эстетического чувства средствами декоративно-прикладного искусства.      
 Программа по трудовому обучению для 1-4 класса «Художественный труд» (основы дизайнообразования). Автор Н.М.Конышева.           

Принципы программы:

1. Общекультурные (духовно-нравственные). 
 Формирование через практическую деятельность системы знаний и представлений об окружающей действительности: о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой. Содержание курса призвано также обеспечить расширение круга художественно-эстетических и специальных знаний и формирование широких созидательных возможностей личности.

2. От общего к частному (в формировании духовно-нравственных  установок) и от частного к  общему ( в формировании конкретных  знаний и способов работы).

3. Целостность формирования дизайнерского мышления.

Единство рационально-логического и духовно-эмоционального. В процессе выполнения изделий ученик рассматривает как часть целого, учитывая возможные эстетические, социально-психологические взаимосвязи с этим целым.

4. Вариативность содержания, многообразие конкретных тем и изделий, творчество учителя. 
 Задачи курса:

1. Духовно-эмоциональное обогащение личности:

- формирование представлений  о гармоничном единстве мира  и о месте человека в нем;

- воспитание внимательного  и участливого отношения к  окружающему;

- формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений;

- воспитание уважительного  отношения к человеку-творцу.

2. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей.

3. Совершенствование интеллекта, развитие рационально-логического мышления.

4. Расширение кругозора.

5. Развитие руки, глазомера, через формирование практических умений.       

 Содержание программы.

Весь курс представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются. Главным в содержании обучения является нравственно-эстетический и социально-исторический опыт человечества, отраженный в материальной культуре.   Профессионально-практические знания и умения являются основными элементами. 
 Первый класс «Умелые руки»: представление о прекрасном в обыденных явлениях природы и жизни; многообразие цвета и форм в действительности; радость познания и созидания. 
 Второй класс «В природе, в жизни и в мастерской»: основные идеи взаимосвязи Человека, Вещи и Природы и пути их познания; основы декоративно-художественного отображения мира. 
 Третий класс «Наш рукотворный мир» (от мира природы к миру вещей): природа как источник инженерных и художественных идей; основные принципы дизайна. 
 Четвертый класс «Секреты мастеров»: мир вещей как источник историко-культурной информации; традиции и их роль в жизни и искусстве; традиционные ремесла и приемы работы как возможность приобщения к человеческой культуре.              

 Как мы видим, идеи развития эстетического чувства проходят через всю программу, через все классы начальной школы именно на основе народных традиций, на основе декоративно-прикладного искусства, которому автор придает большое значение в воспитании и развитии школьников.                 

2 ЭТАП: Констатирующий эксперимент.

Данный этап приходится на начало учебного года.

Цель этапа: выявление уровня развития эстетического чувства младших школьников.

В основе определения развития эстетического чувства были положены критерии, выделенные Б.Т.Лихачевым:

1. психологические;

2. педагогические;

3. социальные.          

 Психологическими критериями  измеряются способности ребенка  адекватно оригиналу воссоздавать  в воображении художественные  образы и воспроизводить их, любоваться, переживать и высказывать суждения  вкуса. О степени развития этих  психических процессов можно судить по тому, как и сколько ребенок общается с произведениями искусства и красотой действительности, насколько эмоционально он откликается на них, как оценивает эти произведения и собственное психическое состояние. 
 Педагогические критерии определяют художественно-эстетический идеал, уровень его сформированности, степень развития художественного вкуса. Он проявляется в качестве выбираемых детьми произведений искусства для удовлетворения своих интересов и потребностей, в оценке явлений искусства и жизни в результатах своей деятельности. Педагогические критерии определяют уровень художественно-образного мышления и творческого воображения, умение создавать новый образ, а  также  навыки  творческой  деятельности. 
 Социальные критерии определяют художественно-эстетической воспитанность, наличия у воспитанников широких интересов к различным видам искусств, глубокой потребности в общении с искусством. Эти критерии проявляются в поведении ребенка и его отношениях, во внешнем  виде и трудовой деятельности.        

 По степени проявления  каждого критерия были определены  уровни (по Т.Я.Шпикаловой):

1 уровень (высокий). Процесс создания зрительного образа предмета и его изображение в рисунке протекает при активном анализе характерных признаков формы и строения предмета. Ученик способен выделить такие пространственные свойства изображаемого предмета, как конструктивная основа, близкая к эталонам геометрических форм. Выделяются индивидуальные признаки предмета, место его в пространстве. Параллельно активно происходит процесс синтеза выделенных свойств предмета. Обобщение выделенных свойств происходит в момент интенсивного наблюдения  натуры и абстрагирования её, при этом ярко выражены элементы воображения. Это способствует умению изобразить предмет по представлению в любом движении, перемещая его в пространстве. В процессе переработки реальной формы в декоративную проявляется новизна ассоциаций, создается целостный декоративный образ.

2 уровень (средний). Анализ характерных признаков формы и строения предмета протекает менее активно. Не всегда находит отражение конструктивная основа формы, не выделяются ведущие индивидуальные признаки предмета. Менее активно осуществляется анализ выделенных свойств предметов. Обобщение не всегда происходит в процессе наблюдения натуры. Недостаточный уровень абстрагирования ведет к изображению стереотипных положений предмета в пространстве. Соответственно менее активно проявляются элементы воображения, поэтому при изображении предмета по представлению возникает много ошибок, положение предмета не соответствует заданному положению в пространстве. Не возникает целостного декоративного образа, наблюдаются признаки схематизма.

3 уровень (низкий). Процесс создания зрительного образа предмета и его изображение на рисунке протекает без должной опоры на анализ характерных признаков формы и строения предмета. Поэтому не выделяется конструктивная основа предмета, близкая к эталонам геометрических форм. Соответственно нет конкретизации индивидуальных признаков предмета. Процесс обобщения не связан с наблюдением натуры. Преобладает схематичность, стереотипный образ предметов воображения, как в рисовании по представлению, так и в тематическом и декоративном. Бедность ассоциаций, очевидный схематизм мешают процессу преобразования элементов действительности в новую декоративную систему. Декоративный образ при этом почти не возникает.

Содержание эксперимента.

1 задание. Сгруппировать картинки, которые обладают определенной эмоциональной выразительностью, достигавшейся не просто за счет того, что на них изображено, но в первую очередь, благодаря применению соответствующих выразительных средств (цвет, форма, характер штриха и т.д.). Набор можно было классифицировать и на рациональном основании (изображение людей, построек и т.д.) и методом эстетического обобщения (радостное, праздничное, тревожное и т.д.). 
 Детям были предложены картинки с изображением растений и животных в разной технике исполнения: фотография, рисунок (в цвете и карандашом), стилизованное изображение (дымковская игрушка, резьба по дереву, керамика, вышивка). Свой выбор классификации дети должны были обосновать.

2 задание. На стилизацию заданных форм.  
 Задача: обобщить форму, придать ей большую цветовую выразительность, украсить средствами линии или цвета. Детям выданы картинки с изображением цветка, необходимо обработать цвет, форму цветка, обобщить её и стилизовать.

3 задание. Ответить на вопросы анкеты, исследующей художественные интересы учащихся. 
 Анкета для учащихся. 

1.Подчеркни, какой предмет  ты больше всего любишь.

1. математика

4. музыка

2. русский язык

5. изобразительное искусство

3. чтение

6. физическая культура

2. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

 

3. Подчеркни, что тебе  больше всего нравится делать  в свободное время:

1. слушать и читать  книги

6. играть в компьютерные  игры

2. рисовать

7. ходить в театр

3. лепить

8. петь

4. слушать музыку

9. заниматься спортом

5. смотреть телевизор

 

4.Какие спектакли и  фильмы тебе больше всего  нравятся?

1. про школу

4. про замечательных людей

2. сказки

5. приключения

3. ужасы, фантастика

6. исторические, о прошлом

5.Сколько раз ты был  в драматическом театре?

1. ни разу

2. 1-2 раза

3. 3-4 раза

4. больше 4 раз

6. Сколько раз в неделю  ты смотришь передачи по телевизору?

1. не смотрю

3. 2-3 раза

2. 1 раз

4. каждый день

7.В каких кружках, секциях занимаешься или хотел бы заниматься после школы?

 

 Все задания проводились  в начале и конце учебного  года, до и после формирующего  эксперимента, среди учащихся третьих  классов: 3 «А» (контрольный класс  – 24 ученика) и 3 «Б» (экспериментальный класс – 22 ученика). 
 В начале года итоги эксперимента были такими:

Информация о работе Развития эстетического чувства младшего школьника посредством уроков художественно-эстетического цикла