Развитие народного образования в Санкт-Петербургской губернии в конце 19 века и начале 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

В своей работе я ставлю целью рассмотреть историю начальной народной школы, а также понять ту роль, которую сыграло петербургское земство в развитии начального народного образования. Во имя распространения грамотности среди сельского населения земства губернии, в первую очередь уездные, приступили к финансированию начальных школ, настойчиво требуя от сельских обществ сохранения имеющихся школ. Тем самым, направляя свои ограниченные средства на увеличение жалования учителей, со временем, совместно с сельскими обществами, земства расширили круг статей расходов на народную школу.

Оглавление

Введение. 3
Глава 1. Состояние народного образования в Санкт-Петербургской губернии в 90 - е гг. 19 века. 7
1.1 История развития народного образования до Крестьянской реформы 1861 года. 7
1.2 Развитие народного образования после Крестьянской реформы 1862 года. 8
1.3 Народные и церковные библиотеки. 12
Глава 2. Земская начальная народная школа Санкт-Петербургской губернии в начале 20 века (до 1914 года). 16
2.1 Развитие школы и методы обучения. 16
2.2 Процесс обучения. 18
2.3 Проблемы и противоречия. 24
Глава 3. Земское образование и его участь в последние годы своего существования (до 1918 года) 26
Заключение 29
Список используемой литературы: 36

Файлы: 1 файл

КУРСАЧЖИЕСТЬБРАТАН.docx

— 77.31 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Состояние народного образования в Санкт-Петербургской губернии в 90 - е гг. 19 века. 7

1.1 История развития народного образования до Крестьянской реформы 1861 года. 7

1.2 Развитие народного образования после Крестьянской реформы 1862 года. 8

1.3 Народные и церковные библиотеки. 12

Глава 2. Земская начальная народная школа Санкт-Петербургской губернии в начале 20 века (до 1914 года). 16

2.1 Развитие школы  и методы обучения. 16

2.2 Процесс обучения. 18

2.3 Проблемы и противоречия. 24

Глава 3. Земское образование и его участь в последние годы своего существования (до 1918 года) 26

Заключение 29

Список используемой литературы: 36

 

 

Введение.

 

Как мы знаем, история Санкт - Петербургской губернии насчитывает уже более 300 лет. В 1708 году была введена губернская административно-территориальная система. Водская пятина или Ижорская земля, как ее тогда называли, вошла в состав обширной Ингерманландской губернии. В 1710 году она же и была переименована в Санкт - Петербургскую губернию. Вслед за неоднократными изменениями в  уездном управлении, последовавшими в 18 веке, к середине 19 века в Санкт-Петербургской губернии существовало на тот момент 8 уездов: Гдовский, Лужский, Новоладожский, Петергофский, Санкт-Петербургский, Царскосельский, Шлиссельбургский, Ямбургский. На протяжении 19 - начала 20 вв. административно - территориальное деление Северо - запада России оставалось, в основном, стабильным.

Знаменитая Крестьянская реформа 1861 года проложила дорогу важнейшим преобразованиям в стране, открыв простор общественной инициативе, самоуправлению, расширению сети учебных заведений для народа, распространению благотворительности, развитию здравоохранения и просвещения народа. Ведь именно выборные органы местного управления - земства, введённые в 34 губерниях Европейской России по земской реформе 1864 года, стали выразителями общественного мнения и инструментом, который оказывал давление на правительство в самых уязвимых направлениях его деятельности - народном образовании и здравоохранении.

В своей работе я ставлю целью рассмотреть историю начальной народной школы, а также понять ту роль, которую сыграло петербургское земство в развитии начального народного образования. Во имя распространения грамотности среди сельского населения земства губернии, в первую очередь уездные, приступили к финансированию начальных школ, настойчиво требуя от сельских обществ сохранения имеющихся школ. Тем самым, направляя свои ограниченные средства на увеличение жалования учителей, со временем, совместно с сельскими обществами, земства расширили круг статей расходов на народную школу. Земства Санкт-Петербургской губернии включили в сферу своей постоянной заботы не только начальную школу, но и все типы имеющихся начальных школ, включая такие как: министерские, церковно-приходские, школы грамоты и другие. Именно земствам принадлежит заслуга в распространении грамотности среди населения губернии. Только благодаря земству появилась доступная для населения бесплатная начальная школа, ставшая в полном смысле этого слова земской. В результате целенаправленной деятельности земств, сложился новый тип учителя, который вместил в себя черты общественного деятеля, просветителя, педагога, гражданина-патриота, любящего своё Отечество, свою «малую» и большую родину. Земства начала 20 века предвосхитили идею регионального образования как действенного орудия в воспитании подлинного гражданина Отечества на близком и доступном для подрастающего поколения местном материале.

В среде земских деятелей Санкт-Петербургской губернии зародились многие инициативы и начинания, ставшие сутью деятельности земских учреждений страны. В деле народного образования уездные и губернское земства Петербургской губернии выступили не только инициаторами, но и проводниками многих начинаний. Среди них: подготовка народных учителей, учительские съезды и курсы, постановка вопроса о введении всеобщего обязательного начального обучения и начало его реализации.

Взяв под свою опеку  сельскую (народную) школу, земства  заложили в нее и основные традиции земской школы, идеи и принципы которой  актуальны и в современной  школе. Это доступность и всеобщий характер обучения, создание условий  для всестороннего развития личности, воспитывающий и развивающий  характер обучения. Земскими деятелями была сформулирована задача школы - формирование правильного взгляда учащихся на окружающую природу и жизнь, воспитание чувства долга перед семьей и Родиной.

Таким образом, предметом изучения является место и роль земств Санкт-Петербургской губернии в создании условий для роста грамотности сельского населения, в создании новой земской школы, формировании нового типа земского деятеля, представителя "третьего элемента" - народного учителя. Объектом исследования же мы выберем земские школы и библиотеки рассматриваемого временного промежутка.

Периодизация деятельности земств Санкт-Петербургской губернии соответствует общепринятой. Условно  деятельность земств можно разделить  на пять этапов, из которых первый, второй и частично третий относятся к  освещенному в данном исследовании периоду.

Первый этап - 60 - 80 - е годы 19 века. На этом этапе были выработаны основные принципы и определены направления земской деятельности в развитии начального народного образования. Губернское и уездные земства действовали независимо и автономно друг от друга. Попечение о народных школах являлось обязательной частью деятельности уездных земств, а подготовка учительского персонала - губернского земства.

В 90 - е годы 19 века земства Санкт-Петербургской губернии вступили в новый, второй этап своей деятельности. Начало нового этапа земской деятельности (90 - е годы 19 века - первые годы 20 века) было ознаменовано появлением нового Положения о губернских и уездных земских учреждениях (июль 1890 г.). Активность многих земских учреждений в различных сферах общественной жизни, в том числе в народном образовании, вызванная крестьянскими волнениями и усилением революционной борьбы, была противовесом консервативному характеру Положения.

Усилив дворянский элемент в земских учреждениях и административный контроль за деятельностью земств, Положение вступило в противоречие с потребностями времени. Никакие ограничения были не в силах остановить созидательную деятельность земств, более того, земствами поднимается вопрос о наделении земских учреждений политическими правами.

Инициатива уездных земств в развитии начального народного  образования получила финансовую поддержку  со стороны Санкт-Петербургского губернского  земства. Деятельность уездных и  губернского земств стала более  согласованной. Главным направлением деятельности земств губернии стала  подготовка и введение всеобщего  обязательного начального обучения. К началу 20 века народное образование вышло на первое место в земских расходах и стало приоритетным направлением земской деятельности.

Третий, межреволюционный, период (1907 - 1918 гг.) деятельности земских учреждений характеризуется дальнейшим ростом количества народных школ, учащихся и учителей. Народная школа получила постоянную финансовую поддержку государства, а Государственная дума приняла закон о всеобщем обязательном начальном обучении (1908 г.). Огромную роль в достижении этого результата сыграли земства страны, в том числе Санкт-Петербургское. Преодоление всеобщей неграмотности становилось весьма определённой перспективой, однако, Первая мировая война разрушила все планы.

 

Глава 1. Состояние народного образования  в Санкт-Петербургской губернии в 90 - е гг. 19 века.

1.1 История развития  народного образования до Крестьянской  реформы 1861 года.

 

Первые попытки создать  единую многоступенчатую систему начальных  школ были предприняты еще в царствование Екатерины II. В 1782 году была создана Комиссия об устройстве народных училищ, а в 1786 году издан Устав народным училищам. В губернских городах предполагалось устроить главные народные училища с пятилетним курсом, в уездных — малые народные училища с двухлетним курсом. Планы осуществлялись чрезвычайно медленно, школьная сеть финансировалась плохо и практически не развивалась. В 1790 - х годах в школах обеих ступеней обучалось 17 - 18 тысяч учеников.

Очередная реформа образовательной  системы была предпринята в 1801 - 1802 годах при учреждении Министерства народного просвещения. По Уставу учебных заведений 1801 года начальные школы были разделены на два разряда - уездные и приходские училища. На содержание уездных училищ с пятилетним курсом были выделены бюджетные ассигнования, а их учителя получили права государственных служащих; этот тип высших начальных училищ постепенно развился в том объёме, в каком и предполагалось законом (одно училище на уезд). Учреждение же и финансирование низшей ступени - приходских училищ - возлагалось на сами приходы и сословные общества, причём было полностью добровольным.

Результатом такой политики явилась крайняя недоразвитость начальной школы. К началу царствования Александра II (1856 год) в Российской империи было всего лишь 3842 одноклассных начальных училища, 106 из которых содержалось правительством, 101 -  Святейшим синодом, 483 были конфессиональными неправославными и 3066 были общественными, то есть содержавшимися за счёт сельских обществ, волостей, городских мещанских обществ. В сельской местности имелось 3151 училище. При численности населения на тот момент в 72 миллионов человек, одно одноклассное училище приходилось приблизительно на 19 тысяч жителей, что по факту являет собой отсутствие возможности получения начального образования в сельской местности1.

1.2 Развитие народного  образования после Крестьянской  реформы 1862 года.

 

В первый период царствования Александра II, до земской реформы 1864 года, развитие учебного дела несколько сдвинулось с мёртвой точки. В 1856 - 1863 годах было открыто еще 2983 начальных училища, из которых 2709 находилось в сельской местности.

Состояние школьного дела было столь же печальным, сколь и  количественные результаты развития школьных сетей. «Школы не удовлетворяли даже самым скромным требованиям педагогики и были ниже всякой критики и с  учебной, и с хозяйственно-административной, и с гигиенической точек зрения. Но самым важным была та полная отчуждённость, и то глубоко укоренившееся в народные массы недоверчивое и абсолютно неприязненное отношение, которое оставили по себе казённая школа, казённая учёба и казённое попечительство всех видов и степеней».

Крестьяне разумно предпочитали не устраивать за свой счёт регулируемые государством приходские училища, а организовывать обучение своих детей значительно менее формальным (и менее затратным) образом. «Домашние крестьянские школы» устраивались без извещения властей и без всяких правил. Учителями в этих школах были грамотные крестьяне, отставные солдаты, писари; учение проводилось в избах самих крестьян поочерёдно. Учебный год в неформальной школе был коротким, а обучение ограничивалось получением простейшими навыков грамотности. К сожалению статистических сведений, позволяющих оценить распространённость крестьянских школ, не существует; однако живое воспоминание о данном типе школы имели все авторы литературы по образованию, родившиеся в эпоху крепостного права. В развитии начального образования после учреждения земств прослеживаются три основных этапа. На первом этапе (до начала 1880 - х годов) основная инициатива учреждения школ (и основное бремя финансирования) лежала на самих крестьянах (объединённых в сельские общества и волости).

По земскому исследованию 1882 года, грамотность в Санкт - Петербургской губернии была распространена слабо, а именно: среди местного сельского населения на 1000 чел. приходилось только 151 грамотных; в Санкт-Петербургском уезде она поднималась до 312 человек на 1000, а в Лужском спускалась до 98 человек. Еще более значительной была разница между грамотными мужчинами и женщинами, если первых на 1000 человек приходилось 246, то вторых только 61. За истекшие 15 лет развитие грамотности значительно подвинулось вперед. Среди новобранцев грамотные в 1898 году составляли уже 77%; из 1000 детей школьного возраста в 1882 году обучалось 238 человек, а в 1895 году 479 человек, то есть в два раза больше. Начальных народных училищ, городских и сельских, в 1897 - 98 учебном году было 875, из них земских 290, церковно-приходских 250, воспитательных домов 80, министерских 73, лютеранских 60, частных учебных заведений 3 - го разряда 54, сельско - общественных 18, фабрично-заводских 16 и прочих разрядов 34; в них обучалось около 45500 детей, т. е. свыше половины всего числа детей школьного возраста2. С целью распространения внешкольного образования устраиваются чтения со световыми картинами и народные библиотеки. В 1897 - 1898 учебном году чтения устраивались при 160 училищах и было произнесено 1274 чтений; в среднем на каждом чтении присутствовало 106 человек; взрослые составляли 60%, дети 40%, мужчины 58%, женщины 42%; ученики школ составляли только 23%; таким образом, народные чтения действительно являются средством к внешкольному образованию народа. Народные библиотеки в Санкт - Петербургской губернии стали устраиваться лишь в самое последнее время, на совместные средства земства, крестьянских обществ и частных лиц. В 1898 году прочно устроенных народных библиотек было 95, из них 38 в одном только Лужском уезде, где в устройстве библиотек приняли деятельное участие как волостные крестьянские общины, так и земство.

Начнем с того, что в законах Российской империи до 1860 года про открытие библиотек для народа, равно как и публичных, т.е. общественных, практически ничего не говорилось.

Как известно, до земской реформы 1864 года, на территории современной Ленинградской области начало было положено сначала старейшими монастырскими, церковными библиотеками, а затем при церковно - приходских школах (с 1894 года в их создании принимали участие епархиальные власти и церковные братства), позднее – при земских училищах и школах3.

До возникновения школьной образовательной системы немаловажную роль в просвещении населения  играла и лютеранская церковь. Лютеранские  пасторы принимали участие в  руководстве народным просвещением, они являлись основателями сельских школ, семинарий. Они же организовывали распространение газет и появление сельских библиотек (первоначально при пасторатах). При евангелическо-лютеранских приходах открывались библиотеки для чтения с финскими книгами.

В 1865 году был принят Устав  о цензуре и печати, в которых  были две статьи, касающиеся открытия библиотек. Создание библиотек шло  рука об руку с делом народного  просвещения. В 1888 году ученый комитет  Министерства народного просвещения  стал издавать списки разрешенных книг, то есть примерные каталоги, по которым  дозволялось комплектовать народные библиотеки. Надо отметить, что в 1 - ой половине 19 века именно народными школами, содержащимися крестьянскими сельскими общинами, наряду с церковно - приходскими, был заложен фундамент народного просвещения.

В 1890 году министром внутренних дел И.Н.Дурново были изданы «Временные правила о бесплатных библиотеках и читальнях». Ими предусматривался надзор за библиотеками, ходатайство перед губернатором об открытии библиотеки и пополнение ее по каталогам Министерства народного просвещения независимо от того, была ли это библиотека народная или же при школе или училище.

В 1891 году было открыто мужское городское двухклассное училище (в 1895 году преобразовано в трехклассное; в 1909 году – в четырехклассное, а в 1912 году – высшее начальное училище), которое находилось в ведении Дирекции народных училищ Санкт - Петербургской губернии; передано в ведение Народного комиссариата просвещения на основании декрета СНК от 5 июня 1918 года.

41% начальных училищ, содержащихся  на средства земств, Министерства  Народного Просвещения, церквей,  крестьянских обществ, частных  лиц, имел библиотеки для учащихся, в среднем на одну библиотеку  приходилось 181 книга. 36,5%  фонда  составляли повести и рассказы, 20,7% - книги различного содержания, 17% - духовного содержания4.

Информация о работе Развитие народного образования в Санкт-Петербургской губернии в конце 19 века и начале 20 века