Пути формирования интереса и положительной мотивации к обучению учащихся начальных классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 03:58, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью настоящей работы является рассмотрение механизма формирования интереса к обучению и факторов мотивации учения у младших школьников.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятия «интерес» и «мотивация» с точки зрения педагогики.
Доказать необходимость формирования интереса к обучению у младших школьников.
Изучить психологические особенности и специфику обучения детей в младшем дошкольном возрасте.
Выявить основные методы формирования интереса и мотивации к обучению вообще и у младших дошкольников в частности.

Оглавление

Введение--------------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Мотивация к обучению в начальных классах
1.1. Основы теории мотивации к обучению. Виды мотивации--------------------------5
1.2. Особенности мотивации к учебной деятельности у младших школьников----10
Глава 2. Основы теории познавательных интересов младших школьников
2.1. Понятие «познавательный интерес», его структура--------------------------------17
2.2. Значение познавательного интереса для младших школьников. Виды познавательного интереса---------------------------------------------------------------------23
Глава 3. Пути формирования интереса и положительной мотивации к обучению учащихся начальных классов
3.1.Методы формирования интереса--------------------------------------------------------29
3.2. Пути формирования мотивации к учебе----------------------------------------------31
Заключение---------------------------------------------------------------------------------------40
Список литературы------------------------------------------------------------------------------41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_Мотивация или интерес.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

1. Параметр устойчивости многое открывает нам в познавательном интересе школьника. Интерес к учению может быть относительно устойчив и связан с определённым кругом предметом, заданий. Уровень устойчивости познавательного интереса характерный для большинства учащихся нуждается во внешней стимуляции, идущей от средств учебного процесса. В этих случаях очень важно разглядеть тенденцию его устойчивости: преобладают ли у ученика внутренние побуждения интереса, или же он нуждается больше во внешних стимулах.

2. Локализация познавательных интересов может быть также очень различной. Значительная часть учащихся имеет очень неясную, аморфную локализацию. У них чаще всего и можно обнаружить ситуативный интерес. У другой части школьников познавательный интерес имеет широкую локализацию. Для этих учащихся характерны внутренние побуждения, открытость интереса ко многим областям знаний. Они активно ищут знания, извлекают их из различных источников и за пределами урока. Учащиеся с чётко локализованными, выраженными, доминирующими познавательными интересами имеют интересы, которые определяют будущую профессию и представляют собой большую ценность для личности.

3. В комплексе данных о познавательном интересе очень существенным является и его осознанность. Осознание мотива всегда сопряжено с более сильным влиянием его на деятельность. Неосознанный мотив тоже действует, но подспудно, им труднее управлять.

       Познавательный  мотив формируется уже в начальной школе. Отечественный исследователь детства Д.Б. Эльконин16, известный как один из создателей системы развивающего обучения, писал об учебной деятельности младшего школьника. При этом он подчеркивал, что мотивами, адекватными этой деятельности, могут быть только такие, которые связаны с ее содержанием, то есть познавательные17. Д.Б. Эльконин отмечал, что позиция школьника - это не просто позиция ученика, посещающего школу, слушающего учителя и аккуратно выполняющего домашние задания, это - позиция человека, совершенствующего самого себя18.

       Психологи школы П.Я. Гальперина доказали, что характер мотивации зависит от типа учения. Что же это такое - «тип учения»? Как и какой материал преподносится учителем, какая роль отводится ученику - пассивно впитывающей губки или активно работающего вместе с педагогом - будет зависеть и тип учения, и характер мотивации. Наиболее продуктивным по всем параметрам является обучение, в котором соблюдаются следующие условия19.Во-первых, ребенку сообщаются базовые (инвариантные) знания. В результате ученик оказывается в состоянии самостоятельно решить конкретную учебную задачу20. Во-вторых, ученика знакомят с обобщенными способами работы с базовыми знаниями. В-третьих, усвоение знаний происходит в процессе их практического применения. Решая учебные задачи, ребенок одновременно усваивает знания и приобретает умения. Такое обучение идет без специального заучивания, а запоминание материала является естественным следствием обучения. Если все условия соблюдаются, то обучение приобретает творческий характер. Ученик, обладающий базовыми предметными знаниями, чувствует, что он в состоянии справиться с конкретными учебными заданиями. Как правило, успех окрыляет ребенка, и у него возникает потребность в получении новых знаний.

       Но  обучение носит не индивидуальный, а коллективный характер. Психологами получены данные о том, что на характер учебной мотивации влияет групповая сплоченность учебной группы. В частности, при работе малыми группами сплоченность способствует повышению интереса к учебному предмету, а ее отсутствие, наоборот, отрицательно влияет на познавательный интерес.

   Познавательные  мотивы изменяются следующим образом: младшие школьники от интереса к  отдельным фактам в начале обучения переходят к интересу, к закономерностям, принципам к окончанию начальной школы.

      Оценка  широты или узости интереса в конечном счёте определяется его содержательностью  и значимостью для личности. Интересы детей очень разнообразны, что позволяет разделить их на несколько видов.

       В частности А.Г. Ковалевым составлена следующая классификация21:

1. По  содержанию (направленности): а) материальный; б) общественно-политический; в) профессионально-трудовой; г) познавательный: учебный, специально научный; д) эстетический; е) читательский; ж) спортивный и другие.

2. Непосредственный, опосредствованный:

       а) непосредственный - интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, в том числе - овладению знаниями, процессу труда, творчеству.

       б) опосредствованный - интерес к результатам  деятельности: образовательному цензу, приобретению профессии, служебному или общественному положению, ученому званию, материальным результатам.

3. По  уровню действенности: а) пассивный - созерцание; б) активный - действие.

4. По  объему (характеризует структуру  интересов личности): а) широкий - многим интересуется, глубоко разбирается; б) узкий - любознательность, нет постоянного увлечения.

5. По  глубине: а) глубокий - стремление глубоко проникнуть в предмет познания, в совершенстве овладеть профессией; б) поверхностный - легкомысленность в практике, верхоглядство в познании.

6. По  устойчивости: а) устойчивый - развитые способности и глубокое сознание своего долга и призвания; б) неустойчивый - антипод первого, характерен взрослым и детям.

       Классификация Г.И. Щукиной построена по иному принципу. Здесь интерес выступает как22:

       1) избирательная направленность психических  процессов человека на объекты  и явления окружающего мира;

       2) тенденция, стремление, потребность  личности заниматься именно данной  областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

       3) мощный побудитель активности  личности, под влиянием которого  все психические процессы протекают  особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной  и продуктивной;

       4) особое избирательное (наполненное активными помыслами, яркими эмоциями, волевыми устремлениями) отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.

       По  отношению к учению виды интереса дифференцированы А.К. Марковой и поддержаны И.А. Зимней. С этой точки зрения интерес может быть: 1) широким; 2) планируемым; 3) результативным; 4) процессуально-содержательным; 5) учебно-познавательным и 6) преобразующим.

       По  предметной направленности интересов  и связанными с ними сферами деятельности выделяют интересы художественные, технические, познавательные и т.д.

       Познавательный  интерес является особой и важной областью общего феномена «интерес». Познавательный интерес направлен на овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах23. Ценность познавательного интереса для развития личности состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему. Познавательный интерес выступает как важнейший мотив личности, ее познавательной деятельности. Своеобразие этого интереса состоит в сложном познавательном отношении к миру предметов, к знаниям о них, к научным областям их изучающим. Процесс учения в состоянии интереса носит не созерцательный, а активный целенаправленный характер, познавательный интерес составляет важнейший мотив учения. Под влиянием  познавательного интереса в интеллектуальной деятельности проявляются активный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач. В него вплетены такие эмоциональные проявления как эмоции удивления, чувство ожидания нового, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха. Гармоничное развитие человека не может совершаться вне формирования познавательного интереса. Особенность познавательного интереса как мотива учебной деятельности в том, что он раньше и более ясно, чем другие мотивы, осознается школьниками. «Интересно» - «неинтересно» - основные критерии учащихся начальных классов.

       Источниками формирования познавательных интересов школьников являются содержание учебных материалов и процесс учения, который выступает как процесс организации познавательной деятельности учащихся. В отечественной педагогике разработаны три основных вида стимуляции познавательного интереса учащихся: 1) содержание учебного материала; 2) организация учебной деятельности; 3) общение в учебном процессе между учениками, между ними и учителем.

 

Глава 3. Пути формирования интереса и положительной мотивации к обучению учащихся начальных классов 
 
 

3.1. Методы формирования интереса 

       Ряд современных исследователей прямо  считают, что причины, объясняющие, почему у одних детей есть познавательные интересы, а у других их нет, следует  искать, прежде всего, в самом начале школьного обучения24.Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат. Одна из задач школы - преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучать их и запомнить. Изучение только по книгам и при помощи бесед довольно ограничено. Предмет постигается гораздо глубже и быстрее, если его изучают в реальной обстановке. В то же время, многим людям не нравится мысль, что школьную программу можно сделать интересной. Они считают, что ребенок должен научиться делать неприятное и трудное. В любой работе всегда есть много скучного и неинтересного, но люди выполняют эту работу потому, что видят необходимость и связь рутинной работы с ее увлекательным сторонами. Так, Дарвин был никудышным учеником по всем предметам, но позже он заинтересовался вопросом о происхождении жизни и провел весьма трудоемкое исследование. Мальчик может не видеть никакого смысла в геометрии, ненавидеть ее и плохо по ней успевать. Но если он мечтает стать военным летчиком, ему можно объяснить, для чего нужна геометрия, что с ее помощью можно спасти жизнь всего экипажа. Тогда будет сидеть над той же геометрией ночи напролет. Хорошие учителя по опыту знают, что дисциплину не наденешь на ребенка, как наручники. Дисциплина - это то, что развивается внутри человека. Прежде всего ребенок должен понять цели своей работы и почувствовать ответственность перед другими людьми за ее выполнение25.

       Очень интересен опыт одной французской учительницы - Сесиль Лешас26.

       «Сейчас не будем говорить об организации  урока. Мне хочется рассказать о нескольких забавных мелочах, которые помогают моим ученикам заниматься с интересом и желанием.

       На  моем учительском столе на видном месте лежит красивая тетрадь. На обложке крупно и ярко написано: «Почетная тетрадь». Вверху каждой страницы - имя ребенка. Страниц столько, сколько детей в классе. В течение дня я и другие педагоги записываем успехи ребят на соответствующие страницы. Это могут быть удачный ответ, интересная работа, правильно и быстро решенная задачка, помощь в каком-нибудь деле - любой шаг вперед со стороны ученика. Вовсе не обязательно каждый день писать про каждого. Сначала я сама решала, кого отметить в Почетной тетради. Постепенно класс включился в обсуждение принципов ведения тетради, чтобы все было по-честному и по заслугам, чтобы был настоящий повод для гордости. Как только ребенок наберет 10 записей в тетради, он получает право выбрать себе подарок из большой коробки сюрпризов, стоящей в углу кабинета. Затем, схватив Почетную тетрадь, счастливчик бежит прямо в кабинет директора школы. Да-да, самый главный начальник откладывает все дела, внимательно изучает записи, пожимает руку замечательному ученику, говорит всякие приятные слова и своей директорской ручкой подписывает страничку. Теперь я делаю ксерокопию все той же странички и посылаю родителям ребенка. Пусть повесят на стенку в рамочке среди фамильных портретов или хотя бы лишний раз похвалят малыша, вспомнят, что он умеет не только проказничать, но и серьезно работать».

       Еще Ян Коменский призывал сделать труд школьника источником  умственного удовлетворения и душевной радости. Каждый прогрессивно мыслящий педагог считает необходимым, чтобы ребенок почувствовал: учение- это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности. Суть не в том, чтобы вносить в учение внешнюю занимательность, хотя и она очень нужна. Надо искать мотив радости в самом процессе обучения. Поддержать интерес ребенка к учебе помогут яркие наглядные пособия, включение в процесс обучения игры. Учить, играя, - оспаривать эту заповедь не станет никто. Всем хорошо известно, что у младших школьников преобладает образное мышление. Образы понятий наглядны, а ведь наглядность, как известно, - один из основополагающих принципов дидактики. 
 
 

3.2. Пути формирования мотивации к учебе 

       Все дети мечтают поскорее пойти в  школу до того, как попали в нее. Уже через пару месяцев после  начала учебы они мечтают о  каникулах и о выпускном вечере. Еще бы. Чем их может привлечь школа? Строгими правилами? Вечными  «нельзя» и «надо», когда хочется все наоборот? (Нельзя бегать и болтать, надо смирно сидеть и внимательно слушать). Прибавим к этому оценки, не всегда отличные, огромные домашние задания, которые даже дома мешают играм, скучные учебники, уроки тоже бывают всякие Надо ли продолжать? Ясно, почему дети теряют интерес к учебе. Ведь с ней связано столько неприятностей! Удивительно, что еще находятся отдельные уникумы, не отказывающиеся ходить в школу, не симулирующие смертельно опасные болезни по утрам, не удирающие с уроков в компьютерный клуб или в кино.

Информация о работе Пути формирования интереса и положительной мотивации к обучению учащихся начальных классов