Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 12:54, курсовая работа
Цель исследования – ?
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать литературу по исследуемой проблеме;
- изучить психолого-педагогические особенности старшеклассников;
- разработать урок с использованием проектной методики;
- проанализировать результаты использования проектной деятельности;
Для решения поставленных задач используется метод научного описания.
Введение 3
Глава I. Метод проектов: история становления, общая характеристика 6
История становления 6
Характеристика метода проектов 9
Метод проектов применительно к английскому языку 14
Вывод по главе I 21
Глава II. Психолого-педагогические особенности старшеклассников 23
2.1. Условия развития личности старшеклассника и самоопределение 23
2.2. Вывод по главе II 25
Глава III. Разработка и подготовка проектов 26
3.1 Описание проекта 26
Заключение 30
Приложение на 3 листах: пример заключительного урока по
английскому языку с применением проектной методики 31
Список литературы 34
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.
Еще один момент, связанный с самоопределением, - изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, волнует успеваемость.
У старшеклассников с духовно-нравственной и сущностной направленностью личности профессиональное самоопределение происходит на основе ориентации на сущность связей с миром. Главным критерием выбора профессии является наличие глубокого интереса к ней, в связи с чем стоит задача определить свое призвание.
2.3. Вывод по главе II
У старшеклассников наблюдается возрастание познавательной функции, рост мотивации к учебе. Поэтому применение метода проектов в преподавании английского языка в старших классах является наиболее важным, оно дает возможность осуществления целенаправленной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, направленной на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.
Глава III. Разработка и подготовка проектов.
3.1. Описание проекта.
Непосредственное участие обучаемых в разработке проектов дает им уникальную осознанную возможность использовать изучаемый язык для решения коммуникативно значимых задач. К разработке, планированию проекта учащиеся относятся с большой ответственностью, в процессе разработки они проводят совместные обсуждения, анализируют условия наиболее эффективного выполнения задания. Предусматривается сочетание индивидуальной и коллективной форм работы. Индивидуальная работа позволяет выявить наиболее сильные стороны выполняющего задание, в то время как в процессе коллективной работы каждый из учащихся может выяснить для себя все трудности. При разработке задания получают гармоничное развитие все языковые навыки, так как школьникам приходится обсуждать и анализировать этапы работы, выслушивать аргументы друг друга, выискивать в книгах и справочниках необходимую информацию, записывать результаты и готовить письменные отчеты.
Оказывая помощь на всех этапах работы, учитель в данной ситуации оказывается в роли такого же участника составления проекта. Учитель незаметно ведет своих учеников и ненавязчиво подсказывает им, принимает участие в обсуждении, выдвигает свои идеи.
а) Предварительная подготовка:
картинки, базовые слова, текст-основа, краткое изложение главы, задание, тема проекта.
б)
Наводящие вопросы учителя |
Виды деятельности |
Потенциальные виды деятельности |
Что вы знаете о предмете, темах, проблемах, затронутых в текстах, и сюжете картинок? Что вас останавливает и заставляет задуматься? Что, на первый взгляд, вам представляется неинтересным? Какой из пунктов кажется наиболее и наименее интересным?
Какие чувства и мысли вызывают у вас обсуждаемые пункты? На каком из пунктов вы хотели бы остановиться? Как вы можете собрать больше информации по изучаемой вами теме? Какое отношение она имеет к вашей жизни, интересам, любимым занятиям? Какие языковые навыки презентации материала вы должны иметь, чтобы изучить эту темы и подготовить по ней отчет(доклад)? |
Коллективная или индивидуальная оценка аспектов, возможных заданий, объема темы |
Давайте подумаем и сгруппируем все слова, а также идеи, которые приходят каждому из нас в голову. Работая в парах или группах, задайте вопросы о том, какая тема или ее аспект интересуют вас больше всего. Продумайте, что вы будете делать, чтобы получить больше нужной вам информации. Решите, кто что будет делать и почему. Используйте наилучшим образом знания учителя и ваших одноклассников, которые хорошо владеют изучаемым языком. Решите для себя, как лучше всего отразить ваши выводы и результаты в форме отчета, в виде таблиц или графиков |
в) Коллективная деятельность по разработке основной задачи проекта.
Некоторые рекомендации по этапам работы |
Виды деятельности |
Форма подведения результатов исследования |
Запишите ваши соображения и комментарии на листках бумаги как черновой вариант.
Сами проверьте правильность написанного вами или попросите кого-нибудь проверить.
Напишите самые основные пункты на плакатах или слайдах для показа при помощи проектора.
Используйте картинки из журналов или рисунки, чтобы сделать более интересной и привлекательной вашу подборку текстов. Сделайте подборку газетных текстов на изучаемом языке, причем тексты должны иметь самое непосредственное отношение к вашей теме. Опросите людей по поводу того, что они думают о выбранной вами теме. Может быть, вам захочется инсценировать некоторые части вашего задания. |
Этапы обсуждения выбора средств и видов деятельности;
Индивидуальная исследовательская и сопоставительная работа; Подборка картинок, документов, текстов; Конспектирование и выработка чернового варианта; Формулирование задач, логическое расположение пунктов и подпунктов, подборка кассет, видеофильмов, слайдов, плакатов и оформление наглядных материалов, сокращение или увеличение текстов, основных концепций и идей базового материала(текста учебника) подготовка к демонстрации материала, оценка различных этапов работы и их эффективность. |
Плакаты, тексты, лозунги, крылатые фразы, разработанные тексты, подборка документов для показа, брошюры, документальные материалы, словари (подборка книг, аудио и видео материалов), интервью; ролевые игры; таблицы и графики, суммирующие все «за» и «против» ваших выводов, общий план проекта. |
г) Презентация материала, обмен результатами.
Рекомендации и предложения:
Какие из ваших выводов представляются наиболее интересными для большинства людей?
Как можно сделать их наиболее привлекательными и более лаконичными?
Какую информацию вы должны донести до других путем рассказа, показа картинок, написания отчетов?
Средства:
Плакаты, отчеты в настенной газете, раздаточный материал, приглашение в другие классы и группы, проведение выставок во время занятий и во внеурочное время, ролевые игры, обсуждение слайдов, воспроизведение текстов.
д) Оценка.
Как прошла демонстрация проекта?
Какие виды деятельности, какие выставки и презентации были особенно эффективными/неэффективными?
Кто мог бы предложить свою помощь в следующий раз?
Сталкивались ли вы с какими-либо языковыми трудностями?
Как можно обойти эти трудности?
Как вы можете оценить совместную работу с учителем?
Что может быть улучшено?
Был ли учебник хорошим помощником в работе?
Какие материалы можно использовать для работы в других группах?
Какие из источников получения материала были наиболее полезными?
В каких случаях отобранный материал был бы более полезен?
По объему проекты могут быть достаточно компактными, и их выполнение может быть рассчитано на несколько занятий; если задания довольно объемны, то потребуется целое полугодие для их выполнения.
Наиболее популярными заданиями, представляемыми на занятиях, являются: исследование какой-либо темы, проведение классного часа, проведение обзора первой страницы газеты, рассказ о школьном журнале, радио- или телевизионной программе, организация концерта или постановка пьесы, составление брошюры для туристов, приезжающих в данную местность, видеозапись школьной пьесы или концерта, переписка по электронной почте.
Разработка тематических проектов требует от учащихся умения анализировать, обсуждать, брать интервью, конспектировать и опубликовывать результаты. Картинки, а также другой аутентичный материал могут стимулировать обсуждение данной темы, послужить основой для проведения интервью и бесед с гостями. Окончательные результаты могут быть посланы в какую-либо зарубежную школу в обмен на равноценный материал.9
Заключение
Нами было предположено, что метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации, проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося.
Нами была проанализирована литература по представленной проблеме, изучены психолого-педагогические особенности старшеклассников, разработан урок английского языка с применением проектной методики; достигнута цель – применение проектной методики в курсе английского языка в старших классах.
Проектная методика соответствует потребностям обучаемых, предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет реально интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы учащихся, организовывать обучение в сотрудничестве.
Гипотеза подтверждена, данная тема имеет перспективы дальнейшего исследования.
Пример заключительного урока по английскому языку с применением проектной методики
Учебник «New Millenium English» (10 класс) О. Л. Гроза, О. Б. Дворецкая и др.
Unit 1 A good start in life, Lesson 7, project «Express yourself» (school poster)
Цель урока - обучение проектной технологии:10
V The conclusion of the lesson. Homework: learn the words from Unit 1.
Self-evaluation card for student
Criterion |
Comments |
Score(1-5) | |
1 |
Balance of contribution |
Did I participate equally with the rest of the group when we created a poster? |
|
2 |
Content |
Did I bring any useful/ original materials or ideas? |
|
3 |
Appropriateness of language |
Did I use both spoken and written language accurately and appropriately? |
|
4 |
Task achievement |
Did myself and my group achieve the task we set for ourselves |
|
Total score |
Список литературы
Информация о работе Психолого-педагогические особенности старшеклассников