Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 23:26, курсовая работа
Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык дитя входит в мир окружающих его людей. Хорошее знание языка ребенку необходимо для общения и взаимодействия с окружающими, изучения других предметов, овладения программой детского сада, а в последующем – школы.
Из многочисленных определений коммуникативность я остановилась на определении А.А.Князькова (составитель словаря “Педагогическое речеведение»)
Введение. Актуальность развития коммуникативных навыков……………3
1. Теоретическая часть
1.1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития коммуникативных навыков средствами театрализованной деятельности…………………………………………………………………………………….5
1.2 Структура коммуникативных способностей и условия их формирования….6
1.3.Особенности формирования театрализованной деятельности………………8
2. Практическая часть.
Система работы по развитию коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности.
2.1.Цели, задачи этапы работы ……………………………………………………10
2.3 Взаимосвязь формирования коммуникативных навыков с различными видами деятельности……………………………………………………………………..18
2.4 Моделирование предметно игровой среды. …………...…………..…….…...19
2.5. Результаты работы……………………………………………………...………20
2.6 Перспективы работы………………………………………………......…..……23
Литература…………………
Дети в самостоятельной деятельности разыгрывают сюжеты творческих, фантазийных сказок таких, как «День рождения у Кота Леопольда», «Лесной концерт», «Бал сказочных красавиц».
2.3 Работа по формированию коммуникативных навыков проходит в тесной взаимосвязи с различными видами деятельности:
Взаимосвязь театрализованной деятельности с художественным конструированием
Взаимосвязь театрализованной деятельности с художественно-речевой деятельностью
Взаимосвязь театрализованной деятельности с изобразительной деятельностью
2.4 Моделирование предметно-развивающей среды.
В группе детского сада рекомендуется организовать уголки для театрализованных игр и представлений. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром на рукавичках, театром шариков и кубиков, костюмов (Н.В.Микляева).
В
уголке располагаются (В.А.
реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски)
атрибуты для различных игровых позиций: (театральный реквизит,
декорации, стул режиссера, сценарии, книги, образцы музыкальных
произведений, места для зрителей, афиши, программки, касса, билеты, бинокль,
«деньги», номерки, виды бумаги, ткани, краски, фломастеры, клей,
карандаши, нитки, пуговицы, коробки, банки, природный материал).
В литературном уголке хранятся книжки-игрушки, страницы которых имеют
форму подушечек и напоминают резиновые игрушки; книжки-
раскладушки; книжки-панорамы. Книжки, обшитые тканью с рельефными
аппликациями и представляющие собой ширму для разыгрывания кукольных спектаклей имеют в качестве приложения 2-3 «перчаточные» куклы.
Для детей более старшего возраста - издания с аудиовизуальными, оптическими эффектами, электронными деталями и другими игровыми формами.
2.5 Результаты работы.
Коммуникативное развитие подразумевает достижения ребенком показателей развития общения со взрослыми и сверстниками. Совместно с педагогом психологом Митрофановой О.В. была проведена диагностика коммуникативного общения по методике Лисиной М.И. «Общение. Личность и психика ребенка». Диагностика проходила в двух направлениях:
1.Диагностика
развития общения детей со
взрослыми, которая
2. Показатели
развития общения со
По первому направлению исследования было выявлено: в 2007 развитие умения общения со взрослыми соответствует низкому уровню 30% дошкольников, среднему 50% , высокому 20%. В 2009 году эти цифры изменились: соответствие низкому уровню снизилось до 5%, среднему 50%, значительно повысился высокий уровень до 45%.
По
второму направлению исследования показатели
развития общения со свертсниками были
следующие в 2006 году низкому уровню соответствовало
20% детей, среднему уровню 60% высокому 20%.
В 2009 году эти цифры изменились следующим
образом на низком уровне10 % детей, на среднем
уровне 40%, на высоком 50 %. Данные показатели
говорят о том, что работа, проведенная
с детьми дала положительные результаты.
Уровень развития театрализованной деятельности проходил по диагностике Комаровой Т.С. И.О. Соломенниковой, «Педагогическая диагностика развития детей пред поступлением в школу»
Уровень
развития театрализованной
деятельности
2.6 Перспективы на будущее:
1.Разработать
индивидуально-
2.Разработать цикл бесед «Чудеса окружающего мира»
3.Разработать цикл бесед по этикету.
Вывод: Таким образом, комплексный
подход к организации театрализованной
деятельности обуславливает ее эффективность
в развитии коммуникативных навыков у
дошкольников.
Список литературы:
1.Антипина А.Е. "Театрализованная деятельность в детском саду". - М.,2006.
2.Артемова Л.В. "Театрализованные игры дошкольников"- М.,1991.
3. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. «Веселый этикет» — Ек., 1997.
4.Вакуленко Ю.А. "Театрализованные инсценировки сказок в детском саду". - Волгоград,2007.
5.Гальцова Е.А. «Забавные истории обо всём на свете» И.: Учитель, 2008 г.
6. Гвоздев А.Н. "Вопросы изучения детской речи". - М.,1961.
7. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет» М.: Просвещение,1987
8. Глухов
В.П. " Особенности творческого
воображения у детей
9.Глухов В.П.
"Формирование пространственного воображения
и речи у детей с ОНР в процессе предметно-практической
деятельности//Коррекционно-
10. Глухов В.П.
"Из опыта логопедической
11. Глухов В.П.
"Особенности формирования
12.Доронова Т.Н. "Играем в театр". - М.,2005.
13.Жукова Н.С. "Логопедия. Преодоление ОНР у детей". - М.,1998.
14. Игры в логопедической работе с детьми/. Ред.-сост. В.И.Селеверстов.-М.,1987
15. Короткова
Э.П. «Беседа, как средство
16. Леонтьев А.А. Исследования детской речи// Основы теории речевой деятельности. - М.,1974.
17. Лещинская-Гурова О.В. На пороге дошкольного детства» И.: Н.Новгород, 2004 г.
18. Миронова С.А.
"Развитие речи дошкольников
на логопедических занятиях".-
19. Обучение и
воспитание дошкольников с
20. Праздники в детском саду//Авт.-сост. Г.А.Лапшина. - Волгоград,2001
21. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр» И.: «Аркти»,2002 г.
22. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду//Сост. Вакуленко. - Волгоград,2007.
23.Федосеева
П.Г. «Художественная
24. Филичева Т.Б.
"Особенности формирования
25. Чулкова А.В.
«Формирование диалога у
Система
работы по развитию коммуникативных
навыков у дошкольников средствами
театрализованной деятельности
Перспективный план работы с детьми средней группы
|
Задачи | Виды деятельности | Самостоятельная творческая деятельность | Развивающая среда | Работа с родителями | Ожидаемые результаты | |
Занятия | Методы и приёмы | ||||||
Обучение навыкам диалогической речи | 1.Речевой этикет:
Учить
употреблять в речи и в знакомых
ситуациях различные речевые штампы зависимости
от характера ситуации. 2.Учить
детей строить серию вопросов различного
типа с определённой целью по плану, опираясь
на наглядность |
1. «Знакомство».
Цель: формирование речевого этикета. 2. «Волшебная травка зверобой» Цель: формирование речевого этикета, развивать умение применять знания в зависимости от характера ситуации 3. «Незнайка
учится здороваться 4. «Наш детский сад» Цель: Учить детей вести диалог в форме вопросов и ответов. 5. «Незнайка, угадай мою игрушку» Цель: развитие
диалогической речи, учить самостоятельно
задавать вопросы и отвечать на них 6. «Кто живёт в твоём доме» Цель: развитие диалогической речи, учить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них |
Игровая ситуация
«Незнайка знакомится с детьми» Погружение
в воображаемую ситуацию «Медвежонок
и Ёжик знакомятся с волшебной травкой
зверобоем». Проблемная ситуация «Как вы поздороваетесь, если встретите друга или подружку?» «Исправить мою ошибку» Цель: закрепление умения здороваться и прощаться Игровая ситуация Незнайка хочет узнать о детском саде Проблемная ситуация: загадать какую - либо игрушку, но ёё не называть, с помощью наводящих вопросов угадать. Использовать наглядность. Игровое упражнение: описать зверька не называя его и угадать, при этом задавать уточняющие вопросы |
"Подбери слово".
Цель: Ребенку предлагается подобрать
к любому предмету, объекту, явлению слова,
обозначающие признаки. «Разговор
по телефону» Цель: практическое применение
навыков речевого этикета через диалоги. «В гостях у куклы» Цель: практическое применение навыков речевого этикета через диалоги «В магазине» Цель: практическое применение навыков речевого этикета через диалоги «В транспорте» Цель: практическое применение навыков речевого этикета через диалоги |
В уголок «интересных
вещей» вносить фотографии семейных походов
в парк, театр, семейный праздник, фотографии
со дня рождения ребёнка. Альбомы для рассматривания
Внесение дидактических игр: «Магазин», «Больница» |
Подготовка
консультаций для родителей
«Что такое речь?» «О проблемах в общении» |
Развитие коммуникативных навыков: желание вступать в контакт с окружающими, умение организовать общение, т.е. умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, а также усвоение норм и правил, которых следует придерживаться при обращении к окружающим |
Ознакомление с художественной литературой |
1.Продолжать
приучать детей внимательно слушать сказки,
рассказы, стихотворения. 2.Помогать
детям правильно воспринимать содержание
произведения, сопереживать героям. 3.Поддерживать
внимание и интерес к слову в литературном
произведении. 4.Продолжать
работу по формированию интереса к книге 5.Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. |
1.Рассказывание
русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» 2. Рассказывание
русской народной сказки «Гуси-лебеди» 3.Чтение сказки В.Сутеева «Кто
сказал «Мяу»? 4.Чтение
венгерской народной сказки «Два жадных
медвежонка» 5.Рассказывание
русской народной сказки «Зимовье» 6.Рассказывание
белорусской народной сказки «Жихарка» 7. Рассказывание
белорусской народной сказки «Пых» 8. Рассказывание
сказки «Смоляной бочок» |
сюрпризный момент:
Внесение игрушки из варежкового театра
– Лисички.
Игра-драматизация «Находка лисички» Погружение в воображаемую ситуацию «Машенька ищет на ярмарке своих родителей» Обыгрывание ситуации «Машенька просит помощи у печки» Обыгрывание ситуации «Остановимся, познакомимся» Цель: использование в речи Рассматривание иллюстраций к сказке, проблемная ситуация: «О чём могут говорить медвежата с лисой» Отгадывание загадок о животных. Проблемная ситуация: «У страха глаза велики». Обыгрывание ситуации «Испуг волка» Игровое упражнение «Жихарка удалец» Погружение в воображаемую ситуацию «Что было бы, если бы Жихарка был пугливым и плаксивым» Игровое упражнение «Огород», Игра-имитация «Пых» Погружение в воображаемую ситуацию «Алёнушка уехала в город, кто бы не испугался Пыха?» Рассматривание
иллюстрации «Корова с телёнком». Игра-драматизация
«Как бычок дедушкке своему помог» |
После прочтения нового произведения вносится книга с иллюстрациями, дети вспоминают текст, обмениваются впечатлениями по содержанию. | Внесение в
уголок книги иллюстрированных книг со
знакомыми сказками, стихами.
Оформление рисунками детей стенда «Мои любимые сказки», «Мой
любимый герой» Внесение аудиокассет
со сказками, CD с песнями к известным сказкам |
Пополнение уголка
книги
Подготовка консультаций для родителей «Выразительное
чтение – залог развития образной речи» «Учусь
рифмовать», «Как покупать книги для ребенка» |
Привитие детям
любви к художественному слову, уважение
к книге.
Лёгкость в освоении особенностей литературного языка, т.е. образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения |
Театрализованная деятельность | 1.Воспитывать
устойчивый интерес к театрально-игровой
деятельности. 2.Подводить
детей к созданию 3.Формировать
положительное отношение к играм-драматизациям. 4.Учить разыгрывать спектакли по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жесты). |
1.Заучивание потешки
«Киска»
Цель: помочь
детям запомнить потешку и выразительно
её читать. 2.Драматизация сказки «Теремок» Цель: учить разыгрывать сюжет сказки, используя выразительные средства 3.Драматизация
сказки «Колобок» Цель: обучение использованию
в сказках-драматизациях игрушек настольного
театра 4.Рассказывание сказки «Волк и семеро козлят» Цель: учить передавать выразительно прямую речь персонажей, участвовать в драматизации 5.Игра-драматизация «Репка» |
Упражнения для
вхождения в образ: Упражнение «Кошка»
Пальчиковая
игра « Расскажу про кошку». Подвижная
игра: «Теремок» выполнение движений совместно
с текстом Игровая ситуация: «Угадай, какой герой» Цель: описать героя не называя его и угадать, при этом задавать уточняющие вопросы Упражнение для вхождения в образ: «Волк
и козлята», Ритмическая игра «Кто как идёт» Двигательное упражнение «Репка» |
Использование
логоритмические игр «Изобрази сказку «Курочка Ряба» Цель: пытаться изобразить известную сказку без слов с использованием атрибутов. |
Использование
ширмы,
Внесение верховых кукол, Внесение театра ложек, варежковый театр, кукол с «Живой рукой» В уголок ряженья внести: элементы костюмов, элементы русского народного костюма Игровые атрибуты: волшебная палочка, |
Привлекать
родителей к изготовлению театра
ложек. Изготовление папки-передвижки для родителей: «История кукольного театра» |
Развитие желания
сочинять небольшие рассказы, придумывая
диалоги действующих лиц.
Подведение детей к созданию углублённых образов знакомых персонажей с помощью движения, мимики, жестов |