Работа социального педагога с подростками, вовлеченными в неформальные молодежные движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2014 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: неформальные молодежные движения
Гипотеза исследования: Социально – педагогическая деятельность с подростками, вовлеченными в неформальные молодежные движения, будет успешной если:
Будут учитываться индивидуальные особенности подростков.
Будет учитываться характер молодежной субкультуры, в которую вовлечен подросток.
Работа по социально – педагогическому сопровождению будет носить поэтапный и систематический характер.

Оглавление

Введение..................................................................................................................2
Глава I. Теоретические аспекты проблем неформальных молодежных
движений
Понятие «молодежной субкультуры»и ее появление в России...................5
Характеристика молодежных субкультур......................................................8
1.3 Социально – педагогическое сопровождение подростка из неформального молодежного движения.........................................................................................11
Глава II. Работа социального педагога с подростками, вовлеченными в неформальные молодежные движения
2.1 Констатирующий эксперимент исследования..............................................14
2.2 Результаты констатирующего исследования................................................18
2.3 Социально – педагогические рекомендации в работе с подростками входящими в субкультуры....................................................................................19
Заключение.............................................................................................................26
Список литературы................................................................................................27

Файлы: 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..................................................................................................................2

Глава I. Теоретические аспекты проблем неформальных молодежных

движений

    1. Понятие «молодежной субкультуры»и ее появление в России...................5
    2. Характеристика молодежных субкультур......................................................8

1.3 Социально – педагогическое  сопровождение подростка из неформального  молодежного движения.........................................................................................11

Глава II. Работа социального педагога с подростками, вовлеченными в неформальные молодежные движения

2.1 Констатирующий эксперимент  исследования..............................................14

2.2 Результаты констатирующего исследования................................................18

2.3 Социально – педагогические  рекомендации в работе с подростками  входящими в субкультуры....................................................................................19

Заключение.............................................................................................................26

Список литературы................................................................................................27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тенденция развития общества неразрывно связана с идеей личности в развивающемся мире. Воспитание молодого поколения является главным направлением в современной педагогике. В деле духовно – нравственного воспитания молодежи имеются существенные проблемы и недостатки. Падение духовно – нравственных ценностей, дефицит патриотических чувств у значительной части граждан и, особенно у молодежи – характерные и тревожащие особенности современной ситуации в государстве. В сознании и действиях многих подростков и молодых людей все еще устойчивы такие негативные явления, как невысокий культурный уровень, утрата чувства ответственности и долга.[16, 17]

Эта тема актуальна, потому что у подростков с 13 лет (кризис 13 лет), снижается продуктивность к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Когда ребенок отталкивается от среды, становится враждебным, склонным к ссорам, нарушениям дисциплины. И испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, начинает заинтересовываться неформальными молодежными движениями, на улице, через СМИ, из всемирной сети Интернета. Начинает относить себя к тому или иному неформальному молодежному движению, но при этом, не думая о том, что информация, которую они получили, может быть частичной или не до конца верной, могут быть не раскрыты все акценты данного движения. Вследствие чего подростки полностью не бывают осведомлены по данной теме, что и может привести к угрозе их собственной жизни.[3]

Исследованиями в области данного вопроса занимались такие ученые, как английский философ и историк Крэйг`O`Хаара, Громов Д.Б., Аксютина О. Изучением адаптации человека в коллективе и обществе занимаются ученые в психологии, социологии и педагогики. Среди них особо можно выделить Иконнинкову С.Н., Кондратьева М.Ю., Мухина О.Ю.

Объект исследования: неформальные молодежные движения

Гипотеза исследования: Социально – педагогическая деятельность с подростками, вовлеченными в неформальные молодежные движения, будет успешной если:

  1. Будут учитываться индивидуальные особенности подростков.
  2. Будет учитываться характер молодежной субкультуры, в которую вовлечен подросток.
  3. Работа по социально – педагогическому сопровождению будет носить поэтапный и систематический характер.

Предмет исследования: социально – педагогическое сопровождение подростков входящих в неформальные молодежные движения.

Цель исследования: изучить неформальные молодежные движения и составить методические рекомендации по социально – педагогическому сопровождению подростков входящих в неформальные молодежные движения.

Цель данной работы может быть реализована путем решения следующих задач:

  1. Охарактеризовать молодежные субкультуры
  2. Изучить методы социально – педагогического сопровождения подростков входящих в неформальные молодежные движения
  3. Выявить принадлежность подростков к молодежным неформальным движениям
  4. Разработать методические рекомендации по социально - педагогическому сопровождению подростков входящих в неформальные молодежные движения.

Для решения поставленных задач использовались следующие общетеоретические методы:

Теоретико-методологические:

- анализ психолого-педагогической  литературы (социальной/ философской) и специальной по исследуемой проблеме.

Эмпирические методы:

- исследовательские беседы.

- анкетирование, наблюдение, содействие накоплению и фиксации фактического материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические аспекты проблем неформальных молодежных

движений

 

    1. Понятие «молодежной субкультуры» и ее появление в России

 

Для того чтобы четко сформулировать понятие «молодежная субкультура», нужно, прежде всего, рассмотреть понятия как «культура» и «субкультура».

Молодежная субкультура — это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Субкультуры не являются инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте. [8]

Неформальные молодежные движения – это массовое явление, созданное при объединении подростков, ради общих интересов, действий, и реализации своих способностей.[13]

Под субкультурой понимается частичная культурная подсистема культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей, субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.

Для любой субкультуры существует ряд определенных черт, чтобы социокультурное образование относилось к субкультуре:

  • Специфический стиль жизни и поведения;
  • Свойственные данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятия;
  • Наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи. [6]

В социологии и возрастной психологии юность складывается из периода отрочества (подростки) и молодости (молодежь), которые соответствуют периодам обучения в старших классах средней общеобразовательной школы, периоду обучения в техникуме, вузе, и начальному этапу трудовой деятельности в качестве «молодого специалиста». [7,10]

Отличительными признаками молодежи служат:

  • Социальное положение обучающихся в «традиционных» учебных заведениях;
  • Определение собственного социального статуса;
  • Дифференциация в соответствии с социальными слоями.
  • Еще не достигнутая в полном объеме экономическая активность;
  • Отсутствие собственной семьи;
  • Социальная ролевая промежуточность между ролью взрослого и ребенка;

После рассмотрения этих понятий, можно перейти к феномену молодежной субкультуры, для которой характерно следующее:

  1. Молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель, который сам причисляет себя к ней, т.е. идентифицирует себя с ней;
  2. Вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а так же внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре;
  3. Как правило, молодежные субкультуры возникают вокруг какого-либо центра, либо инициатора тех или иных инноваций, выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям и т.д.;
  4. Значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получает внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике. [13,14,15]

Получается, что молодежная субкультура – культура, воссозданная молодыми людьми для себя; культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; культурная подсистема внутри культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет.

В культурологи, психологии, педагогике, социальной педагогике проблема молодежной субкультуры рассматривается, как правило, в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры – процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические, социальные и иные трудности. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву.

Молодежная субкультура как социальный феномен к нам в Россию пришла с Запада, но проведение параллелей между западной молодежной субкультурой и российской было бы ошибочно. В применение к конкретным обстоятельствам современной России это тем вернее, что привычный для общества западного типа образ молодежной субкультуры здесь довольно слабо представлен. На Западе молодежные группы формируются как стремление к смене установок (своих и общества) и в поведении отражают тягу к общественному обновлению на основе философского осмысления социальных ценностей и особого образа жизни. В то время как у нас известность молодежной субкультуры в обществе во многом результат «эффекта CNN»: представления как особо значимых событий и явлений в средствах массовой информации.

Российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, предопределяет 3 фактора:

  • Социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения;
  • Особенности социальной мобильности в российском обществе (Каналы восходящей социальной мобильности в 90-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Эта возможность, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи.)
  • Аномия в российском обществе в дюркгеймовском смысле, т.е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности.

Эти обстоятельства имеют непосредственное отношение к специфике молодежной субкультуры в России.

 

    1. Характеристика молодежных субкультур

 

В современном обществе существует значительное многообразие таких субкультур, однако в социологии это понятие находит наиболее частое применение в исследованиях молодежных культур и девиантности. Например, считается, что делинквентные, или преступные субкультуры имеют своей задачей решение проблем их членов, видящих в принадлежности к субкультуре некоторую компенсацию своей «неудачи в большом обществе». Молодежные культуры, часто рассматриваемые как девиантные, развиваются на основе своеобразных стилей в одежде и музыке, которые отличают их от прочих членов общества.

Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с недоверием и неодобрением.

Фролов С.С. предложил следующую типологию субкультур:

  1. Романтико-эскапистские субкультуры – ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).
  2. Анархо-нигилистические группы – отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).
  3. Развлекательно-гедонистические – ориентированны на обеспечение досуга («золотая молодежь», рейверы, сноубордисты, рэпперы).
  4. Криминальная субкультура – ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники, люберы). [25]

Субкультура «Скинхеды».

Разрушить образ скинхеда в России сложно, только недавно, спустя примерно десять лет после появления у нас первых скинхедов, одна из массовых газет опубликовала материал под названием «В Москве появились скинхеды – антифашисты». Ряд тематических программ на центральном телевидении так же поколебал представление населения об однозначности политической ориентации скинхедов. Более существенный вклад внес Интернет, но, несмотря на это доминирующая точка зрения сохраняет свои позиции.

Субкультура «Стрэйт-эдж Straight edge».

Сообщения СМИ часто повергают взрослых в ужас: все больше подростков пьют, курят, принимают наркотики. Особо ужасает то, что они начинают делать это во все более раннем возрасте. И никакие призывы, лекции и прочие мероприятия, казалось бы не способны остановить эту волну. Даже курящие и пьющие родители, глядя на нынешних подростков, негодуют : «Ведь мы – то в ваши годы всем этим не занимались!» То есть негодование вызывает не алкоголь, табак как таковые, а то, что подростки приобщаются к ним раньше, чем это считается «нормальным». И вдруг оказывается что существуют подростки которые сами, без всякого влияния и принуждения или поощрения со стороны взрослых, полностью отказываются от алкоголя, табака и наркотиков. Они формируют общество, активно противостоящее лицемерию мира взрослых, который, с одной стороны, негодует против употребления алкоголя и прочих наркотиков подростками, а с другой стороны, поощряет его через рекламу и сообщния СМИ. [2,4]

Информация о работе Работа социального педагога с подростками, вовлеченными в неформальные молодежные движения