Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть социально-культурную деятельность как педагогическую систему, выявить структуру педагогической системы социально-культурной деятельности.
Объект исследования – социально-культурная деятельность.
Предмет исследования – педагогическая система социально-культурной деятельности в России.
Методы исследования - анализ литературы: учебников, авторефератов диссертаций, учебных пособий, периодической литературы, энциклопедий и др., метод обработки материала.
Степень разработанности проблемы на сегодняшний день низка. Не существует отдельных учебных пособий, монографий по данной теме.

Оглавление

Введение……………..…………………………………………………………….3
I Социально-культурная деятельность – как педагогическая система……..….6
I.1 Становление педагогической системы социально-культурной деятельности в России……………………………………………………………6
I.2 Структура педагогической системы………………………………………...10
II Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности……………………………………………………………………..15
II.1 Роль психологии и педагогики в социально-культурной деятельности...15
II.2 Современная система социально-культурной деятельности как педагогическая система…………………………………………………………25
Заключение………………………………………………..……………………..29
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

Педагогическая система СКД в России.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

      Глубочайшим  педагогическим смыслом пронизано все – вхождение человека (ребенка, подростка, взрослого) в современную социально-культурную среду, в созданный самим человеком мир культуры и искусства, приобщение к народной педагогике и творчеству, выработка у людей толерантности, умений и навыков творческой деятельности и взаимодействия с этим миром.

      Можно  сделать следующий вывод: педагогическая  система становится доминирующим, системообразующим элементом структуры,  содержания социально-культурной  деятельности.

      Социально-педагогическая  деятельность в сфере искусства и культуры призвана обеспечить сохранение и развитие духовного потенциала общества, предотвратить кризисные явления в культуре, добиться гармонизации и гуманизации духовного развития личности.

      Современная социально-культурная ситуация характеризуется значительным усложнением структуры и содержания взаимоотношений людей, когда остро встает вопрос о последовательном освоении культурного потенциала и активном включении основной массы населения в социально-культурную деятельность [5, c.85].

      Современная  социально-культурная практика не  только включает в себя любительские  занятия в сфере досуга, но  и, что важно, представляет  собой огромный педагогический  в своей основе профессиональный  труд, распространяющийся далеко  за рамки традиционного досуга на такие трудоемкие социальные сферы, как профессиональная система образования и последующая карьера специалистов, профессиональное искусство и народное творчество, массовая физическая культура и профессиональный спорт, профессиональная социальная работа и социально-культурная реабилитация, межкультурный, также и профессиональный, обмен и сотрудничество [4, c.76].

      На сегодня целью социально-культурной деятельности является педагогическое обеспечение процесса вхождения человека в общество, в мир культуры.

      Характерной  особенностью становления любой  науки выступает ее номологическая  направленность, то есть желание  аргументировать законы и закономерности  своей предметной области. Это  весьма существенно для становления  современной социально-культурной деятельности как отрасли научного знания, имеющей свой предмет исследования, понятийный аппарат, свое особое практико-ориентированное значение.

      Выявление  и обоснование повторяющихся  зависимостей в социально-культурной  среде и могут быть названы законами социально-культурной деятельности.

      Способность  законов определять постоянный  характер социально-культурной деятельности как педагогической системы, несмотря на вариативность ее, социально-культурных технологий, позволяет придавать стабильность функционирования в социуме. Целостность системы социально-культурной деятельности является важным условием эффективности действия самых разных законов: социальных, педагогических и особенно социально-культурных законов.

      В ряду  социальных законов, оказывающих свое специфическое воздействие на развитие педагогической системы социально-культурной деятельности через институты социализации, следует выделить такие как:

1. закон определяющей  роли способа производства;

2. закон зависимости общественного сознания от общественного бытия;

3. закон исторической трансформации культурно-просветительной, политико-воспитательной деятельности в социально-культурной деятельности;

4. закон возвышения  духовных потребностей личности  в социуме и так далее [22, c.85].

      Что  касается педагогических законов,  действующих в системе социально-культурной  деятельности, то они находят  выражение как относительно стабильные, взаимные воспитательные отношения,  связи между явлениями социально-культурной  среды и конкретными объектами социальной действительности. При этом следует отметить, что ключевым законом воспитательно-образовательного процесса педагогически направленной социально-культурной деятельности выступает наиболее общая устойчивая тенденция воспитания как общекультурного явления, состоящая в обязательном присвоении подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. Данный закон соотносим как с социальными законами, так и с всеобщими законами, в своей совокупности выступающими фундаментом для выведения законов социально-культурной деятельности как педагогической системы.

      Систематизируя  законы социально-культурной деятельности как педагогической системы, их можно поделить на две основные группы:

  1. законы функционирования, воссоздающие связи между имеющимися в социально-культурной сфере объектами;
  2. законы эволюционирования, отражающие необходимость процессов перехода социально-культурных объектов из одного состояния в другое [22, c.85].

      Таким  образом, можно сделать следующие  выводы:

  1. Глубочайшим педагогическим смыслом пронизана вся социально-культурная деятельность – вхождение человека (ребенка, подростка, взрослого) в современную социально-культурную среду, в созданный самим человеком мир культуры и искусства.
  2. Педагогическая система становится доминирующим, системообразующим элементом структуры, содержания социально-культурной деятельности.
  3. На сегодня целью социально-культурной деятельности является педагогическое обеспечение процесса вхождения человека в общество, в мир культуры.
  4. Ключевым законом воспитательно-образовательного процесса педагогически направленной  социально-культурной деятельности выступает наиболее общая устойчивая тенденция воспитания как общекультурного явления, состоящая в обязательном присвоении подрастающими поколениями социального опыта старших поколений.

     

 

 

 

 

 

 

Заключение

      Педагогическая система социально-культурной деятельности направлена на личность и общество в целом, поэтому с момента появления самих людей эта система трансформировалась, развивалась, совершенствовалась вместе с человеком.

      Психолого-педагогическое взаимодействие и взаимовлияние наиболее глубоко представлено в области методов и технологий социально-культурной деятельности. Трудно найти другую такую сферу педагогической практики, где бы так систематически и эффективно использовался богатейший арсенал педагогических методов и технологий, в их числе – обучающих и воспитательных, общеобразовательных и профессиональных, классно-урочных и альтернативных, академических и клубных, индивидуальных и групповых и так далее.

      На основе  исследования можно выделить:

  1. Педагогическая система социально-культурной деятельности – множество взаимосвязанных компонентов, направленных на воспитание, образование подрастающего поколения и взрослых, организацию досуга личности на всех возрастных этапах.
  2. Сущность и структура педагогической деятельности — один из актуальнейших вопросов социально-культурной деятельности. Профессионализм педагога находится в тесной связи с творчеством.
  3. Социально-культурная деятельность опирается на теоретический и методологический арсенал самостоятельных педагогических дисциплин: общую педагогику, социальную педагогику, психопедагогику, историю педагогики, дошкольную и школьную педагогику и так далее.
  4. Роль психологии и педагогики чрезвычайно важна в решении и таких актуальных для сферы культуры и досуга проблем, как профессиональное самоопределение будущих специалистов, профессиональный отбор и выявление их профессиональной пригодности, а также их самоактуализация и осуществление успешной карьеры.
  5. Современная социально-культурная деятельность как педагогическая система - это  концепция, которая соответствует представлениям российского человека о сущности и технологиях воспитания, потому что надстраивается над традиционными педагогическими практиками, придавая им качественно иное звучание в изменяющемся обществе в соответствии с новыми ценностями.
  6. За последние десятилетия педагогическая деятельность в сфере культуры приобретает ценностно-целевое обоснование, соответствующее процессам социальной и культурной трансформации в России.
  7. Главная цель педагогической системы социально-культурной деятельности – развитие творчески и социально активной личности, сочетающей в себе гражданское самосознание, духовное богатство и высокую нравственность.
  8. Применение психолого-педагогических методов позволяет дать характеристику участников социально-культурной деятельности, определить их способность к взаимодействию, эффективно стоить работу, развивать, формировать, определять способности человека.
  9. Глубочайшим педагогическим смыслом пронизана вся социально-культурная деятельность – вхождение человека (ребенка, подростка, взрослого) в современную социально-культурную среду, в созданный самим человеком мир культуры и искусства.
  10. Педагогическая система становится доминирующим, системообразующим элементом структуры, содержания социально-культурной деятельности.

      В данной  работе были рассмотрены структура  педагогической системы в России, выявлена роль педагогики и  психологии в социально-культурной  деятельности. Так же  были приведены и рассмотрены методы, заимствованные социально-культурной деятельностью из педагогики и психологии. Для социально-культурной деятельности являются базой психолого-педагогические основы, поэтому им было уделено особое внимание. Говорилось о современном состоянии социально-культурной деятельности как педагогической системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Ариарский, М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М. А. Ариарский; С. - Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: Арт-студия «Концерт», 2008. – 792 с.
  2. Фхиезер, А. Социально-культурные проблемы развития России: Философский аспект / А. Фхиезер. – М., 1992. – 304 с.
  3. Гершунский, Б. С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика / Б. С. Гершунский. – Киев, 1990. – 276 с.
  4. Киселева, Т. Г. Основы социально-культурной деятельности : учеб. пособие / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. – Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М., 1995. – 136 с.
  5. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность : учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. – Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М., 2004. – 539 с.
  6. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. – Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М., 2001. – 156 с.
  7. Ковальчук, А. С. Педагогические ресурсы образования в системе социально-культурной деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.05 / А. С. Ковальчук; С. - Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. - СПб., 2007. - 45 с.
  8. Ковальчук, А. С. Социально-культурная деятельность / А. С. Ковальчук. – Орловский гос. ин-т искусства и культуры. – Орел, 1997.- 172 с.
  9. Ковальчук, А. С. Социально-культурная деятельность как феномен социального образования / А. С. Ковальчук. – Ростов н/Д, 2005. – 160 с.
  10. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб. для вузов / А. В. Мудрик. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.
  11. Мустаева, Ф. А. Основы социальной педагогики : учеб. для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2001. 416 с.
  12. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии : учебник / под ред. С. А. Смирнова. – 5-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 512 с.
  13. Педагогика социально-культурной сферы: история, теория, практика: сборник научных статей / под научн. ред. Н. Н. Ярошенко, Е. В. Литовкина. – Рязань: РЗИ МГУКИ, 2001. – 193 с.
  14. Подласый, И. П. Педагогика: 100 ответов : учеб. пособие / И. П. Подласый. – М., 2004. – 368 с.
  15. Рябков, В. М. Историография педагогической теории социально-культурной деятельности (вторая половина XX – начало XXI веков) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.05 / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2009. - 40 с.
  16. Рябков, В. М. Историография педагогической теории социально-культурной деятельности (вторая половина XX – начало XXI веков) : монография / В. М. Рябков; Моск. гос. ун-т культуры и искусств; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – М., 2009. – 480 с.
  17. Рябков, В. М. Методологические основы историографии социально-культурной деятельности как научной отрасли знания / В. М. Рябков // Вестник МГУКИ. – 2007. - №5. – С. 94-98.
  18. Рябков, В. М. Теоретико-педагогические проблемы эффективности социально-культурной деятельности в 90-е гг. ХХ - начале XXI в. (историографический аспект) / В. М. Рябков // Вестник ЧГАКИ. - 2009. - № 1. -  С. 30-43.
  19. Соколов, А. В. Социально-культурная деятельность как учебный предмет и объект теории / А. В. Соколов // Вестник МГУКИ. – 2005. - №2. – С. 61-71.
  20. Триодин, В. Е. История и теория социально-культурной деятельности / В. Е. Триодин. – СПб., 2000. – 298 с.
  21. Христидис, Т. В. Педагогическое мастерство будущего специалиста социально-культурной деятельности: история и современные проблемы / Т. В. Христидис // Вестник МГУКИ. – 2006. - №2. – С.79-88.
  22. Шарковская, Н. В. Номологический аспект социально-культурной деятельности как п<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char"

Информация о работе Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности