Разработка перечня учебно-производственных работ для производственного обучения рабочих по профессии «слесарь по ремонту автомобиля»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Профессия «автомеханик» зарождалась по мере развития автомобильного транспорта. Производство и эксплуатация автомобилей усиливали потребность в людях, способных поддерживать их в исправном состоянии и ремонтировать их в случае поломки. С изобретением конвейера Генри Фордом (30-е годы ХХ века) количество автомобилей резко возросло. Это создало необходимость в увеличении количества людей, умеющих поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Усложнение конструкции автомобиля т появление сложного диагностического оборудования (50-е годы ХХ века) приводит к разделению специальностей автомеханика: автоэлектрик, моторист, маляр, вулканизаторщик и т.д.

Оглавление

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
3. УРОК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
4. ПОДБОР УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ
5. ПОСТРОЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА
6. ПОДГОТОВКА МАСТЕРА К ЗАНЯТИЯМ
7. ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
8. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ АВТОСЛЕСАРЯ
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
10. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсач по МПО.docx

— 69.91 Кб (Скачать)

На занятиях в учебных мастерских изучение операционных тем чередуется с выполнением  комплексных работ. В начальной  стадии осваивается отдельные движения и приемы а затем действия и операции в целом. Постепенное освоение учащимися отдельных операций в соответствии дидактическими принципом обучения от простого к сложному, обеспечивает качество и эффективность общетрудовой и профессиональной подготовки. На изучение каждой операционной темы в учебной программе отводится время, необходимое для освоения данной операции, а также для формирования первоначальных знаний и навыков и умений ее выполнения. При этом процесс формирования как показывает практика, требует положительных упражнений. Монотонные упражнения снижают интерес учащимся и вызывают быструю утомляемость. Подбор разнообразных упражнений создание комплекса упражнений, а также планирование и выполнение упражнений - с перерывами и в определенном порядке способствует снижению утомляемости и активизирует интерес учащихся.

После усвоения основных приемов учащиеся переходят  к выполнению комплексных работ  по изучаемой профессии. При их выполнении закрепляется и совершенствуется усвоенные  знания, приобретаются широкий диапазон профессиональных умений и навыков. Учащиеся постепенно овладевают количественными  и качественными показателями труда.

Мастер производственного  обучения должен учитывать, что овладение  всеми операциями в отдельности  при обучении в учебных мастерских еще не гарантирует качественного  изготовления того или иного изделия. Выполняя задания на различных стадиях  обучения, учащиеся закрепляют ранее  освоенные приемы и способы выполнении операций, совершенствуют точные скоростные навыки. При этом они осваивают  выполнение неизвестных разновидностей изученных операций, их сочетания, а  также изучают технологический  процесс в целом и его составных  части. Одновременно с выполнением  работ учащиеся обучаются планированию технологического процесса, знакомятся с инструкцией и принципами действия типовых объектов труда.

Обучение в  учебных мастерских предполагает последовательность восприятия учащимися учебного материала, переработку, обобщение и автозапоминание; формирование общетрудовых и профессиональных умений и навыков в практической деятельности и оценку результатов труда.

Основной формой организации занятий в учебных  мастерских является урок.

Урок - это часть  учебного процесса, ограниченная определенным отрезком времени, с четко выраженной целью, проводимая группой учащимся. Для него характерны: неразрывность  задач, определенность решаемых на уроке  учебно-воспитательных задач; оптимальное  сочетания коллективной и индивидуальной работы учащихся; целесообразное построение занятия, обеспечивающие сознательность обучения и высокую активность учащихся, организационная четкость.

Рассматривая  урок производственного обучения, следует  отметить, что он отличается от урока  теоретического обучения по основным наукам, общетехническим и специальным предметам.

Цель урока  производственного обучения заключается  в том, что учащиеся на основе полученных технологических знаний освоили  движения, приемы и способы выполнения действий и операций, необходимые  для последующего формирования у  них навыков и умений выполнения производственных работ по определенной профессии. Учащимся недостаточно просто запомнить и изучить учебный  материал; они должны его понять, переработать и воспроизвести при  выполнении задания. Следовательно, основная цель - не запоминание информации. Умение переработать и применять ее на практике.

Специфика проведения уроков производственного обучения отражена в следующих факторах:

а) временное (занятие  продолжается 6 часов);

б) содержательном (обучение проводится, как правило, в процессе производительного труда  учащихся, в процессе созданиями материальных ценностей);

в) в методическом, приобладающеюся часть времени на занятии учащиеся работают самостоятельно, деятельность каждого из них на занятии специфична. Мастер осуществляет лишь общее руководство деятельность учащихся

г) организационном (необходимы условия, обеспечивающие работу каждого учащегося в доступном  ему темпе, стимулирующие способности одних и создающие перспективу другим. Формирование прочных и глубоких профессиональных знаний и умений возможно только при условии систематической индивидуальной работе, как с сильными, так и со слабыми учащимися.

Уроки производственного  обучения в зависимости от основной дидактической цели и содержания изучаемого учебного материала подразделяются на следующие типы:

Уроки по освоению трудовых приемов и операций, цель которых дать учащемуся технологические  знания, сформировать первоначальные умения изучаемых приемов и операций;

Уроки по освоению сочетаний операций и технологических  процессов на уроки производительного  труда, цель которых - ознакомит учащихся с организацией труда и планированием  технологического процесса. При этом совершенствуется и закрепляется умения применять различные сочетания  приемов и операций при выполнении производственных работ, а также  освоение навыков контрольно - проверочные уроки, их цель - определять степень подготовки учащихся за определенный период обучения. Выявить степень осознанности, прочности и глубины сформированных умений и навыков. Устранить обнаруженные проблемы.

Педагогическая  целенаправленность уроков предполагает перспективную последовательность воспитания и, готовность к труду. Готовясь к конкретному уроку мастер производственного обучения определяет дидактические и воспитательные задачи, вытекающие из поставленной цели, уровня подготовки учащихся и особенностей учебной группы, конкретных условий трудовой деятельности. Учитывается также и перспектива обучения. От отдельно взятого урока невозможно решить весь комплекс педагогических задач обучения. Но важно, чтобы на каждом уроке решалась определенная часть этого комплекса.

4. Подбор учебно-производственных работ

 

Содержание обучения в учебных мастерских должно отражать совокупность процессов труда, характеризующих  производственная деятельность рабочего определенной квалификации конкретной профессии. Основными документами. Определяющими содержание всего  производственного обучения в профессиональных училищах является квалификационная характеристика, учебный и сводно-тематический планы, а также учебная программа. При  этом учебная программа является документом, конкретизирующим содержание обучения и целом и в учебных  мастерских в частности. Учащиеся осваивают  содержание обучения при выполнении учебно-тренировочных и учебно-производственных работ. Следовательно, подбор и выполнение в полном объеме и в определенном методически правильно последовательности этих работ дает возможность сформировать у учащихся необходимый комплекс общетрудовых и профессиональных знаний, навыков и умения.

Каждая дидактическая  задача, решаемая на конкретном уроке. Как правило реализуется при  выполнении того или иного практического  задания. Труд учащихся по все периоды  обучения должен быть посильным. Только в этом случае их деятельность приобретает  элементы заинтересованности, становится активной. К выбору объектов труда  можно переходить, лишь зная предъявляемые требования к учебной теме, требования которые подразделяются на учебно-технические и учебно-технологические.

Учебно-технические  требования характеризуют техническую  сторону объектов труда (материал, форма, конфигурация изделий, габаритные размеры, размеры отдельных частей).

К учебно-технологическим  требованиям относятся требования к процессу и результатам обработки (подбор инструментов для обработки  и контроля, получаемых в результате обработки параметров точности и  шероховатости поверхности, финишные операции тт.д.)

Конкретные объекты  труда должны подбираться так, чтобы  в процессе их выполнения (изготовления, сборки, ремонта, регулировки) учащиеся в определенном порядке и последовательности отрабатывали движения и приемы изучаемых  действий и операций, а также их наиболее рациональное сочетание. Задания  должны быть разнообразными постепенно усложняться. Но при этом необходимо учитывать индивидуальные способности  учащихся. В процессе подбора объектов труда следует в первую очередь  находить возможность для освоения требуемых движений, приемов и  действии (прием принимается как  комплекс движений). Подбираемая работа расчленяется на отдельные операции, каждая из которых делится на приемы, в этом случае трудовой прием имеет  свою, частную цель. На основе такого расчленения подбираемая работа анализируется, выявляются возможность  освоения определенных движений и приемов, а также их сочетаний, определяется целесообразность использования ее в качестве учебно-производственной. При выполнении комплексных работ  учащиеся научатся применять не только определенные движения, приемы и действия, но различные сочетания. Необходимо учитывать также важную особенность  подбора работ - мелкосерийность их изготовления.

Подобранные учебно-производственные работы по своему содержанию, сложности  и объему должны обеспечивать планомерное  и последовательное усложнение профессиональных умений и навыков, что стимулирует  в свою очередь активизацию познавательной деятельности учащихся. Подобранные  задания по всем темам (предметам) учебной  программы сводятся в перечень учебно-производственных работ, полное и своевременное выполнение которого способствует успешному формированию у учащихся профессиональных знаний. Навыков и умений. Следует стремиться к тому, чтобы учебно-производственные работы выполнялись в учебных  мастерских в течение нескольких лет. Это будет способствовать полному  оснащению мастерских требуемых технологической оснасткой, даст возможность подготовить необходимую учебно-техническую документацию. Поможет совершенствовать технологии обработки объекта труда. Установление норм на работы учащихся проводится с учетом производственных возможностей в различные периоды обучения и передового производственного опыта. В течение операционного периода мастер обучает учащихся правильному и наиболее рациональному выполнению отдельных движений и поемов. В этот период времени норму учащимся не сообщается. Для каждого подобранного объекта обязательно разрабатывается соответствующая техническая документация (чертежи, маршрутная и инструкционная карты и т.п.), подбираются необходимые справочные материалы и таблица. Содержание и характер документации должны соответствовать учебному периоду. Эффективность процесса обучения во многом будет зависеть от индивидуальных особенностей учащихся. Поэтому мастер, одновременно с подбором общей дл всей группы дозы учебного материала должен разработать задания для углубленного изучения сильными учащимися.

Все содержание обучения должно быть направлено у  учащихся на умение планировать свой труд, работать в коллективе, решать задач. Одно должно способствовать воспитанию у учащихся упорства, настойчивости  в преодолении трудностей, в достижении целей.

5. Построение и организация урока

 

Рассматривая  структуру урока, следует говорить не об отдельных, обособленных его частях, а лишь о структурных элементов, группируемых по характеру деятельности мастера и учащихся. Этими элементами являются: организационный момент, вводная, основная и заключительная части. Каждый из них выполняет определенную только ему присущую роль, но все  они тесно связаны. Кратко рассмотрим каждый структурный элемент урока.

Урок всегда начинается с организационного момента. Мастер контролирует присутствие учащихся, проверяет их вешний вид. Сообщает учащимся тему занятия. Затем мастер проводит повторение теоретических знаний учащихся. А также проверку их практической подготовленности. Эффективность трудовой деятельности любого человека как показывает практика. Зависит во многом от его  вдумчивости, осмысленности действий и добросовестности. Следовательно. Этот элемент урока психологически готовят учащихся к восприятию и усвоению нового учебного материала. Повторение проходит в форме беседы, в ходе которой у учащихся восстанавливаются в памяти необходимые и на данном уроке сведения. Затем на практике проверяется качество трудовых приемов и действий, освоенных на предыдущих занятиях. Мастер заранее в ходе подготовки к данному року намечает контрольные вопросы и задания. Они должны быть преимущественно обобщающего типа.

Вводная часть  урока направлена на подготовку учащихся к освоению новых навыков и  умений, к выполнению определенных знаний, способствующих углублению и  расширению профессиональных знаний, складывается из вводного инструктажа, инструктажа по безопасному ведению  работ, рассказ об организации рабочего места, распределения и разбора  заданий учащимися группы.

Вводный инструктаж начинается с ознакомлением учащихся с целями и задачами данного занятия. Поэтому в предварительно разрабатываемом  плане урока его задачи следует  формулировать конкретно. На вводном занятие мастер обязательно останавливается на правилах безопасного ведения работ, которые следует соблюдать на данном уроке. Мастеру следует подробно рассказывать об организации рабочего места при выполнении заданных работ, обратив внимание учащихся на его особенности. После этого сообщает критерии оценок, разъясняет и распределяет задания среди учащихся, говорит об ученическом норме времени, сравнивая ее с нормой времени квалифицированного рабочего.

Информация о работе Разработка перечня учебно-производственных работ для производственного обучения рабочих по профессии «слесарь по ремонту автомобиля»