Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 03:58, курсовая работа
Основной целью настоящей работы является рассмотрение механизма формирования интереса к обучению и факторов мотивации учения у младших школьников.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятия «интерес» и «мотивация» с точки зрения педагогики.
Доказать необходимость формирования интереса к обучению у младших школьников.
Изучить психологические особенности и специфику обучения детей в младшем дошкольном возрасте.
Выявить основные методы формирования интереса и мотивации к обучению вообще и у младших дошкольников в частности.
Введение--------------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Мотивация к обучению в начальных классах
1.1. Основы теории мотивации к обучению. Виды мотивации--------------------------5
1.2. Особенности мотивации к учебной деятельности у младших школьников----10
Глава 2. Основы теории познавательных интересов младших школьников
2.1. Понятие «познавательный интерес», его структура--------------------------------17
2.2. Значение познавательного интереса для младших школьников. Виды познавательного интереса---------------------------------------------------------------------23
Глава 3. Пути формирования интереса и положительной мотивации к обучению учащихся начальных классов
3.1.Методы формирования интереса--------------------------------------------------------29
3.2. Пути формирования мотивации к учебе----------------------------------------------31
Заключение---------------------------------------------------------------------------------------40
Список литературы------------------------------------------------------------------------------41
Содержание
Введение----------------------
Глава 1. Мотивация к обучению в начальных классах
1.1. Основы
теории мотивации к обучению. Виды мотивации---------------------
1.2.
Особенности мотивации к учебной деятельности
у младших школьников----10
Глава 2. Основы теории познавательных интересов младших школьников
2.1. Понятие «познавательный
интерес», его структура-----------------
2.2. Значение познавательного
интереса для младших школьников. Виды
познавательного интереса----------------------
Глава 3. Пути формирования интереса и положительной мотивации к обучению учащихся начальных классов
3.1.Методы
формирования интереса----------------------
3.2. Пути формирования
мотивации к учебе-------------------------
Заключение--------------------
Список
литературы--------------------
Введение
Формирование мотивации к обучению в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания и является важнейшим аспектом современного обучения. Эта задача решается как в рамках школьной, так и внешкольной работы. Интерес - один из базовых постулатов обучения и входит в число опорных психологически закономерностей. В поле внимания психолога и педагога оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося. На современном уровне педагогической и психологической науки необходимо постараться выяснить, почему ученик не хочет учиться, что влияет на формирование школьной мотивации.
Предмет курсовой работы. Мотивация учения и связь между школьной мотивацией и успешностью обучения, особенности учебной мотивации учащихся начальной школы.
Объект курсовой работы: учебная деятельность учащихся начальных классов общеобразовательной школы.
Основной целью настоящей работы является рассмотрение механизма формирования интереса к обучению и факторов мотивации учения у младших школьников.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
Для решения поставленных задач применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы; метод систематизации и классификации материала, обобщение и анализ педагогического опыта.
Обзор литературы. Тема актуальна в современной педагогике. Наиболее интересными представляются следующие авторы: Леонтьев А.Н., Божович Л.И., Битянова М., Зак А.З., Кулагина И.Ю., Маркова А.К., Спок Б. и др. Практические рекомендации предлагают: Давыдов В.В. «Формирование учебной деятельности школьников»; Хекхаузен Х. «Мотивация и деятельность»; Щукина Г.И, «Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе»; Эльконин Д.Б. «Избранные психологические труды». Проблемные вопросы психолого-педагогических условий рассматривают: Амонашвили Ш.А. «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников»; Давыдов В.В. «Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования»; Дусавицкий А.К. «Загадка птицы Феникс»; Лешас С. «Открытый урок веселых традиций».
Глава
1. Мотивация к
обучению в начальных
классах
Многие образовательные учреждения постоянно и целенаправленно изучают и изменяют школьные программы чтобы, сделать учебный материал удобным для глубокого и успешного усвоения учащимися, исходя из определенных психологических и педагогических предпосылок. Методические разработки направлены на поиск форм и методов процесса обучения и выработку самостоятельности у учащихся. Уровень учебной мотивации рассматривается как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности образовательного учреждения.
Мотивация - это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Такое рассмотрение мотивации предполагает цикличность процесса непрерывного воздействия и преобразования. Следовательно, «мотивация» в данном случае процесс непрерывного выбора и принятия решений. Мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия (влияния).
А.К. Маркова определяет смысл учения как внутреннее субъективное отношение школьника к учебному процессу, «прикладывание» школьником процесса обучения к себе, своему опыту и своей жизни1. Понимание смысла учения, осознание его личностной значимости не происходят автоматически в процессе усвоения знаний. В ходе обучения необходимо формировать у школьников активное внутреннее стремление к знаниям, к способам их приобретения. Содержание обучения и его методы должны анализироваться учителем с точки зрения того, соответствуют ли они личностным смыслам учения школьников. Смысл учения для каждого ученика определяется системой его идеалов, ценностей, которые он заимствует из своего окружения (семьи, друзей, соучеников). Благодаря этому уже до начала обучения у ребенка складывается определенное представление об учебной деятельности. Смысл учения складывается из следующих моментов: осознание ребенком объективной важности учения, которая определяется выработанными в обществе нравственными ценностями, принятыми в социальном окружении и в семье данного ребенка; понимание значимости учения лично для себя, которое обязательно преломляется через уровень притязаний ребенка, его самоконтроль и самооценку учебной работы, ее отдельных звеньев. Психологические исследования показывают, что при осознании смысла учения у школьников возрастают успехи в учебной деятельности (увеличивается запас и повышается качество знаний, совершенствуются способы и приемы приобретения знаний), легче усваивается и становится более доступным учебный материал, эффективнее происходит его запоминание, активно концентрируется внимание учащихся, возрастает их работоспособность. Смысл учения, его значимость являются основой мотивационной составляющей личности учащегося.
Рассмотрим учебную мотивацию как показатель результативности педагогической деятельности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, ребенок хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Определим общую структуру мотивации к учению.
Первый вариант классификации предполагает рассмотрение двух групп мотивов. 1. Познавательные мотивы. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям. К этой группе относятся также мотивы школьников на овладение приемами самостоятельного приобретения знаний. Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы. Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы2. Специальное исследование показало, что интерес к учению проявляют только 4% учащихся 3 класса, высоким уровнем познавательного интереса характеризуется лишь 24% учащихся 5-8 классов, 36% учащихся проявляют средний, а 40% - низкий уровень познавательных интересов3. Чаще всего познавательные интересы формируются чисто стихийно. В редких случаях у одних вовремя рядом оказывается папа, книга, дядя, у других - талантливый учитель. Однако проблема закономерного формирования познавательного интереса и у большинства детей остается нерешенной4. Поэтому неуспевающие ученики ориентируются на процесс выполнения отдельных, частных действий и на протяжении всех лет обучения в начальной школе сохраняют склонность к облегченной учебной работе, механическому копированию действий учителя, следованию его указаниям. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. 2. Социальные мотивы. Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Социальные мотивы учения - долг, ответственность, необходимость получения образования, хотя и осознаются учениками начальных классов, не могут непосредственно побуждать их к учебной работе. Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Позиционный мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения - в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д. Мотивы социального сотрудничества состоят в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем, товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы.
Второй
вариант классификации
Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и к недопущению неудачи. Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Обучение вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Мотивированные на успех учащиеся обычно выбирают для себя профессии, соответствующие их знаниям, умениям, навыкам, способностям.
Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции. Ребята, ориентированные на недопущение неудач, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, причем они игнорируют объективную информацию о своих способностях и возможностях. Учащиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы и неудачи склонны объяснять объемом приложенных усилий, силой своего старания, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе. Те ребята, у кого преобладает стремление к недопущению неудач, как правило, собственный неуспех объясняют отсутствием способностей или невезением, а успехи - везением или легкостью задания. В этом случае начинает развиваться так называемая «выученная беспомощность». Поскольку ученик не может повлиять ни на сложность задания, ни на везение, ни на отсутствующие способности, то, следовательно, и пытаться что-то делать дальше кажется ему бессмысленным. Такие школьники впоследствии отказываются от выполнения даже самых простых заданий.