Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2014 в 13:20, курсовая работа
Объект исследования: неформальные молодежные движения
Гипотеза исследования: Социально – педагогическая деятельность с подростками, вовлеченными в неформальные молодежные движения, будет успешной если:
Будут учитываться индивидуальные особенности подростков.
Будет учитываться характер молодежной субкультуры, в которую вовлечен подросток.
Работа по социально – педагогическому сопровождению будет носить поэтапный и систематический характер.
Введение..................................................................................................................2
Глава I. Теоретические аспекты проблем неформальных молодежных
движений
Понятие «молодежной субкультуры»и ее появление в России...................5
Характеристика молодежных субкультур......................................................8
1.3 Социально – педагогическое сопровождение подростка из неформального молодежного движения.........................................................................................11
Глава II. Работа социального педагога с подростками, вовлеченными в неформальные молодежные движения
2.1 Констатирующий эксперимент исследования..............................................14
2.2 Результаты констатирующего исследования................................................18
2.3 Социально – педагогические рекомендации в работе с подростками входящими в субкультуры....................................................................................19
Заключение.............................................................................................................26
Список литературы................................................................................................27
Завершается работа выводом о том, какой стиль у вас преобладает в конфликтной ситуации: в большей или меньшей степени.
2.2 Результаты констатирующего исследования
1.Тест К.Томаса «Оценка
предпочитаемой стратегии
Цель: выяснить стратегии поведения у воспитанников детского дома в конфликтной ситуации.
В результате теста было выявлено, что у 3 ребят преобладает такая стратегия поведения, как избегание, об этом свидетельствуют выбор таких ответов как:
1. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
2. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
3. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
4. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
У 4 человек соперничество и лишь у 1 человека – компромисс.
На основании этих данных можно сделать вывод, что в конфликтной ситуации большинство не боится вступить в спор, потому что считают себя целеустремленными, уверенными в себе, способными отстоять свое мнение, даже в той ситуации, где они могут быть и не правы. Так же могут достаточно агрессивно отреагировать в процессе конфликта, стремятся добиться своей правоты. Такое поведение не всегда способствует налаживанию контакта с окружающими, потому что агрессия и настойчивость зачастую отталкивает людей, но помогает добиться ребятам своей цели. Однако другие стратегии в конфликтной ситуации могли бы способствовать разрешению их трудностей, в преодолении правильно ответить «НЕТ» на предложения или ситуации, связанные с девиантными или аддиктивными поступками для более эффективной социальной адаптации.
Соперничество является основной стратегией поведения в конфликте, так как это особенность влияния социальной среды, в которой находятся воспитанники детского дома
По итогам проведенных диагностик можно наметить такие формы работы как: составление социально – педагогических рекомендаций в работе с подростками входящими в субкультуры, организация свободного времени учащихся.
2.3 Социально – педагогические рекомендации в работе с подростками входящими в субкультуры
Направления работы:
1.Семья и организация свободного времени учащихся:
Важное направление в работе специалиста по социальной работе - работа с родителями «неформалов»: изучение семей, создание родительских активов совместно с педагогами, проведение лекториев по вопросам воспитания детей в семье.
2. Работа с группой.
Для педагогов крайне важно изучить лиц, обладающих наивысшим статусом в группе неформального общения – неформальных лидеров. Лидерство – одна из форм общественной активности личности в группе. Типология неформальных лидеров по Л.И. Уманскому: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор эмоционального настроя, лидер эмоционального притяжения, лидер-умелец.
Деятельность педагога по оказанию социально-педагогической помощи в групповой работе может быть раскрыта через перечень педагогических задач, направленных на:
— создание в группе позитивного эмоционального климата;
— получение подростком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими;
— расширение знаний о способах и вариантах выражения, представления себя другим;
— приобретения опыта самовыражения в этой группе;
— освоение способов обсуждения, осмысления и понимания значений символов и смыслов, присущих различным субкультурам, осознание своих индивидуальных особенностей.
Некоторые педагоги, социологи предлагают путь разобщения групп, но практика показывает, что он малоэффективен. При работе с неформальными молодежными объединениями возможны следующие варианты:
- переориентация лидера
(вожака) группы и последующее
воздействие через него на
всю группу; в отдельных случаях
не исключена изоляция «неподда
- включение нескольких
участников группы (под разными
предлогами) в другие объединения
подростков с положительной
- приобщение всей группы к увлекательным и вместе с тем полезным видам деятельности под руководством опытного, авторитетного воспитателя.
3. Организация свободного времени, включение в положительные виды деятельности.
Определение приоритетов в деятельности школы по организации свободного времени учащихся:
- забота о многообразии содержания, нравственном и физическом здоровье учащихся, их духовном развитии;
- сочетание индивидуальных, групповых и массовых форм работы с учащимися;
- организация совместной познавательной, общественно-полезной, художественно-творческой, спортивно-оздоровительной, досуговой деятельности педагогов, учащихся, их родителей;
- обеспечение гуманистических отношений детей и взрослых, нравственного микроклимата;
- организация общения учащихся как особого вида их деятельности, формирование культуры общения;
-использование игры как принципа, метода, средства организации свободного времени учащихся, специфического вида деятельности;
- создание необходимых
финансово-материальных
Педагогический коллектив и организация свободного времени учащихся:
Ученик (ученический коллектив и различные его объединения) и организация свободного времени:
-позиция ученика (заинтересованная, созидательная, активная, творческая, организаторская, пассивная, нейтральная, отрицательная…);
- включенность каждого учащегося в разнообразные формы внеклассной и внешкольной работы;
- наличие органов ученического самоуправления, их роль в организации свободного времени учащихся;
- межвозрастное общение во внеучебной деятельности (разновозрастные объединения, сотрудничество старших и младших, поддержка формирования интереса к различным видам деятельности…);
Взаимодействие школы и учреждений дополнительного образования в организации свободного времени учащихся:
- организация кружков, клубов, творческих объединений для учащихся разного возраста, пола на базе школы;
- включение учащихся в
деятельность учреждений
- взаимодействие в организации массовых мероприятий;
- координация деятельности учреждений, организующих работу с детьми в целях их всестороннего развития, предупреждения перегрузки, дублирования, формализма (совместное планирование, составление единого расписания, совместный анализ и оценка…).
Организация свободного времени учащихся содержит три основных этапа:
1 этап – организационный: выявление интересов, склонностей, потребностей учащихся; создание условий для организации многообразной по содержанию и формам работы (подбор кадров организаторов творческих объединений из числа педагогов школы, учреждений дополнительного образования, родителей, общественности, самих учащихся), определение места работы (кабинеты, библиотека, спортивные и актовые залы, учреждения дополнительного образования, использование возможностей семьи и окружающей среды);
определение содержания, форм и методов организации, режима свободного времени, разработка программ кружков, клубов, других творческих объединений; анализ организационного периода и оценка готовности (педсовет, совещание при директоре, совет школы с участием учащихся, родителей, представителей учреждений дополнительного образования, руководителей творческих объединений).
2 этап - непосредственная
организация вне учебной
3 этап - подведение итогов: творческие отчеты коллективов, объединений, отдельных учащихся (концерты, выставки, фотогазеты, рефераты, конференции); соотношение результатов с поставленными в начале учебного года целями и задачами (творческая конференция всех организаторов свободного времени учащихся).
4. Индивидуальная работа.
Прежде всего, необходим индивидуальный подход к каждому участнику группы. Надо делать упор на обсуждение проблем, волнующих эту молодежь, убеждать в заблуждениях, показать истинные ценности отечественной и зарубежной культуры.
В некоторых случаях следует применять и запрет, если в группе пропагандируются наркотики, пьянство, насилие, жестокость, порнография, проституция, неофашизм, и тогда, когда деятельность группы приобретает противоправный характер.
Социально-педагогическая помощь в индивидуальной работе включает: содействие подростку в самоопределении, посредничество в конфликтах с взрослыми и сверстниками, содействие в проявлении инициативы и осуществлении самостоятельных действий направленных на гармонизацию отношений с окружающими.
Индивидуальная работа с подростками, представителями юношеских субкультур осуществляется в такой последовательности: установление личностного контакта между педагогом и подростком; поиск и прояснение взаимных интересов; прояснение ситуации и намерений каждой стороны; заключение договора о взаимодействии в целях разрешения индивидуальной проблемы воспитанника; разработка соответствующего плана действий; реализация плана, текущий анализ и коррекция деятельности; рефлексия произошедших изменений; определение последствий и перспектив развития индивидуальной ситуации ребенка. После реализации договора возможен переход к новому договору и новому этапу работы по обоюдному желанию подростка и педагога.
Педагогам необходимо учитывать степень принятия подростка в сферу неформального общения – очень важную индивидуальную характеристику, определяющую влияние сферы на подростка. Важно знать принятую в группе систему санкций – формы и методы поощрения и наказания, с помощью которых подростки добиваются нужного поведения того или иного сверстника. Роли, которые призваны, а часто и обязаны исполнять подростки в своей сфере неформального общения, могут иногда мешать им жить полноценной жизнью, стать подлинно гармоничными личностями. И наоборот, часто подростки не умеют самовыражаться в классном коллективе, но являются лидерами в сфере неформального общения во внешкольном социуме. Интегративность – мера единства, слитности подростков друг с другом в их сфере неформального общения (отсутствие данного качества – разобщенность, дезинтеграция). Микроклимат – степень комфортности, которую испытывают подростки в группе неформального общения, качество, определяющее самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность этой группой.
Чтобы работать с такими подростками, социальному педагогу необходимо знать особенности каждой группы. Нужно собрать данные о существующих группах в городе, районе, поселке: кто в них входит, есть ли среди них правонарушители, подвержены ли члены групп наркомании, важно выяснить интересы членов групп, их культурный уровень, идеалы. Целесообразно учитывать в воспитательной работе индивидуально-типологические особенности неформального общения подростков.
Социальный педагог должен учитывать, что во время переходного возраста, который характеризуется интенсивным развитием интеллектуальных, нравственных и физических сил, следует проводить работу исходя из развивающихся в ребёнке качеств, критичность, доверчивость, импульсивность, конфликтность и др. С подростками субкультуры может проводиться следующая работа: индивидуальная, групповая, профилактическая, коррекционная, консультативная.