Психолого-педагогические особенности старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 12:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – ?
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать литературу по исследуемой проблеме;
- изучить психолого-педагогические особенности старшеклассников;
- разработать урок с использованием проектной методики;
- проанализировать результаты использования проектной деятельности;
Для решения поставленных задач используется метод научного описания.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Метод проектов: история становления, общая характеристика 6
История становления 6
Характеристика метода проектов 9
Метод проектов применительно к английскому языку 14
Вывод по главе I 21
Глава II. Психолого-педагогические особенности старшеклассников 23
2.1. Условия развития личности старшеклассника и самоопределение 23
2.2. Вывод по главе II 25
Глава III. Разработка и подготовка проектов 26
3.1 Описание проекта 26
Заключение 30
Приложение на 3 листах: пример заключительного урока по
английскому языку с применением проектной методики 31
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

курсовая вар.2.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

Еще один момент, связанный с самоопределением, - изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, волнует успеваемость.

У старшеклассников с духовно-нравственной и сущностной направленностью личности профессиональное самоопределение происходит на основе ориентации на сущность связей с миром. Главным критерием выбора профессии является наличие глубокого интереса к ней, в связи с чем стоит задача определить свое призвание.

 

2.3. Вывод по главе II

У старшеклассников наблюдается возрастание познавательной функции, рост мотивации к учебе. Поэтому применение метода проектов в преподавании английского языка в старших классах является наиболее важным, оно дает возможность осуществления целенаправленной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, направленной на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Разработка и подготовка проектов.

3.1. Описание проекта.

Непосредственное участие обучаемых в разработке проектов дает им уникальную осознанную возможность использовать изучаемый язык для решения коммуникативно значимых задач. К разработке, планированию проекта учащиеся относятся с большой ответственностью, в процессе разработки они проводят совместные обсуждения, анализируют условия наиболее эффективного выполнения задания. Предусматривается сочетание индивидуальной и коллективной форм работы. Индивидуальная работа позволяет выявить наиболее сильные стороны выполняющего задание, в то время как в процессе коллективной работы каждый из учащихся может выяснить для себя все трудности. При разработке задания получают гармоничное развитие все языковые навыки, так как школьникам приходится обсуждать и анализировать этапы работы, выслушивать аргументы друг друга, выискивать в книгах и справочниках необходимую информацию, записывать результаты и готовить письменные отчеты.

Оказывая помощь на всех этапах работы, учитель в данной ситуации оказывается в роли такого же участника составления проекта. Учитель незаметно ведет своих учеников и ненавязчиво подсказывает им, принимает участие в обсуждении, выдвигает свои идеи.

а) Предварительная подготовка:

картинки, базовые слова, текст-основа, краткое изложение главы, задание, тема проекта.

б)

Наводящие вопросы учителя

Виды

деятельности

Потенциальные виды деятельности

Что вы знаете о предмете, темах, проблемах, затронутых в текстах, и сюжете картинок?

Что вас останавливает и заставляет задуматься?

Что, на первый взгляд, вам представляется неинтересным?

Какой из пунктов кажется наиболее и наименее интересным?

 

 

 

 

Какие чувства и мысли вызывают у вас обсуждаемые пункты? На каком из пунктов вы хотели бы остановиться?

Как вы можете собрать больше информации по изучаемой вами теме?

Какое отношение она имеет к вашей жизни, интересам, любимым занятиям?

Какие языковые навыки презентации материала вы должны иметь, чтобы изучить эту темы и подготовить по ней отчет(доклад)?

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективная или индивидуальная оценка аспектов, возможных заданий, объема темы

Давайте подумаем и сгруппируем все слова, а также идеи, которые приходят каждому из нас в голову.

Работая в парах или группах, задайте вопросы о том, какая тема или ее аспект интересуют вас больше всего.

Продумайте, что вы будете делать, чтобы получить больше нужной вам информации. Решите, кто что будет делать и почему.

Используйте наилучшим образом знания учителя и ваших одноклассников, которые хорошо владеют изучаемым языком. Решите для себя, как лучше всего отразить ваши выводы и результаты в форме отчета, в виде таблиц или графиков


 

в) Коллективная деятельность по разработке основной задачи проекта.

Некоторые рекомендации по этапам работы

Виды

деятельности

Форма подведения результатов исследования

Запишите ваши соображения и комментарии на листках бумаги как черновой вариант.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сами проверьте правильность написанного вами или попросите кого-нибудь проверить.

 

Напишите самые основные пункты на плакатах или слайдах для показа при помощи проектора.

 

 

 

 

Используйте картинки из журналов или рисунки, чтобы сделать более интересной и привлекательной вашу подборку текстов.

Сделайте подборку газетных текстов на изучаемом языке, причем тексты должны иметь самое непосредственное отношение к вашей теме.

Опросите людей по поводу того, что они думают о выбранной вами теме.

Может быть, вам захочется инсценировать некоторые части вашего задания.

Этапы обсуждения выбора средств и видов деятельности;

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная исследовательская и сопоставительная работа;

Подборка картинок, документов, текстов;

Конспектирование и выработка чернового варианта;

Формулирование задач, логическое расположение пунктов и подпунктов, подборка кассет, видеофильмов, слайдов, плакатов и оформление наглядных материалов, сокращение или увеличение текстов, основных концепций и идей базового материала(текста учебника) подготовка к демонстрации материала, оценка различных этапов работы и их эффективность.

Плакаты, тексты, лозунги, крылатые фразы, разработанные тексты, подборка документов для показа, брошюры, документальные материалы, словари (подборка книг, аудио и видео материалов), интервью; ролевые игры; таблицы и графики, суммирующие все «за» и «против» ваших выводов, общий план проекта.


г) Презентация материала, обмен результатами.

Рекомендации и предложения:

Какие из ваших выводов представляются наиболее интересными для большинства людей?

Как можно сделать их наиболее привлекательными и более лаконичными?

Какую информацию вы должны донести до других путем рассказа, показа картинок, написания отчетов?

Средства:

Плакаты, отчеты в настенной газете, раздаточный материал, приглашение в другие классы и группы, проведение выставок во время занятий и во внеурочное время, ролевые игры, обсуждение слайдов, воспроизведение текстов.

д) Оценка.

Как прошла демонстрация проекта?

Какие виды деятельности, какие выставки и презентации были особенно эффективными/неэффективными?

Кто мог бы предложить свою помощь в следующий раз?

Сталкивались ли вы с какими-либо языковыми трудностями?

Как можно обойти эти трудности?

Как вы можете оценить совместную работу с учителем?

Что может быть улучшено?

Был ли учебник хорошим помощником  в работе?

Какие материалы можно использовать для работы в других группах?

Какие из источников получения материала были наиболее полезными?

В каких случаях отобранный материал был бы более полезен?

По объему проекты могут быть достаточно компактными, и их выполнение может быть рассчитано на несколько занятий; если задания довольно объемны, то потребуется целое полугодие для их выполнения.

Наиболее популярными заданиями, представляемыми на занятиях, являются: исследование какой-либо темы, проведение классного часа, проведение обзора первой страницы газеты, рассказ о школьном журнале, радио- или телевизионной программе, организация концерта или постановка пьесы, составление брошюры для туристов, приезжающих в данную местность, видеозапись школьной пьесы или концерта, переписка по электронной почте.

Разработка тематических проектов требует от учащихся умения анализировать, обсуждать, брать интервью, конспектировать и опубликовывать результаты. Картинки, а также другой аутентичный материал могут стимулировать обсуждение данной темы, послужить основой для проведения интервью и бесед с гостями. Окончательные результаты могут быть посланы в какую-либо зарубежную школу в обмен на равноценный материал.9

 

Заключение

Нами было предположено, что метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации, проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося.

Нами была проанализирована литература по представленной проблеме, изучены психолого-педагогические особенности старшеклассников, разработан урок английского языка с применением проектной методики; достигнута цель – применение проектной методики в курсе английского языка в старших классах.

Проектная методика соответствует потребностям обучаемых, предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет реально интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы учащихся, организовывать обучение в сотрудничестве.

Гипотеза подтверждена, данная тема имеет перспективы дальнейшего исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 Приложение 1

Пример заключительного урока по английскому языку с применением проектной методики

Учебник «New Millenium English» (10 класс) О. Л. Гроза, О. Б. Дворецкая и др.

Unit 1 A good start in life, Lesson 7, project «Express yourself» (school poster)

Цель урока -  обучение проектной технологии:10

  1. подготовка, определение темы и целей по данной тематике (плакаты о школе);
  2. планирование (определение источников информации), определение способа представления результатов (тематические плакаты);
  3. распределение задач и обязанностей между участниками (создание информационного материала в форме плакатов по трем тематикам):
  4. а) моя школа (классы, мастерские, лаборатории)
  5. б) мои учителя и мои любимые предметы;
  6. в) шутки, загадки и стихи о школе.
  7. I Обучающие задачи:
    1. повторение и активизация лексического материала по данной тематике;
    1. исследование проблемы:
  1. - опрос одноклассников перед написанием плакатов;
  1. - подбор необходимых иллюстраций к плакатам;
  2. - выполнение рисунков, приклеивание фотографий;
  3. 3. достижение результатов (работа над лексикой используемого языкового материала):
  4. - создание информационного материала в форме плакатов о школе
  5. - оглашение результатов (защита тематических плакатов о школе).
  6.  
  7. II Развивающие задачи:
  8. развитие монологической и диалогической речи (защита тематических плакатов)
  9. развитие навыков письма (написание статей о школе)
  10. развитие навыков чтения повествовательных предложений.
  11. III Воспитывающие задачи:
  12. воспитание доброты, внимания к учителям, одноклассникам, родителям;
  13. воспитание бережного отношения к школе, школьному имуществу
  14. развитие творческих способностей.
  15. Stages
  16. I Introduction: today at the lesson we will make a poster about your school. You can use photographs or draw.
  17. II Warming-up: pupils answer the following questions:
    1. What do you know about the kinds of school in Russia?
    1. What is your right as a citizen of Russia?
    2. How many years of classes are compulsory?
    3. How long have you been in primary school?
    4. What is your favorite subject?
    5. Is there at school uniform now?
    6. Do you like your class?
    7. Can you describe your school?
      1. III Project technology (presentation): учащиеся работают в трех группах. Первая группа делает плакат на тему «My school», вторая – на тему «My favorite teachers, my favorite subjects», третья – «School jokes. Ученики пишут, рисуют, приклеивают фотографии.
      1. IV Этап проектной технологии (представление результатов).
      2. Teacher: look again at the material you have prepared and think about the layout of your poster so that it looks friendly. You should pin the poster on the wall of classroom and show it to other students and teachers.
      3. Вопросы, обсуждение презентации.

V The conclusion of the lesson. Homework: learn the words from Unit 1.

 

Self-evaluation card for student

 

Criterion

Comments

Score(1-5)

1

Balance of contribution

Did I participate equally with the rest of the group when we created a poster?

 

2

Content

Did I bring any useful/ original materials or ideas?

 

3

Appropriateness of language

Did I use both spoken and written language accurately and appropriately?

 

4

Task achievement

Did myself and my group achieve the task we set for ourselves

 

Total score


 

Список литературы

  1. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. // Иностр. языки в школе. – 2001. – №4.
  2. Барменкова О. И. О работе над проектом по учебнику “Happy English 2”//Иностранные языки в школе. – 1997. - №3.
  3. Васильева Л. В. «Английский язык (для преподавателей) 10 класс поурочные планы, часть 1» - Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Гиниатуллин И.А., Гиниатуллина Г.А., Пирогов Н.А. Материалы по методике обучения иностранным языкам: Пособие для учителей. – Екатеринбург, 1996.
  5. Григорьева Е. Я. Objectif: книга для учителя к учебнику фр. яз для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М., 2008.
  6. Гроза О. Л., Дворецкая О. Б.,  Казырбаева Н. Ю., Клименко В. В., Мичурина М. Л., Новикова Н. В., Рыжкова Т. Н., Шалимова Е. Ю. New Millenium English: учебник английского языка для 10 класса общеобразовательного учреждения. – Изд. Второе. – Обнинск: Титул, 2006.
  7. Капаева, А.Е. О формировании готовности учащихся к самообучению иностранным языкам / А.Е. Капаева // Иностр. языки в школе. – 2001
  8. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: Пособие для учителя. / С.С. Артемьева, Е.В. Дождикова, Л.Д. Денискина. / Под ред. Е.И. Пассова, В.Б. Царьковой. – М.: Просвещение, 1993
  9. Копылова В.В. Проектная методика как эффективная технология воспитания учащихся средствами иностранного языка. – М., 2001.
  10. Коряковцева Н.Ф. Автономия учащегося учебной деятельностью по овладению иностранным языком как образовательная цель // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 1
  11. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. «Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости». Москва, 2001.
  12. Литвинюк О.И. И всё-таки средство – иностранный язык // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 6.
  13. Миролюбов А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 5.
  14. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько и др. – М: Высш. шк., 1996.
  15. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед.  и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  16. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.: Просвещение, 1995
  17. Пассов Е.И. и др. Учитель иностранного языка: Мастерство и личность/ Е.И. Пассов, В.П. Кузовлев, В.Б. Царькова. – М.: Просвещение, 1993.
  18. Педагогика и право: грани взаимодействия: Материалы межвузовской научно-практической конф., Екатеринбург, 10 сентября 1999 г. / УрЮИ  России. – Екатеринбург, 1999.
  19. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. – 2000. - №2.
  20. http://www.pedsovet.su

Информация о работе Психолого-педагогические особенности старшеклассников