Психолого-педагогические особенности старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 12:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – ?
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать литературу по исследуемой проблеме;
- изучить психолого-педагогические особенности старшеклассников;
- разработать урок с использованием проектной методики;
- проанализировать результаты использования проектной деятельности;
Для решения поставленных задач используется метод научного описания.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Метод проектов: история становления, общая характеристика 6
История становления 6
Характеристика метода проектов 9
Метод проектов применительно к английскому языку 14
Вывод по главе I 21
Глава II. Психолого-педагогические особенности старшеклассников 23
2.1. Условия развития личности старшеклассника и самоопределение 23
2.2. Вывод по главе II 25
Глава III. Разработка и подготовка проектов 26
3.1 Описание проекта 26
Заключение 30
Приложение на 3 листах: пример заключительного урока по
английскому языку с применением проектной методики 31
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

курсовая вар.2.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение            3

Глава I. Метод проектов: история становления, общая характеристика 6

    1. История становления        6
    2. Характеристика метода проектов      9
    3. Метод проектов применительно к английскому языку  14
    4. Вывод по главе I         21

Глава II. Психолого-педагогические особенности старшеклассников 23

2.1. Условия развития личности старшеклассника и самоопределение  23                               

2.2. Вывод по главе II         25

Глава III. Разработка и подготовка проектов     26

3.1 Описание проекта         26

Заключение          30

Приложение на 3 листах: пример заключительного урока по

 английскому языку с применением проектной методики                     31

Список литературы         34

 

Введение

Как известно, обучение школьников иностранному языку нацелено на формирование и развитие личности, способной и желающей участвовать в общении на изучаемом языке. Очевидно, что достижение этой цели становится возможным, если созданы мотивы и условия, в которых учащиеся могут проявлять познавательную активность и испытывать желание реально пользоваться приобретенными навыками и сформированными речевыми навыками и умениями.1

Традиционная система преподавания иностранных языков уже не отвечает требованиям современного общества. Доступ к новым формам представления учебного материала (Интернет), новым методикам преподавания иностранного языка, а также возможность на практике применить и усовершенствовать полученные знания ставят обучаемого перед необходимостью адаптации к разным учебным ситуациям. Это говорит о необходимости поиска методик по обучению иностранному языку, которые соответствовали бы потребностям обучаемых. Решению этой задачи может послужить выбор технологии преподавания, которая позволит работать с учащимися, интересующимися предметом, не ограничиваясь рамками учебной программы. Организовать такую работу в обучении иностранным языкам возможно с помощью метода проектов, который предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет реально интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы учащихся, организовывать обучение в сотрудничестве.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, где и как я могу эти знания применить» .2 - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями. Проектная методика имеет прагматическую направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Можно предположить, что метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося.

Все вышеизложенное послужило основанием для выбора темы настоящего исследования: «Использование проектной методики в преподавании английского языка».

Актуальность исследования заключается в том, что проектная деятельность является одним из наиболее эффективных путей интеграции знаний. Эта область педагогических исследований, сложившаяся за два последних десятилетия, ещё развивается в нашей стране. В большинстве случаев учителя осуществляют традиционный подход к уроку, опираясь лишь на базовый учебный план и рамки учебника.

Объектом исследования является деятельность учащихся старших классов средней школы, направленная на изучение английского языка.

Предмет исследования – использование проектной методики в курсе английского языка в старших классах общеобразовательной средней школы.

Цель исследования – ?

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:

- проанализировать литературу  по исследуемой проблеме;

- изучить психолого-педагогические  особенности старшеклассников;

- разработать урок с использованием  проектной методики;

- проанализировать результаты  использования проектной деятельности;

Для решения поставленных задач используется метод научного описания.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка литературы. Объем работы – 34 страницы.

 

Глава I. Метод проектов: история становления, общая характеристика.

    1. История становления

Применительно к предмету «Иностранный язык» метод проектов рассматривается нами как целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

Проектная деятельность является одним из наиболее эффективных путей интеграции знаний. Эта область педагогических исследований, сложившаяся за два последних десятилетия, ещё недостаточно развита в нашей стране. В большинстве случаев учителя осуществляют традиционный подход к уроку, опираясь лишь на базовый учебный план и рамки учебника.

Гуманизация образовательного процесса, личностно-ориентированный подход зачастую носят декларативный характер, так как ввиду ограниченного числа тем, предлагаемых для изучения, игнорируются собственные идеи и мнения обучаемых. Проектная деятельность позволяет расширить тематику, выбор методов и форм и предоставить широкое поле для творческой деятельности учителей и обучаемых. По своей сути проектная методика не выступает в качестве альтернативы традиционному уроку, но является его компонентом. Широкие перспективы просматриваются при использовании проектной методики в области преподавания иностранного языка.

Проектная деятельность делает возможным интегрирование иностранного языка с другими учебными дисциплинами, знакомит с элементами иностранной культуры, позволяет развивать самостоятельность, чувство ответственности и, отказываясь от принципа авторитарности, в соответствии с личностно-ориентированным подходом, предлагает учителю роль советника и партнёра.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение этих проблем, формировать умение практически применять полученные знания.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

На сегодняшний день проектная методика активно используется в преподавании английского языка.

 

1.2. Характеристика метода проектов

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, говоря о методе проектов, имеется в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском  плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная  значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских  методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

- определение проблемы и вытекающих  из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

- выдвижение гипотез, их решения;

- обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

- обсуждение способов оформление  конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

- сбор, систематизация и анализ  полученных данных;

- подведение итогов, оформление  результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем  исследования.

При рассмотрении общедидактической типологии проектов имеет смысл опираться на следующие типологические признаки:

1) доминирующий  в проекте метод или вид  деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный и т.п.;

2) предметно-содержательная  область: монопроект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект;

3) характер координации  проекта: с открытой, явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный);

4) характер контактов: внутренний, региональный или международный;

5) количество  участников проекта (личностные, парные, групповые);

6) продолжительность  проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный)3.

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекта (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает поэтапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Информация о работе Психолого-педагогические особенности старшеклассников