Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 20:44, курсовая работа
Цель: изучить теоретико-методологические основы развития эстетического чувства младшего школьника на уроках художественно-эстетического цикла.
Идея: Воспитательный потенциал уроков художественно-эстетического цикла способствует развитию эстетического чувства младшего школьника
Задачи исследования:
1. Изучить и провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Подведём итоги материалов первой главы.
Были охарактеризованы теоретические
подходы к развитию эстетического чувства
младшего школьника. Итак, искусство является
основным средством развития эстетического
чувства. Эстетическое воспитание
школьников оказывает положительное воздействие
на их физическое и психическое развитие,
способствуя росту их общей культуры.
Нами были рассмотрены высказывания великих
педагогов, таких как, Д.Б. Кабалевский,
И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко,
Б.М. Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д. Таборидзе,
В.Н. Шацкая и другие, а так же их подходы
к развитию эстетического чувства младших школьников.
Кроме того, нами рассмотрены особенности
развития эстетического чувства в младшем
школьном возрасте, где главную роль в
жизни школьника играет учитель. Поэтому
педагог должен не только заложить прочный
фундамент эстетически развитой личности,
но посредствам эстетического воспитания
заложить подлинное мировоззрение человека,
так как именно в этом возрасте происходит
развитие сущностных эстетических качеств
будущей личности. Таким образом, эстетическое
чувство играет неотъемлемую роль в жизни ребёнка.
Говоря о средствах развития эстетического
чувства можно констатировать, что эстетически
воспитывает буквально всё, вся окружающая
нас действительность. К важному источнику
приобретения эстетического опыта детей
относится и искусство как выражение эстетического
отношения человека к действительности.
Исследовательская работа по развитию художественно-эстетического чувства младшего школьника средствами декоративно-прикладного искусства.
Исследование проводилось в 4
1. Была изучена учебная программы по развитию
художественно-эстетического чувства
средствами декоративно-прикладного искусства
в школе на основе документов, отражающих
практическую деятельность.
2. Констатирующий эксперимент:
были выявлены уровни
3. Формирующий эксперимент: была проведена работа по повышению уровня художественно-эстетического чувства младших школьников на основе программы Н.М.Конышевой «Художественный труд» и включения в эту программу занятий по лоскутному шитью.
4. Контрольный эксперимент: были сделаны выводы по эффективности предложенной методики работы в художественно-эстетическом развитии младших школьников.
1 ЭТАП:
Изучение учебной программы по развитию
художественно-эстетического чувства
средствами декоративно-прикладного искусства.
Программа по трудовому обучению для 1-4
класса «Художественный труд» (основы
дизайнообразования). Автор Н.М.Конышева.
Принципы программы:
1. Общекультурные (духовно-
Формирование через практическую деятельность
системы знаний и представлений об окружающей
действительности: о связи человека и
создаваемой им культурной среды обитания
с единой и гармоничной природой. Содержание
курса призвано также обеспечить расширение
круга художественно-эстетических и специальных
знаний и формирование широких созидательных
возможностей личности.
2. От общего к частному
(в формировании духовно-
3. Целостность формирования дизайнерского мышления.
Единство рационально-логического и духовно-эмоционального. В процессе выполнения изделий ученик рассматривает как часть целого, учитывая возможные эстетические, социально-психологические взаимосвязи с этим целым.
4. Вариативность содержания,
многообразие конкретных тем и изделий,
творчество учителя.
Задачи курса:
1. Духовно-эмоциональное обогащение личности:
- формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте человека в нем;
- воспитание внимательного и участливого отношения к окружающему;
- формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений;
- воспитание уважительного отношения к человеку-творцу.
2. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей.
3. Совершенствование интеллекта, развитие рационально-логического мышления.
4. Расширение кругозора.
5. Развитие руки, глазомера, через формирование практических умений.
Содержание программы.
Весь курс представляет собой
единую систему взаимосвязанных тем, которые
постепенно усложняются. Главным в содержании
обучения является нравственно-эстетический
и социально-исторический опыт человечества,
отраженный в материальной культуре. Профессионально-практические
знания и умения являются
Первый класс «Умелые руки»: представление
о прекрасном в обыденных явлениях природы
и жизни; многообразие цвета и форм в действительности; радость
Второй класс «В природе, в жизни и в мастерской»:
основные идеи взаимосвязи Человека, Вещи
и Природы и пути их познания; основы декоративно-художественного
Третий класс «Наш рукотворный мир» (от
мира природы к миру вещей): природа как
источник инженерных и художественных
идей; основные принципы дизайна.
Четвертый класс «Секреты мастеров»: мир
вещей как источник историко-культурной
информации; традиции и их роль в жизни
и искусстве; традиционные ремесла и приемы
работы как возможность приобщения к человеческой
культуре.
Как мы видим, идеи развития эстетического чувства проходят через всю программу, через все классы начальной школы именно на основе народных традиций, на основе декоративно-прикладного искусства, которому автор придает большое значение в воспитании и развитии школьников.
2 ЭТАП: Констатирующий эксперимент.
Данный этап приходится на начало учебного года.
Цель этапа: выявление уровня развития эстетического чувства младших школьников.
В основе определения развития эстетического чувства были положены критерии, выделенные Б.Т.Лихачевым:
1. психологические;
2. педагогические;
3. социальные.
Психологическими критериями
измеряются способности
Педагогические критерии определяют художественно-эстетический
идеал, уровень его сформированности,
степень развития художественного вкуса.
Он проявляется в качестве выбираемых
детьми произведений искусства для удовлетворения
своих интересов и потребностей, в оценке
явлений искусства и жизни в результатах
своей деятельности. Педагогические критерии
определяют уровень художественно-образного
мышления и творческого воображения, умение создавать
Социальные критерии определяют художественно-эстетической
воспитанность, наличия у воспитанников
широких интересов к различным видам искусств,
глубокой потребности в общении с искусством.
Эти критерии проявляются в поведении
ребенка и его отношениях, во внешнем виде
и трудовой деятельности.
По степени проявления
каждого критерия были
1 уровень (высокий). Процесс создания зрительного образа предмета и его изображение в рисунке протекает при активном анализе характерных признаков формы и строения предмета. Ученик способен выделить такие пространственные свойства изображаемого предмета, как конструктивная основа, близкая к эталонам геометрических форм. Выделяются индивидуальные признаки предмета, место его в пространстве. Параллельно активно происходит процесс синтеза выделенных свойств предмета. Обобщение выделенных свойств происходит в момент интенсивного наблюдения натуры и абстрагирования её, при этом ярко выражены элементы воображения. Это способствует умению изобразить предмет по представлению в любом движении, перемещая его в пространстве. В процессе переработки реальной формы в декоративную проявляется новизна ассоциаций, создается целостный декоративный образ.
2 уровень (средний). Анализ характерных признаков формы и строения предмета протекает менее активно. Не всегда находит отражение конструктивная основа формы, не выделяются ведущие индивидуальные признаки предмета. Менее активно осуществляется анализ выделенных свойств предметов. Обобщение не всегда происходит в процессе наблюдения натуры. Недостаточный уровень абстрагирования ведет к изображению стереотипных положений предмета в пространстве. Соответственно менее активно проявляются элементы воображения, поэтому при изображении предмета по представлению возникает много ошибок, положение предмета не соответствует заданному положению в пространстве. Не возникает целостного декоративного образа, наблюдаются признаки схематизма.
3 уровень (низкий). Процесс создания зрительного образа предмета и его изображение на рисунке протекает без должной опоры на анализ характерных признаков формы и строения предмета. Поэтому не выделяется конструктивная основа предмета, близкая к эталонам геометрических форм. Соответственно нет конкретизации индивидуальных признаков предмета. Процесс обобщения не связан с наблюдением натуры. Преобладает схематичность, стереотипный образ предметов воображения, как в рисовании по представлению, так и в тематическом и декоративном. Бедность ассоциаций, очевидный схематизм мешают процессу преобразования элементов действительности в новую декоративную систему. Декоративный образ при этом почти не возникает.
Содержание эксперимента.
1 задание. Сгруппировать картинки, которые
обладают определенной эмоциональной
выразительностью, достигавшейся не просто
за счет того, что на них изображено, но
в первую очередь, благодаря применению
соответствующих выразительных средств
(цвет, форма, характер штриха и т.д.). Набор
можно было классифицировать и на рациональном
основании (изображение людей, построек
и т.д.) и методом эстетического обобщения
(радостное, праздничное,
Детям были предложены картинки с изображением
растений и животных в разной технике
исполнения: фотография, рисунок (в цвете
и карандашом), стилизованное изображение
(дымковская игрушка, резьба по дереву,
керамика, вышивка). Свой выбор классификации
дети должны были обосновать.
2 задание. На стилизацию
Задача: обобщить форму, придать ей большую
цветовую выразительность, украсить средствами
линии или цвета. Детям выданы картинки
с изображением цветка, необходимо обработать
цвет, форму цветка, обобщить её и стилизовать.
3 задание. Ответить на вопросы анкеты,
исследующей художественные интересы учащихся.
Анкета для учащихся.
1.Подчеркни, какой предмет ты больше всего любишь. | |
1. математика |
4. музыка |
2. русский язык |
5. изобразительное искусство |
3. чтение |
6. физическая культура |
2. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? | |
3. Подчеркни, что тебе больше всего нравится делать в свободное время: | |
1. слушать и читать книги |
6. играть в компьютерные игры |
2. рисовать |
7. ходить в театр |
3. лепить |
8. петь |
4. слушать музыку |
9. заниматься спортом |
5. смотреть телевизор |
|
4.Какие спектакли и фильмы тебе больше всего нравятся? | |
1. про школу |
4. про замечательных людей |
2. сказки |
5. приключения |
3. ужасы, фантастика |
6. исторические, о прошлом |
5.Сколько раз ты был в драматическом театре? | |
1. ни разу |
2. 1-2 раза |
3. 3-4 раза |
4. больше 4 раз |
6. Сколько раз в неделю
ты смотришь передачи по | |
1. не смотрю |
3. 2-3 раза |
2. 1 раз |
4. каждый день |
7.В каких кружках, секциях занимаешься или хотел бы заниматься после школы? | |
Все задания проводились
в начале и конце учебного
года, до и после формирующего
эксперимента, среди учащихся третьих
классов: 3 «А» (контрольный класс
– 24 ученика) и 3 «Б» (экспериментальный
класс – 22 ученика).
В начале года итоги эксперимента были
такими: