Пути формирования интереса и положительной мотивации к обучению учащихся начальных классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 03:58, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью настоящей работы является рассмотрение механизма формирования интереса к обучению и факторов мотивации учения у младших школьников.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятия «интерес» и «мотивация» с точки зрения педагогики.
Доказать необходимость формирования интереса к обучению у младших школьников.
Изучить психологические особенности и специфику обучения детей в младшем дошкольном возрасте.
Выявить основные методы формирования интереса и мотивации к обучению вообще и у младших дошкольников в частности.

Оглавление

Введение--------------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Мотивация к обучению в начальных классах
1.1. Основы теории мотивации к обучению. Виды мотивации--------------------------5
1.2. Особенности мотивации к учебной деятельности у младших школьников----10
Глава 2. Основы теории познавательных интересов младших школьников
2.1. Понятие «познавательный интерес», его структура--------------------------------17
2.2. Значение познавательного интереса для младших школьников. Виды познавательного интереса---------------------------------------------------------------------23
Глава 3. Пути формирования интереса и положительной мотивации к обучению учащихся начальных классов
3.1.Методы формирования интереса--------------------------------------------------------29
3.2. Пути формирования мотивации к учебе----------------------------------------------31
Заключение---------------------------------------------------------------------------------------40
Список литературы------------------------------------------------------------------------------41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_Мотивация или интерес.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

      Мотивационная составляющая личности достаточно разнообразна. Для комплексной характеристики мотивации и построения методики ее диагностики является важным выделение определенных содержательных блоков, которые будут отражать наиболее существенные компоненты в мотивации обучения. В соответствии с основными компонентами (показателями) мотивации учения диагностические методики содержат шесть блоков: 1. личностный смысл обучения; 2. степень развития целеполагания; 3. виды мотивации; 4. внешние или внутренние мотивы; 5. тенденции на достижение успеха или неудачи при обучении; 6. реализация мотивов обучения в поведении.

       Однако  в методиках диагностики мотивации к учебе для детей младшего школьного возраста (поступающих в школу, заканчивающих 1-й класс, переходящих из начальных классов в средние) акцент ставится на выявление общего (итогового). Выделяют уровень мотивации успеха в целом и преобладающих мотивов. В большинстве методиках при составлении анкеты варианты ответов учитывают наличие примерно шести мотивов (внешнего, игрового, получения отметки, позиционного, социального и учебного). Мотивация - сложное структурное образование, в котором различные мотивы выступают в единстве и взаимозависимости. Поэтому, целостный подход к формированию мотивации может обеспечить успех.

 

        Заключение. 

      Как правило, учебная деятельность ребенка  побуждается не одним мотивом, а  целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют  друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

      Мотивационная сфера - ядро личности. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родителя, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя - не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. И хотя в какой-то мере абстрактное для учащегося начальной школы понятие «хорошо работать» или далекая перспектива получить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебе не могут, тем не менее социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных схемах.

      В данной работе были рассмотрены мотивы учения школьников начальной школы, особенности их формирования и развития. Было выявлено преобладание познавательного интереса у младших школьников. Важно отметить, что работа с детьми младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка.

      В заключение хочется сказать о  том, что искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.

 

Список литературы 

  1. Амонашвили Ш.А.Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М.: Педагогика, 1984.
  2. Битянова М. Мотивация и профанация// Школьный психолог. № 2, 2000.
  3. Битянова М. Фантом мотивации// Школьный психолог. № 45, 1999.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1968.
  5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М Педагогика, 1986.
  6. Дусавицкий А.К.Загадка птицы Феникс. – М, Знание, 1978.
  7. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М, Просвещение 1994.
  8. Кулагина И.Ю.Возрастная психология - М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998. С. 133.
  9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 1982
  10. Лешас С. Открытый урок веселых традиций// Газета «Первое сентября», N 14/2002
  11. Максимов Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника// Мотивация учения. - Волгоград, 1976. С. 53-60.
  12. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М, Просвещение,1990.
  13. Матюхина М. В., Иванова Т. Ф. Мотивация достижения и настойчивость младших школьников// http://psychology.net.ru
  14. Матюхина М.В., Саблина Т.А. Некоторые аспекты развития мотивации достижения в младшем школьном возрасте// Психолого-педагогические вопросы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников/ ВГПУ. - Волгоград, 1992. С. 62-73.
  15. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе// Психология и педагогика, №2, 1979.
  16. Мухина В.С. Детская психология. - М: Просвещение, 1985.
  17. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М, Тривола, 1995.
  18. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной. – М, Просвещение, 1991.
  19. Саблина Т.А. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте/ Автореф. дис. канд.психол.наук. - Ростов н/Д, 1993.
  20. Спок Б. Ребенок и уход за ним. – Архангельск, Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990.
  21. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 1998.
  22. Формирование учебной деятельности школьников. Под ред. В.В. Давыдова и др. М., 1982.
  23. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М, Педагогика, 1986.
  24. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979.
  25. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Просвещение,1971.
  26. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М, 1989.

Информация о работе Пути формирования интереса и положительной мотивации к обучению учащихся начальных классов