Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть социально-культурную деятельность как педагогическую систему, выявить структуру педагогической системы социально-культурной деятельности.
Объект исследования – социально-культурная деятельность.
Предмет исследования – педагогическая система социально-культурной деятельности в России.
Методы исследования - анализ литературы: учебников, авторефератов диссертаций, учебных пособий, периодической литературы, энциклопедий и др., метод обработки материала.
Степень разработанности проблемы на сегодняшний день низка. Не существует отдельных учебных пособий, монографий по данной теме.

Оглавление

Введение……………..…………………………………………………………….3
I Социально-культурная деятельность – как педагогическая система……..….6
I.1 Становление педагогической системы социально-культурной деятельности в России……………………………………………………………6
I.2 Структура педагогической системы………………………………………...10
II Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности……………………………………………………………………..15
II.1 Роль психологии и педагогики в социально-культурной деятельности...15
II.2 Современная система социально-культурной деятельности как педагогическая система…………………………………………………………25
Заключение………………………………………………..……………………..29
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

Педагогическая система СКД в России.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

      Культура не может быть прямо и однозначно передана ребенку через усвоение общественно выработанных норм и предписаний. Существуют особые формы ее освоения и способы передачи поколениям.

      Успешность специалистов  социально-культурной сферы зависит  не только от полученных знаний  во время учебы, от сформированных  навыков и умений, а также и  от того насколько психологически и педагогически грамотно выстраивается профессиональное поведение и общение, насколько эффективны его деловые воздействия, глубоко его понимание самого себя.

      Для характеристики и классификации профессий, востребованных и задействованных в социально-культурной сфере, применима широко известная в практической психологии и педагогике классификация профессий, разработанная Е. М. Климовым. Следуя этой классификации, в исключительно широкой по направлениям социально-культурной сфере за типологическую основу (критерий) выдвигается объект или предмет труда профессионалов и любителей как субъектов индивидуальной или коллективной социально-культурной деятельности [5, c.115].

      В зависимости  от того, на что или на кого  направлена эта активная, преобразующая деятельность, все профессии, специальности, специализации, обладающие собственным специфическим объектом (предметом) труда в необычайно широкой социально-культурной сфере, подразделяются на следующие типологические группы: «человек - природа» (экологические, природоориентированные, природоохранные); «человек - техника» (кино- и фотодело, компьютерные, операторские, инженерные и другие); «человек - человек» (история культуры, социология, социальная педагогика, менеджмент и маркетинг, психология и другие); «человек - знак» (информатика, журналистика, дизайнерские, программистские и другие); «человек – художественный образ» (режиссерские, актерские, музыкально-исполнительские, народное творчество, дизайн, хореография и другое) [5, c.116].

      Приведенные  данные подтверждают вывод о  том, что в практике социально-культурной деятельности может быть задействована разветвленная система психологических наук. Если учесть, что в последнее время в психологии каждые 4-6 лет появляется новое направление, то в комплексе развивающихся психологических дисциплин,  имеющих прямое или косвенное отношение к социально-культурной сфере, необходимо выделять дисциплины фундаментальные (базовые, теоретические) и прикладные (практические).

      Фундаментальные отрасли, объединенные в такое направление, как общая психология, имеют методологическое значение для понимания и объяснения социально-психологических явлений, особенностей поведения и поступков людей в конкретных социально-культурных процессах и ситуациях. Касаясь индивидуальной либо групповой социально-культурной деятельности, общая психология помогает исследовать множество вопросов, связанных с активностью отдельно взятой личности или группы людей, их мотивацией, особенностями, общением, взаимодействием с окружающей средой [5, c.116].

      Не менее  важное, чем психология, место в  социально-культурной деятельности занимает педагогика. Так, сопряженность культурологии и социальной педагогики, а также подход к образованию как крупнейшей и самодостаточной сфере социально-культурной деятельности в целом дают основания в ней педагогического компонента. Предметом педагогического компонента всегда было и остается исследование закономерностей обучения и воспитания в условиях специально организованного социально-культурного процесса, выявление эффективности применяемых в этих целях педагогических методов и технологий, установление педагогически оправданных и обоснованных связей и взаимоотношений между участниками.

      Большое  число социально активных субъектов, постоянно способствующих возникновению и развитию новых досуговых интересов, увлечений и потребностей, образуют неисчерпаемый педагогический потенциал социально-культурной деятельности. Основное требование заключается в создании реальных условий функционирования этого потенциала в рамках конкретного социально-культурного объекта (учреждения, объединения, организации, студии и другие), отдельного мероприятия или акции [4, c.79].

       Социально-культурная деятельность по самой своей сути глубоко педагогична. Множество социальных проблем, с которыми мы сталкиваемся в процессе этой деятельности, так или иначе неизменно приобретает статус педагогических задач. Их решение зависит от согласованного взаимодействия всех звеньев педагогической цепочки. К ним относятся:

- межсубъектное сотрудничество  партнеров, учет влияния окружающей  среды и фактов воспитания, выбор  наиболее эффективных педагогических  методов и технологий, выявление  их социальной направленности, педагогически  продуманная организация деятельности  от планирования до контроля и оценки ее результатов;

- наличие сенсорных  качеств (обилие и острота ощущений  и восприятий, устойчивость внимания, любознательность, тяга к новизне), память, способность узнавания, экстравертность  - интровертность;

- наличие характера как совокупности отличительных психических особенностей (черт), приобретенных личностью в процессе ее формирования; главным характерологическими чертами являются интеллектуальность (рациональность - иррациональность); развитие логического мышления, интуиции, ассоциативного мышления, фантазии, воображения; владение речью;

- этические отношения  к самому себе (эгоизм, альтруизм,  совесть, чувство долга, самолюбие,  честолюбие); к другим людям (доброжелательность, коллективизм, симпатии, антипатии,  недоверчивость, подозрительность, откровенность);

- эстетические отношения:  художественный вкус, чувство гармонии, переживание прекрасного;

- наличие или отсутствие  воли – умение и готовность  сознательно управлять своим  поведением (целеустремленность, решительность, выдержка, мужество, способность к волевым воздействиям на окружающих и качества, противоположные перечисленным);

- образованность (культурность) – знания, умения, навыки, вера (убеждения), идеалы, почерпнутые в результате  социализации и выработанные  самостоятельно (продуктивная творческая деятельность личности). Образованность влияет на черты характера, облекая их в культурные формы, и сама зависит от природных данных (память, восприятие) и характера человека;

- духовность; степень  развитости и гармоничности духовных потребностей, представление о смысле жизни, ответы на «вечные вопросы», выработанные личностью самостоятельно в результате самопознания и умозрительного созерцания [5, c.118].

      В силу  своей многосферности, полисубъектности, необычайно широкого диапазона направлений и технологий социально-культурная деятельность опирается на теоретический и методологический ряд самостоятельных педагогических дисциплин: общую педагогику, социальную педагогику, психопедагогику, историю педагогики, дошкольную и школьную педагогику и так далее. В каждом конкретном случае между теорией и практикой социально-культурной деятельности, с одной стороны, и перечисленными научными дисциплинами – с другой, устанавливаются существенные связи и отношения. Они распространяются на процессы психолого-педагогических воздействий, различные социальные, профессиональные, этнические, конфессиональные среды, внутренние процессы развития мышления, эмоционально-волевой сферы, творческих способностей у различных возрастных групп и отдельно взятой личности [5, c.119].

      Психолого-педагогическое  взаимодействие и взаимовлияние  наиболее глубоко представлено  в области методов и технологий  социально-культурной деятельности. Трудно найти другую такую сферу педагогической практики, где бы так систематически и эффективно использовался богатейший арсенал педагогических методов и технологий, в их числе – обучающих и воспитательных, общеобразовательных и профессиональных, классно-урочных и альтернативных, академических и клубных, индивидуальных и групповых и так далее.

      Психолого-педагогический  контекст дает возможность проследить  взаимосвязь профессиональных требований  и индивидуально-психологических  особенностей лиц, занятых в  процессе производства и реализации  культурных продуктов и услуг. При выборе профессии, в ходе профессионального обучения и в процессе дальнейшего становления специалиста как индивидуальная, так и групповая социально-культурная деятельность человека постоянно испытывает воздействие двух групп факторов – объективных и субъективных.

      Объективные факторы – это профессиональные требования, нормы и ограничения, выдвигаемые в процессе социально-культурной деятельности к ее участникам (как профессионалам, так и любителям); это наличие у каждого из них необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств. Но не менее существенна роль факторов субъективных, к которым относят имеющиеся у конкретного человека (профессионала, любителя) задатки и способности, индивидуально-психологические свойства и особенности, мотивацию и уровень притязаний его участия в социально-культурной деятельности, степень его самооценки и психологической защищенности в случае возможных ошибок и неудач.

      Многолетний  опыт, накопленный в различных  сферах социально-культурной общественной практики, демонстрирует множество вариантов совпадения и расхождения объективных профессиональных требований с субъективными возможностями и способностями людей, занятых в различных областях социально-культурной сферы, - бизнесменов и педагогов, режиссеров и артистов [4, c.81].

            Роль психологии и педагогики чрезвычайно важна в решении и таких актуальных для сферы культуры и досуга проблем, как профессиональное самоопределение будущих специалистов, профессиональный отбор и выявление их профессиональной пригодности, а также их самоактуализация и осуществление успешной карьеры.

      В практике  многих учреждений социально-культурной  сферы – при работе с абитуриентами  на вступительных экзаменах, во  время конкурсов на замещение  вакантных должностей и аттестации в учреждениях культуры и искусства, при приеме в аспирантуру и магистратуру и так далее – широко используется профессиональный отбор и подбор [5, c.121].

      Понятия  «отбор» и «подбор» опираются  на одну и ту же систему  специальных процедур (медицинских, физиологических, психолого-педагогических), направленных на изучение и оценку профессиональной пригодности человека, его «соответствия - несоответствия» избранному им либо предлагаемому ему виду деятельности. Однако эти термины различаются по своему значению. В первом случае человека отбирают для определенной профессии (профессиональный отбор), во втором – профессии подбирают, «примеряют» к человеку (профессиональный подбор).

      Существуют  педагогический и психологический виды профессионального отбора (подбора). Если первый из них выявляет и оценивает сформированность у претендента специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей, то объектом второго, соответственно, являются задатки и способности человека, его профессиональная направленность, ценностные ориентации, мотивации, интересы и предпочтения [5, c.121].

      В обоих  случаях отбор производится с  помощью комплекса методических  средств – собеседований, вербальных и проективных тестов, опросников, творческих заданий и упражнений.

      Таким  образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Психологические и педагогические компоненты социально-культурной деятельности находятся в постоянном взаимодействии и взаимопроникновении.
  2. Как важная сторона общекультурного процесса, как средство приобщения людей к достижениям национальной и общечеловеческой культуры, социально-культурная деятельность обретает надежную методологическую основу и методологический инструментарий в педагогике сотрудничества и творчества.
  3. Социально-культурная деятельность опирается на теоретический и методологический арсенал самостоятельных педагогических дисциплин: общую педагогику, социальную педагогику, психопедагогику, историю педагогики, дошкольную и школьную педагогику и так далее.
  4. Роль психологии и педагогики чрезвычайно важна в решении и таких актуальных для сферы культуры и досуга проблем, как профессиональное самоопределение будущих специалистов, профессиональный отбор и выявление их профессиональной пригодности, а также их самоактуализация и осуществление успешной карьеры.
  5. Применение психолого-педагогических методов позволяет дать характеристику участников социально-культурной деятельности, определить их способность к взаимодействию, эффективно стоить работу, развивать, формировать, определять способности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.2 Современная система социально-культурной деятельности как педагогическая система

      В данном  параграфе дано определение самой социально-культурной деятельности, выявлена цель социально-культурной деятельности как педагогической системы на сегодня - педагогическое обеспечение процесса вхождения человека в общество, в мир культуры. Выделены законы социально-культурной деятельности как педагогической системы.

      Татьяна  Григорьевна Киселева и Юрий Дмитриевич Красильников определяют социально-культурную деятельность в широком смысле как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества.

      Это  говорит о развитии общества  как социально-культурной системы:  изменяются духовные ценности  и потребности, выходят на новый уровень педагогическое обобщение и осмысление огромного технологического опыта, накопленного в социально-культурной сфере. Это выдвигает теорию и практику социально-культурной деятельности в ряд самостоятельных педагогических дисциплин.

Информация о работе Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности