Работа с детьми девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, то есть правила, по которым это общество живет. Выражение «социальная норма» - это официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Эта проблема актуальна и сегодня.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретическая основа девиантного поведения
1.1.Сущность девиантного поведения.
1.2. Типы девиантного поведения.
1.3. Причины девиантного поведения. 1.4. Виды и формы девиантного поведения.
Глава 2. Практическая деятельность социального педагога с детьми девиантного поведения.
2.1.Организационно-методическая работа со школьниками девиантного поведения.
2.1.1Коррекционно-педагогическая работа, профилактика вредных привычек
а) принципы коррекционно-педагогической деятельности
б) содержание, основные направления коррекционно-педагогической деятельности
в) методы, приемы и средства коррекционно-педагогической деятельности
2.2.Програма коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками.
Заключение.
Библиография

Файлы: 1 файл

Работа.doc

— 315.50 Кб (Скачать)

3. Принцип гуманистической  направленности. Он определяет необходимость  гармонического сочетания целей общества и личности, ориентацию учебно-воспитательного процесса на личностные возможности школьника, его интересы и потребности.

4. Принцип уважения  личности ребенка в сочетании  с разумной требовательностью.  Он предполагает развитие личностных качеств школьника, на что направлены требования заинтересованного в судьбе ребенка педагога, уверенного в том, что они помогут скорректировать агрессивное поведение воспитанника, не нанеся ущерба его самолюбию, чувству собственного достоинства.

5. Принцип опоры на положительное в человеке, сильные стороны его личности. Только гуманное, уважительное отношение к школьнику, педагогическая прозорливость, умение увидеть среди отрицательных черт его характера и агрессивности поведения незащищенность, стремление быть лучше позволяют более эффективно построить коррекционно-педагогический процесс.

6. Принцип сознательности  и активности личности. Только  понимая и осознавая необходимость  проводимых перемен в поведении,  активно помогая их осуществлению,  желая и стремясь их устроить и реализовать, можно говорить о результативности коррекционно-педагогического процесса.

Несомненно, и другие общепедагогические принципы используются в процессе коррекционно-педагогической деятельности. Вместе с тем ее общая  направленность требует углубления, усиления одних и ослабление других принципов, более четкой и выверенной тактики воздействия.

Принципы  специальной коррекционно-педагогической деятельности.

1.Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Определяя цели и задачи коррекционно-педагогической деятельности, необходимо исходить из ближайшего прогноза развития школьника, а не сиюминутной ситуации. Любая программа коррекции развития воспитанника должна включать предупреждение девиантного поведения и создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности школьника.

2. Принцип единства  диагностики и коррекции. Он  обеспечивает целостность педагогического  процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте. Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного систематического контроля динамики хода и эффективности коррекции; проведения диагностических процедур на всех этапах – от постановки целей до ее достижения, получения конечного результата.

3. Принцип учета индивидуальных  и возрастных особенностей. Д.  Б. Эльконин, характеризуя психологический  возраст, выделяет три его параметра,  которые необходимо учитывать  при формулировке целей и организации коррекционно-педагогического процесса. Это «социальная ситуация развития», уровень сформированности психологических новообразований, ведущий вид деятельности.

4. Деятельностный принцип  коррекции. Он  определяет тактику  работы и способы реализации поставленных целей. Исходным моментом в достижении целей являются организация активной деятельности подростка, создание необходимых условий для его ориентировки в сложных конфликтных ситуациях, выборки алгоритма социально приемлемого поведения.

5.Принцип комплексного  использования методов и приемов.  В коррекционно-педагогической практике необходима некая совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих индивидуальные психологические особенности личности школьника, социальную ситуацию, уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения, логику и последовательность педагогического воздействия

6. Принцип интеграции  усилий. Девиантные формы в поведении школьника – результат не только его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на него родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллективов. Успех коррекционной работы со школьниками без сотрудничества с родителями или другими взрослыми, без опоры на взаимоотношения со сверстниками в зависимости от характера отклонений в поведении может оказаться недостаточно эффективным.

Принципы системы коррекционно-педагогической деятельности формирует ее базу, определяют логику, общую стратегию и конкретную тактику на всех этапах проводимой работы.

 

 

Содержание, основные направления коррекционно-педагогической деятельности

Вся система коррекционно-педагогической работы направлена на то, чтобы реабилитировать  и социально адаптировать девиантного  школьника к реалиям окружающего  мира, сделать его полноправным и активным членом общества.

Коррекционная работа должна занимать одно из центральных мест в едином педагогическом процессе. Она является составной частью общего образования, имеет свою специфическую  направленность и в обучении, и  в воспитании, и в развитии девиантных школьников. Коррекция как система должна иметь самостоятельный выход, взаимодействовать со средой (природной и социальной), т. е. «терапия средой» включает организацию учебного процесса, специальный подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий, психогигиену семейного воспитания. Соответственно направления такой деятельности следующие: нормализация и обогащение отношений с окружающим миром (прежде всего с педагогами, психологами и школьным коллективом); компенсация недостатков в духовном мире, активизация деятельности школьников в той области, которую они любят, в которой могут добиться хороших результатов; восстановление деформированных положительных качеств, постоянная их стимуляция; интенсификация положительного развития личности; усвоение и накопление социально ценного опыта и навыков в различных сферах жизни и нравственного поведения; накопление здоровых привычек и потребностей и искоренение отрицательных.

 

Методы, приемы и средства коррекционно-педагогической деятельности

В коррекционно-педагогической деятельности существуют определенный инструментарий, методы, приемы, средства и подходы по всем направлениям. Они нацелены на развитие сохранных  или восстановление нарушенных функций  организма, знаний или умений. Это методы упражнения, убеждения, приема, стимулирования поведения и деятельности девиантных школьников.

Вместе с тем педагоги и психологи используют и специфические  методики коррекции поведения подростков: дидактические, включающие разъяснение  и иные приемы рассудочного аргументированного воздействия; обучение саногенному мышлению (направленные на управление собой, саморефлексию); групповой коррекции (разыгрывания ролевых ситуаций); разрешения конфликтов; поведенческого тренинга и др.

Все эти методы и методики могут быть применены при реализации программы коррекции девиантного поведения школьника, они являются важным инструментом в решении главной задачи коррекционно-педагогической деятельности по преодолению существующего недостатка в поведении школьника, реабилитации его личности и осуществлению успешной адаптации и интеграции в социум.

Поскольку девиантное поведение  школьников представляет собой сложную  интегрированную проблему, то и коррекция  осуществляется комплексно, т. е. на основе глубокой диагностики, выявления и изучения природы и этиологии отклонений в поведении. Ведется работа как по преодолению девиантных форм в поведении школьников, так и по их профилактике, формированию личности на основе имеющихся положительных качеств. Коррекционно-педагогическая деятельность предусматривает координацию усилий школы, семьи и социума в решении задач предупреждения, исправления девиантного поведения школьников, формирования у них социально значимых качеств личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Программа коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками

Модель социально-педагогической и психологической коррекции  девиантного поведения, раскрывающаяся на каждом из этапов этого поведения:

  1. Диагностика нарушения общественных требований, норм и законов, их единичность и рецидивность.
  2. Отношение личности к социальным нормам, требованиям и собственному поведению.
  3. Стимулы и санкции.
  4. Институты, осуществляющие влияние.
  5. Социальный прогноз.

На первом этапе может  не быть девиантного поведения в  «чистом» виде, а могут проявляться некоторые симптомы его: непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований (семьи, школы, социальной группы).

Особенности этого этапа  дают основание предполагать, что  причины применения социального  контроля кроются, прежде всего, в неправильном воспитательном воздействии. Социальная помощь здесь должна быть направлена на корректировку воспитательного воздействия (помощь педагогам, родителям). Во-вторых, помощь должна быть направлена на конкретную личность девианта и иметь характер измененной воспитательной деятельности.

При успешной работе социальной прогноз может  быть положительным, в противном случае возможны два  исхода: или личность сама справляется  с проблемами, или девиантное поведение  закрепляется.

Второй этап девиантного поведения может характеризоваться дальнейшими нарушениями социальных норм, требований и первыми проявлениями противозаконных действий (мелкие грабежи, обман, хулиганство). Возможно вхождение в малые группы с выраженным характером поведения.

Отношение личности к социальным нормам может быть различным:

а) личность воспринимает свое поведение как нормальное и соответствующее собственным ценностям и установкам;

б) личность одобряет свое поведение, считает, что оно соответствует не столько ее собственным нормам и ценностям, сколько нормам и ценностям ближайшего социального окружения или социальной группы, к которой она стремится;

в)личность оценивает свое поведение отрицательным, считает, что оно не отвечает ее собственным ценностям и установкам.

В случае своевременного внимания и успешной коррекционной помощи прогноз будет положительным. В противном случае вероятно дальнейшее углубление нарушений в социальном поведении.

На третьем этапе  девиантного поведения его характеристика включает: рецидивы противозаконных действий и накопление социального опыта в этом отношении (кражи, насилие, грубое хулиганство, спекуляция, проституция и др.).

Личность либо принимает  свое поведение как нормальное, соответствующее  ее собственным ценностям и установкам, либо у нее наступает «кризис идентификации». Это кризис представления личности о себе и оценке общественного мнения о ней, что ведет к социальному конфликту, часто завершающемуся идентифицированием с образом, который остальные имеют о личности.

На этом этапе коррекционная  помощь должна носить интенсивный характер с целью разрушения социально отрицательных диспозиций и формирования новых, социально-релевантных. Здесь уместна индивидуальная и групповая коррекционно-воспитательная работа.

Санкции на этом этапе  могут носить принудительный характер в  специализированных воспитательных учреждениях по решению суда, по предложению родителей, учителей, психологов и др. с целью отрыва от вредного влияния окружающей социальной среды.

На данном этапе существует минимальная вероятность того, что личность сама справится с проблемами.

Четвертый этап – устойчивое девиантное поведение – включает в характеристику рецидив и тяжесть  противозаконных действий, возможное  проявление опасных социальных отклонений, включение в группы с постоянно  выраженным асоциальным характером.

Возможно, что личность отрицательно оценивает свои действия, но она испытывает недоверие к  собственным возможностям для их преодоления.

Характер и содержание коррекционной деятельности сохраняются  такими же, как и на третьем этапе. Существует возможность успешного решения проблем, возможен отказ от асоциальных действий, но благоприятный результат в целом затруднен тем обстоятельством, что «наклеиванием ярлыка» (стигмация) уже произошло. Поэтому при неудачной помощи формируется устойчивая готовность к девиантному поведению.

Пятый этап – устойчивое, особо опасное девиантное поведение, характеризующееся устойчивыми  асоциальными действиями и тяжелыми социальными отклонениями. Проявления отношения к социальным нормам со стороны личности сохраняются, как и на предыдущем этапе.

На данном этапе существует незначительная вероятность благоприятного исхода, так как отчуждение личности от общества стабильное.

При неудачной коррекционной  помощи сохраняется устойчивая готовность к постоянному девиантному поведению.

Приведенные этапы девиантного  поведения имеют устойчивый характер, так как каждый отдельный Девиантный акт является специфическим комплексом характеристик нарушения и личностной мотивации, и социального поведения.

Учет их тем не менее  даст школьному психологу, социальному педагогу и социальному работнику возможность маневра в выработке конкретной социально-педагогической и психологической программы по корректировке девиантного поведения личности школьника, а также альтернативных форм и методов коррекционно-воспитательной работы, особенно на последних этапах девиантного поведения.

Что касается коррекции  личности девианта, то процесс перевоспитания выполняет следующие функции:

1.Воспитательная – восстановление положительных качеств, которые преобладали у молодого человека до появления «девиантности», обращение к памяти подростка о его добрых делах.

Информация о работе Работа с детьми девиантного поведения