Развитие народного образования в Санкт-Петербургской губернии в конце 19 века и начале 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

В своей работе я ставлю целью рассмотреть историю начальной народной школы, а также понять ту роль, которую сыграло петербургское земство в развитии начального народного образования. Во имя распространения грамотности среди сельского населения земства губернии, в первую очередь уездные, приступили к финансированию начальных школ, настойчиво требуя от сельских обществ сохранения имеющихся школ. Тем самым, направляя свои ограниченные средства на увеличение жалования учителей, со временем, совместно с сельскими обществами, земства расширили круг статей расходов на народную школу.

Оглавление

Введение. 3
Глава 1. Состояние народного образования в Санкт-Петербургской губернии в 90 - е гг. 19 века. 7
1.1 История развития народного образования до Крестьянской реформы 1861 года. 7
1.2 Развитие народного образования после Крестьянской реформы 1862 года. 8
1.3 Народные и церковные библиотеки. 12
Глава 2. Земская начальная народная школа Санкт-Петербургской губернии в начале 20 века (до 1914 года). 16
2.1 Развитие школы и методы обучения. 16
2.2 Процесс обучения. 18
2.3 Проблемы и противоречия. 24
Глава 3. Земское образование и его участь в последние годы своего существования (до 1918 года) 26
Заключение 29
Список используемой литературы: 36

Файлы: 1 файл

КУРСАЧЖИЕСТЬБРАТАН.docx

— 77.31 Кб (Скачать)

По мнению МНП, крестьянским детям нужны были преимущественно практические навыки в различных ремеслах и прикладные знания в области сельскохозяйственного производства, а народная школа должна была предоставить им такую возможность. Комментируя политику властей в деле профессионализма начального образования, В. П. Вахтеров отмечал: «Народная школа стала изображать собой крепость, осажденную со всех сторон. Одни хотели, чтобы школа приготовляла пахарей, другие - огородников, садоводов и пчеловодов, третьи – столяров и сапожников…».

Однако, несмотря на указанные  министерские подходы, земская школа стремилась, в первую очередь, заложить фундамент общеобразовательной подготовки, освоения учащимися основ научных знаний, прививала элементы теоретического мышления и формировала мировоззренческие установки. Она в большей степени, чем казенные, министерские училища была сориентирована на усиление развивающей роли учебно - воспитательного процесса. Методика преподавания дисциплин была нацелена на ориентационные действия учащегося, когда в ходе занятий полученные знания приобретали характер ценностного освоения, когда уроки способствовали развертыванию личностных, культурно - ценностных механизмов.

Подобные подходы в  обучении существенно отличались от вербальных методов и форм догматической передачи готовой информации, монологичного и обезличенного словесного преподавания, достаточно характерного для преподавания в министерских училищах и полностью соответствующего официальным учебным программам. Данное обстоятельство выгодно отличало в этом плане земскую народную школу, которая за счет новаторского труда преподавателей приобщала сельских учеников к «интеллигентности», так как не просто давала некий объем знаний и умений, но способствовала культурному росту крестьянских детей, обеспечивая тем самым интеграцию культурных ценностей в обществе. В общении с учителем школьники отчасти выступали носителями его субкультуры, поскольку образ мыслей и стиль жизни учителя становились объектом для подражания, примером саморазвития и самореализации. Духовный мир педагога, его жизненные установки помогали ученикам воспринимать культурные ориентации других слоев населения, приобщаться к общей национальной культуре социума.

По окончании школы  проводились выпускные экзамены, по результатам которых выдавались свидетельства об окончании школы. Экзамены были государственными и проводились  не учителями, а членами уездного училищного совета, то есть преимущественно  чиновниками. То, что экзамены проводили  не педагоги, а лица, не имеющие специальной  квалификации, воспринималось учителями  как проявление обидного недоверия  к их деятельности. Экзамены не были обязательными для учеников. Экзамены были короткими и простыми (как  правило, один вопрос на предмет), не имели  формальной программы или официально утверждённых вопросов - они представляли собой импровизацию, зависевшую от подхода экзаменатора. В 1907 году были опубликованы минимальные экзаменационные требования МНП, которые оказались ещё ниже, чем общепринятые на тот момент; в частности, от учеников вообще не требовалось никаких навыков правописания. Школы предпочитали держаться выработанных практикой более сложных экзаменационных требований.

Занятия в школе оканчивались в апреле, перед началом весенней распутицы. Экзамены же проводились  тогда, когда членам училищного совета было удобнее добраться до деревень, — в начале лета. Многие ученики не могли отвлечься от хозяйственных забот, а также не желали повторять учебный курс перед экзаменами. В результате процент учеников, формально окончивших школу и получивших свидетельство, был очень небольшим. В 1905 году свидетельства об окончании училища получили только 9 % от общего числа учеников сельских школ, хотя теоретически школу должно было закончить около 30 % учащихся.

Формально существовала ещё  и министерская инструкция 1875 года, предписывавшая устраивать переводные экзамены по окончании каждого года обучения. В действительности такие  экзамены проводились только в «министерских» школах.

После введения в 1874 году всеобщей личной воинской повинности выпускники начальных училищ получили весьма значимую льготу. Срок службы для них был сокращён до 4 лет, в то самое время как служба на общих основаниях продолжалась 6 лет. Правда для получения льготы нужно было не только проучиться в школе три года, но и к тому же сдать официальный экзамен, получив свидетельство об окончании школы7.

В 1905 году общий срок службы был сокращён до трёх и четырёх  лет (в различных родах войск), а льготы для выпускников начальных  народных училищ были отменены, что  вполне ожидаемо не повысило интерес учеников к получению свидетельств об окончании школы.

Учебный курс одноклассного  народного училища с трёхлетней продолжительностью обучения, собственно, не имел целью дать учащимся ничего, кроме элементарной грамотности. Официальные лица с некоторой гордостью отмечали, что одноклассная школа ведомства Министерства народного просвещения формирует вполне устойчивые начальные навыки грамотности у 90 % обучающихся, причём для этого вовсе не обязательно проходить все три года обучения. Было широко распространено мнение, что «нынешние школы могут быть названы только школами грамоты … они не дают образования, но открывают возможность получить его».

2.3 Проблемы и  противоречия.

 

По мнению автора официального «Журнала Министерства народного просвещения»:

«Самое ценное практическое значение… принадлежит лишь умению читать и писать. Этим умением ученик… может потом воспользоваться, в интересах не только расширения своего духовного кругозора, но и улучшения материального положения. Что касается всех остальных приобретённых в школе познаний, то они, при своей поверхностности и абстрактном характере, не имеют и не могут иметь особенно важного и ценного практического значения».

Тот же автор справедливо полагал, что выпускник сельской школы не может рассказать своими словами ни о каких прочитанных им книгах, не может написать простейшее сочинение о каком-либо случае из своей жизни или расписку при покупке коня, не способен рассчитать, сколько сдачи следует получить с 1 рубля при покупке 1 пуда 17 фунтов овса по цене 32 копейки за пуд, не умеет изложить простейшие основы христианского вероучения своими словами, а не в заученных выражениях.

С самого основания земской школы не прекращалась дискуссия о том, какой из двух путей следует выбрать: сосредоточить ли обучение на получении устойчивой грамотности, не сообщая детям никаких знаний о мире, или же придать курсу общеобразовательный (или профессиональный) характер, при сокращении времени на обучение грамотности. Итоги дискуссии оказались компромиссными: хотя одноклассная школа осталась школой грамотности, но в программу же старшего класса двухклассной школы постепенно, в небольших количествах, были включены история, география и обществознание. При всем этом позиция церковно - приходской школы, состоявшая в том, что школа должна давать детям не столько знания, сколько религиозно - нравственное воспитание (заключавшееся на практике в чтении Псалтири на церковно-славянском языке и тупом заучивании молитв), вызывала в земской среде абсолютное естественное неприятие.

 

Глава 3. Земское образование и его участь в последние годы своего существования (до 1918 года)

 

Министерство народного  просвещения Временного правительства, возникшего в результате Февральской  буржуазно-демократической революции, за 8 месяцев своего существования  не провело ни одного мероприятия  по начальному образованию. Оно заботилось о сохранении буржуазно-помещичьей системы просвещения, в том числе  и старых бюрократических форм руководства  школой.

Кое-что было предпринято  в области среднего и высшего  образования в интересах самой  буржуазии: открыто около двадцати средних школ и несколько высших учебных заведений, повышена заработная плата учителям средних школ и  преподавательскому персоналу высшей школы.

Временное правительство  провело некоторые робкие меры по ликвидации национальных ограничений  для поступающих в учебные  заведения. Нерусским народам разрешено  было употреблять родные языки, но только в делопроизводстве частных обществ  и в частных учебных заведениях.

Революционная обстановка активизировала учительство и учащихся. Передовые  учителя посылали в министерство просвещения проекты изменения  системы народного образования, форм руководства школой, содержания и методов обучения. Министерство отмалчивалось или создавало  различные комиссии, деятельность которых  сводилась к словопрениям.

Государственный комитет  по народному образованию, возникший  по инициативе учительских организаций  весной 1917 года для разработки общего плана и теоретических основ  предстоящей реформы просвещения, не был официально утвержден правительством. Комитет разработал много различных  законопроектов, но они не получили силу закона.

Большевики разоблачали  антинародную политику Временного правительства  в области просвещения и соглашательские  действия в этой области Всероссийского учительского союза.

В мае 1917 года, когда были объявлены выборы в районные и  городские думы, Центральный Комитет  партии поручил Н. К. Крупской подготовить  проект предложений о том, что  должно делать местное городское  самоуправление в области народного  образования. В статье «Школьная  муниципальная программа», опубликованной в газете «Правда», Н. К. Крупская призывала  органы самоуправления развернуть борьбу за единую всеобщую трудовую школу.

В период непосредственной подготовки социалистической революции, в мае 1917 года, В. И. Ленин разработал «Материалы по пересмотру партийной  программы». В связи с переходом  революции от первого этапа —  буржуазно-демократического ко второму  этапу - социалистическому были намечены необходимые изменения в программу, принятую II съездом РСДРП. Проект таких изменений был составлен Н. К. Крупской и принят В. И. Лениным. В «Материалах» предлагается дополнить пункт об отделении школы от церкви требованием полной светскости образования, указывается на необходимость осуществления политехнического образования, которое знакомило бы детей до 16 лет в теории и на практике со всеми главными отраслями производства, а также установления тесной связи обучения с детским общественно производительным трудом. В «Материалах» говорится о необходимости передать дело народного образования в руки демократических органов местного самоуправления, о введении выборности учителей непосредственно самим населением и его праве отзывать нежелательных учителей.

Коммунистическая партия, руководимая В. И. Лениным, создала  еще в условиях царизма общий  план коренных преобразований в области  просвещения и школы, который  стала творчески осуществлять после  Великой Октябрьской социалистической революции. На основе своей многосторонней революционной политической и культурно - просветительной деятельности, анализируя и обобщая пути и тенденции общественного развития в конце 19 - начале 20 века, она внесла большой вклад в учение Маркса - Энгельса о воспитании.

  

Заключение

 

Прошло уже более 150 лет с того момента, как в самодержавно - бюрократической системе России появился новый институт управления -земство. Первоначально, введённые в 34 губерниях страны, земства представляли собой на тот момент всесословные выборные органы. Вводились земства как на губернском, так и на уездном уровне. Губернским и уездным земствам присваивалась хозяйственно - финансовая функция управления непосредственно на местах. Удовлетворение повседневных нужд народа стало основным видом деятельности земств. Народное образование, здравоохранение, агрономическая служба - именно в этих направлениях земства достигли особенно значимых результатов. Ну а первое место по результативности заняло начальное народное образование.

Земские деятели (гласные, члены земских управ, земские учителя) своей практической деятельностью добивались ответов на вопросы, которые поставила жизнь в эпоху реформ 60 - 70-х годов 19 века. Конкретно в сфере народного образования - это обязательность начального обучения, источники финансирования народного образования, роль государства и степень участия духовенства в народном образовании, бесплатность и всеобщая доступность обучения, организация процесса внешкольного образования и воспитания. Все эти проблемы требовали своего скорейшего разрешения и общество в лице земств взяло инициативу в свои руки.

История образования в Санкт-Петербургском земстве началась одновременно с историей земств страны с самого первого в стране двухклассного училища и неразрывно связана с процессами общероссийского масштаба. Однако те условия, в которых происходило его функционирование и специфика региона наложили свой отпечаток на деятельность земств Санкт-Петербургской губернии. С одной стороны, мы видим что близость к столице и тесная связь с ней создавали благоприятные условия для деятельности губернского и уездных земств. С другой стороны же - деятельность общественности находилась под постоянным контролем органов власти.

Обстоятельствами, которые сдерживали общественную инициативу и ограничивали плоды труда Санкт-Петербургского земства, являлись обширная территория губернии, низкая плотность населения, а также его малочисленный состав.

Петербургское земство, чётко  следуя букве закона, проявляло заметную умеренность и некоторый консерватизм в своей работе. Лишь однажды оно выступило в оппозицию власти (1867 год). В дальнейшем Санкт-Петербургское земство таких попыток не предпринималось.

Санкт - Петербургские губернское и уездные земские собрания, как распорядительные органы местного управления, на протяжении всего времени своего существования поднимали вопросы, которые были  связанны с совершенствованием имеющейся системы начального народного образования. На всех собраниях без исключения вопросам народного образования отводилось самое что ни на есть значительное место. Земские управы претворяли эти решения в жизнь, возглавляя и направляя работу общественности, в том числе и народных земских учителей.

Земства вели широкую агитационную работу по распространению и принятию своих инициатив в развитии начального народного образования. Благодаря земцам в общественном сознании укрепилась мысль о школе как об учреждении, где будут формироваться достойные граждане своей страны. Уже во второй половине 19 века была сформулирована цель общеобразовательной школы, а именно – раскрытие и развитие личности ученика. Основной задачей школы стало формирование собственного взгляда учащихся на окружающую природу и жизнь. Именно это способствовало тому, что  крестьяне  со временем решили сделать свой выбор в пользу земской школы. Крестьяне желали иметь школу, которая "учила бы детей их не только грамоте и счёту, но и сообщала им неспециальные и прикладные, а общеобразовательные и гуманитарные знания".

Информация о работе Развитие народного образования в Санкт-Петербургской губернии в конце 19 века и начале 20 века