Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 15:28, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть социально-культурную деятельность как педагогическую систему, выявить структуру педагогической системы социально-культурной деятельности.
Объект исследования – социально-культурная деятельность.
Предмет исследования – педагогическая система социально-культурной деятельности в России.
Методы исследования - анализ литературы: учебников, авторефератов диссертаций, учебных пособий, периодической литературы, энциклопедий и др., метод обработки материала.
Степень разработанности проблемы на сегодняшний день низка. Не существует отдельных учебных пособий, монографий по данной теме.
Введение……………..…………………………………………………………….3
I Социально-культурная деятельность – как педагогическая система……..….6
I.1 Становление педагогической системы социально-культурной деятельности в России……………………………………………………………6
I.2 Структура педагогической системы………………………………………...10
II Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности……………………………………………………………………..15
II.1 Роль психологии и педагогики в социально-культурной деятельности...15
II.2 Современная система социально-культурной деятельности как педагогическая система…………………………………………………………25
Заключение………………………………………………..……………………..29
Список использованных источников…………………
Культура не может быть прямо и однозначно передана ребенку через усвоение общественно выработанных норм и предписаний. Существуют особые формы ее освоения и способы передачи поколениям.
Успешность специалистов
социально-культурной сферы
Для характеристики и классификации профессий, востребованных и задействованных в социально-культурной сфере, применима широко известная в практической психологии и педагогике классификация профессий, разработанная Е. М. Климовым. Следуя этой классификации, в исключительно широкой по направлениям социально-культурной сфере за типологическую основу (критерий) выдвигается объект или предмет труда профессионалов и любителей как субъектов индивидуальной или коллективной социально-культурной деятельности [5, c.115].
В зависимости от того, на что или на кого направлена эта активная, преобразующая деятельность, все профессии, специальности, специализации, обладающие собственным специфическим объектом (предметом) труда в необычайно широкой социально-культурной сфере, подразделяются на следующие типологические группы: «человек - природа» (экологические, природоориентированные, природоохранные); «человек - техника» (кино- и фотодело, компьютерные, операторские, инженерные и другие); «человек - человек» (история культуры, социология, социальная педагогика, менеджмент и маркетинг, психология и другие); «человек - знак» (информатика, журналистика, дизайнерские, программистские и другие); «человек – художественный образ» (режиссерские, актерские, музыкально-исполнительские, народное творчество, дизайн, хореография и другое) [5, c.116].
Приведенные
данные подтверждают вывод о
том, что в практике социально-
Фундаментальные отрасли, объединенные в такое направление, как общая психология, имеют методологическое значение для понимания и объяснения социально-психологических явлений, особенностей поведения и поступков людей в конкретных социально-культурных процессах и ситуациях. Касаясь индивидуальной либо групповой социально-культурной деятельности, общая психология помогает исследовать множество вопросов, связанных с активностью отдельно взятой личности или группы людей, их мотивацией, особенностями, общением, взаимодействием с окружающей средой [5, c.116].
Не менее важное, чем психология, место в социально-культурной деятельности занимает педагогика. Так, сопряженность культурологии и социальной педагогики, а также подход к образованию как крупнейшей и самодостаточной сфере социально-культурной деятельности в целом дают основания в ней педагогического компонента. Предметом педагогического компонента всегда было и остается исследование закономерностей обучения и воспитания в условиях специально организованного социально-культурного процесса, выявление эффективности применяемых в этих целях педагогических методов и технологий, установление педагогически оправданных и обоснованных связей и взаимоотношений между участниками.
Большое
число социально активных
Социально-культурная деятельность по самой своей сути глубоко педагогична. Множество социальных проблем, с которыми мы сталкиваемся в процессе этой деятельности, так или иначе неизменно приобретает статус педагогических задач. Их решение зависит от согласованного взаимодействия всех звеньев педагогической цепочки. К ним относятся:
- межсубъектное сотрудничество
партнеров, учет влияния
- наличие сенсорных
качеств (обилие и острота
- наличие характера как совокупности отличительных психических особенностей (черт), приобретенных личностью в процессе ее формирования; главным характерологическими чертами являются интеллектуальность (рациональность - иррациональность); развитие логического мышления, интуиции, ассоциативного мышления, фантазии, воображения; владение речью;
- этические отношения
к самому себе (эгоизм, альтруизм,
совесть, чувство долга,
- эстетические отношения: художественный вкус, чувство гармонии, переживание прекрасного;
- наличие или отсутствие воли – умение и готовность сознательно управлять своим поведением (целеустремленность, решительность, выдержка, мужество, способность к волевым воздействиям на окружающих и качества, противоположные перечисленным);
- образованность (культурность) – знания, умения, навыки, вера (убеждения), идеалы, почерпнутые в результате социализации и выработанные самостоятельно (продуктивная творческая деятельность личности). Образованность влияет на черты характера, облекая их в культурные формы, и сама зависит от природных данных (память, восприятие) и характера человека;
- духовность; степень развитости и гармоничности духовных потребностей, представление о смысле жизни, ответы на «вечные вопросы», выработанные личностью самостоятельно в результате самопознания и умозрительного созерцания [5, c.118].
В силу своей многосферности, полисубъектности, необычайно широкого диапазона направлений и технологий социально-культурная деятельность опирается на теоретический и методологический ряд самостоятельных педагогических дисциплин: общую педагогику, социальную педагогику, психопедагогику, историю педагогики, дошкольную и школьную педагогику и так далее. В каждом конкретном случае между теорией и практикой социально-культурной деятельности, с одной стороны, и перечисленными научными дисциплинами – с другой, устанавливаются существенные связи и отношения. Они распространяются на процессы психолого-педагогических воздействий, различные социальные, профессиональные, этнические, конфессиональные среды, внутренние процессы развития мышления, эмоционально-волевой сферы, творческих способностей у различных возрастных групп и отдельно взятой личности [5, c.119].
Психолого-педагогическое
взаимодействие и
Психолого-педагогический
контекст дает возможность
Объективные факторы – это профессиональные требования, нормы и ограничения, выдвигаемые в процессе социально-культурной деятельности к ее участникам (как профессионалам, так и любителям); это наличие у каждого из них необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств. Но не менее существенна роль факторов субъективных, к которым относят имеющиеся у конкретного человека (профессионала, любителя) задатки и способности, индивидуально-психологические свойства и особенности, мотивацию и уровень притязаний его участия в социально-культурной деятельности, степень его самооценки и психологической защищенности в случае возможных ошибок и неудач.
Многолетний опыт, накопленный в различных сферах социально-культурной общественной практики, демонстрирует множество вариантов совпадения и расхождения объективных профессиональных требований с субъективными возможностями и способностями людей, занятых в различных областях социально-культурной сферы, - бизнесменов и педагогов, режиссеров и артистов [4, c.81].
Роль психологии и педагогики чрезвычайно важна в решении и таких актуальных для сферы культуры и досуга проблем, как профессиональное самоопределение будущих специалистов, профессиональный отбор и выявление их профессиональной пригодности, а также их самоактуализация и осуществление успешной карьеры.
В практике
многих учреждений социально-
Понятия «отбор» и «подбор» опираются на одну и ту же систему специальных процедур (медицинских, физиологических, психолого-педагогических), направленных на изучение и оценку профессиональной пригодности человека, его «соответствия - несоответствия» избранному им либо предлагаемому ему виду деятельности. Однако эти термины различаются по своему значению. В первом случае человека отбирают для определенной профессии (профессиональный отбор), во втором – профессии подбирают, «примеряют» к человеку (профессиональный подбор).
Существуют
педагогический и
В обоих
случаях отбор производится с
помощью комплекса
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
II.2 Современная система социально-культурной деятельности как педагогическая система
В данном
параграфе дано определение
Татьяна Григорьевна Киселева и Юрий Дмитриевич Красильников определяют социально-культурную деятельность в широком смысле как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества.
Это
говорит о развитии общества
как социально-культурной
Информация о работе Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности