Развитие народного образования в Санкт-Петербургской губернии в конце 19 века и начале 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

В своей работе я ставлю целью рассмотреть историю начальной народной школы, а также понять ту роль, которую сыграло петербургское земство в развитии начального народного образования. Во имя распространения грамотности среди сельского населения земства губернии, в первую очередь уездные, приступили к финансированию начальных школ, настойчиво требуя от сельских обществ сохранения имеющихся школ. Тем самым, направляя свои ограниченные средства на увеличение жалования учителей, со временем, совместно с сельскими обществами, земства расширили круг статей расходов на народную школу.

Оглавление

Введение. 3
Глава 1. Состояние народного образования в Санкт-Петербургской губернии в 90 - е гг. 19 века. 7
1.1 История развития народного образования до Крестьянской реформы 1861 года. 7
1.2 Развитие народного образования после Крестьянской реформы 1862 года. 8
1.3 Народные и церковные библиотеки. 12
Глава 2. Земская начальная народная школа Санкт-Петербургской губернии в начале 20 века (до 1914 года). 16
2.1 Развитие школы и методы обучения. 16
2.2 Процесс обучения. 18
2.3 Проблемы и противоречия. 24
Глава 3. Земское образование и его участь в последние годы своего существования (до 1918 года) 26
Заключение 29
Список используемой литературы: 36

Файлы: 1 файл

КУРСАЧЖИЕСТЬБРАТАН.docx

— 77.31 Кб (Скачать)

 

1.3 Народные и  церковные библиотеки.

 

В 1894 году Училищный Совет при священном Синоде разослал из своего книжного склада по епархиям комплекты книг для трех тысяч приходов. К тому времени в одном лишь Ямбургском уезде, к примеру, уже существовали 32 церковно-приходские школы и школы грамоты.

Имеются архивные данные о  появлении в 1898 году прицерковных народных библиотек: Волновской, Корчанской, Котловской, Кракольской, Райковской, Чирковицкой (учредитель – Святейший Правительствующий Синод). В школе при католическом костеле в Ямбурге была библиотека книг на немецком языке.

При школах также размещались  и земские народные библиотеки. Хотя в 1895 году Совет Комитета Грамотности и земства признавали, что это крайне неудобно.

Как народная школа, так и  народная библиотека имеют каждая свои в высшей степени важные и сложные  задачи, смешение которых могло повредить  интересам обоих учреждений, а  возложение на народных учителей обязанностей заведовать библиотекой неудобно, так  как у учителя нет свободного времени для выполнения каких  бы то ни было других функций. Больше всего  народных библиотек открывалось  при школах Министерства Народного  Просвещения, а затем при земских  школах. В 1899 году на одну земскую библиотеку приходилось в среднем 450 книг.

В целом, развитие народных библиотек началось с обращения  в 1894 году Комитета грамотности при Императорском вольном экономическом обществе к земствам с предложением организовать сеть народных библиотек (предлагая со своей стороны для каждой библиотеки комплект книг на сумму до 250 рублей), среди законодательных актов и правил по земскому делу были приняты Правила о народных чтениях, в 1895 году – Правила о народных библиотеках.

Чтобы получить для вновь  открывающейся бесплатной народной библиотеки (читальни) книги на средства Комитета грамотности, земство должно принять на себя, либо указать местные  источники (волостные или сельские общества, частных лиц) для обеспечения  библиотеки подходящим помещением и  средствами для дальнейшего ее существования, необходимыми для содержания и ремонта  помещения, для содержания заведующего  библиотекой, а также на отопление, освещение и пополнение ее книгами. Пользование находящимися в библиотеке (читальне) книгами и периодическими изданиями должно быть совершенно бесплатное и одинаково доступное для  всех желающих. Книги и периодические  издания должны быть выдаваемы из библиотеки (читальни) на дом.

Условно народные библиотеки можно было разделить на четыре большие  группы: открытые официальными учреждениями и организациями, к которым можно  отнести попечительства о народной трезвости, епархиальные власти; основанные органами местного самоуправления, в  частности, земствами, сельскими и  волостными обществами; организованные благодаря частной инициативе различных  просветительских обществ и меценатству  отдельных граждан; библиотеки при  церковно-приходских школах, в создании которых принимали участие епархиальные власти и церковные братства, представляющие собой добровольные объединения  местных священников.

Произведенное в 1895 году обследование состояния народных библиотек в губернии показало, что на всю губернию имелось лишь 35 таких библиотек, в том числе 21 русская и 14 финских.

Губернское собрание 18 февраля 1898 года постановило выдавать на устройство народных библиотек и читален  пособия уездным земствам в размере  их ассигнования. Впервые в отчете Губернской управы отдельной строкой  статья «на устройство сельских библиотек» прошла только за 1897 год. Губернская управа пришла к заключению, что отсутствие правил, которыми она могла бы руководствоваться при распределении пособий губернского земства на развитие народных библиотек в губернии, чрезвычайно задерживает это развитие и ставит губернскую управу в постоянное затруднение - кому и в каких размерах можно и следует оказывать помощь.

Позднее были разработаны  «Правила выдачи из средств Губернского  Земства пособий на устройство и  содержание бесплатных народных библиотек  в губернии», которые гласили: «Губернское  земство вносит ежегодно в свою расходную  смету ассигнования для выдачи пособий  на устройство и содержание бесплатных народных библиотек в губернии, удовлетворяющих  условиям, установленным настоящими правилами. Пособия назначаются  лишь на определенные библиотеки, а не на библиотечное дело вообще. Пособия назначаются библиотекам, имеющим:

а) особое помещение или, если оно помещается в школьном здании, то отдельно от класса;

б) первоначальный комплект книг стоимостью без переплетов не менее чем в 300 руб.;

в) библиотекаря, получающего  за свой труд особое вознаграждение;

г) определенные дни и  часы, когда они бывают открыты.

Пособие губернского земства  назначается губернскою управою  в размере не более половины действительного  расхода на текущие нужды библиотеки, вторая половина этого расхода должна покрываться из местных средств. Под местными средствами разумеются ассигнования уездного земства, крестьянских и иных обществ.

В хронологическом отношении  первыми земскими библиотеками, активно  открывавшимися в 1894 - 1898 годов, были ученические и учительские, затем возникли библиотеки для земских врачей, сельскохозяйственные, народные и, наконец, публичные. Тем не менее, четкого порядка в открытии библиотек все же не было, и в некоторых случаях земские публичные библиотеки возникали раньше народных5.

      Под земской библиотекой понималась библиотека, открываемая земством и содержащаяся на земские средства, и до 1917 года было несколько ее видов: земская публичная библиотека (могла существовать в двух формах: как библиотека при земской управе или в отдельном помещении в крупном населенном пункте уезда или публичная библиотека при земском училище); земская  народная библиотека (открывалась сельскими обществами, городскими думами, просветительными обществами, частными лицами и др. без платы за пользование книгами); ученические (школьные) библиотеки (для учеников земских школ, училищ и местного населения); библиотека для земских служащих (те лица, которые не были служащими земства, могли пользоваться ими за определенную плату, в редких случаях – бесплатно); детская библиотека (применительно к земству это чаще всего означало либо школьную ученическую библиотеку, либо детское отделение при земской публичной библиотеке). Существовали также, но достаточно редко, медицинские, учительские, сельскохозяйственные, научно-справочные библиотеки; интересны уличные библиотеки (стенд с газетными вырезками и текущей информацией по земству), передвижные (т.н. сумочные) библиотеки (небольшой набор до 250 книг в шкафах, сундуках или сумках по определенным селениям уезда, менялись местами).

 

 

 

Глава 2. Земская начальная народная школа  Санкт-Петербургской губернии в  начале 20 века (до 1914 года).

2.1 Развитие школы и  методы обучения.

К 1900 году земская школа уже прочно стояла на ногах, кроме того, она динамично развивалась (из всех 92501 начальных училищ 42696 были земскими), учебный процесс в ней строился с применением передовых методов педагогики и дидактики: ориентационно - познавательных, адаптивно - развивающих и побудительно-мотивационных, которые народные учителя использовали в своей практике.

Сопоставим же ряд подходов и целей к преподаванию основных дисциплин, предусмотренных для начальных народных училищ МНП, и практики их изучения в земских училищах.

В программе МНП по Закону Божьему от учителя требовалось, чтобы «при изучении молитв дети не просто затверживали слова, а чтобы в их сердцах были вызваны те молитвенные расположения, для которых слова молитвы служат выражением». При этом для проведения уроков предлагался так называемый совместный метод обучения, при котором все три отделения учащихся одновременно изучали основные разделы предмета: Священную историю, Катехизис, Богослужение, молитвы.

В свою очередь, программа  и их методическое обеспечение в начальной земской школе Санкт – Петербургской губернии нацеливала преподавателя на изучение данной дисциплины по системному способу, в котором все части предмета изучались раздельно, последовательно, а преподавание шло от изучения более легкого материала к сложному, чем и достигалась прочность и целостность знаний.

Этот метод обучения признавался  предпочтительным. Главная цель программы по арифметике заключалась в том, чтобы учащиеся приобрели навыки устного счета, измерения площадей и времени, умение пользоваться денежными единицами и мерами веса. Поэтому в первый год занятий предусматривалось выяснение основных арифметических понятий, обучение счету до 100 и четырем действиям математики в пределах двух десятков. На втором году школьники изучали четыре действия арифметики уже в пределах тысячи, знакомились с таблицами мер и весов. На третьем году обучения все арифметические действия совершались учащимися с числами любой величины и делались простейшие вычисления с дробями. В этой схеме обучение шло по традиционному принятому МНП методу Ф. Трубе, когда на изучение чисел отводилась большая часть времени в течение 2-х лет. В земских школах широкое применение получил эвристический метод, разработанный педагогами-математиками: Б. Житковым, А. Мартыновым, Д. Егоровым, в котором целью образовательного процесса считалось не механическое изучение чисел, а усвоение детьми 4-х действий арифметики, при решении практических задач с использованием наглядных пособий начиная уже с первого года обучения. Именно этот подход был признан наиболее целесообразным в преподавании предмета участниками и делегатами I Всероссийского съезда по вопросам народного образования в 1914 году.

Основным предметом в  земских училищах (как собственно и в любой начальной школе) являлся русский язык. Земцы полагали, что на нем основывается весь успех школьного дела. Официальная программа этой дисциплины базировалась на буквослагательном методе, в котором не разграничивались звуки и буквы, их обозначающие. Сначала ученики запоминали только буквы, затем переходили к слогам из двух букв, потом – из трех. Далее слоги складывались в слова – «читали по складам». Учитель был обязан заставлять школьников перечитывать одно и то же выражение до тех пор, пока ученик сам не прочтет его правильно и ясно, как указывалось в «Кратком руководстве к преподаванию русского языка» Ф. Буслаева, рекомендованного в качестве основной учебной литературы, и «Нового русского букваря» Ф. Флерова6.

Однако, по мнению большинства земских уездных и губернских школьных комиссий, необходимо было внедрять звуковой метод обучения, при котором детям объясняли разницу между звуком и буквой, и где отсутствовала изнурительная зубрежка десятков «складов». Так, в программе для начальных школ Владимирской губернии учителям рекомендовалось на первом году обучения пользоваться методикой Н. Бунакова. Она предусматривала усвоение первоначально 12 наиболее часто употребляемых букв и составление из них простейших слов. Затем изучались еще 23 буквы по той же схеме и наконец - все остальные. При этом школьник должен был самостоятельно составлять словосочетания с помощью «подвижных букв» (карточек), а также иметь представление о том, зачем употребляются точки и запятые.

2.2 Процесс обучения.

 

В течение первого года обучения давались понятия об ударении, переносах, прописных и строчных буквах. При звуковом методе, как  отмечалось в докладах земской школьной комиссии, дети бойко разбирали несложный связный текст уже с середины того же года. В качестве учебных пособий по русскому языку рекомендовались «Родное слово» К. Д. Ушинского и «Новая азбука», составленная Л. Н. Толстым.

В «Родном слове» в начале следовали элементарная «Азбука» (знакомство с алфавитом) и прописи, по которым дети учились писать сначала палочки и кружочки, а потом слова и небольшие предложения. Вслед за азбукой изучалось непосредственно «Родное слово», где весь материал был разбит на темы. При этом в каждом тематическом блоке давались основные понятия, помещались небольшие рассказы и стихотворения, несущие познавательную и культурную ценность. На втором году обучения школьники читали рассказы уже несколько большего объема, от них требовалось свободное правильное чтение, пересказ небольших отрывков, прочитанных учителем, и знание не менее десятка стихов и басен из классики детской литературы. Третий год занятий включал умение грамотно написать письмо, составить прошение, деловой контракт, что могло пригодиться в последующей повседневной жизни. Знание классической литературы становилось глубже за счет большего объема изучаемого текстового материала. Во время урока практиковались письменные работы: сначала в форме диктанта, а затем сочинения как наиболее самостоятельного вида задания, направленного на реализацию индивидуальности и творческого дерзания личности.

В начальной земской школе  первой ступени образования (как отмечалось выше) не предусматривались такие предметы, как история, география и естествознание. Однако по настоянию органов самоуправления Министерство разрешило на уроках русского языка давать элементарные сведения по этим дисциплинам в ходе объяснительного чтения или во время внеклассных занятий. Факты и понятия из этих дисциплин начинали вводиться в канву на занятиях по русскому языку уже на первом году обучения, когда учитель зачитывал статьи из отраслевых знаний. Так, программа школьной комиссии Санкт-Петербургского губернского земства по объяснительному чтению рекомендовала учителям в ходе занятия делать частые остановки как на отдельных словах и выражениях, так и в конце каждой отдельной мысли автора. При этом преподаватель, задавая вопросы ученикам, должен был довести до них смысловое понимание каждого слова, утверждения и всего сюжета прочитанного.

Для развития логического  мышления и умения анализировать прочитанное программой предусматривалось составление плана разбираемой статьи, который размещался учителем на доске классной комнаты. Уроки объяснительного чтения, по мнению земских гласных, особенно должны были развивать духовные, нравственные способности детей.

К урокам русского языка  также тесно примыкали уроки чистописания. Цель этого предмета в начальной школе весьма кратко формулировалась в министерской программе следующим образом: «приобретение четкого, твердого почерка». Пособиями по чистописанию служили прописи. Они представляли собой тетради, где давались образцы написания букв, их отдельных элементов, отдельных слов и предложений. На уроках дети обязаны были максимально точно копировать в своих тетрадях то, что было написано в прописях и только затем знакомились с понятием о корне, окончании, приставке.

В старших отделениях программа предполагала изучение имен существительных, прилагательных, глаголов, местоимений и наречий. Вводились понятия о подлежащем и сказуемом. В земских училищах, чаще всего, использовались прописи, составленные методистами Т. Горбачевым, М. Евсеевым и С. Пожарским, широко распространенные в большинстве народных школ страны. В методических указаниях к ним, во избежание некоторых дидактических ошибок, педагогам рекомендовалось обращать внимание на правильную конструкцию речи детей, чему должно было способствовать усвоение и знание двух основных синтаксических правил: согласование и управление слов в предложении. Все вышеперечисленное являлось обязательными в земской школе и преподавалось повсеместно.

В то же время, были предметы, которые признавались земствами  и училищным начальством в целом желательными, при условии, что часы на их проведение шли не в ущерб основным дисциплинам, а материальная база и квалификация преподавателей позволяла их вводить в учебный процесс. Такими предметами были садоводство, огородничество, рукоделие, ремесло и пение. Однако организация проведения перечисленных дисциплин требовала выполнения конкретных условий: пришкольного участка, не менее 1 десятины земли; дополнительных оборудованных помещений; закупки инструментов; квалифицированных преподавателей. Поэтому перечисленные предметы не получили в земской школе достаточно широкого распространения. К тому же правительство не было склонно пересматривать свои взгляды на объем и характер образовательных знаний в сельской начальной школе.

Информация о работе Развитие народного образования в Санкт-Петербургской губернии в конце 19 века и начале 20 века