Разработка перечня учебно-производственных работ для производственного обучения рабочих по профессии «слесарь по ремонту автомобиля»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Профессия «автомеханик» зарождалась по мере развития автомобильного транспорта. Производство и эксплуатация автомобилей усиливали потребность в людях, способных поддерживать их в исправном состоянии и ремонтировать их в случае поломки. С изобретением конвейера Генри Фордом (30-е годы ХХ века) количество автомобилей резко возросло. Это создало необходимость в увеличении количества людей, умеющих поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Усложнение конструкции автомобиля т появление сложного диагностического оборудования (50-е годы ХХ века) приводит к разделению специальностей автомеханика: автоэлектрик, моторист, маляр, вулканизаторщик и т.д.

Оглавление

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
3. УРОК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
4. ПОДБОР УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ
5. ПОСТРОЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА
6. ПОДГОТОВКА МАСТЕРА К ЗАНЯТИЯМ
7. ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
8. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ АВТОСЛЕСАРЯ
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
10. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсач по МПО.docx

— 69.91 Кб (Скачать)

Практика показывает, что на вводную часть отводится  примерно 0-12% времени всего занятия.

В основной част занятия учащиеся выполняют задания, подобранные мастером заранее. В  ходе их выполнения учащиеся осваивают  заданные приемы и действия. В процессе выполнения работ учащиеся учатся применять  вои знания в конкретных практических ситуациях. Важными моментами трудовой деятельности учащихся на этой части  урока являются следующие:

организация рабочего места;

выбор и применение правильных приемов работ;

использование учебно-технологической документации;

соблюдение правил безопасности труда;

контроль выполнения приемов и действий;

Деятельность  учащихся проходит под непосредственном руководстве мастера. Мастер наблюдает за учащимися с рабочего места, а также в ходе целевых обходов. Результаты наблюдений рекомендуется записывать, это поможет квалифицированно провести заключительную часть занятия. Контроль осуществляется мастером, как в процессе трудовой деятельности учащихся, так и при приеме готовых изделий. В основу контроля должно быть положено выполнение тех или иных сочетаний приемов и действий в качество выполнения всего задания.

В процессе текущего инструктирования мастер направляет и  корректирует трудовою деятельность учащихся. Индивидуальные инструктажи проводятся при обходе рабочих мест учащихся. Мастер заранее продумывает и определяет цель каждого обхода. Количество их зависит от содержания. Сложности учебного материала и особенностей учебной группы.

В заключительной части подводят итоги занятия. На основе анализа выявляются степень  обученности учащихся, слабые стороны обучения, указываются причины появления недостатков и способы их устранения. Заключительная часть занятия состоит из итогового инструктажа, домашнего задания и уборки рабочих мет. В итоговом инструктаже мастер кратко рассказывает об успехах и недостатках каждого учащегося, анализирует их причины. Он подробно разбирает причины появления типичных ошибок, отмечает, как учащиеся использовали передовые приемы и способы работы, и прогрессивную технологию. Особое внимание мастер обращает на соблюдение каждым учащимся правил безопасного ведения работ. После подведения итогов мастер говорит о содержании будущего (следующего) занятия и выдает задание на дом. Домашнее задание может содержать выполнение небольших работ, вычерчивание различных эскизов и чертежей, подготовку маршрутной карты, чтение основной и дополнительной учебно-технической литературы. На заключительную часть занятия отводится примерно 5-7% времени всего занятия.

Построение урока  должно способствовать возбуждению  интереса учащихся к учебному материалу, развитию самостоятельности, воспитанию стремления к активному овладению  умениями и навыками. Деятельность мастера на любой стадии урока  не должна подавлять активность учащихся. Ход урока во многом зависит от содержания учебного материала. Имеющейся  материально - технической базы, применяемых  методов и средств обучения.

Решать поставленную цель выполнять задачи урока можно  только при активной познавательной деятельности учащегося, с одной  стороны и управления этой деятельностью  мастером производственного обучения, другой стороны. Изучение этого вопроса  показывает, что деятельность и учащегося  и мастера на уроке осуществляется двояко:

Деятельность  учащегося переплетается с активной деятельностью мастера.

Деятельность  учащегося проходит самостоятельно под управлением мастера (процесс  самонаучения).

В ходе самостоятельной  деятельности учащийся используют справочные материалы, а в не обходимых случаях  обращаются за помощью к мастеру. Эффективности деятельности учащихся этой части урока во многом зависит  о того, как мастер подготовил её. Как направляет учащегося. Мастер, делая  указания давая пояснения, исправляя  ошибки учащихся, создает предпосылки  для интенсивной самостоятельной  их работы.

В основу самонаучения следует брать производственную деятельность учащихся. При изготовлении материальных ценностей всегда присутствует фактор необходимости приобретения и использования определенных знаний и умений. Учащиеся необходимо осознать задание, найти оптимальное решение условия выполнения, а затем уже приступить к выполнению задания. Самонаучение - процесс динамичный. Он вбирает в себя как простое механическое воспроизведение первоначальные периоды обучения, так и сложные, осознанные действия, включающие элементы самоконтроля и саморегулирования.

Под самоконтролем следует понимать действия учащихся по проверке своей деятельности путем сравнения полученных результатов труда с эталоном. Другой вид самоконтроля - контроль результатов труда. Он обладает функциями констатации, фиксирующими возможность дальнейшего выполнения трудового акта. По времени проведения его следует подразделить на текущий и конечный, т.е. он дискретен прерывист.

Саморегуляция - процесс непрерывный и более сложный. Направленный в основном на рабочие операции. Состояние работающего и условия его деятельности. Учащиеся самостоятельно планируют время и соответственно регулируют сам трудовой процесс, изменяя при необходимости его интенсивность сочетания применяемых приемов и способов. Деятельность учащихся по самонаучению во многом зависит от того, как мастер подготовил их к самостоятельной работе. Как провести подготовку к уроку, и как управляет их деятельностью в процессе урока. Поэтому важно с первых уроков учить учащихся умению учиться. Важно отобрать и свести в определенную систему приемы и способы активно - трудовой деятельности учащихся. Это - использование инструкционных, инструкционно-технологических карт и учебных карт, выполнения домашнего задания, использование раздаточного дидактического материала и др.

Динамика формирования на уроках умений и навыков во многом определяется интенсивностью элементов  самонаучения. Подготовленностью учащихся, их умением самостоятельно учиться.

Использование технических средств на уроках производственного  обучения.

Используемые  в учебных мастерских технические  средства имеют различное назначение. Их используют для показа трудовых приемов, действий и технологических  операций, недоступных для непосредственного  наблюдения. Демонстрации сложных видов  техники и технологических процессов. Конкретной трудовой деятельности замедленный  тип применение мультипликации. (Расчлененный вид процесса).

При оборудовании рабочих мест техническими средствами следует сосредоточить смонтировать только такие средства, которые необходимы при изучении большинства тем  производственного обучения. Например, для учебных мастерских следует  подбирать кино - диапроекторы. Экранные средства, являясь действенной формой зрительно-звуковой наглядности. Служат педагогическим средством активизации  учащихся и эмоционального воздействия. На экране учащиеся видят как отдельные  действия, так и целые производственные процессы. Важное условие проведения уроков с применением кино - методически  правильно подбор учебных фильмов  и необходимость перспективного планирования показа. В учебных мастерских показывают краткометражные и фрагментарные фильмы.

Отдельную подгруппу  технических средств обучения составляют тренажеры. Их широко применяют в профессиональной подготовки. Овладение любым трудовым процессов, как показывает практика, обязательно включает в себя тренировочную деятельность, так и проведение самоконтроля (фиксацию и оценку своих действий). При выполнении упражнений в обычных условиях самоконтроль проводится на основе лишь зрительных слуховых восприятий. При обучении на тренажере восприятия уточняются с помощью различных приспособлений. Поэтому освоение той или иной деятельности идет уже с меньшим эмоциональными напряжением. Процесс обучения на тренажерах в большинстве своем мало чем отличается от обучения на реальном объекте труда, методика его, как правило, следующая обучающий излагает учебный материал; показывает приемы выполнения действий; в свою очередь, учащиеся воспринимают рассказываемое и показываемое, запоминаю его, а затем приступают к самостоятельным упражнениям на тренажере. Следовательно, умения и навыки формируются в результате многочисленных повторных упражнений с предварительным осознанием порядка действий.

6.Подготовка мастера к занятиям

Сложный и многогранный учебно-воспитательный процесс осуществляемым на уроках производственного обучения в учебных мастерских будет успешным, если он всесторонне осмыслен и подготовлен. Мастер обязан продумать процесс  обучения и воспитания, отчетливо  представлять цель взаимосвязанных  тем программы. Практика показывает, что к изучению очередной темы нельзя приступить, не усвоив содержания учебного материала предшествующих тем. В то же время надо знать и  содержание последующих тем, чтобы, изучая очередную тему готовить учащихся к восприятию учебного материала, который  будет изложен в дальнейшем. При  планировании совей работы мастеру  необходимо строго учитывать фонд времени, отпускаемый на изучение каждой темы учебной программы. Все это дается основание утверждать, что решающим фактором успешного обучения и воспитания является систематическая и тщательная подготовка мастера к занятию, она  складывается из трех последовательных. Этапов: подготовки к учебному угоду, подготовки учащихся к изучению темы и к конкретному занятию (уроку).

Подготовка к  учебному году всегда начинается с  изучения квалификационной характеристики. Мастер уясняет требования к объему теоретических знаний, профессиональных и общетрудовых умений и навыков, которые должен овладеть учащийся в предстоящим учебном году.

Зная и представляя  эти требования, мастер производственного  обучения определяет содержание учебного материала, его объем и последовательность изучения. Эти сведения представлены в водно-тематическом плане и  учебных программах производственного  обучения специальной технологии. В  этих документах изложено содержание учебного материала с разбивкой  его на темы. В них указано также  время, отводимое на изучение отдельных  тем, определен период, к которому приурочивается прохождение каждой темы программы. Руководствуясь перечнем учебно-производственных работ и разработанной учебно-технической документацией мастер заблаговременно продумывает материально - техническое оснащение занятий. Руководствуясь перечнем учебно-производственных работ и разработанной учебно-технической документацией мастер заблаговременно продумывает материально - техническое оснащение занятий. В необходимых случаях он заказывает недостающие материалы, полуфабрикаты, комплектующие сборочные единицы, детали. В ходе подготовки мастер знакомится с информацией, отраслевой литературой и инструкциями. Подготовка к проведению конкретного занятий (урока производственного обучения) - завершающий этап многогранной подготовительной деятельности мастера. Он охватывает методическую, техническую подготовку мастера. Мастер знакомиться с методическими материалами - пособиями и разработками, разъясняющие наиболее целесообразные приемы и способы подачи учебного материала. Мастеру необходимо заранее определить содержание т и последовательность показа приемов и способов работы, ход объяснений. Эффективность урока во многом зависит от умения мастера подобрать и объяснить факты и примеры, иллюстрирующие связь изучаемого материала. Плану рока разрабатывается в соответствии с программой обучения. Разработка плана урока всегда должна начинаться с анализа результатов предшествующего занятия. Мастер устанавливает, в какой мере решены задачи прошедшего урока анализирует недостатки и недочеты. Определяет на основе результатов анализа, какие изменения требуется внести в следующие занятие. При этом мастер должен стремиться, чтоб оно соответствовало современному уровню техники, технологии и организации труда. Очень важно чтобы содержание было связано с предыдущими занятиями, а также подготавливало учащихся к усвоению учебного материала последующих уроков и способствовало решению воспитательных задач, далее мастер определяет структуру урока и дозировку времени каждой его части. Необходимо учитывать уровень сформированности умений и навыков учащихся, следует учитывать индивидуальные особенности. Подбирая индивидуальные задания мастер стремиться к тому, чтобы работы в наибольшей мере способствовали дальнейшему росту мастерства каждого учащегося. Выполнение заданий может проводиться фронтально, бригадами и индивидуально, окончательно определив структуру урока, мастер намечает методы руководства деятельностью учащихся на протяжении всего занятия, он планирует, как будет организованы индивидуальные инструктажи, когда и с какой целью будут проводиться целевые обходы. Устанавливает порядок приема выполненных работ, выделяет время для помощи слабым и отстающим ученикам. Продумывает порядок проведения заключительной части урока. Все это фиксируется в плане урока. Очень важно полностью реализовать разработанный план урока, т.е. выполнить все намеченное в нем. Успешность обучения следует рассматривать в нескольких сторон: качество и время выполнения задания, уровень профессиональной самостоятельности, соответствие освоенных движений, приемов и действий учебной программе. Результативность определяется контролем и оценкой трудовой деятельности учащихся.

     7. Принципы эффективного обучения

Для успешного  достижения целей обучения должны быть созданы благоприятные условия  обучающимся, верно определено содержание обучения и выбор средств, которые  наилучшим образом позволят решить данные задачи, а также необходимо максимально использовать принципы, обеспечивающих высокую эффективность  учебной деятельности.

Эффективное обучение начинается со знания концепций  обучения. Они состоят в том, что  обучение основано на взаимоотношениях, оно представляет собой естественный процесс, оно необходимо, индивидуально, требует определенных усилий, заразительно и тесно связано с практикой. Чтобы обучение стало эффективным, преподаватель использует пять элементов  обучения: разнообразие, ясность, вовлеченность, успех и сходство.

Среди принципов, реализация которых обеспечивает высокую эффективность обучения можно выделить следующие:

  • учет исходного уровня знания обучающихся;
  • формирование и поддержание высокой мотивации к обучению;
  • обеспечение слушателей полной и своевременной обратной связью об эффективности их обучения;
  • практическая отработка получаемых знаний и навыков;
  • перенос приобретенных знаний и навыков в рабочие условия;
  • востребованности результатов обучения;

Принцип учета начального уровня знаний и  опыта обучающихся:

Основой для эффективного обучения персонала  является правильная оценка его уровня подготовки. Кроме того, обучающиеся  могут различаться по уровню развития у них способностей необходимых  для успешной профессиональной деятельности в определенной области. В случае больших различий в уровне подготовки между слушателями, программу приходиться ориентировать на средний уровень, что снижает потенциальную возможную отдачу от обучения слушателей с более высоким уровнем подготовки. Выравнивание учебных групп по уровню общей профессиональной квалификации слушателей позволяет повысить эффективность обучения.

Обучающиеся в одной группе могут различаться  не только по общеобразовательному уровню, но и по уровню знаний в конкретной области, а также по владения определенными  навыками. Обучение в группах может начинаться с разных этапов программы, в зависимости от знаний и степени подготовленности к усвоению материала. Вследствие существенного снижения затрат на обучение данный подход успешно применяется многими зарубежными компаниями, такими как: Ксерокс, American Airlines, American Telephone and Telegraph.

Информация о работе Разработка перечня учебно-производственных работ для производственного обучения рабочих по профессии «слесарь по ремонту автомобиля»