Глубочайшим
педагогическим смыслом пронизано все – вхождение человека (ребенка,
подростка, взрослого) в современную социально-культурную
среду, в созданный самим человеком мир
культуры и искусства, приобщение к народной
педагогике и творчеству, выработка у
людей толерантности, умений и навыков
творческой деятельности и взаимодействия
с этим миром.
Можно
сделать следующий вывод: педагогическая
система становится доминирующим,
системообразующим элементом структуры,
содержания социально-культурной
деятельности.
Социально-педагогическая
деятельность в сфере искусства и культуры
призвана обеспечить сохранение и развитие
духовного потенциала общества, предотвратить
кризисные явления в культуре, добиться
гармонизации и гуманизации духовного
развития личности.
Современная социально-культурная ситуация
характеризуется значительным усложнением
структуры и содержания взаимоотношений
людей, когда остро встает вопрос о последовательном
освоении культурного потенциала и активном
включении основной массы населения в
социально-культурную деятельность [5,
c.85].
Современная
социально-культурная практика не
только включает в себя любительские
занятия в сфере досуга, но
и, что важно, представляет
собой огромный педагогический
в своей основе профессиональный
труд, распространяющийся далеко
за рамки традиционного досуга на такие трудоемкие
социальные сферы, как профессиональная
система образования и последующая карьера
специалистов, профессиональное искусство
и народное творчество, массовая физическая
культура и профессиональный спорт, профессиональная
социальная работа и социально-культурная
реабилитация, межкультурный, также и
профессиональный, обмен и сотрудничество
[4, c.76].
На сегодня целью социально-культурной
деятельности является педагогическое
обеспечение процесса вхождения человека
в общество, в мир культуры.
Характерной
особенностью становления любой
науки выступает ее номологическая
направленность, то есть желание
аргументировать законы и закономерности
своей предметной области. Это
весьма существенно для становления
современной социально-культурной деятельности
как отрасли научного знания, имеющей
свой предмет исследования, понятийный
аппарат, свое особое практико-ориентированное
значение.
Выявление
и обоснование повторяющихся
зависимостей в социально-культурной
среде и могут быть названы законами социально-культурной
деятельности.
Способность
законов определять постоянный
характер социально-культурной деятельности
как педагогической системы, несмотря
на вариативность ее, социально-культурных
технологий, позволяет придавать стабильность
функционирования в социуме. Целостность
системы социально-культурной деятельности
является важным условием эффективности
действия самых разных законов: социальных,
педагогических и особенно социально-культурных
законов.
В ряду
социальных законов, оказывающих свое
специфическое воздействие на развитие
педагогической системы социально-культурной
деятельности через институты социализации,
следует выделить такие как:
1. закон определяющей
роли способа производства;
2. закон зависимости общественного сознания от общественного
бытия;
3. закон исторической трансформации культурно-просветительной,
политико-воспитательной деятельности
в социально-культурной деятельности;
4. закон возвышения
духовных потребностей личности
в социуме и так далее [22, c.85].
Что
касается педагогических законов,
действующих в системе социально-культурной
деятельности, то они находят
выражение как относительно стабильные,
взаимные воспитательные отношения,
связи между явлениями социально-культурной
среды и конкретными объектами социальной действительности.
При этом следует отметить, что ключевым
законом воспитательно-образовательного
процесса педагогически направленной
социально-культурной деятельности выступает
наиболее общая устойчивая тенденция
воспитания как общекультурного явления,
состоящая в обязательном присвоении
подрастающими поколениями социального
опыта старших поколений. Данный закон
соотносим как с социальными законами,
так и с всеобщими законами, в своей совокупности
выступающими фундаментом для выведения
законов социально-культурной деятельности
как педагогической системы.
Систематизируя
законы социально-культурной деятельности
как педагогической системы, их можно
поделить на две основные группы:
- законы функционирования, воссоздающие связи между имеющимися в социально-культурной сфере объектами;
- законы эволюционирования, отражающие необходимость процессов перехода социально-культурных объектов из одного состояния в другое [22, c.85].
Таким
образом, можно сделать следующие
выводы:
- Глубочайшим педагогическим смыслом пронизана вся социально-культурная деятельность – вхождение человека (ребенка, подростка, взрослого) в современную социально-культурную среду, в созданный самим человеком мир культуры и искусства.
- Педагогическая система становится доминирующим, системообразующим элементом структуры, содержания социально-культурной деятельности.
- На сегодня целью социально-культурной деятельности является педагогическое обеспечение процесса вхождения человека в общество, в мир культуры.
- Ключевым законом воспитательно-образовательного процесса педагогически направленной социально-культурной деятельности выступает наиболее общая устойчивая тенденция воспитания как общекультурного явления, состоящая в обязательном присвоении подрастающими поколениями социального опыта старших поколений.
Заключение
Педагогическая система социально-культурной
деятельности направлена на личность
и общество в целом, поэтому с момента
появления самих людей эта система трансформировалась,
развивалась, совершенствовалась вместе
с человеком.
Психолого-педагогическое взаимодействие
и взаимовлияние наиболее глубоко представлено
в области методов и технологий социально-культурной деятельности.
Трудно найти другую такую сферу педагогической
практики, где бы так систематически и
эффективно использовался богатейший
арсенал педагогических методов и технологий,
в их числе – обучающих и воспитательных,
общеобразовательных и профессиональных,
классно-урочных и альтернативных, академических
и клубных, индивидуальных и групповых
и так далее.
На основе
исследования можно выделить:
- Педагогическая система социально-культурной деятельности – множество взаимосвязанных компонентов, направленных на воспитание, образование подрастающего поколения и взрослых, организацию досуга личности на всех возрастных этапах.
- Сущность и структура педагогической деятельности — один из актуальнейших вопросов социально-культурной деятельности. Профессионализм педагога находится в тесной связи с творчеством.
- Социально-культурная деятельность опирается на теоретический и методологический арсенал самостоятельных педагогических дисциплин: общую педагогику, социальную педагогику, психопедагогику, историю педагогики, дошкольную и школьную педагогику и так далее.
- Роль психологии и педагогики чрезвычайно важна в решении и таких актуальных для сферы культуры и досуга проблем, как профессиональное самоопределение будущих специалистов, профессиональный отбор и выявление их профессиональной пригодности, а также их самоактуализация и осуществление успешной карьеры.
- Современная социально-культурная деятельность как педагогическая система - это концепция, которая соответствует представлениям российского человека о сущности и технологиях воспитания, потому что надстраивается над традиционными педагогическими практиками, придавая им качественно иное звучание в изменяющемся обществе в соответствии с новыми ценностями.
- За последние десятилетия педагогическая деятельность в сфере культуры приобретает ценностно-целевое обоснование, соответствующее процессам социальной и культурной трансформации в России.
- Главная цель педагогической системы социально-культурной деятельности – развитие творчески и социально активной личности, сочетающей в себе гражданское самосознание, духовное богатство и высокую нравственность.
- Применение психолого-педагогических методов позволяет дать характеристику участников социально-культурной деятельности, определить их способность к взаимодействию, эффективно стоить работу, развивать, формировать, определять способности человека.
- Глубочайшим педагогическим смыслом пронизана вся социально-культурная деятельность – вхождение человека (ребенка, подростка, взрослого) в современную социально-культурную среду, в созданный самим человеком мир культуры и искусства.
- Педагогическая система становится доминирующим, системообразующим элементом структуры, содержания социально-культурной деятельности.
В данной
работе были рассмотрены структура
педагогической системы в России,
выявлена роль педагогики и
психологии в социально-культурной
деятельности. Так же были приведены и
рассмотрены методы, заимствованные социально-культурной
деятельностью из педагогики и психологии.
Для социально-культурной деятельности
являются базой психолого-педагогические
основы, поэтому им было уделено особое
внимание. Говорилось о современном состоянии
социально-культурной деятельности как
педагогической системы.
Список использованных
источников
- Ариарский, М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М. А. Ариарский; С. - Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: Арт-студия «Концерт», 2008. – 792 с.
- Фхиезер, А. Социально-культурные проблемы развития России: Философский аспект / А. Фхиезер. – М., 1992. – 304 с.
- Гершунский, Б. С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика / Б. С. Гершунский. – Киев, 1990. – 276 с.
- Киселева, Т. Г. Основы социально-культурной деятельности : учеб. пособие / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. – Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М., 1995. – 136 с.
- Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность : учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. – Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М., 2004. – 539 с.
- Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. – Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М., 2001. – 156 с.
- Ковальчук, А. С. Педагогические ресурсы образования в системе социально-культурной деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.05 / А. С. Ковальчук; С. - Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. - СПб., 2007. - 45 с.
- Ковальчук, А. С. Социально-культурная деятельность / А. С. Ковальчук. – Орловский гос. ин-т искусства и культуры. – Орел, 1997.- 172 с.
- Ковальчук, А. С. Социально-культурная деятельность как феномен социального образования / А. С. Ковальчук. – Ростов н/Д, 2005. – 160 с.
- Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб. для вузов / А. В. Мудрик. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.
- Мустаева, Ф. А. Основы социальной педагогики : учеб. для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2001. 416 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии : учебник / под ред. С. А. Смирнова. – 5-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 512 с.
- Педагогика социально-культурной сферы: история, теория, практика: сборник научных статей / под научн. ред. Н. Н. Ярошенко, Е. В. Литовкина. – Рязань: РЗИ МГУКИ, 2001. – 193 с.
- Подласый, И. П. Педагогика: 100 ответов : учеб. пособие / И. П. Подласый. – М., 2004. – 368 с.
- Рябков, В. М. Историография педагогической теории социально-культурной деятельности (вторая половина XX – начало XXI веков) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.05 / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2009. - 40 с.
- Рябков, В. М. Историография педагогической теории социально-культурной деятельности (вторая половина XX – начало XXI веков) : монография / В. М. Рябков; Моск. гос. ун-т культуры и искусств; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – М., 2009. – 480 с.
- Рябков, В. М. Методологические основы историографии социально-культурной деятельности как научной отрасли знания / В. М. Рябков // Вестник МГУКИ. – 2007. - №5. – С. 94-98.
- Рябков, В. М. Теоретико-педагогические проблемы эффективности социально-культурной деятельности в 90-е гг. ХХ - начале XXI в. (историографический аспект) / В. М. Рябков // Вестник ЧГАКИ. - 2009. - № 1. - С. 30-43.
- Соколов, А. В. Социально-культурная деятельность как учебный предмет и объект теории / А. В. Соколов // Вестник МГУКИ. – 2005. - №2. – С. 61-71.
- Триодин, В. Е. История и теория социально-культурной деятельности / В. Е. Триодин. – СПб., 2000. – 298 с.
- Христидис, Т. В. Педагогическое мастерство будущего специалиста социально-культурной деятельности: история и современные проблемы / Т. В. Христидис // Вестник МГУКИ. – 2006. - №2. – С.79-88.
- Шарковская, Н. В. Номологический аспект социально-культурной деятельности как п<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char"