Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 23:26, курсовая работа
Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык дитя входит в мир окружающих его людей. Хорошее знание языка ребенку необходимо для общения и взаимодействия с окружающими, изучения других предметов, овладения программой детского сада, а в последующем – школы.
Из многочисленных определений коммуникативность я остановилась на определении А.А.Князькова (составитель словаря “Педагогическое речеведение»)
Введение. Актуальность развития коммуникативных навыков……………3
1. Теоретическая часть
1.1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития коммуникативных навыков средствами театрализованной деятельности…………………………………………………………………………………….5
1.2 Структура коммуникативных способностей и условия их формирования….6
1.3.Особенности формирования театрализованной деятельности………………8
2. Практическая часть.
Система работы по развитию коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности.
2.1.Цели, задачи этапы работы ……………………………………………………10
2.3 Взаимосвязь формирования коммуникативных навыков с различными видами деятельности……………………………………………………………………..18
2.4 Моделирование предметно игровой среды. …………...…………..…….…...19
2.5. Результаты работы……………………………………………………...………20
2.6 Перспективы работы………………………………………………......…..……23
Литература…………………
Перспективный план работы с детьми старшей группы
|
Задачи | Виды деятельности | Самостоятельная творческая деятельность | Развивающая среда | Работа с родителями | Ожидаемые результаты | |
Занятия | Методы и приёмы | ||||||
Обучение навыкам диалогической речи | 1.Знать и употреблять
различные речевые штампы в новых ситуациях;
уметь переносить, варьировать речевые
штампы в однотипных ситуациях Активно
вступать в контакт с 3.Учить
самостоятельно составлять диалоги в
ситуациях стимулированного и нестимулированного
общения по предложенной теме и без неё. |
1. «Страна знакомств» 2.Тематическая
беседа «Когда мы здороваемся и прощаемся» 3. «Оцените
поступки ребят» 4.Игра-путешествие «Мой город» Цель: Развивать диалогическую речь, используя распространённые предложения, Учить отвечать на вопросы несколькими предложениями, согласуя части речи. 5. «В родной семье» Цель: Развивать диалогическую речь, используя распространённые предложения, Учить отвечать на вопросы несколькими предложениями, согласуя части речи. 6.«Наш детский сад» Цель: проявлять
инициативу в общении, выражать отношение
к предмету разговора, излагать свое мнение,
приводить примеры. 7. «Зимние развлечения» Цель: Развивать
диалогическую речь, выражать отношение
к предмету разговора, излагать свое мнение,
приводить примеры. |
1. Прослушивание
звукового письма. Цель: формирование
умения слушать и слышать говорящего,
понимать смысл. Проблемная ситуация «А
что будет если все жители этой страны
будут знать имена друг друга»
Игровая
ситуация «Исправьте Незнайку» Погружение в воображаемую ситуацию «Представьте, что вы…» Проблемная
ситуация: «Будем экскурсоводами…». Ситуация
общения «Правильно-неправильно» Рассматривание семейных альбомов с фотографиями Игровая
ситуация «Расспросите друга о семье» Рассматривание картин из серии «Мы играем» Игровая
ситуация «незнайка заблудился в детском
саду» Рассматривание картин В.Н.Чернухи Чтение рассказа Н.Носова «На горке». Проблемная ситуация «Оцените поступки ребят» |
"Если вдруг"
Ребёнку предлагается какая-либо необычная
ситуация, из которой он должен найти выход,
высказать свою точку зрения Говори
не торопись, слушай не перебивай» “Живая картина”. Каждый ребенок выбирает себе объект. Делается “фотография на память” и затем дети озвучивают рассказ по картине от имени своего героя. Цель: развитие
умения вести диалог от лица взятой на
себя роли. «Что стоит в группе». Цель – развитие воображения, связной речи; «Паровоз»
Цель: развитие умения строить диалог
в заданной ситуации. |
Фонограммы с песенками, сказками, со звуками природы и животных | Подготовка
консультаций для родителей:
«Что такое речь?» «Как
общаться с ребёнком» «Ты словечко,
я словечко» «О проблемах
в общении» «Если
ребёнок замкнутый» Игротека
в кругу семьи. «Автопортрет» «Пойми меня». Цель – развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета. |
Умение вступать
в общение по собственной инициативе (уметь
и знать, когда и как можно начать разговор
со знакомым и незнакомым человеком, занятым,
разговаривающим с другими);
Слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно; Говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога. Умение общаться в паре, группе из 3 -- 5 человек, в коллективе. |
Ознакомление с художественной литературой | 1.Продолжать
развивать интерес к художественной литературе 2.Учить
внимательно и заинтересованно слушать
произведения. 3.Способствовать
формированию эмоционального отношения
к литературным произведениям. 4.Помогать
детям понять скрытые мотивы поведения
героев. 5.Продолжать
воспитывать чуткость к художественному
слову, помогать выразительно, с естественными
интонациями читать стихи, участвовать
в чтении текста по ролям, в инсценировках. 6.Продолжать
знакомить с книгой, обращать внимание
детей на иллюстрации, на оформление |
1. Чтение английской
сказки «Три поросёнка» 2.Чтение
русской народной сказки «У страха глаза
велики» 3.Рассказывание
сказки «Лисичка-сестричка и серый
волк» 4.Рассказывание
русской народной сказки « 5.Чтение
рассказа Н.Носова «Живая шляпа» 6.Чтение
главы из книги А.Милна «Винни-Пух и все-все-все». 7.Чтение
русской народной сказки «Крылатый, мохнатый
да масляный» 8.Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» |
Проблемная
ситуация «Что было бы если бы Наф-Наф
не построил кирпичный дом?»
Игра-инсценировка» Встреча Ниф-Нифа с волком»Проигрывание этюда для вхождения в образ «Голодный волк» Рассматривание
иллюстраций к сказке. Погружение в воображаемую
ситуацию «Каждому зайке и пенёк-волк» Проблемная
ситуация «Как перехитрить лису», «Что
было бы, если бы волк не послушал лису?». рассматривание иллюстраций к книге «Хвосты» Погружение в воображаемую ситуацию: «Если бы я был…. Я бы себе выбрал….хвост» Игровая ситуация «Как мальчики испугались». Игра-имитация «Живая шляпа» Игровое упражнение «Винни-Пух замечает хвост ослика». Проблемная ситуация «Что было бы, если бы хвост не нашёлся». Драматизация диалога Винни-Пуха и Ослика Проблемная ситуация «Почему друзья рассорились?», «Помирить друзей?».Драматизация отрывка «Как блин готовил обед». Игровое упражнение «Сказочные слова». Проигрывание отрывка сказки «Разговор Хаврошечки с коровушкой» |
«Закончи сам».
Цель – развитие воображения, связной
речи.
“Мой любимый сказочный герой” Цель: Развивать диалогическую речь, выражать отношение к предмету разговора «Если
бы…».Цель – развитие связной речи,
воображения, высших форм мышления – синтеза,
анализа, прогнозирования, экспериментирования. «Сочиняем
сказку сами”- словотворчество педагога
и детей Рисование
весёлых живых картинок к сказке
«Хвосты» |
Внесение в
уголок книги иллюстрированных книг со
знакомыми сказками, стихами.
В литературном уголке хранятся книжки-игрушки,
страницы которых имеют форму подушечек
и напоминают резиновые игрушки; книжки-раскладушки;
книжки-панорамы. Книжки, обшитые тканью
с рельефными аппликациями и представляющие
собой ширму для разыгрывания кукольных
спектаклей имеют в качестве приложения
2-3 «перчаточные» куклы. |
Пополнение уголка
книги
Подготовка консультаций для родителей изготавливают панно по сказкам, устанавливают и закрепляют атрибуты в центрах сказки. участвуют в подготовке к праздникам (пошив костюмов и т.д.). оказывают помощь в оборудовании и обновлении комнаты сказок. участвуют
в изготовлении пособий, дидактических
игр по ознакомлению со сказками.участвуют
в конкурсах поделок, игрушек, макетов
на различные темы, например: “Новогодние
чудеса в сказке”, “Сочиняем сказку”,
макеты по знакомству с народной культурой;
изготовляют атрибуты и костюмы для театрализованной
деятельности. Участвуют в театрализованных
постановках (по сказкам “У страха глаза
велики”, “Зайкина избушка”).
|
Привитие детям
любви к художественному слову, уважение
к книге.
Лёгкость в освоении особенностей литературного языка, т.е. образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения Умение определять жанр произведения; умение называть любимые сказки и рассказы |
Театрализованная деятельность | 1.Учить разыгрывать
спектакли по знакомым литературным
сюжетам, используя различные виды
театров, игрушки из киндер- сюрпризов,
элементы костюмов, декораций 2.Учить
чувствовать и понимать состояния
героя, вступать в ролевое взаимодействие
с другими персонажами 3.Учить
создавать творческие группы для подготовки
и проведения спектаклей. 4. Воспитывать
артистические качества. |
1.Драматизация
сказки « Три медведя» 2.Драматизация
песенки В. Шаинского «Чунга-Чанга» 3.Драматизация
сказки «Снегурочка и лисичка» 4.Драматизация
сказки «Три поросёнка» 5. «Путешествие в страну сказок» Драматизация в костюмах |
Проигрывание отрывков
из сказки « Машенька в гостях», «Семья
медведей приходит домой», «Ловкость
Машеньки»
Проблемная ситуация: Детям предлагается на основе литературного сюжета или на основе детских песен спроектировать декорации, костюмы для спектакля, предложить необходимый игровой реквизит. Моделирование детьми литературного сюжета по картинкам для постановки спектакля, обсуждения замысла, идеи постановки, атрибутов, образного исполнения ролей Проблемная ситуация: Обсуждение замысла, идеи постановки детьми с предлагаемыми им декорациями. Введение в обсуждение «режиссёра» Введение «костюмера»и использование кукол разного вида театра |
"Антонимы в сказках
и фильмах".
Взрослый
предлагает детям поиграть со Сказкой,
объясняя, что он будет произносить название
- антоним, а дети должны будут угадать
истинное название - антоним, а Ребёнок
должен будет угадать истинное название
Сказки. Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения. Например, Если вдруг на Земле исчезнут: Предложить ребёнку ситуации: « Если бы у меня была: Живая вода; Цветик-семицветик; Сапоги-скороходы; Ковёр-самолёт и т. д. |
различные виды
театров (бибабо, настольный, теневой,
пальчиковый, театр на фланелеграфе.
реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски) В литературном уголке хранятся книжки-игрушки, книжки-раскладушки; книжки-панорамы. Книжки, обшитые тканью с рельефными аппликациями и представляющие собой ширму для разыгрывания кукольных спектаклей имеют в качестве приложения 2-3 «перчаточные» куклы. Книги
с аудиовизуальными, оптическими эффектами,
электронными деталями и другими игровыми
формами. |
Привлекать
родителей к изготовлению театра
ложек, изготовление варежкого театра
Помощь в наполнении уголка ряженья: изготовление кокошников, короны Изготовление папки-передвижки для родителей: «История кукольного театра» Изготовление и подбор атрибутов (кукол и игрушек, костюмов) проходят совместно с родителями, создание родительского театра «Театр для всех», «Домашний театр», совместное празднование Дня театра. |
Совершенствование
своих исполнительских умений, самостоятельность
в нахождении способов образной выразительности,
развитие чувства партнерства.
Подведение детей к созданию углублённых образов знакомых персонажей с помощью движения, мимики, жестов |
Список литературы.
1.Антипина А.Е. "Театрализованная деятельность в детском саду". - М.,2006.
2.Артемова Л.В. "Театрализованные игры дошкольников"- М.,1991.
3. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. «Веселый этикет» — Ек., 1997.
4.Вакуленко Ю.А. "Театрализованные инсценировки сказок в детском саду". - Волгоград,2007.
5.Гальцова Е.А. «Забавные истории обо всём на свете» И.: Учитель, 2008 г.
6. Гвоздев А.Н. "Вопросы изучения детской речи". - М.,1961.
7. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет» М.: Просвещение,1987
8. Глухов
В.П. " Особенности творческого
воображения у детей
9.Глухов В.П.
"Формирование пространственного воображения
и речи у детей с ОНР в процессе предметно-практической
деятельности//Коррекционно-
10. Глухов В.П.
"Из опыта логопедической
11. Глухов В.П.
"Особенности формирования
12.Доронова Т.Н. "Играем в театр". - М.,2005.
13.Жукова Н.С. "Логопедия. Преодоление ОНР у детей". - М.,1998.
14. Игры в логопедической работе с детьми/. Ред.-сост. В.И.Селеверстов.-М.,1987
15. Короткова
Э.П. «Беседа, как средство
16. Леонтьев А.А. Исследования детской речи// Основы теории речевой деятельности. - М.,1974.
17. Лещинская-Гурова О.В. На пороге дошкольного детства» И.: Н.Новгород, 2004 г.
18. Миронова С.А.
"Развитие речи дошкольников
на логопедических занятиях".-
19. Обучение и
воспитание дошкольников с
20. Праздники в детском саду//Авт.-сост. Г.А.Лапшина. - Волгоград,2001
21. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр» И.: «Аркти»,2002 г.
22. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду//Сост. Вакуленко. - Волгоград,2007.
23.Федосеева
П.Г. «Художественная
24. Филичева Т.Б.
"Особенности формирования
25. Чулкова А.В.
«Формирование диалога у
Нижегородский институт развития образования Тема: «Развитие коммуникативных навыков средствами театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста». Воспитатель
Шорохова Н.А. г. Дзержинск 2009 г. |