Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 17:26, курсовая работа
Актуальность данного исследования заключается в том, что в наше время от нас требуют много нового, интересного и полезного, а творческие способности надо развивать только с раннего до дошкольного возраста. Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдает другим.
Введение ……………………………………………………………........ 3
Глава 1. Теоретические основы понятия творчества творческих способностей у детей дошкольного возраста……................
6
1.1. Значение и виды творческой деятельности детей дошкольного возраста………………………………………….
6
1.2. Проблемы развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста………………………………………….
8
1.3. Условия успешного развития творческих способностей детей дошкольного возраста…………………………………..
11
Глава 2. Методика развития творческих способностей детей дошкольного возраста………………………………………..
13
2.1. Методы успешного развития творческих способностей детей дошкольного возраста ………………………………….
13
2.2. Развитие творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста………………….………………………
14
2.3. Творческие игры как условие развития творческих способностей детей дошкольного возраста………………….
16
Заключение ……………………………………………………………………....
Список использованной литературы………………………………………….
Приложение …………………………………………………………………........ 27
Кроме того, для развития воображения и творческих способностей существуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б.Н. Никитиным6, О. М. Дьяченко и Н.Е. Вераксой7.
Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми. Неоценимую помощь в этом окажут карты Проппа. Говоря о развитии детского воображения с помощью сказки, нельзя не вспомнить замечательную книгу Дж. Родари " Грамматика фантазии ".
У
многих детей надо развивать такую творческую
способность как надситуативно-
Говоря
о проблеме творческих способностей
детей, мне бы хотелось подчеркнуть, что
их эффективное развитие возможно лишь
при совместных усилиях как со стороны
воспитателей дошкольных учреждений,
так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги
жалуются на отсутствие должной поддержки
со стороны родителей, тем более, если
это касается педагогики творчества. Поэтому
целесообразно проводить специальные
беседы и лекции для родителей, на которых
бы рассказывалось о том, почему так важно
развивать творческие способности с детства,
какие условия необходимо создавать в
семье для их успешного развития, какие
приёмы и игры можно использовать для
развития творческих способностей в семье,
а также родителям рекомендовалось бы
специальная литература по этой проблеме.
[Приложение №4]
2.3. Творческие игры как условия, развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. При этом игра понятие многообразное. Об игре сказано много добрых и хороших слов. Её называют источником радости, и королевой детства и восемь чудес света. Игра для ребенка – сама жизнь со всеми ее прелестями, волнениями, тревогами удачами и огорчениями. В наше время столько разнообразных игр, которые увлекательны и любимые. Это игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»: летчики, дочки матери, пожарники, в больницу, в школу, в библиотеку. Психологи установили, что 80 % у детей самые любимые и интересные игры считаются творческими. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошкольников? Среди многочисленных игр у детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. Причем в одних случаях дети сами изображают персонажей сказки, в других – персонажами становятся их игрушки, куклы. Иногда они целиком передают содержание литературных произведений, но порой изменяют, дополняют его.
О творческом характере детской игры говорят многие деятели искусства. К. С. Станиславский8 советовал актерам учиться у детей, игру которых отличает «вера и правда». Известный кинорежиссер Г.Л. Рошаль писал: «всякая детская игра – это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребенок, однако, никогда не теряет своего реального «я». Скача на лошади – стуле, ребенок не думает, что стул под ним – это действительно конь, или стол, на который он карабкается как на горку, - гора. В своей игре он похож на актера (недаром искусство актера называют игрой)… Итак, детская игра может быть названа игрой театральной иллюзией».
Развитие игрового творчества появляется, прежде всего, от постоянного обогащении содержания игры. От богатства и характера содержание игры. От богатства и характера содержание игры зависит развитие замысла и средств изображения задуманного.
В игре постепенно развивается целенаправленность действий. На начало втором и третьем году жизни, как уже отмечалось, дети обычно начинаю играть не задумываясь. В процессе игры возникает цель: приготовить кушать кукле, поехать на машине. На третьем году жизни можно приучить ставить цели в строительных играх, а затем с игрушками.
На четвертом году жизни ребенок способен идти от мысли к действию. Но бывает временами, что цель забывается.
В современных и совместных играх возникает более точно определять цель игры, согласовывать действия, а это самое трудное для малышей.
Без умелого руководства взрослых дети могут задержаться на одном уровне игры. Однако опыт показывает, что на пятом и даже на четвертом году жизни можно научить ребенка выбирать игру, ставить цели и распределять роли. Дети постепенно приучаются определять некоторую последовательность действий, намечать общий ход игры.
Для того что бы воспитать детей в игре надо знать некоторые условия: отвести играм достаточно времени, организовать удобную, спокойную обстановку, подобрать игрушки.
Игры в утренние часы помогают создать у ребят бодрое и радостное настроение на весь день. Играм должно отводить как больше времени, а то иначе дети становятся вялыми, раздражительными, отстают в развитии. Игры так же хороши на площадке. Дети играю там с песком, снегом, превращают из песка и снега великолепные поделки, а также могут делать из камней, веточек и т.д. детская фантазия не ограниченна, главное эту фантазию поддерживать и дальше развивать.
В каждое игре есть свои правила, а как играть с детьми? Мало кто задумывался. Правила игры.
1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый
успех малыша – это обоюдное достижение: и ваше; и его.
Понаблюдайте, как довольны, бывают дети, если им удастся нас
рассмешить или обрадовать.
2. Заинтересовывайте ребенка
не доводите занятия играми до пресыщения.
3. Развивающие игры – игры творческие.
4. Увлечения детей приходят «
остывает интерес к игре, «забывайте» об игре.
5. Для самых маленьких оживляйте игру сказкой или рассказом,
придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам
процесс.
Вывод,
если мы хотим вырасти творческую личность,
значит надо нам подходить ко всему с творчеством.
Ребенка можно удивлять и радовать и сами
родители и педагоги будут рады, что ребенок
стал творить чудеса. Какие же игры можно
дать для его развития творческих способностей?
См. [Приложение 1,2,3,4]
Заключение
Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе творческих способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
3. Самостоятельное
решение ребенком задач,
4. Предоставление
ребенку свободы в выборе
5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно существующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития этого компонента творческих способностей. Для исправления существующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников:
Список используемой литературы
1. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества // Дошкольное воспитание. -1982. - №11. – с. 75.
2. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. - 1990. - №4. – с. 92.
3. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. М.: АПН РСФСР, 1996. с. 96.
4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М.: Академия, 1999. с. 344.
5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. с. 368.
6. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. М.: Просвещение, 2007. с.160.
7. Ендовицкая Т. О. развитии творческих способностей // Дошкольное воспитание. – 1967 - №12. - с.73-75.
8. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. Пенза: Союз, 2001. с. 250.
9. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. //Вопросы психологии. - 1993. - №2. - С.54-62.
10. Крылов Е. Школа творческой личности. // Дошкольное воспитание. -2002 - №7. С.11-20.
11. Крылов Е. Школа творческой личности. //Дошкольное воспитание.
-1992 - №8. с. 15.
12. Леушканова С.В. Теоретические основы изучения природы креативности (естественно – научный аспект). Южно- Сахалинск, 2005. с. 80.
13. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 1993. с. 260.
14. Дьяченко О.М. Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. М.: Знание, 1994. с. 200.
15. Лук А.Н. Психология творчества. Наука, 1978. с.127.
16. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. Рига: Эксперимент, 1994. С. 34.
17. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М.: Просвещение, - 1982. с.128.
18. Нестеренко А. А. Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство ростовского университета. 1993. с. 32.
19. Никитин Б. Развивающие игры. М.: 3нание, 1985. с. 120.
20. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. М., 1956, с. 400.
21. Палашна Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике. //Дошкольное воспитание. -1989 - №6. С. 69-72.
22. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2009. с. 416.
Информация о работе Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста