Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:21, курсовая работа
В своей работе я ставлю целью рассмотреть историю начальной народной школы, а также понять ту роль, которую сыграло петербургское земство в развитии начального народного образования. Во имя распространения грамотности среди сельского населения земства губернии, в первую очередь уездные, приступили к финансированию начальных школ, настойчиво требуя от сельских обществ сохранения имеющихся школ. Тем самым, направляя свои ограниченные средства на увеличение жалования учителей, со временем, совместно с сельскими обществами, земства расширили круг статей расходов на народную школу.
Введение. 3
Глава 1. Состояние народного образования в Санкт-Петербургской губернии в 90 - е гг. 19 века. 7
1.1 История развития народного образования до Крестьянской реформы 1861 года. 7
1.2 Развитие народного образования после Крестьянской реформы 1862 года. 8
1.3 Народные и церковные библиотеки. 12
Глава 2. Земская начальная народная школа Санкт-Петербургской губернии в начале 20 века (до 1914 года). 16
2.1 Развитие школы и методы обучения. 16
2.2 Процесс обучения. 18
2.3 Проблемы и противоречия. 24
Глава 3. Земское образование и его участь в последние годы своего существования (до 1918 года) 26
Заключение 29
Список используемой литературы: 36
В своей практической деятельности земские школы старались опираться на поддержку местного населения. Когда же эта поддержка отсутствовала или была недостаточной, земствам приходилось прибегать к насилию, требуя от крестьян исполнения распоряжений земских учреждений. Сохранение имеющихся народных школ, настойчивость и требовательность земских деятелей стали основными методами формирования народного сознания, в пользу обязательного обучения и всеобщей грамотности. Чтобы показать значимость собственных усилий в развитии народной земской школы, земства приступили к поддержке имеющихся министерских, церковно-приходских одноклассных начальных школ.
Несомненно, деятельность земства Санкт-Петербургской губернии в организации и осуществлении начального народного образования, имеет большое значение. Пользуясь близостью к Санкт-Петербургу, земские деятели использовали любую возможность, чтобы привлечь внимание широкой общественности, государственных чиновников, самого народа к решению назревших проблем в развитии народного образования. Со всей настойчивостью и решительностью земства демонстрировали свою готовность разделить с государством ответственность за развитие народного образования в губернии. На базе имеющихся и открывающихся народных школ народные учителя использовали передовые методы и приёмы работы с учениками, стремились достигнуть значительных результатов в развитии начального народного образования.
Земствами были подготовлены и специалисты для начальной школы -народные земские учителя. К концу своей деятельности Петербургское земство сумело добиться определённого улучшения условий труда земских учителей. Земские учителя губернии имели более высокую зарплату в сравнении с учителями других типов школ и в целом по стране. Своим вниманием к учительству земства добивались повышения общественного статуса народных учителей.
Земская школа явила нам собой результат наметившейся еще в 18 веке динамики к секуляризации общественного сознания. Происходит расщепление сознания - убеждения и религиозные привычки перестают соответствовать жизненным установкам и принципам. Таким образом, мало-помалу в высшем русском обществе утверждается западноевропейское протестантское отождествление духа с разумом и мышлением и оно замещает собой духовную ипостась, которая как онтологическая данность исчезает из области социального внимания. И как следствие этого происходит переосмысление целей и ценностей воспитания, главной из которых становится подготовка человека к той жизни, с которой он будет иметь дело на земле, для чего необходимо было вооружить его, прежде всего, научными знаниями, а также развить умственные способности. Нравственность же, в свою очередь, представлялась ценной лишь потому, что являлась весьма важным условием для мирного сосуществования людей.
В процессе генезиса новой земской школы, земства сформировали и новый тип земского деятеля - земского учителя. Во имя этого земства, и Санкт - Петербургской губернии в том числе, поддерживали более высокое его материальное положение, старательно следили за его благонадёжностью, требовали от сельских обществ предоставления жилья для учителя, добивались сохранения педагогического персонала в губернии используя метод поощрения (награды за выслугу лет, введение пенсий, различные премии).
К устранению пробелов в начальном народном образовании земства Санкт-Петербургской губернии приступили лишь спустя 2 - 3 года после вступления в силу Положения 1864 года о губернских и уездных земских учреждениях. Под опекой уездных земств оказались начальные народные школы всех типов без исключения: и министерская, и сельская (народная), и церковная. Это явление имело очень большое значение. Поддержка земствами имеющихся школ и открытие новых способствовали распространению грамотности среди сельского населения. Носителем знаний был народный (земский) учитель. Земство постоянно работало над повышением как профессионального, так и культурного уровня народных учителей, в том числе и распространением передового опыта. Главенствующая роль в подготовке народных учителей была отведена в первую очередь губернскому земству. Уездные земства тоже не оставляли этот вопрос без внимания, организуя педагогические курсы и съезды для своих учителей.
Подводя итоги хочется заметить следующее:
Во - первых, земства Санкт-Петербургской губернии в своей повседневной деятельности, а главным образом в факультативной ее части (в том числе в. народном образовании), сумели сочетать управленческие функции с элементами самоуправления. Они шли путем от финансовой поддержки имеющихся народных школ к организации самостоятельного учебного процесса в начальной школе, от исполнения министерских распоряжений в сфере народного образования до открытия собственных земских школ и введения собственных инициатив.
Двойственность положения
земств (ограничение функций
Народная школа переросла в общественно - земскую, а затем уже и в земскую. В школу пришёл новый учитель, заметно выросла общая грамотность населения, явственно увеличилось число школ. Губернское земство всеми силами поддержало уездные земства в передовых начинаниях.
Во - вторых, народная (земская) школа, прошедшая долгий путь от народной (сельской), общественно - земской до чисто земской, при помощи земств губернии получила не только организационное оформление, но и она приобрела новое содержание. Процесс становления земской школы сильно затянулся и охватил значительный период 60 - 80-х годов 19 века. Земская школа была всесословной, всеобщей, бесплатной и вседоступной. Изменениям подверглись все тогдашние составляющие школьного дела: начиная от преподавания новых предметов, количества учебного времени, школьных программ, постройки специальных школьных зданий, заканчивая народным учителя и самими учениками. Благодаря целенаправленной, последовательной, упорной и настойчивой деятельности уездных земств, произошел кардинальный переворот общественного сознания крестьянства в пользу образования. В начале 20 века земская школа становится ведущим типом среди всех начальных учебных заведений в большинстве (в 6 из 8) уездов Санкт - Петербургской губернии.
В - третьих, рождённая в недрах земского движения, идея всеобщего обязательного начального обучения стала достоянием гласности и только благодаря этому стали возможны такие изменения. На основе этой идеи была в свою очередь выдвинута идея непрерывного образования, первой ступенью которого должна была стать начальная школа, целью которой был упор на развивающий и воспитывающий характер обучения. Эта идея всеобщего обязательного обучения стала объединяющим началом в деятельности Санкт - Петербургских уездных и губернского земств. Начина же с 90 - х годов 19 века губернское земство, не без поддержки уездных земств, осуществляло пропаганду идеи всеобщего обучения. Появление закона о переходе ко всеобщему обязательному начальному обучению (1908) стало одним из важнейшим завоеванием земств Санкт-Петербургской губернии и большим шагом в повышении всеобщего уровня грамотности.
В - четвёртых, сохраняя старые
и открывая новые школы, земство в то же
время большое внимание уделяло начальной
подготовке учительского персонала для
всех типов народных школ. Проявив определенную
инициативу и изрядную долю смелости,
вопреки министерским
В - пятых, все же несмотря на явные успехи земств Санкт-Петербургской губернии в развитии начального народного образования в 1864 - 1914 годах, следует отметить также и то, что не удалось достичь. Как в начале, так и в конце земской деятельности начальных школ было мало, все еще сохранялся низкий уровень культуры и грамотности сельского населения, отсутствие материальной поддержки народных учителей и общая нищета народной школы.
Стесненные рамками
Мелочная опека со стороны государства, многочисленнейшие ограничения сужали эту сферу деятельности земств Санкт-Петербургской губернии, понижая эффективность и результативность их работы. Полного самоуправления земства так и не смогли добиться.
История возникновения, становления и развития земской школы являла взору картину борьбы между правительством и русским обществом за школу. В связи с начавшейся школьной реформой 1908 года, требовалось соединение усилий государства и местных органов самоуправления «в выработке форм, в которых могла бы выражаться общая совместная деятельность правительства и местных учреждений в пользу народного образования». К большому сожалению сожалению этого не произошло.
1. Белинский В. Г. Избранные
педагогические сочинения. - М. , 1982.
2. Бим-Бад Б. М. Педагогические течения
в начале XX века. - М, 1998.
3. Бунаков Н. Ф. Избранные педагогические
сочинения. - М. , 1953.
4. Ганелин Ш. И. Очерки по истории средней
школы в России второй половины XIX в. - М.
, 1954.
5. Герцен А. И. , Огарев Н. П. О воспитании
и образовании. - М, 1990.
6. Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в
7. Джуринский А. Н. История педагогики:
Учеб. пособ. - М. , 2000.
8. Добролюбов Н. А. Избранные педагогические
сочинения, - М. , 1986.
9. Егоров С. Ф. Теория образования в педагогике
России нач. XX в. -М. , 1987.
10. Заварзина Л. Э. Исторические очерки
русской педагогики: Философско-исторический
аспект. - Воронеж, 1998.
11. Заварзина Л. Э. Педагогика: Исторические
портреты. Воронеж, 1997.
12. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания
в свете христианской антропологии. - М.
, 1993.
13. История педагогики и образования. От
зарождения воспитания в первобытном
обществе до конца XX в. : Учеб. пособ. / Под
ред. А. И. Пискунова. -М. , 2001.
14. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические
сочинения. - М. , 1982.
15. Очерки истории школы и педагогической
мысли народов СССР. 2-я половина XIX в. /
Под ред. А. И. Пискунова. - М. , 1976.
16. Очерки истории школы и педагогической
мысли народов СССР. Конец XIX - нач. XX в.
/ Отв. Ред. Э. Д. Днепров. - М. , 1991.
17. Пирогов Н. И. Избранные педагогические
сочинения. - М. , 1985.
18. Розанов В. В. Сумерки просвещения. -М.
, 1990.
19. Свободное воспитание: Хрестоматия
/ Сост. Г. Б. Корнетов. - М. ,
1995.
20. Смирнов В. З. Реформа начальной и средней
школы в 60-х гг. XIX в. -М. , 1954.
21. Соловьев а В. Д. Педагогические взгляды
и деятельность Н. Ф. Бунакова. - М. , 1960.
22. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения.
- М. , 1989.
23. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения
в 2-х томах. - М. , 1974.
24. Фрадкин Ф. А. , Плохова М. Г. , Осовский Е.
Г. Лекции по истории отечественной педагогики.
- М. , 1995.
25. Шаталов А. А. Проблема народной школы
в педагогике Л. Н. Толстого. - М. , 1995.
Сайты:
http://www.bibliotekar.ru
http://www.gumer.info
http://gnpbu.ru
http://ru.wikipedia.org
1 Белинский В. Г. Избранные педагогические сочинения. - М. , 1982, стр. 106
2 Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб. пособ. - М. , 2000, стр 84
3 Заварзина Л. Э., Исторические очерки русской педагогики: Философско-исторический аспект. - Воронеж, 1998, стр. 125
4 Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб. пособ. - М. , 2000, стр 140
5 Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - нач. XX в. / Отв. Ред. Э. Д. Днепров. - М. , 1991
6 Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. - М. , 1982, стр 89
7 Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. - М. , 1982, стр. 101.