Развитие коммуникативных навыков средствами театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык дитя входит в мир окружающих его людей. Хорошее знание языка ребенку необходимо для общения и взаимодействия с окружающими, изучения других предметов, овладения программой детского сада, а в последующем – школы.
Из многочисленных определений коммуникативность я остановилась на определении А.А.Князькова (составитель словаря “Педагогическое речеведение»)

Оглавление

Введение. Актуальность развития коммуникативных навыков……………3
1. Теоретическая часть
1.1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития коммуникативных навыков средствами театрализованной деятельности…………………………………………………………………………………….5
1.2 Структура коммуникативных способностей и условия их формирования….6
1.3.Особенности формирования театрализованной деятельности………………8
2. Практическая часть.
Система работы по развитию коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности.
2.1.Цели, задачи этапы работы ……………………………………………………10
2.3 Взаимосвязь формирования коммуникативных навыков с различными видами деятельности……………………………………………………………………..18
2.4 Моделирование предметно игровой среды. …………...…………..…….…...19
2.5. Результаты работы……………………………………………………...………20
2.6 Перспективы работы………………………………………………......…..……23
Литература…………………

Файлы: 1 файл

творческая работа 2.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

Нижегородский институт развития образования 
 

Тема: «Развитие коммуникативных  навыков

средствами  театрализованной деятельности у

детей старшего дошкольного  возраста». 
 
 
 

                                                               Воспитатель Шорохова Н.А.

                                                            МДОУ «Детский сад № 28»

                                                         Общеразвивающего вида

                                                                         с приоритетным осуществлением

                                                                    деятельности  по физическому 

                                           развитию  детей.  
 
 
 
 

г. Дзержинск

2009 г.

  Содержание

Введение. Актуальность развития коммуникативных навыков……………3

1. Теоретическая часть 

1.1.  Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития коммуникативных навыков средствами театрализованной деятельности…………………………………………………………………………………….5

1.2  Структура коммуникативных способностей и условия их формирования….6

1.3.Особенности  формирования театрализованной  деятельности………………8

2. Практическая часть.

Система работы по развитию коммуникативных  способностей средствами театрализованной деятельности.

2.1.Цели, задачи  этапы работы ……………………………………………………10

2.3 Взаимосвязь  формирования коммуникативных навыков с различными видами деятельности……………………………………………………………………..18

2.4 Моделирование  предметно игровой среды. …………...…………..…….…...19

2.5. Результаты работы……………………………………………………...………20

2.6 Перспективы работы………………………………………………......…..……23

Литература………………………………………………..………………………….24     

Приложение. 
 
 
 
 

Актуальность развития коммуникативных навыков.

       Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык дитя входит в мир окружающих его людей. Хорошее знание языка ребенку необходимо для общения и взаимодействия с окружающими, изучения других предметов, овладения программой детского сада, а в последующем – школы.

Из многочисленных определений коммуникативность я остановилась на определении А.А.Князькова (составитель словаря “Педагогическое речеведение»)

  Коммуникативные способности (коммуникативный потенциал) – понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими.

Известно, что любые виды деятельности детей, в том числе учебная, и их общение с другими людьми переплетены в жизни самым тесным образом и фактически не могут существовать отдельно. От того, как организовано общение детей, зависит результат обучения, которое зачастую требует постоянного взаимодействия детей и взрослых. В свою очередь ход и успешность обучения постоянно и неотвратимо воздействует на коммуникативно-речевую активность и многие характеристики коммуникативной деятельности детей.

Стало очевидным, что нельзя обучать речи, не учитывая воспитательные возможности общения. Важным условием успешного формирования культуры речевого общения и поведения дошкольников является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и взаимодействовать с окружающими; добиваться успеха, сообразуя свои интересы с интересами и потребностями других и тд.

Известно, что нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое  действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.); не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него. Среди различных форм взаимодействия с детьми специалисты называют театрализацию (в частности, театрализованные игры).

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».

Изучение  психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов – Н.Карпинской, А.Николаичевой, Л.Фурминой, Л.Ворошниной, Р.Сигуткиной, И.Реуцкой, Л.Бочкаревой, И.Медведевой и Т.Шишовой и др.

Театрализация используется в интересах речевого развития ребенка. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями.

Казалось  бы, неся в себе такой положительный  импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми. Однако воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Главным в театрализованной деятельности должно стать не просто желание развлечь детей или заучить с ними искусственные жесты, фразы к предстоящему спектаклю, а развитие детской фантазии, способности сопереживать происходящему, создание соответствующего эмоционального настроя, раскрепощение ребенка, повышение его уверенности в себе, в своих силах.

I .Теоретическая часть.

    1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития коммуникативных навыков средствами театрализованной деятельности

    По мнению педагога Е.Юдиной, взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении, – наиболее вероятный образец для ребенка. При этом не просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребенок принимает их как естественные и строит на их основе свой собственный стиль общения.

Ребенок всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт дошкольника создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слова.

Однако  задачи коммуникативного развития дошкольника  не исчерпываются умением элементарно  осознавать факты слышимой речи и  словесно формулировать мысль. Ребенка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.

В современной  педагогической науке аспект обучения и воспитания, связанный с формированием  коммуникативных способностей ребенка, начал интенсивно развиваться сравнительно недавно (О.М.Казарцева, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов). Дело в том, что в последние десятилетие на педагогические подходы существенное влияние оказало развитие отдельных теорий, школ, направлений в науках, смежных с методикой обучения языку и развития речи, в том числе это теория речевого общения в психологии (А.А.Бодалев, Б.Ф.Ломов) и теория коммуникации или речевой деятельности в лингвистике и психолингвистике (А.А.Леонтьев, А.М.Шахнарович). Учет данных из указанных областей научного знания позволил сформулировать важнейшие методологические подходы к обучению языку и речи, освоению речевой деятельности и общения: коммуникативный, деятельностный и комплексный подходы.

Анализ  современной научно-методической и  практической литературы, посвященной театральной деятельности, показал, что, действительно, театрализация развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей – умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения.

1.2  Структура коммуникативных способностей и условия их формирования.

Коммуникативные способности обладают сложно уровневой структурой. 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

Условия развития коммуникативных  способностей.

 
 
 
 
 
 
 

Вывод: Коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы.

Любому  взрослому, будь то родитель или педагог, нужно помнить, что в том случае, когда мы вступаем в общение с  ребенком, на нас ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образцы.

1. 3. Особенности формирования театрализованной деятельности

Как уже  говорилось, театрализованная игра –  один из подходов раннего распознавания способностей ребенка, и здесь педагогу надо быть исключительно внимательным и наблюдательным, фиксировать творческий и интеллектуальный рост своих подопечных.

Такие авторы, как М.Д.Маханева и Н.Ф.Сорокина, считают, что подготовка к театрализованной деятельности детей  дошкольного возраста должна проходить несколько этапов.

 

Действительно, прежде чем предложить ребёнку включиться в театрализованную игру, нужно подготовить его, ввести в мир театра, сказки, игры. Мы считаем, что сначала необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.

Затем учим детей имитационным движениям, учим подмечать характерные особенности разных животных (медведь косолапый, лиса хитрая и др).

Вначале фрагменты из сказок используем как  упражнения. Например, предлагаем детям попроситься в теремок, как лягушка или медведь (русская народная сказка “Теремок”), после чего обязательно спрашиваем, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми.

Имитационные  движения можно отрабатывать на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.

Мы предлагаем детям придумать небольшие истории, происходящие с куклой; побуждаем ребенка самостоятельно сочинять диалоги, найти выразительные интонации.

Совместное  творчество детей в театрализованной деятельности (сочиненные детьми сказок для игр драматизаций )  характеризует развитие коммуникативных навыков. Важно создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия. Воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу. Мы считаем, что ребенок только тогда сможет проявить творчество, когда почувствует доброжелательное отношение к себе детей и взрослых.

Таким образом, определились следующие направления  работы.  

      Развитие коммуникативных  навыков средствами театрализованной деятельности 

Информация о работе Развитие коммуникативных навыков средствами театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста