Работа с детьми девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, то есть правила, по которым это общество живет. Выражение «социальная норма» - это официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Эта проблема актуальна и сегодня.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретическая основа девиантного поведения
1.1.Сущность девиантного поведения.
1.2. Типы девиантного поведения.
1.3. Причины девиантного поведения. 1.4. Виды и формы девиантного поведения.
Глава 2. Практическая деятельность социального педагога с детьми девиантного поведения.
2.1.Организационно-методическая работа со школьниками девиантного поведения.
2.1.1Коррекционно-педагогическая работа, профилактика вредных привычек
а) принципы коррекционно-педагогической деятельности
б) содержание, основные направления коррекционно-педагогической деятельности
в) методы, приемы и средства коррекционно-педагогической деятельности
2.2.Програма коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками.
Заключение.
Библиография

Файлы: 1 файл

Работа.doc

— 315.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.Организационно-методическая работа со школьниками девиантного поведения.

2.1.1.Коррекционно-педагогическая работа, профилактика вредных привычек

В системе общественного воспитания детей и подростков имеет место  такая парадоксальная ситуация, когда  все педагогические и психологические  усилия направляются на исправление  эмоциональных нарушений, в частности – девиантного поведения, а не на воспитание миролюбия, эмпатии, сопереживания, доброжелательности. Думается, стратегическим подходом должно быть объединение усилий всех субъектов образовательного процесса (учитель, классный воспитатель, социальный педагог и педагог-психолог, родители и др.).

Процесс осуществления совместной коррекционно-педагогической работы происходит в рамках программы, разрабатываемой  и реализуемой в определенной временной последовательности по этапам (их характеристика представлена далее). На каждом из этих этапов происходят наиболее существенные качественные изменения в содержании и организации такой деятельности всех педагогических работников.

Теория коррекционно-педагогической деятельности является одной из ведущих  в отечественной психологической науке. Она развивается уже на протяжении более 50 лет благодаря работам Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна и др.

Под деятельностью чаще всего понимают специфический вид  активности человека, направленный на познание и творческое приобретение окружающего мира, включая самого человека и усвоения его существования.

Вопросы сущности и содержания коррекционной работы с девиантными школьниками, процесс определения ее основополагающих компонентов и ведущих направлений, особенности проведения диагностики и технологии коррекционного процесса являются предметом изучения научных отраслей психологии и педагогики. К сожалению, в психолого-педагогической литературе пока отсутствуют системные исследования, не отражена взаимосвязь между коррекционной деятельностью и единым педагогическим процессом.

Чтобы выяснить сущность и природу коррекционно-педагогической деятельности со школьниками девиантного поведения, следует дать определение научным понятиям «коррекция», «профилактика», «психолого-педагогическое воздействие», «совместная деятельность» и др.

Понятие коррекция определяется как исправление (частное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы психолого-педагогических приемов и мероприятий. Причем коррекция рассматривается как психолого-педагогическое воздействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление (ликвидацию) отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом.

Главная цель коррекционного процесса – уменьшение частоты проявления форм девиантного поведения школьников. Коррекция рассматривается как  путь или способ преодоления и ослабления девиантных форм поведения через формирование соответствующих жизненно необходимых качеств в ходе учебно-воспитательного процесса или различных видов деятельности учащихся (учебной, трудовой, игровой и др.).

Коррекционно-педагогическая деятельность – это сложное психологическое и социально-педагогическое явление, охватывающее процесс (обучения, воспитания и развития), выступающее как единая педагогическая система, куда входят объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты. Исходя из такой трактовки коррекционной работы, правомерно говорить о коррекционно-педагогическом процессе как едином образовательном, в который входят обучение, воспитание и развитие школьников. Коррекция предполагает особым образом организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска, на воссоздание гармоничных отношений ребенка со средой.

Соответственно можно  предложить следующий вариант определения  специальной коррекционно-педагогической деятельности: это планируемый и особым образом организуемый психолого-педагогический процесс, в которой включены группы школьников, проявляющее девиантные формы поведения, и направленный на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности и недостатков поведения, создание необходимых условий для их формирования и развития, способствующий полноценной интеграции в социум.

Психолого-педагогическая деятельность (в том числе и  коррекционная) в рамках любой обучающей  системы может быть представлена как взаимосвязанное последовательное решение бесчисленного множества задач разного уровня сложности, с включением в процесс взаимодействующих с педагогами школьников. Весь коррекционно-педагогический процесс состоит из последовательно и комплексно решаемых задач.

Психолого-педагогическая задача, имея четкую структуру, позволяет рассмотреть коррекционную деятельность в строгой логике и последовательности: анализ ситуации и постановка задачи; проектирование вариантов ее решения и выбор оптимального; осуществление плана решения на практике; организованное взаимодействие и регулирование течения педагогического процесса; анализ результатов решения.

Основополагающим психолого-педагогическим аспектом коррекционной работы должно стать обеспечение условий для  формирования высших форм психической деятельности в соответствии с базовыми законами онтогенетического развития (законом среды, законом развития высших психических функций) у девиантных школьников. Необходимо иметь в виду, что цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме; они должны быть реалистичны и соотносимы с продолжительностью работы, привлекательны и оптимистичны, вызывать желание и стремление у школьника их достигнуть. Наконец, они должны учитывать индивидуальные и психологические возможности школьника, коррелировать с существующими социально-педагогическими условиями и микросоциумом.

Как бороться с вредными привычками, а скорее упреждать их появление?

Пропаганда вреда курения  должна проводиться с учетом психологии подростка. Школьники скрывают, что они увлекаются курением, после соответствующих бесед уверяют, что не курят или бросили, хотя это не всегда соответствует действительности. Запреты и запугивания обычно неэффективны. Способность противостоять искушению надо воспитывать собственным примером. Без отказа от курения родителей, педагогов, воспитателей, медработников, всех тех, кто находится постоянно рядом с ребенком, нельзя вести работу по профилактике этой вредной привычки.

Воспитательная методика должна быть последовательной и комплексной, охватывать общеобразовательные, социальные и общественные дисциплины. Для профилактики целесообразно проводить лекции с демонстрацией кинофильмов на антиникотиновую тематику, групповые беседы, устные журналы с участием врача, психолога, юриста.

Важным методом коррекции многих видов отклоняющегося поведения является обучение приема волевого самовоздействия. В отличие от сеансов гипноза, проводимых врачом, обучение таким приемам осуществляется учителем( методику разработал В. Б. Горский).

Упрощенно суть волевого самовоздействия заключается в том, что формула самовнушения («могут управлять собой») или  образы произвольного воображения оказывают значимое и выраженное влияния на реальные обстоятельства. В значимой степени педагогическое внушение должно быть косвенным, т. е. через выполнение специальных тренировочных упражнений и заданий.

Перед выполнением таких  упражнений предлагается их проиграть  в воображении. Например, представить: «Произнесу слова самовнушения…пусть на две минуты стану другим и сразу…забуду свои вредные привычки…буду считать себя другим человеком, свободным от них… Когда произойдет обратное перевоплощение…вспомню себя, но уже оздоровленным…». Затем в необходимой позе, после глубокого расслабления участники упражнения произносят слова самовнушения вслух. Педагог добивается изменения психического состояния детей, чтобы активизировать самовнушение особенно в момент произнесения ключевых слов: «Пусть произойдет перевоплощение…».

Участники как бы засыпают на некоторое время, не реагируя на окружающее. Затем происходит развоплощение и испытываемые вспоминают себя. При этом забывается все, что происходило в перевоплощенном состоянии.

Систематическое включение  в тренировочный режим волевого управления способствует эффективному отдыху и оптимизации психического состояния; эффекту использования вызова сна со сновидениями желаемого содержания и перевоплощения в желаемый образ на заданное время. Эта методика эффективна при лабильных и неустойчивых заострениях характера подростка.

МЕТОДИКА САНОГЕННОЙ РЕФЛЕКСИИ. Она предложена профессором Ю. М. Орловым. Суть ее заключается в начальном освоении некоторых умственных операций и навыков укрощения отрицательных эмоций, таких, например, как гнев, обида, вина, чувство стыда, зависти. «Размыслив» эти эмоции, обучающийся как бы нейтрализует их, т. е. переводит патогенное мышление в саногенное. Л. Н. Толстой говорил: «Думай хорошо, и хорошие мысли созреют в лучшие дела». Точно таким же образом мысли человека влияют на его настроение не меньше, чем реальные обстоятельства. Тренирующийся программирует позитивные образы и чувства, чему помогают самонаблюдение и ведение дневника. Чувство обиды или вины возрастает, если человек выбирает патогенный характер мышления, ибо смысл одного и того же события зависит от хода мыслей. Саногенное мышление позволяет осознать свое собственное «Я», благодаря чему человек «отстраивается» (отчуждается) от эмоциональной ситуации. Саногенное мышление не устраняет страсти, а ослабляет их «кипение», гасит психоэнергетический заряд.

Рассмотрим методику обучения саногенному мышлению для  психокоррекции табакокурения.

1.Курильщику предлагается  изучить обстоятельства курения.  В течение месяца он фиксирует,  сколько выкуривает сигарет и  ведет в дневнике записи не  только внешних обстоятельств, связанных с возникновением импульса к курению, но и тех переживаний и желаний, с которыми связано курение.

2.Дается задание воспроизвести  в сознании обстоятельства, в которых возникла привычка к курению. Анализируется и обычное психическое состояние при воздержании от курения

3.Курильщику предлагается представить себе (описать)удовлетворение, которое он получает от выкуренной сигареты, восприятия запаха дыма, сосания сигареты, от ритуала курения, оригинальности сигарет и самого процесса.

4. Дается задание дать количественную характеристику курению. Для этого надо построить график числа выкуриваемых сигарет в течение недели и по праздникам, затем определить их количество в день.

Первая атака в борьбе с курением – это осознание  процесса курения и связанных с ним обстоятельств.  
Надо перестать курить с приятными людьми, пережить неприятные симптомы воздержания. Двенадцати часов достаточно, чтобы кровь освежилась, и организм освободился от табачного стресса.

Вторая атака –  замена курения жевательной резинкой, сосанием мятной конфеты и др. Этим ослабляется условно-рефлекторный акт привычного курения.

Третья атака –  замена курения ритуалом. Курильщик  манипулирует сигаретой, поднося ее ко рту, зажигая, медленно прикасаясь к  ней губами, но не затягиваясь. Он как  бы наблюдает за самим собой со стороны, думает о себе в третьем лице, например: «Он опять захотел курить, сосет табачный дым…». Такое отделение своего «Я» приводит к ослаблению и угасанию импульса курения. Иногда можно предложить курильщику сделать одну - две затяжки. Постепенно происходит угасание потребности курения, снижение позыва к нему, ослабление мотивации.

Четвертая атака –  полное воздержание от курения в  течении суток или двух недель. Дается установка не набрасываться  на сигарету импульсивно, оценить свое состояние, попытаться почувствовать прелести воздержания от курения.

Пятая атака – уничтожение  курильщика в себе. Придумывается ритуал символического акта отказа от вредной привычки. Бывший курильщик учится спокойно проходить мимо табачного киоска, не поддаваться предложениям закурить, ссылаясь на нездоровье и неприятные ощущения, а иногда разыгрывая их.

ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА. Ранняя алкоголизация негативно  влияет на процесс формирования подрастающей личности, препятствует реализации многих человеческих качеств и задатков. Временной промежуток между появлением привычки к систематическим выпивкам и заболеванием тяжелым недугом – алкоголизмом – для взрослого составляет несколько лет, для подростка же – около года. Алкоголизм подростков в большинстве случаев с трудом поддается лечению.

Информация о работе Работа с детьми девиантного поведения