Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 18:15, курсовая работа
Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание (постановку целей) и планирование (принятие решений). Совершенствование целеполагания и планирования учебно-воспитательной работы диктуется необходимостью постоянного развития, движения педагогической системы. Разумеется, трудно с исчерпывающей точностью установить, когда у воспитуемого сформируется то или иное необходимое качество, произойдут те или иные изменения в межличностных отношениях, но планирование позволяет прогнозировать основные условия, этапы становления личности и коллектива. Планирование создает такую объективную ситуацию, при которой возможно максимальное и разностороннее развитие личности, самореализация ее творческих возможностей.
1 Развитие целеполагания подросткового возраста в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова
1.1 Понятие и структура целеполагания
1.2 Психологические особенности подросткового возраста
1.3 Развивающая система Эльконина-Давыдова
1.4 Значение целеполагания подросткового в развивающей системе Эльконина-Давыдова в процессе обучения биологии
2 Развитие целеполагания подросткового возраста в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова
2.1 История развития системы Эльконина-Давыдова
2.2 Сущность системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова
2.3 Значение и роль целеполагания в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова
2.3.1 Методика развития целеполагания в система развивающего обучения Эльконина-Давыдова
2.4 Применение целеполагания в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова на примере урока биологии … класса
Заключение
Список использованной литературы
1 |
Развитие целеполагания подросткового возраста в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова | |
1.1 | Понятие и структура целеполагания | |
1.2 | Психологические
особенности подросткового |
|
1.3 | Развивающая система Эльконина-Давыдова | |
1.4 | Значение целеполагания подросткового в развивающей системе Эльконина-Давыдова в процессе обучения биологии | |
2 | Развитие целеполагания подросткового возраста в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова | |
2.1 | История развития системы Эльконина-Давыдова | |
2.2 | Сущность системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова | |
2.3 | Значение и роль целеполагания в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова | |
2.3.1 | Методика развития
целеполагания в система |
|
2.4 | Применение целеполагания в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова на примере урока биологии … класса | |
Заключение | ||
Список использованной литературы | ||
Приложение…. | ||
Приложение …. | ||
Содержание
1
Развитие целеполагания
подросткового возраста
в системе развивающего
обучения Эльконина-Давыдова
1.1
Понятие и структура
целеполагания
Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание (постановку целей) и планирование (принятие решений). Совершенствование целеполагания и планирования учебно-воспитательной работы диктуется необходимостью постоянного развития, движения педагогической системы. Разумеется, трудно с исчерпывающей точностью установить, когда у воспитуемого сформируется то или иное необходимое качество, произойдут те или иные изменения в межличностных отношениях, но планирование позволяет прогнозировать основные условия, этапы становления личности и коллектива. Планирование создает такую объективную ситуацию, при которой возможно максимальное и разностороннее развитие личности, самореализация ее творческих возможностей.
Педагогическая деятельность целенаправленна. При этом цели и задачи, решаемые педагогами, социально значимы, так как являются отражением общих целей и задач, стоящих перед обществом. Цель выступает стержнем плана, следовательно, глубокое понимание цели должно пронизывать как деятельность педагога, так и деятельность ученика. Цель управленческой деятельности - это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы. Особенности целеполагания в управлении педагогическими системами состоят в том, что при разработке "дерева" целей недостаточно знать лишь объективные требования общества. Важно соотнести общую цель управленческой деятельности с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями учащихся, когда педагогические цели, по утверждению Л. И. Божович, должны явиться результатом воплощения требований, предъявляемых человеку обществом, в конкретные требования к его интересам, стремлениям, чувствам и поступкам. При определении "дерева" целей управления необходимо общую, или, как говорят, "генеральную", цель представить в виде ряда конкретных, частных целей, т.е. декомпозировать генеральную цель. Таким образом, достижение общей, генеральной цели достигается за счет выполнения составляющих ее частных целей.
Опора
в управлении на сознательное определение
целей не только директором, но и
учителями и учащимися
Такое
понимание целеполагания
Такая целевая программа должна содержать краткое описание состояния проблемы; указание ее места в общешкольном плане; генеральную цель, систему задач; показатели достижения целей. В ней должны быть определены сроки, исполнители, информационное обеспечение управления процессом решения задач, формы контроля за ходом выполнения программы; показаны пути коррекции выполнения программы [1].
Цель
функционирования педагогической системы
в динамике усложняется, отражая
тем самым и сложность
Виды
планов работы школы и основные требования
к ним. Подготовка планов работы школы
основывается на соблюдении ряда требований,
обеспечивающих реальность, непрерывность,
конкретность их выполнения. Прежде всего
это соблюдение требования целевой направленности.
Целенаправленность в данном случае понимается
как определенная целевая установка, как
учет прошлого опыта работы школы, развивающий
и углубляющий основные направления работы
педагогического и ученического коллективов.
Это постановка частных целей в деятельности
учителей, классных руководителей, общественных
организаций. Одним из требований выступает
перспективность планирования, когда
цели деятельности педагогами и учащимися
принимаются, во-первых, как эмоционально
окрашенные цели, близкие, понятные, желанные
и, во-вторых, как стратегия, намечаемая
на длительный срок, но тем не менее реально
осознаваемая. В числе требований, предъявляемых
к планированию, необходимо выделить и
такое, как комплексность. Данное требование
означает, что в ходе разработки плана
предлагается использование разнообразных
средств, форм, методов, видов деятельности
в их единстве и взаимосвязи. Соблюдение
требования объективности основывается
на знании объективных условий деятельности
школы, ее материальных, экономических
условий, местонахождения, окружающей
природной и социальной среды, возможностей
педагогического и ученического коллективов.
К сожалению, пренебрежение этими требованиями в работе школы часто приводит к недостаточной аналитической обоснованности, неконкретности, несогласованности в планах различных школьных управленческих структур. Изучение опыта работы школ показывает, что планирование рассматривается подчас как доминирующая функция управления школой. Усилия руководителей школы в таком случае концентрируются в основном на том, чтобы разработать план работы, не обеспечив его в организационном, оценочном отношениях. Поэтому неплохо спланированная деятельность остается нереализованной, так как не приведены в движение остальные функции управления. Управленческий цикл, не получив своего развития, угасает - в итоге не достигается поставленная цель.
В практике работы школ разрабатываются три основных вида планов: перспективный, годовой и текущий.
Перспективный план разрабатывается, как правило, на пять лет на основе глубокого анализа работы школы за последние годы. Структура перспективного плана работы школы может быть, например, такой.
1. Задачи школы на планируемый срок.
2. Перспективы развития контингента учащихся по годам, возможное количество классов.
3. Перспективы
обновления образовательного
4. Обеспечение школы педагогическими кадрами.
5. Повышение
квалификации педагогических
6. Развитие
материально-технической базы
7. Социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условий труда и отдыха.
Годовой план охватывает время работы школы на весь учебный год, включая летние каникулы. Подготовка плана работы школы осуществляется в течение текущего учебного года и проходит несколько этапов. На первом этапе (первая учебная четверть) директор школы, его заместители и руководители школьных служб изучают новые нормативные, инструктивные документы, теоретические и методические материалы по вопросам развития и образования в целом и планирования в частности. На втором этапе (вторая учебная четверть) под руководством директора школы создается инициативная группа по разработке и корректировке структуры проекта плана, определяются источники и формы сбора необходимой информации. На третьем этапе (третья учебная четверть) анализируется получаемая информация, заслушиваются отчеты о работе членов комиссии и руководителей подразделений школы, выявляются причины возникающих трудностей и пути их устранения в перспективе. На четвертом этапе (конец четвертой четверти) подготавливается и обсуждается проект плана. На первом заседании совета школы в новом учебном году план работы школы утверждается.
Текущий план составляется на учебную четверть, он является конкретизацией общешкольного годового плана.
Таким образом, наличие основных видов планов позволяет координировать деятельность педагогического, ученического и родительского коллективов. Эти планы являются стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей.
Примерное содержание годового плана работы школы. Обобщая различные варианты планов работы школы на год, учитывая изложенные ранее требования к планированию, рассмотрим один из возможных вариантов плана.
1. Краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и задачи за новый учебный год.
2.
Работа коллектива школы по
выполнению всеобуча. В этой части
плана уточняются границы
3.
Деятельность педагогического