Работа с детьми девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, то есть правила, по которым это общество живет. Выражение «социальная норма» - это официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Эта проблема актуальна и сегодня.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретическая основа девиантного поведения
1.1.Сущность девиантного поведения.
1.2. Типы девиантного поведения.
1.3. Причины девиантного поведения. 1.4. Виды и формы девиантного поведения.
Глава 2. Практическая деятельность социального педагога с детьми девиантного поведения.
2.1.Организационно-методическая работа со школьниками девиантного поведения.
2.1.1Коррекционно-педагогическая работа, профилактика вредных привычек
а) принципы коррекционно-педагогической деятельности
б) содержание, основные направления коррекционно-педагогической деятельности
в) методы, приемы и средства коррекционно-педагогической деятельности
2.2.Програма коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками.
Заключение.
Библиография

Файлы: 1 файл

Работа.doc

— 315.50 Кб (Скачать)

Долгие годы в нашей  стране теоретически и практически  утверждался приоритет общественного  воспитания над семейным. Поэтому многие родители считали и считают, что главная их задача – обеспечить содержание ребенка в семье, создать для него условия жизнедеятельности, а воспитание – дело школы и других учебно-воспитательных учреждений. Инерция таких взглядов и представлений все чаще сохраняется

Немаловажной проблемой  в семейном воспитании является отчуждение между родителями и ребенком, которое  приводит к тому, что ребенок, будучи безнадзорным, уходит на улицу, подвержен  влиянию таких же сверстников. Так  происходит и при сверхзанятости родителей, когда на ребенка и его воспитание просто не хватает времени.

Отсутствие или недостаток в семье эмоционального доверительного общения, теплоты и ласки по отношению к ребенку приводят его в состояние психической депривации.

Провоцируют и стимулируют  семейные конфликты пьянство одного или обоих родителей, а также  грубость, переходящая в жестокость в отношении между супругами  и между ними и детьми.

В некоторых семьях наблюдается  неприятие ребенка, его явное  или скрытое эмоциональное отторжение родителями. Часто оно вызвано нежелательностью или преждевременностью его появления на свет либо несоответствием его пола ожиданиям родителей. Многие родители не понимают или не знают закономерностей и своеобразия личностного развития ребенка, предъявляют к нему  завышенные требования и ожидания. Их негибкость в отношении с детьми проявляется в навязывании собственного мнения, резкой смене отношения к ним (недостаток заботы сменяется ее избытком и наоборот).

Чрезмерность опеки, аффективность родителей, как и их тревожность и страх за детей, мешают их жизнерадостности и оптимизму, заражают детей таким же беспокойством и приводят к расстройствам нервной системы.

Часто родители пытаются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка, предъявляя требования без надлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и чуткости.

Таким образом, во всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие, определяющими являются нарушения в межличностных отношениях. Другими словами, патогенным факторами чаще выступают не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а семейный психологический климат.

ШКОЛА. Наряду со своим прямым назначением школа выступает институтом социализации подрастающего поколения, на протяжении всего взросления формирует личность. Положительное и отрицательное воздействие школы во многом определяется профессионализмом, заинтересованностью в результатах своей деятельности преподавателей и администрации.

Часто встречаются учащиеся, которые не хотят идти в школу; не заинтересованы в получении знаний: прогуливающие, срывающие уроки. Почему же это происходит не со всеми  подростками, а только с частью из них?

Отношение к учебному процессу, к школе в целом, к учителям и одноклассникам формируется еще в начальной школе. Опросы первоклассников подтверждают, что 98% детей приходят в школу и учатся первые недели с огромным желанием и удовольствием. Значит, что-то в школьной атмосфере не так, если отношение к школе у детей меняется. Происходит это по разным причинам. Например, ученик имеет проблемы в знаниях, так как проболел, не смог догнать товарищей, семья не помогла; как следствие он получил плохую оценку, не захотел (или не смог) ее исправить, стал «плохим» учеником; появилась обида, он начал получать замечания от учителей за разговоры, на уроках, прогуливать их, основной отметкой стала «тройка» с чередующимися «двойками», по прошествии некоторого времени такого ученика называют «трудным». Другой школьник вступает в конфликт с учителем, плохо себя ведет, как следствие получает плохие оценки, не желает посещать школу (или а лучшем случае уроки этого преподавателя), в результате неуспеваемость по предмету, и вновь мы слышим – «трудный». Кто-то хорошо знает предмет, но его не спрашивают (учить ведь надо всех), не желают выслушать его точку зрения, у школьника пропадает стимул заниматься. Обида на учителей гасит энергию, и школьник попадает в ряд  «трудных». Эти частности всегда связаны с комплексом других причин.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ. Многочисленные статистические исследования показывают, что дети из низших социальных слоев  более подвержены школьным неудачам. Бедность, плохие бытовые условия  мешают развивать детям свои интеллектуальные возможности, сказывается разница между ценностями, принятыми в семье и близком окружении, и теми, что приняты в школе; доминируют установки соответствующего социального класса.

С другой стороны, позиция  родителей в отношении школы, интерес, который они испытывают к образованию своих детей, играет основополагающую роль в мотивах, побуждающих ребенка хорошо работать в классе.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ. Они включают чувство уверенности  в себе, физические и умственные недостатки ребенка, его собственный  ритм, мотивацию, успехи и поражения, степень стабильности семейного очага, через которые он уже прошел. Часто школьные неуспехи – это признак глубокого душевного разлада самого подростка, зависимого от его отношений с родителями. Чувство уверенности, которое ребенок получает в семье, вероятно, одна из лучших гарантий школьных успехов.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ. Причиной неблагоприятного педагогического климата может быть авторитарный педагогический стиль.

У авторитарного учителя  его воспитанники часто испытывают психологический дискомфорт, неудовлетворенность, они вынуждены искать товарищей на стороне, чтобы реализовать потребности в общении и самоутверждении.

Авторитарный педагогический стиль приводит к деформации структуры  формальных  неформальных отношений, в результате затрудняется процесс  формирования коллектива, он утрачивает свои воспитательные возможности.

Нечто подобное происходит в классах с попустительским  отношением учителя, где органы самоуправления фактически устраняются от выполнения своих обязанностей по сплочению  коллектива. Без правильного педагогического руководства законы коллективной жизни в классе могут подменяться жестокими законами группового конформизма, направленного на подавление отдельной личности, а это в свою очередь является еще одной причиной девиаций.

Взаимодействие и взаимовлияние между учителем и учеником может быть в разной степени целенаправленным (сознательным) и стихийным (бессознательным), или аффективным. В первом случае педагог ставит перед собой задачу изменить что-либо в поведении, мотивах, установках, устранить или усилить проявление отдельных сторон личности. Именно такое влияние, как правило, имеют в виду, говоря о целенаправленном психолого-педагогическом воздействии.

Одновременно происходит и бессознательное влияние педагога на школьника, в результате которого возникает подражание, копирование, эмоциональное «заражение», сопереживание. Дети копируют поведение, привычки и манеры учителя, а также его реакции негативного характера. К аффективным проявлениям взаимодействия можно отнести аутизм – погружение ученика в мир собственных переживаний, замкнутость, пассивность. Пик его наблюдается в 5-7 лет и старше. Нарушаются социальная и психологическая адаптация, взаимоотношения с людьми, появляются нервозность и агрессивность. Такой ученик больше подвержен девиантным поступкам. Выход из такого состояния ребенок иногда пытается найти в суициде. По данным специального исследования, до 92% суицидов у подростков прямо или косвенно связаны с неблагополучно сложившимися отношениями в школе с учителями (классом) или в семье.

Другим аффективным проявлением являются фобии (навязчивые страхи). Страх возникает у школьника в ситуациях предстоящей встречи с учителем, который недоброжелательно, предвзято, грубо относится к нему, его успехам в учебе. Ученик постоянно ждет неблагополучия, испытывает напряжение, волнение, бессонницу, страх.

Большое, если не определяющее, влияние оказывает на детей социальная среда. Она является многофакторным образованием. Притязание на социальное признание – важная потребность  подросткового возраста. Характерно, что личность может явно не ощущать влияния социальной среды, являясь в то же время источником или мишенью конфликтов, что чревато девиантными отклонениями.

Социальная среда и  личность подростка находятся в  двустороннем взаимодействии. Причем такое влияние бывает как позитивным (социальное творческое), так и негативным (социальная патология). Социальная среда диктует личности подростка свой набор норм существования; личность же старается следовать (или не следовать) этим нормам и правилам. Возможен диапазон алгоритмов действий и поступков, если он не изменяет при этом сути социальных норм среды. Иначе появится некий дисбаланс среды и личности. В личностном плане этот дисбаланс проявляется в стрессе из-за неудовлетворенности собственных притязаний, в социальном (средовом) – в конфликтах и девиантном поведении. И то и другое дестабилизирует социальное взаимодействие, нарушает привычный процесс социализации.

По мнению некоторых  исследователей, на человека действует  более 200 факторов, вызывающих социально негативные последствия. В действительности их еще больше, так как многие так называемые положительные факторы могут способствовать развитию социально негативных форм девиантного поведения (например, позитивный индивидуализм может при наличии определенных обстоятельств обернуться социальным эгоизмом и др.).

СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ. Каждый возрастной этап развития ребенка  не сводится к чисто количественно  измеряемым изменениям в сознании и  поведении учащихся, а приводит к  качественным переменам в психике. Поэтому дети подчас лучше понимают друг друга, чем их взрослые воспитатели. Дети далеко не всегда похожи на своих родителей. Решить проблему помогает чтение психологической и педагогической литературы и постоянное наблюдение за школьником. В противном случае возникают трудности в общении с ребенком.

Психическое развитие имеет  свои движущие силы. Саморазвитие происходит как преодоление внутренних противоречий личности. Что это за противоречия? Чаще всего говорят о противоречии между имеющимся уровнем развития потребностей и реальными возможностями их удовлетворения. Указывают также на противоречия между тем, каков ребенок в настоящее время и каким его хотят видеть взрослые; между тем, кто он есть и каким хочет стать; между приобретенными знаниями и возрастными возможностями и др. Воспитателю необходимо выявлять эти противоречия в сознании ребенка и помогать успешному их разрешению. Без этого не может быть развития, отбора и воспитания потребностей ребенка.

Психологическое развитие ребенка идет противоречиво. Это показал Д. Б. Эльконин на примере усвоения ребенком общественного опыта: его потребностно-мотивационная сфера и операционно-техническая возможности не только взаимодействуют друг с другом, но и вступают в борьбу. В результате то одна, то другая сторона выступает на первый план на том или ином этапе развития.

Для психического развития детей характерно наличие не только эволюционных, спокойных жизненных  периодов, но и возрастных кризисов. При их возникновении ребенок начинает сопротивляться воспитательным воздействиям взрослых, конфликтовать с ними, грубо и непослушно себя вести. Л. С. Выготский говорил о кризисах новорожденного, 1 года, 3, 7, 13, 17 лет. В периоды возрастных кризисов ребенок часто становится трудновоспитуемым. Особенно это заметно в подростковом возрасте, когда подросток требует от взрослого признания его права на относительно большую самостоятельность и независимость (в поведении, планировании времени, организации деятельности).

Если учитывать перечисленные  субъективные причины, то многие трудности в поведении подростков могут быть поняты, устранены или значительно облегчены. Психологи считают, что ребенок не является слепой игрушкой в руках биологических и социальных начал. Напротив, ребенок активен. Движущие силы его психического развития, как уже отмечалось, связаны с возникновением и развитием внутренних противоречий. Однако нельзя снимать со счетов важность социального и биологического факторов для психического развития. К сожалению, в отечественной психологической науке в течении многих лет преуменьшалось значение биологического фактора. Сейчас это положение меняется.

Нарушения поведения  и эмоционально-волевой сферы  детей, подростков и молодежи не наследуются. Исключения из этого правила связаны  с редким рядом заболеваний, обусловленных умственной отсталостью. Это, в частности, болезни, вызванные нарушением обмена веществ, ряда пороков, связанных с хромосомными заболеваниями (синдром Дауна).

 

 

 

 

1.4. Виды и формы девиантного поведения

Одна из распространенных вредных привычек у подростков – курение. К нему они приобщаются из-за стремления подражать (считать себя взрослым). Опасаясь родителей, подросток начинает курить тайком в компании сверстников. Чтобы купить сигареты, он начинает «выкраивать» деньги из выдаваемых родителями на различные цели (завтраки, кино и тд.). Появляется страстное желание с шиком вынуть из кармана пачку в красивой упаковке, распечатать, вынуть сигарету, закурить и угостить сверстников. Эмоциональный фон, попутные беседы на запретные темы способствуют закреплению привычки, хотя на начальном этапе курение вызывает неприятные ощущения (кашель, головокружение, тошноту).

Информация о работе Работа с детьми девиантного поведения