Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 23:26, курсовая работа
Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык дитя входит в мир окружающих его людей. Хорошее знание языка ребенку необходимо для общения и взаимодействия с окружающими, изучения других предметов, овладения программой детского сада, а в последующем – школы.
Из многочисленных определений коммуникативность я остановилась на определении А.А.Князькова (составитель словаря “Педагогическое речеведение»)
Введение. Актуальность развития коммуникативных навыков……………3
1. Теоретическая часть
1.1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития коммуникативных навыков средствами театрализованной деятельности…………………………………………………………………………………….5
1.2 Структура коммуникативных способностей и условия их формирования….6
1.3.Особенности формирования театрализованной деятельности………………8
2. Практическая часть.
Система работы по развитию коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности.
2.1.Цели, задачи этапы работы ……………………………………………………10
2.3 Взаимосвязь формирования коммуникативных навыков с различными видами деятельности……………………………………………………………………..18
2.4 Моделирование предметно игровой среды. …………...…………..…….…...19
2.5. Результаты работы……………………………………………………...………20
2.6 Перспективы работы………………………………………………......…..……23
Литература…………………
Нижегородский
институт развития образования
Тема: «Развитие коммуникативных навыков
средствами театрализованной деятельности у
детей
старшего дошкольного
возраста».
г. Дзержинск
2009 г.
Содержание
Введение. Актуальность развития коммуникативных навыков……………3
1. Теоретическая часть
1.1.
Анализ психолого-педагогических исследований
по проблеме развития коммуникативных
навыков средствами театрализованной
деятельности………………………………………………
1.2
Структура коммуникативных
1.3.Особенности формирования театрализованной деятельности………………8
2. Практическая часть.
Система работы по развитию коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности.
2.1.Цели, задачи этапы работы ……………………………………………………10
2.3 Взаимосвязь
формирования коммуникативных навыков
с различными видами деятельности………………………………………………
2.4 Моделирование
предметно игровой среды. ………….
2.5. Результаты
работы……………………………………………………...…
2.6 Перспективы
работы………………………………………………......
Литература………………………………………………..
Приложение.
Актуальность развития коммуникативных навыков.
Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык дитя входит в мир окружающих его людей. Хорошее знание языка ребенку необходимо для общения и взаимодействия с окружающими, изучения других предметов, овладения программой детского сада, а в последующем – школы.
Из многочисленных определений коммуникативность я остановилась на определении А.А.Князькова (составитель словаря “Педагогическое речеведение»)
Коммуникативные способности (коммуникативный потенциал) – понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими.
Известно, что любые виды деятельности детей, в том числе учебная, и их общение с другими людьми переплетены в жизни самым тесным образом и фактически не могут существовать отдельно. От того, как организовано общение детей, зависит результат обучения, которое зачастую требует постоянного взаимодействия детей и взрослых. В свою очередь ход и успешность обучения постоянно и неотвратимо воздействует на коммуникативно-речевую активность и многие характеристики коммуникативной деятельности детей.
Стало очевидным, что нельзя обучать речи, не учитывая воспитательные возможности общения. Важным условием успешного формирования культуры речевого общения и поведения дошкольников является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и взаимодействовать с окружающими; добиваться успеха, сообразуя свои интересы с интересами и потребностями других и тд.
Известно, что нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.); не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него. Среди различных форм взаимодействия с детьми специалисты называют театрализацию (в частности, театрализованные игры).
Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».
Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов – Н.Карпинской, А.Николаичевой, Л.Фурминой, Л.Ворошниной, Р.Сигуткиной, И.Реуцкой, Л.Бочкаревой, И.Медведевой и Т.Шишовой и др.
Театрализация используется в интересах речевого развития ребенка. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями.
Казалось бы, неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми. Однако воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Главным в театрализованной деятельности должно стать не просто желание развлечь детей или заучить с ними искусственные жесты, фразы к предстоящему спектаклю, а развитие детской фантазии, способности сопереживать происходящему, создание соответствующего эмоционального настроя, раскрепощение ребенка, повышение его уверенности в себе, в своих силах.
I .Теоретическая часть.
По мнению педагога Е.Юдиной, взрослый,
который обладает высокой
Ребенок всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт дошкольника создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слова.
Однако
задачи коммуникативного развития дошкольника
не исчерпываются умением
В современной педагогической науке аспект обучения и воспитания, связанный с формированием коммуникативных способностей ребенка, начал интенсивно развиваться сравнительно недавно (О.М.Казарцева, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов). Дело в том, что в последние десятилетие на педагогические подходы существенное влияние оказало развитие отдельных теорий, школ, направлений в науках, смежных с методикой обучения языку и развития речи, в том числе это теория речевого общения в психологии (А.А.Бодалев, Б.Ф.Ломов) и теория коммуникации или речевой деятельности в лингвистике и психолингвистике (А.А.Леонтьев, А.М.Шахнарович). Учет данных из указанных областей научного знания позволил сформулировать важнейшие методологические подходы к обучению языку и речи, освоению речевой деятельности и общения: коммуникативный, деятельностный и комплексный подходы.
Анализ
современной научно-
1.2 Структура коммуникативных способностей и условия их формирования.
Коммуникативные
способности обладают сложно уровневой
структурой.
Условия развития коммуникативных способностей.
Вывод: Коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы.
Любому взрослому, будь то родитель или педагог, нужно помнить, что в том случае, когда мы вступаем в общение с ребенком, на нас ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образцы.
1. 3. Особенности формирования театрализованной деятельности
Как уже говорилось, театрализованная игра – один из подходов раннего распознавания способностей ребенка, и здесь педагогу надо быть исключительно внимательным и наблюдательным, фиксировать творческий и интеллектуальный рост своих подопечных.
Такие авторы, как М.Д.Маханева и Н.Ф.Сорокина, считают, что подготовка к театрализованной деятельности детей дошкольного возраста должна проходить несколько этапов.
Действительно, прежде чем предложить ребёнку включиться в театрализованную игру, нужно подготовить его, ввести в мир театра, сказки, игры. Мы считаем, что сначала необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.
Затем учим детей имитационным движениям, учим подмечать характерные особенности разных животных (медведь косолапый, лиса хитрая и др).
Вначале фрагменты из сказок используем как упражнения. Например, предлагаем детям попроситься в теремок, как лягушка или медведь (русская народная сказка “Теремок”), после чего обязательно спрашиваем, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми.
Имитационные движения можно отрабатывать на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.
Мы предлагаем
детям придумать небольшие
Совместное творчество детей в театрализованной деятельности (сочиненные детьми сказок для игр драматизаций ) характеризует развитие коммуникативных навыков. Важно создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия. Воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу. Мы считаем, что ребенок только тогда сможет проявить творчество, когда почувствует доброжелательное отношение к себе детей и взрослых.
Таким
образом, определились следующие направления
работы.
Развитие коммуникативных
навыков средствами
театрализованной деятельности