Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:21, курсовая работа
В своей работе я ставлю целью рассмотреть историю начальной народной школы, а также понять ту роль, которую сыграло петербургское земство в развитии начального народного образования. Во имя распространения грамотности среди сельского населения земства губернии, в первую очередь уездные, приступили к финансированию начальных школ, настойчиво требуя от сельских обществ сохранения имеющихся школ. Тем самым, направляя свои ограниченные средства на увеличение жалования учителей, со временем, совместно с сельскими обществами, земства расширили круг статей расходов на народную школу.
Введение. 3
Глава 1. Состояние народного образования в Санкт-Петербургской губернии в 90 - е гг. 19 века. 7
1.1 История развития народного образования до Крестьянской реформы 1861 года. 7
1.2 Развитие народного образования после Крестьянской реформы 1862 года. 8
1.3 Народные и церковные библиотеки. 12
Глава 2. Земская начальная народная школа Санкт-Петербургской губернии в начале 20 века (до 1914 года). 16
2.1 Развитие школы и методы обучения. 16
2.2 Процесс обучения. 18
2.3 Проблемы и противоречия. 24
Глава 3. Земское образование и его участь в последние годы своего существования (до 1918 года) 26
Заключение 29
Список используемой литературы: 36
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Состояние народного образования в Санкт-Петербургской губернии в 90 - е гг. 19 века. 7
1.1 История развития народного образования до Крестьянской реформы 1861 года. 7
1.2 Развитие народного образования после Крестьянской реформы 1862 года. 8
1.3 Народные и церковные библиотеки. 12
Глава 2. Земская начальная народная школа Санкт-Петербургской губернии в начале 20 века (до 1914 года). 16
2.1 Развитие школы и методы обучения. 16
2.2 Процесс обучения. 18
2.3 Проблемы и противоречия. 24
Глава 3. Земское образование и его участь в последние годы своего существования (до 1918 года) 26
Заключение 29
Список используемой литературы: 36
Как мы знаем, история Санкт
- Петербургской губернии
Знаменитая Крестьянская
В своей работе я ставлю целью рассмотреть историю начальной народной школы, а также понять ту роль, которую сыграло петербургское земство в развитии начального народного образования. Во имя распространения грамотности среди сельского населения земства губернии, в первую очередь уездные, приступили к финансированию начальных школ, настойчиво требуя от сельских обществ сохранения имеющихся школ. Тем самым, направляя свои ограниченные средства на увеличение жалования учителей, со временем, совместно с сельскими обществами, земства расширили круг статей расходов на народную школу. Земства Санкт-Петербургской губернии включили в сферу своей постоянной заботы не только начальную школу, но и все типы имеющихся начальных школ, включая такие как: министерские, церковно-приходские, школы грамоты и другие. Именно земствам принадлежит заслуга в распространении грамотности среди населения губернии. Только благодаря земству появилась доступная для населения бесплатная начальная школа, ставшая в полном смысле этого слова земской. В результате целенаправленной деятельности земств, сложился новый тип учителя, который вместил в себя черты общественного деятеля, просветителя, педагога, гражданина-патриота, любящего своё Отечество, свою «малую» и большую родину. Земства начала 20 века предвосхитили идею регионального образования как действенного орудия в воспитании подлинного гражданина Отечества на близком и доступном для подрастающего поколения местном материале.
В среде земских деятелей Санкт-Петербургской губернии зародились многие инициативы и начинания, ставшие сутью деятельности земских учреждений страны. В деле народного образования уездные и губернское земства Петербургской губернии выступили не только инициаторами, но и проводниками многих начинаний. Среди них: подготовка народных учителей, учительские съезды и курсы, постановка вопроса о введении всеобщего обязательного начального обучения и начало его реализации.
Взяв под свою опеку сельскую (народную) школу, земства заложили в нее и основные традиции земской школы, идеи и принципы которой актуальны и в современной школе. Это доступность и всеобщий характер обучения, создание условий для всестороннего развития личности, воспитывающий и развивающий характер обучения. Земскими деятелями была сформулирована задача школы - формирование правильного взгляда учащихся на окружающую природу и жизнь, воспитание чувства долга перед семьей и Родиной.
Таким образом, предметом изучения является место и роль земств Санкт-Петербургской губернии в создании условий для роста грамотности сельского населения, в создании новой земской школы, формировании нового типа земского деятеля, представителя "третьего элемента" - народного учителя. Объектом исследования же мы выберем земские школы и библиотеки рассматриваемого временного промежутка.
Периодизация деятельности земств Санкт-Петербургской губернии соответствует общепринятой. Условно деятельность земств можно разделить на пять этапов, из которых первый, второй и частично третий относятся к освещенному в данном исследовании периоду.
Первый этап - 60 - 80 - е годы 19 века. На этом этапе были выработаны основные принципы и определены направления земской деятельности в развитии начального народного образования. Губернское и уездные земства действовали независимо и автономно друг от друга. Попечение о народных школах являлось обязательной частью деятельности уездных земств, а подготовка учительского персонала - губернского земства.
В 90 - е годы 19 века земства Санкт-Петербургской
губернии вступили в новый, второй этап
своей деятельности. Начало нового этапа
земской деятельности (90 - е годы 19 века
- первые годы 20 века) было ознаменовано
появлением нового Положения о губернских
и уездных земских учреждениях (июль 1890
г.). Активность многих земских учреждений
в различных сферах общественной жизни,
в том числе в народном образовании, вызванная крестьянскими
Усилив дворянский элемент в земских учреждениях и административный контроль за деятельностью земств, Положение вступило в противоречие с потребностями времени. Никакие ограничения были не в силах остановить созидательную деятельность земств, более того, земствами поднимается вопрос о наделении земских учреждений политическими правами.
Инициатива уездных земств в развитии начального народного образования получила финансовую поддержку со стороны Санкт-Петербургского губернского земства. Деятельность уездных и губернского земств стала более согласованной. Главным направлением деятельности земств губернии стала подготовка и введение всеобщего обязательного начального обучения. К началу 20 века народное образование вышло на первое место в земских расходах и стало приоритетным направлением земской деятельности.
Третий, межреволюционный, период
(1907 - 1918 гг.) деятельности земских учреждений
характеризуется дальнейшим ростом количества
народных школ, учащихся и учителей. Народная
школа получила постоянную финансовую
поддержку государства, а Государственная
дума приняла закон о всеобщем обязательном
начальном обучении (1908 г.). Огромную роль
в достижении этого результата сыграли
земства страны, в том числе Санкт-Петербургское.
Преодоление всеобщей неграмотности
Первые попытки создать единую многоступенчатую систему начальных школ были предприняты еще в царствование Екатерины II. В 1782 году была создана Комиссия об устройстве народных училищ, а в 1786 году издан Устав народным училищам. В губернских городах предполагалось устроить главные народные училища с пятилетним курсом, в уездных — малые народные училища с двухлетним курсом. Планы осуществлялись чрезвычайно медленно, школьная сеть финансировалась плохо и практически не развивалась. В 1790 - х годах в школах обеих ступеней обучалось 17 - 18 тысяч учеников.
Очередная реформа образовательной системы была предпринята в 1801 - 1802 годах при учреждении Министерства народного просвещения. По Уставу учебных заведений 1801 года начальные школы были разделены на два разряда - уездные и приходские училища. На содержание уездных училищ с пятилетним курсом были выделены бюджетные ассигнования, а их учителя получили права государственных служащих; этот тип высших начальных училищ постепенно развился в том объёме, в каком и предполагалось законом (одно училище на уезд). Учреждение же и финансирование низшей ступени - приходских училищ - возлагалось на сами приходы и сословные общества, причём было полностью добровольным.
Результатом такой политики явилась крайняя недоразвитость начальной школы. К началу царствования Александра II (1856 год) в Российской империи было всего лишь 3842 одноклассных начальных училища, 106 из которых содержалось правительством, 101 - Святейшим синодом, 483 были конфессиональными неправославными и 3066 были общественными, то есть содержавшимися за счёт сельских обществ, волостей, городских мещанских обществ. В сельской местности имелось 3151 училище. При численности населения на тот момент в 72 миллионов человек, одно одноклассное училище приходилось приблизительно на 19 тысяч жителей, что по факту являет собой отсутствие возможности получения начального образования в сельской местности1.
В первый период царствования Александра II, до земской реформы 1864 года, развитие учебного дела несколько сдвинулось с мёртвой точки. В 1856 - 1863 годах было открыто еще 2983 начальных училища, из которых 2709 находилось в сельской местности.
Состояние школьного дела
было столь же печальным, сколь и
количественные результаты развития школьных
сетей. «Школы не удовлетворяли даже
самым скромным требованиям педагогики
и были ниже всякой критики и с
учебной, и с хозяйственно-
Крестьяне разумно предпочитали не устраивать за свой счёт регулируемые государством приходские училища, а организовывать обучение своих детей значительно менее формальным (и менее затратным) образом. «Домашние крестьянские школы» устраивались без извещения властей и без всяких правил. Учителями в этих школах были грамотные крестьяне, отставные солдаты, писари; учение проводилось в избах самих крестьян поочерёдно. Учебный год в неформальной школе был коротким, а обучение ограничивалось получением простейшими навыков грамотности. К сожалению статистических сведений, позволяющих оценить распространённость крестьянских школ, не существует; однако живое воспоминание о данном типе школы имели все авторы литературы по образованию, родившиеся в эпоху крепостного права. В развитии начального образования после учреждения земств прослеживаются три основных этапа. На первом этапе (до начала 1880 - х годов) основная инициатива учреждения школ (и основное бремя финансирования) лежала на самих крестьянах (объединённых в сельские общества и волости).
По земскому исследованию 1882 года, грамотность в Санкт - Петербургской губернии была распространена слабо, а именно: среди местного сельского населения на 1000 чел. приходилось только 151 грамотных; в Санкт-Петербургском уезде она поднималась до 312 человек на 1000, а в Лужском спускалась до 98 человек. Еще более значительной была разница между грамотными мужчинами и женщинами, если первых на 1000 человек приходилось 246, то вторых только 61. За истекшие 15 лет развитие грамотности значительно подвинулось вперед. Среди новобранцев грамотные в 1898 году составляли уже 77%; из 1000 детей школьного возраста в 1882 году обучалось 238 человек, а в 1895 году 479 человек, то есть в два раза больше. Начальных народных училищ, городских и сельских, в 1897 - 98 учебном году было 875, из них земских 290, церковно-приходских 250, воспитательных домов 80, министерских 73, лютеранских 60, частных учебных заведений 3 - го разряда 54, сельско - общественных 18, фабрично-заводских 16 и прочих разрядов 34; в них обучалось около 45500 детей, т. е. свыше половины всего числа детей школьного возраста2. С целью распространения внешкольного образования устраиваются чтения со световыми картинами и народные библиотеки. В 1897 - 1898 учебном году чтения устраивались при 160 училищах и было произнесено 1274 чтений; в среднем на каждом чтении присутствовало 106 человек; взрослые составляли 60%, дети 40%, мужчины 58%, женщины 42%; ученики школ составляли только 23%; таким образом, народные чтения действительно являются средством к внешкольному образованию народа. Народные библиотеки в Санкт - Петербургской губернии стали устраиваться лишь в самое последнее время, на совместные средства земства, крестьянских обществ и частных лиц. В 1898 году прочно устроенных народных библиотек было 95, из них 38 в одном только Лужском уезде, где в устройстве библиотек приняли деятельное участие как волостные крестьянские общины, так и земство.
Начнем с того, что в законах Российской империи до 1860 года про открытие библиотек для народа, равно как и публичных, т.е. общественных, практически ничего не говорилось.
Как известно, до земской реформы 1864 года, на территории современной Ленинградской области начало было положено сначала старейшими монастырскими, церковными библиотеками, а затем при церковно - приходских школах (с 1894 года в их создании принимали участие епархиальные власти и церковные братства), позднее – при земских училищах и школах3.
До возникновения школьной
образовательной системы
В 1865 году был принят Устав
о цензуре и печати, в которых
были две статьи, касающиеся открытия
библиотек. Создание библиотек шло
рука об руку с делом народного
просвещения. В 1888 году ученый комитет
Министерства народного просвещения
стал издавать списки разрешенных книг,
то есть примерные каталоги, по которым
дозволялось комплектовать
В 1890 году министром внутренних дел И.Н.Дурново были изданы «Временные правила о бесплатных библиотеках и читальнях». Ими предусматривался надзор за библиотеками, ходатайство перед губернатором об открытии библиотеки и пополнение ее по каталогам Министерства народного просвещения независимо от того, была ли это библиотека народная или же при школе или училище.
В 1891 году было открыто мужское городское двухклассное училище (в 1895 году преобразовано в трехклассное; в 1909 году – в четырехклассное, а в 1912 году – высшее начальное училище), которое находилось в ведении Дирекции народных училищ Санкт - Петербургской губернии; передано в ведение Народного комиссариата просвещения на основании декрета СНК от 5 июня 1918 года.
41% начальных училищ, содержащихся
на средства земств, Министерства
Народного Просвещения,