Психолого-педагогические особенности старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 12:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – ?
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать литературу по исследуемой проблеме;
- изучить психолого-педагогические особенности старшеклассников;
- разработать урок с использованием проектной методики;
- проанализировать результаты использования проектной деятельности;
Для решения поставленных задач используется метод научного описания.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Метод проектов: история становления, общая характеристика 6
История становления 6
Характеристика метода проектов 9
Метод проектов применительно к английскому языку 14
Вывод по главе I 21
Глава II. Психолого-педагогические особенности старшеклассников 23
2.1. Условия развития личности старшеклассника и самоопределение 23
2.2. Вывод по главе II 25
Глава III. Разработка и подготовка проектов 26
3.1 Описание проекта 26
Заключение 30
Приложение на 3 листах: пример заключительного урока по
английскому языку с применением проектной методики 31
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

курсовая вар.2.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта. Учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.

Параметры внешней оценки проекта:

  1. значимость и актуальность выдвинутых проблем, соответствие их изучаемой тематике;
  2. активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  3. коллективный характер принимаемых решений;
  4. характер общения и взаимопомощи участников проекта;
  5. необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
  6. доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  7. умение отвечать на вопросы оппонентов.

Метод проектов был выбран для исследования как основной по следующим причинам:

– в условиях средней школы данный метод позволяет при интеграции в реальный учебно-воспитательный процесс достигать поставленных программой целей;

– при классно-урочной системе занятий метод проектов легко вписывается в учебный процесс, не изменяя содержания образования, которое определено Государственным стандартом;

– метод проектов имеет интегративный и гуманистический характер и обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и возможность развития исследовательских умений старшеклассников4.

 

1.3. Метод проектов применительно  к английскому языку

Применительно к предмету «Иностранный язык» метод проектов – это есть целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта, то есть итоговым результатом работы ученика над проектом может быть как идеальный продукт: сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания, так и материальный5.

Предпосылкой реализации метода проектов является совместное общее планирование деятельности учителей и обучаемых, причём темы подбираются таким образом, чтобы они обеспечивали межпредметные связи.

В ходе реализации метода проектов старшеклассников можно научить:

– видеть части действительности как единое целое;

– овладеть методами проблемно-ориентированной деятельности;

– методическим навыкам: познание, наблюдение, записывание, составление схем, реферирование, иллюстрирование, обобщение;

– с интересом относиться к внеурочной деятельности и находить собственные пути для решения проблем.

Говоря о проектной работе в рамках обучения иностранному языку, необходимо принимать во внимание, что проектные уроки должны быть неотъемлемой составной частью языкового обучения, а не альтернативой традиционному языковому уроку, так как учебные принципы проектной деятельности вполне связываются с учебными планами и учебниками.

Е.С. Полат справедливо отмечает, что метод проектов нашёл широкое применение потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

Ядро проектной работы составляют следующие пять элементов:

1. Конкретная  цель, с помощью которой достигается  практическое использование результатов за рамками учебных занятий.

2. Общая ответственность  учителей и обучаемых при планировании  и проведении занятий.

3. Конкретные  творческие задания, дополняющие все виды учебной и практической деятельности.

4.Самостоятельное применение обучаемыми  вспомогательных средств.

5. Приобретение конкретного практического  опыта, выходящего за рамки классной  комнаты и такого предмета, как  иностранный язык 6.

Правильный выбор темы – лишь предпосылка для организации творческого процесса. Дальнейшая задача учителя – так организовать занятие, чтобы учащимися овладела какая-то конкретная творческая проблема. Опыт показывает, что в очень редких случаях удаётся включить учащихся в творческую работу с первых занятий. Чтобы предвидеть ход творческого процесса ученика, учитель должен встать в положение изобретателя и самостоятельно изыскать возможные варианты решений творческой задачи. Важным моментом является взаимодействие педагога и обучаемых, направленное на формирование умений видеть и формулировать задачу.

Реализация метода проектов предполагает отличную от традиционной модель деятельности преподавателя. Имея целью развитие исследовательских умений обучаемых, преподаватель должен вооружать школьника не только знаниями, но и метазнаниями, то есть знаниями о знаниях – приёмах и средствах усвоения учебного материала, что позволяет обучаемому самостоятельно осуществить поиск информации, выработать свою стратегию учения, а также компенсаторной стратегией, способствующей применять эти знания в ситуациях, выходящих за рамки шаблонностей 7.

Работа над проектом предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников: развивает их воображение, фантазию, мышление. При этом формируется внутренний мотив говорения, возникает необходимость что-то сказать, которая диктуется желанием принять участие в общении.

Деятельность учащихся основывается на групповом взаимодействии, которое является не только формой обучения, но и естественным компонентом учебного процесса. Состав участников группы определяется такими критериями: а) уровень обученности, б) коммуникабельность, в) инициативность, г) работоспособность, д) интересы учащихся и др. В зависимости от темы проекта и интересов школьников состав участников может меняться. Что касается количественного состава группы, то наиболее успешно разрабатывают проект группы из 3-х – 4-х человек. Таким образом, в классе образуются 4 группы, работающие по одной теме, но имеющие право видоизменять ее. Учащиеся предлагают свои темы проектов.

Работа над проектом проводится в несколько этапов. В зависимости от планируемого результата данная работа может занимать одно занятие, или же ей отводится место на нескольких уроках. Кроме того, учащиеся получают домашние задания поискового характера. Такие задания предполагают самостоятельную работу с дополнительной литературой, прослушивание  радиопередач, интервьюирование одноклассников, учителей, родителей.

Этапы работы:

1.Работа над  темой цикла (овладение лексикой, грамматическими образцами, аудирование и чтение текстов по теме, активизация материала в упражнениях).

2. Обсуждение  темы будущего проекта. Учащиеся  ищут ответы на вопросы проблемного  характера в материалах учебника, отстаивают свои мотивы работы над будущим проектом.

3. Формирование  творческих групп, распределение  задания между членами группы, работа над планом проекта.

4. Сбор дополнительной  информации.

5. Оформление  проекта. Одни проекты школьники оформляют самостоятельно дома, другие, требующие большей помощи со стороны учителя, создаются в классе.

6. Презентация  проекта.

7. Подведение  итогов работы.

Если говорить об использовании метода проектов в практике обучения английскому языку, то, разумеется, наибольший интерес представляют международные телекоммуникационные проекты. Именно такие проекты позволяют решить наиболее сложную и вместе с тем самую существенную для методики задачу - создание языковой среды и на ее основе создание потребности в творческом использовании английского языка на практике. Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой учащимся и учителям английского языка информации, находящейся в любой точке земного шара. Любой пользователь, подключенный к сети Интернет, имеет возможность подобрать список литературы по библиотечному каталогу Библиотеки Конгресса США, получить на своем экране нужный материал, провести поиск статьи, репортажа, других источников нужной информации из самых разнообразных журналов на английском языке. Эта информация, естественно, аутентична и, работая с такой информацией, можно получить необходимые данные по проблеме, над которой в данный момент работает группа школьников в рамках проекта. 
       Изучающие английский язык входят в открытый мир, где можно общаться с партнерами из разных стран, выходить на зарубежные сервера научных, информационных, учебных центров. Участники проекта могут распределить роли между собой и собирать информацию по всему свету, время от времени обмениваясь мыслями, естественно, на английском языке, вступая в дискуссию по определенным вопросам, устраивая "мозговые атаки". Обмен информацией осуществляется по электронной почте, но время от времени можно устраивать обсуждения в телеконференции в режиме реального времени, если участники проекта договариваются о времени проведения такой конференции.  
        Специфика таких международных проектов заключается в том, что они в большинстве своем межпредметны в том смысле, что какую бы проблему мы не взяли, все обсуждение будет вестись на английском языке.  
         Речь идет о создании языковой среды и создании условий для формирования потребности в использовании английского языка как средства развития творческих, исследовательских способностей.  
         Надо сказать, что диалог культур здесь происходит самым непосредственным образом с первых же обменов представительскими письмами. Изучающие английский язык каждый раз знакомятся не только с информацией, значимой для решения их общей проблемы, но и с особенностями культуры своих партнеров.  
          Стимул досконально понять все, что пишут им люди из разных стран, донести свои мысли до партнеров очень высок для учащихся. Все свои письма на английском языке они готовят в своих малых группах на уроках, обсуждая, в свою очередь, всю добываемую ими информацию. Каждый ученик при этом имеет собственное задание и вносит свою лепту в общее дело.  
        Тематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерных телекоммуникаций. Важно, чтобы выдвигаемая для такого проекта проблема была одинаково интересна и значима для всех участников проекта. Не менее важно, чтобы российские участники проекта были достаточно подготовлены в языковом отношении к участию в этом проекте. Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата. В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка, развитию их творческих способностей.

         Для того чтобы подготовить интересный проект по заданной теме,  учащийся должен самостоятельно работать с разного рода справочниками. При этом происходит расширение кругозора за счет ознакомления их с дополнительным материалом, почерпнутым ими из дополнительной литературы. Формируется потребность в развитии умения пользоваться энциклопедиями, тем самым стимулируется  познавательная активность учащихся. При аудировании  учащиеся должны понять  данное сообщение и включиться в разговор. Так осуществляется совершенствование умения говорить и в диалогической и  монологической  форме. Уметь обменяться мнением, выразить свое мнение, одобрить или нет, использовать диалог – расспрос, уметь «брать интервью». При монологическом высказывании совершенствуются навыки говорения  самостоятельно с опорой на подготовленный текст.

      Целями данного  вида работы являются: развивающий аспект – развитие творческих способностей учащихся, развитие воображения, развитие способности к распределению внимания; воспитательный аспект – развитие умения работать в группе,  формирование потребности к самостоятельному труду, формирование потребности в коллективной работе; учебный аспект - развитие речевых умений – говорить, писать, общаться, при этом – скрытый контроль уровня сформированности речевых умений.

         Контрольные срезы по всем видам речевой деятельности учащихся, систематически принимающих участие в проектах по английскому языку показывают увеличение скорости чтения (до 200 слов в минуту), улучшение качества перевода текста с содержанием, соответствующим темам проектов, улучшение навыков письменной речи, навыков компьютерной обработки текстовой информации, расширение кругозора, развитие коммуникативных навыков, умение вести дискуссию на иностранном языке.

 

1.4. Вывод по главе I

В качестве вывода к настоящей главе необходимо отметить:

- в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями;

- проектная методика имеет прагматическую направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Можно предположить, что метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации;

- проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Проектная деятельность является одним из наиболее эффективных путей интеграции знаний. Проектная деятельность делает возможным интегрирование иностранного языка с другими учебными дисциплинами, знакомит с элементами иностранной культуры, позволяет развивать самостоятельность, чувство ответственности и, отказываясь от принципа авторитарности, в соответствии с личностно-ориентированным подходом, предлагает учителю роль советника и партнёра;

- в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Реализация метода проектов предполагает отличную от традиционной модель деятельности преподавателя. Работа над проектом предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников.

 

Глава II. Психолого-педагогические особенности старшеклассников

2.1. Условия развития личности старшеклассника и самоопределение.

Динамика развития в ранней юности зависит от ряда условий. Прежде всего, это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющие на процесс самоопределения.8

Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть(личностное и моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей

В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученный от родителей, знакомых. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности

Информация о работе Психолого-педагогические особенности старшеклассников