Развитие коммуникативных навыков средствами театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык дитя входит в мир окружающих его людей. Хорошее знание языка ребенку необходимо для общения и взаимодействия с окружающими, изучения других предметов, овладения программой детского сада, а в последующем – школы.
Из многочисленных определений коммуникативность я остановилась на определении А.А.Князькова (составитель словаря “Педагогическое речеведение»)

Оглавление

Введение. Актуальность развития коммуникативных навыков……………3
1. Теоретическая часть
1.1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития коммуникативных навыков средствами театрализованной деятельности…………………………………………………………………………………….5
1.2 Структура коммуникативных способностей и условия их формирования….6
1.3.Особенности формирования театрализованной деятельности………………8
2. Практическая часть.
Система работы по развитию коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности.
2.1.Цели, задачи этапы работы ……………………………………………………10
2.3 Взаимосвязь формирования коммуникативных навыков с различными видами деятельности……………………………………………………………………..18
2.4 Моделирование предметно игровой среды. …………...…………..…….…...19
2.5. Результаты работы……………………………………………………...………20
2.6 Перспективы работы………………………………………………......…..……23
Литература…………………

Файлы: 1 файл

творческая работа 2.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

 
 
 

  1. Система работы по развитию коммуникативных  способностей средствами театрализованной деятельности.

Цель: Развитие коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности  в дошкольном детстве проходило в три этапа.

I этап.  (4-5 лет) Предварительный - этап формирования  подготовленной диалогической речи.

Задачами первого этапа являлись:

  • воспитывать коммуникативные качества, партнерские отношения; побуждать детей к активному общению;
  • развивать навыки диалогической, учить детей эмоционально проговаривать фразы;
  • учить сочетать речь и движения;
  • стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованных игр;
  • пополнять словарь лексикой, отражающей язык чувств и эмоциональных состояний человека.
 

Содержательная  сторона первого этапа это  формирование отдельных диалогических навыков, через использование образцов художественной литературы и собственно игр - драматизаций.

На этом этапе по формированию диалогической речи я использовала три группы специальных упражнений  на  развитие диалогической речи, предложенных Чулковой А.В. в книге «Формирование диалога у дошкольников». В количественном соотношении удельный вес данных упражнений составляет не более 5% .

1.Подстановочные упражнения - усвоение  определённого речевого материала. Упражнения этой группы предполагают готовые речевые модели. Например:

-Как  тебя зовут?

-Меня  зовут…

-Дай  мне, пожалуйста…

-Вот  возьми.

-Спасибо.

Эти упражнения используются, когда детям нужно запомнить новое речевое действие.

2.Тренировочно-речевые – служат для речевой тренировки. В тренировочно-речевых упражнениях ставится коммуникативная задача: «Спросите», «Вы встретились с другом на  улице. Поздоровайтесь» и т.д.  (50% от общего образовательно содержания)

3.Речевые  упражнения – служат для свободного использования речевых умений в ситуации, близкой к естественным условиям общения. Сюда же относится тематическая беседа, как особая разновидность речевых упражнений и строится в виде последовательного ряда вопросов, возникающих на основе определённой речевой ситуации. (40% от общего материала)

Все упражнения я проводила с использованием игровых ситуаций. И от лица хорошо знакомых героев художественных произведений. Например: «Научим Незнайку здороваться», «Как неуклюжий Медвежонок мирился с друзьями», «Вежливая белочка», «Волшебная травка зверобой».

Большую помощь в развитии выразительной  и диалогической речи оказывают  пальчиковые игры, логоритмические  упражнения. Например: «Маленький ёжик», «По грибы», «Зайцы»

 Ознакомление с художественной литературой  на данном этапе проводилось: 1.На занятиях по ознакомлению детей с художественными произведениями, рекомендованными «Программой  воспитания и обучения в детском саду» Васильевой М.А., Комаровой Т.С., Гербовой В.В. с использованием драматизаций отрывков произведений.

2. Ситуации общения в самостоятельной деятельности - рассматривание иллюстраций к книгам, общение на основе художественного произведения.

В театрализованной деятельности  на данном этапе происходит

- последовательное знакомство детей с различными видами театра (театр ложек, верховые куклы, настольный, элементы костюмов животных).

- воспитание   устойчивого  интереса к театрально-игровой  деятельности.

-подведение  детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях - формирование положительного отношения к играм-драматизациям

I I этап.  (5- 6 лет) Детско-взрослая деятельность.

Содержательная  сторона второго этапа это  отработка полученных коммуникативных навыков в ситуациях стимулированного общения через использование образцов художественной литературы и собственно игр- драматизаций. Освоение образного состояния позволяет знакомить детей с сюжетными историями, фрагменты которых “рассказываются” посредством выразительных движений. А это в свою очередь дает возможность воплощать образы не абстрактно-изолированно, а конкретно-мотивированно – через проигрывание ситуаций, показывающих, почему персонаж загрустил, или развеселился, или подобрел и т.п., что значительно обогащает образ, помогает представить его в развитии и тем самым активизирует творческое воображение.

Результат сбора информации оказался неожиданным: кроме того, что дети многое узнали и рассказали о специалистах, работающих в театре, о том, зачем нужен театр, в группе появилась библиотека книг о театре, коллекция фотографий из спектаклей, афиш; началась собираться костюмерная.

Задачи  второго этапа для детей 5 -6 лет

  • поддерживать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в действии и использовать для этого все окружающее пространство;
  • стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованных игр;
  • воспитывать коммуникативные качества, партнерские отношения;
  • побуждать детей к активному общению в ситуациях обсуждения художественных произведений;
  • развивать навыки диалогической речи, учить детей эмоционально проговаривать фразы;
  • развивать умение отождествлять себя с театральным персонажем;
  • учить сочетать речь и движения;
  • учить находить средства передачи образа в движениях, мимике, жестах, интонациях, развивать эмоциональную память;

  Развитие  диалогической речи на втором этапе проходила на занятиях по речевому этикету: «Страна Знакомств», «Когда мы здороваемся и прощаемся», «Оцените поступки ребят». Мной были использованы следующие методы и приемы: введение литературного персонажа, использование проблемных ситуаций «Путаница», погружение в воображаемую ситуацию «Будем экскурсоводами», использовала проблемные ситуации «Правильно - неправильно»

Для активизации  речевого развития детей на занятии по обучению навыкам диалогической речи, использую упражнения и игры, которые направлены на решение этих задач. Игровое  упражнение «Распространи предложение». Игровое упражнение «Если бы…». «Закончи сам».

Ознакомление  с художественной литературой  на данном этапе проводилось: 1.На занятиях по ознакомлению  детей с художественными произведениями, рекомендованными «Программой  воспитания и обучения в детском саду» Васильевой М.А., Комаровой Т.С., Гербовой В.В. с использованием драматизаций отрывков произведений.

2.В самостоятельной творческой деятельности - активное общение в ситуациях обсуждения художественных произведений,  в драматизациях - применение  выразительных средств передачи образа в движениях, мимике, жестах, интонациях

В театрализованной деятельности  на данном этапе происходит

1.Разыгрывание сказок,  сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т.д.);

2.Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).

3.Использование  различных видов театра : варежкового,  пальчикового, театра-конструктора, верховых  кукол. 

III этап: Детское проектно- творческое моделирование.

Содержательной  стороной третьего этапа это отработка  полученных коммуникативных навыков в ситуациях  не стимулированного общения. На третьем этапе работы дети были включены в деятельность по придумыванию и изданию собственных сказок.

На третьем  этапе работы дети были включены в  деятельность по придумыванию и изданию  собственных сказок. Работа началась с обсуждения вопроса о том, что  дети знают о написании и издании книг. На этот раз они сами предложили дать им время на то, чтобы собрать нужную информацию.

Собранная детьми информация легла в основу плана – модели написания любой  книги. Каждый из воспитанников группы придумал свою историю, сам записал и издал книжку – малышку.

К изданию  книжек-малышек дети привлекали своих родителей, поэтому они получились очень разные и интересными.  

задачи 3 этапа для детей  6-7 лет

  • Развитие умения вести речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми (диалогическая речь).
  • Формировать чувство долга и стремление к достижениям успехов.
  • Развивать интерес дошкольников к художественной литературе и театру.
  • Учить придумывать свои сказки и рассказы и издавать их.
  • Учить передавать образ сценическими движениями, мимикой, голосом.
  • Формировать умение детей ставить мини-спектакли по своим произведениям.

Развитие  диалогической речи на третьем этапе проходило на занятиях по речевому этикету:

развитие  умения вести речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми (диалогическая речь). Система бесед, игровых диалогов, формирующих нравственную сторону взаимодействия с учреждением искусства. Зрительский опыт посещения театров, укрепляет культуру поведения в театре. Неоднократно обсуждать с детьми следующие проблемы: «Какие существуют правила поведения в театре?»; «Кто их должен соблюдать и почему?»; «Как пройти к своему месту, если другие зрители уже сидят?»; «Можно ли разговаривать во время действия, есть, шуршать конфетными обертками?»; «Для чего нужен антракт?».

Ознакомление  с художественной литературой  на данном этапе проводилось:

На занятиях помочь детям понять особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи со знакомыми сказочными героями. Помочь почувствовать своеобразие языка. Вспомнить знакомые стихи, совершенствовать выразительность речи.

Закрепление знания детьми структуры сказок. Рассмотрение разных изданий сказок, знакомство с художниками - иллюстраторами. Повторение с детьми известных им произведений малых форм фольклора, знакомство с новыми. Способствовать развитию связной речи детей.

Свободной творческой деятельности  проведение викторины «Знаем ли мы сказки». «Мой любимый весёлый рассказ», «Час загадок, скороговорок и считалок», Неделя весёлого рассказа. Чтение произведений Н. Носова, В. Драгунского, Л. Пантелеева.

В театрализованной деятельности  на данном этапе происходит

-Переход ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов.

 Детям  предлагается на основе литературного  сюжета или на основе детских  песен сочинить сценарий, организовать спектакль (распределить роли между детьми, обосновать свой выбор, провести репетицию).

 Моделирование  ребенком литературных сюжетов  по картинкам  для постановки  спектакля, обсуждения замысла,  идеи постановки с дошкольником.

Дети  в свободной творческой деятельности на основе литературного сюжета или на основе детских песен проектируют декорации, костюмы для спектакля.

Обсуждают замысел, идею постановки. 

     

 

Информация о работе Развитие коммуникативных навыков средствами театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста