Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:10, курсовая работа
Профессия «автомеханик» зарождалась по мере развития автомобильного транспорта. Производство и эксплуатация автомобилей усиливали потребность в людях, способных поддерживать их в исправном состоянии и ремонтировать их в случае поломки. С изобретением конвейера Генри Фордом (30-е годы ХХ века) количество автомобилей резко возросло. Это создало необходимость в увеличении количества людей, умеющих поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Усложнение конструкции автомобиля т появление сложного диагностического оборудования (50-е годы ХХ века) приводит к разделению специальностей автомеханика: автоэлектрик, моторист, маляр, вулканизаторщик и т.д.
Содержание
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
3. УРОК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
4. ПОДБОР УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ
5. ПОСТРОЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА
6. ПОДГОТОВКА МАСТЕРА К ЗАНЯТИЯМ
7. ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
8. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ АВТОСЛЕСАРЯ
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
10. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Практика показывает, что на вводную часть отводится примерно 0-12% времени всего занятия.
В основной част занятия учащиеся выполняют задания, подобранные мастером заранее. В ходе их выполнения учащиеся осваивают заданные приемы и действия. В процессе выполнения работ учащиеся учатся применять вои знания в конкретных практических ситуациях. Важными моментами трудовой деятельности учащихся на этой части урока являются следующие:
организация рабочего места;
выбор и применение правильных приемов работ;
использование
учебно-технологической
соблюдение правил безопасности труда;
контроль выполнения приемов и действий;
Деятельность учащихся проходит под непосредственном руководстве мастера. Мастер наблюдает за учащимися с рабочего места, а также в ходе целевых обходов. Результаты наблюдений рекомендуется записывать, это поможет квалифицированно провести заключительную часть занятия. Контроль осуществляется мастером, как в процессе трудовой деятельности учащихся, так и при приеме готовых изделий. В основу контроля должно быть положено выполнение тех или иных сочетаний приемов и действий в качество выполнения всего задания.
В процессе текущего инструктирования мастер направляет и корректирует трудовою деятельность учащихся. Индивидуальные инструктажи проводятся при обходе рабочих мест учащихся. Мастер заранее продумывает и определяет цель каждого обхода. Количество их зависит от содержания. Сложности учебного материала и особенностей учебной группы.
В заключительной части подводят итоги занятия. На основе анализа выявляются степень обученности учащихся, слабые стороны обучения, указываются причины появления недостатков и способы их устранения. Заключительная часть занятия состоит из итогового инструктажа, домашнего задания и уборки рабочих мет. В итоговом инструктаже мастер кратко рассказывает об успехах и недостатках каждого учащегося, анализирует их причины. Он подробно разбирает причины появления типичных ошибок, отмечает, как учащиеся использовали передовые приемы и способы работы, и прогрессивную технологию. Особое внимание мастер обращает на соблюдение каждым учащимся правил безопасного ведения работ. После подведения итогов мастер говорит о содержании будущего (следующего) занятия и выдает задание на дом. Домашнее задание может содержать выполнение небольших работ, вычерчивание различных эскизов и чертежей, подготовку маршрутной карты, чтение основной и дополнительной учебно-технической литературы. На заключительную часть занятия отводится примерно 5-7% времени всего занятия.
Построение урока должно способствовать возбуждению интереса учащихся к учебному материалу, развитию самостоятельности, воспитанию стремления к активному овладению умениями и навыками. Деятельность мастера на любой стадии урока не должна подавлять активность учащихся. Ход урока во многом зависит от содержания учебного материала. Имеющейся материально - технической базы, применяемых методов и средств обучения.
Решать поставленную цель выполнять задачи урока можно только при активной познавательной деятельности учащегося, с одной стороны и управления этой деятельностью мастером производственного обучения, другой стороны. Изучение этого вопроса показывает, что деятельность и учащегося и мастера на уроке осуществляется двояко:
Деятельность
учащегося переплетается с
Деятельность учащегося проходит самостоятельно под управлением мастера (процесс самонаучения).
В ходе самостоятельной
деятельности учащийся используют справочные
материалы, а в не обходимых случаях
обращаются за помощью к мастеру.
Эффективности деятельности учащихся
этой части урока во многом зависит
о того, как мастер подготовил её.
Как направляет учащегося. Мастер, делая
указания давая пояснения, исправляя
ошибки учащихся, создает предпосылки
для интенсивной
В основу самонаучения следует брать производственную деятельность учащихся. При изготовлении материальных ценностей всегда присутствует фактор необходимости приобретения и использования определенных знаний и умений. Учащиеся необходимо осознать задание, найти оптимальное решение условия выполнения, а затем уже приступить к выполнению задания. Самонаучение - процесс динамичный. Он вбирает в себя как простое механическое воспроизведение первоначальные периоды обучения, так и сложные, осознанные действия, включающие элементы самоконтроля и саморегулирования.
Под самоконтролем следует понимать действия учащихся по проверке своей деятельности путем сравнения полученных результатов труда с эталоном. Другой вид самоконтроля - контроль результатов труда. Он обладает функциями констатации, фиксирующими возможность дальнейшего выполнения трудового акта. По времени проведения его следует подразделить на текущий и конечный, т.е. он дискретен прерывист.
Саморегуляция - процесс непрерывный и более сложный. Направленный в основном на рабочие операции. Состояние работающего и условия его деятельности. Учащиеся самостоятельно планируют время и соответственно регулируют сам трудовой процесс, изменяя при необходимости его интенсивность сочетания применяемых приемов и способов. Деятельность учащихся по самонаучению во многом зависит от того, как мастер подготовил их к самостоятельной работе. Как провести подготовку к уроку, и как управляет их деятельностью в процессе урока. Поэтому важно с первых уроков учить учащихся умению учиться. Важно отобрать и свести в определенную систему приемы и способы активно - трудовой деятельности учащихся. Это - использование инструкционных, инструкционно-технологических карт и учебных карт, выполнения домашнего задания, использование раздаточного дидактического материала и др.
Динамика формирования на уроках умений и навыков во многом определяется интенсивностью элементов самонаучения. Подготовленностью учащихся, их умением самостоятельно учиться.
Использование технических средств на уроках производственного обучения.
Используемые
в учебных мастерских технические
средства имеют различное назначение.
Их используют для показа трудовых
приемов, действий и технологических
операций, недоступных для
При оборудовании
рабочих мест техническими средствами
следует сосредоточить
Отдельную подгруппу технических средств обучения составляют тренажеры. Их широко применяют в профессиональной подготовки. Овладение любым трудовым процессов, как показывает практика, обязательно включает в себя тренировочную деятельность, так и проведение самоконтроля (фиксацию и оценку своих действий). При выполнении упражнений в обычных условиях самоконтроль проводится на основе лишь зрительных слуховых восприятий. При обучении на тренажере восприятия уточняются с помощью различных приспособлений. Поэтому освоение той или иной деятельности идет уже с меньшим эмоциональными напряжением. Процесс обучения на тренажерах в большинстве своем мало чем отличается от обучения на реальном объекте труда, методика его, как правило, следующая обучающий излагает учебный материал; показывает приемы выполнения действий; в свою очередь, учащиеся воспринимают рассказываемое и показываемое, запоминаю его, а затем приступают к самостоятельным упражнениям на тренажере. Следовательно, умения и навыки формируются в результате многочисленных повторных упражнений с предварительным осознанием порядка действий.
Сложный и многогранный учебно-воспитательный процесс осуществляемым на уроках производственного обучения в учебных мастерских будет успешным, если он всесторонне осмыслен и подготовлен. Мастер обязан продумать процесс обучения и воспитания, отчетливо представлять цель взаимосвязанных тем программы. Практика показывает, что к изучению очередной темы нельзя приступить, не усвоив содержания учебного материала предшествующих тем. В то же время надо знать и содержание последующих тем, чтобы, изучая очередную тему готовить учащихся к восприятию учебного материала, который будет изложен в дальнейшем. При планировании совей работы мастеру необходимо строго учитывать фонд времени, отпускаемый на изучение каждой темы учебной программы. Все это дается основание утверждать, что решающим фактором успешного обучения и воспитания является систематическая и тщательная подготовка мастера к занятию, она складывается из трех последовательных. Этапов: подготовки к учебному угоду, подготовки учащихся к изучению темы и к конкретному занятию (уроку).
Подготовка к учебному году всегда начинается с изучения квалификационной характеристики. Мастер уясняет требования к объему теоретических знаний, профессиональных и общетрудовых умений и навыков, которые должен овладеть учащийся в предстоящим учебном году.
Зная и представляя эти требования, мастер производственного обучения определяет содержание учебного материала, его объем и последовательность изучения. Эти сведения представлены в водно-тематическом плане и учебных программах производственного обучения специальной технологии. В этих документах изложено содержание учебного материала с разбивкой его на темы. В них указано также время, отводимое на изучение отдельных тем, определен период, к которому приурочивается прохождение каждой темы программы. Руководствуясь перечнем учебно-производственных работ и разработанной учебно-технической документацией мастер заблаговременно продумывает материально - техническое оснащение занятий. Руководствуясь перечнем учебно-производственных работ и разработанной учебно-технической документацией мастер заблаговременно продумывает материально - техническое оснащение занятий. В необходимых случаях он заказывает недостающие материалы, полуфабрикаты, комплектующие сборочные единицы, детали. В ходе подготовки мастер знакомится с информацией, отраслевой литературой и инструкциями. Подготовка к проведению конкретного занятий (урока производственного обучения) - завершающий этап многогранной подготовительной деятельности мастера. Он охватывает методическую, техническую подготовку мастера. Мастер знакомиться с методическими материалами - пособиями и разработками, разъясняющие наиболее целесообразные приемы и способы подачи учебного материала. Мастеру необходимо заранее определить содержание т и последовательность показа приемов и способов работы, ход объяснений. Эффективность урока во многом зависит от умения мастера подобрать и объяснить факты и примеры, иллюстрирующие связь изучаемого материала. Плану рока разрабатывается в соответствии с программой обучения. Разработка плана урока всегда должна начинаться с анализа результатов предшествующего занятия. Мастер устанавливает, в какой мере решены задачи прошедшего урока анализирует недостатки и недочеты. Определяет на основе результатов анализа, какие изменения требуется внести в следующие занятие. При этом мастер должен стремиться, чтоб оно соответствовало современному уровню техники, технологии и организации труда. Очень важно чтобы содержание было связано с предыдущими занятиями, а также подготавливало учащихся к усвоению учебного материала последующих уроков и способствовало решению воспитательных задач, далее мастер определяет структуру урока и дозировку времени каждой его части. Необходимо учитывать уровень сформированности умений и навыков учащихся, следует учитывать индивидуальные особенности. Подбирая индивидуальные задания мастер стремиться к тому, чтобы работы в наибольшей мере способствовали дальнейшему росту мастерства каждого учащегося. Выполнение заданий может проводиться фронтально, бригадами и индивидуально, окончательно определив структуру урока, мастер намечает методы руководства деятельностью учащихся на протяжении всего занятия, он планирует, как будет организованы индивидуальные инструктажи, когда и с какой целью будут проводиться целевые обходы. Устанавливает порядок приема выполненных работ, выделяет время для помощи слабым и отстающим ученикам. Продумывает порядок проведения заключительной части урока. Все это фиксируется в плане урока. Очень важно полностью реализовать разработанный план урока, т.е. выполнить все намеченное в нем. Успешность обучения следует рассматривать в нескольких сторон: качество и время выполнения задания, уровень профессиональной самостоятельности, соответствие освоенных движений, приемов и действий учебной программе. Результативность определяется контролем и оценкой трудовой деятельности учащихся.
7. Принципы эффективного обучения
Для успешного достижения целей обучения должны быть созданы благоприятные условия обучающимся, верно определено содержание обучения и выбор средств, которые наилучшим образом позволят решить данные задачи, а также необходимо максимально использовать принципы, обеспечивающих высокую эффективность учебной деятельности.
Эффективное обучение начинается со знания концепций обучения. Они состоят в том, что обучение основано на взаимоотношениях, оно представляет собой естественный процесс, оно необходимо, индивидуально, требует определенных усилий, заразительно и тесно связано с практикой. Чтобы обучение стало эффективным, преподаватель использует пять элементов обучения: разнообразие, ясность, вовлеченность, успех и сходство.
Среди принципов, реализация которых обеспечивает высокую эффективность обучения можно выделить следующие:
Принцип учета начального уровня знаний и опыта обучающихся:
Основой для эффективного обучения персонала является правильная оценка его уровня подготовки. Кроме того, обучающиеся могут различаться по уровню развития у них способностей необходимых для успешной профессиональной деятельности в определенной области. В случае больших различий в уровне подготовки между слушателями, программу приходиться ориентировать на средний уровень, что снижает потенциальную возможную отдачу от обучения слушателей с более высоким уровнем подготовки. Выравнивание учебных групп по уровню общей профессиональной квалификации слушателей позволяет повысить эффективность обучения.
Обучающиеся в одной группе могут различаться не только по общеобразовательному уровню, но и по уровню знаний в конкретной области, а также по владения определенными навыками. Обучение в группах может начинаться с разных этапов программы, в зависимости от знаний и степени подготовленности к усвоению материала. Вследствие существенного снижения затрат на обучение данный подход успешно применяется многими зарубежными компаниями, такими как: Ксерокс, American Airlines, American Telephone and Telegraph.