Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть социально-культурную деятельность как педагогическую систему, выявить структуру педагогической системы социально-культурной деятельности.
Объект исследования – социально-культурная деятельность.
Предмет исследования – педагогическая система социально-культурной деятельности в России.
Методы исследования - анализ литературы: учебников, авторефератов диссертаций, учебных пособий, периодической литературы, энциклопедий и др., метод обработки материала.
Степень разработанности проблемы на сегодняшний день низка. Не существует отдельных учебных пособий, монографий по данной теме.

Оглавление

Введение……………..…………………………………………………………….3
I Социально-культурная деятельность – как педагогическая система……..….6
I.1 Становление педагогической системы социально-культурной деятельности в России……………………………………………………………6
I.2 Структура педагогической системы………………………………………...10
II Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности……………………………………………………………………..15
II.1 Роль психологии и педагогики в социально-культурной деятельности...15
II.2 Современная система социально-культурной деятельности как педагогическая система…………………………………………………………25
Заключение………………………………………………..……………………..29
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

Педагогическая система СКД в России.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………..…………………………………………………………….3

I Социально-культурная деятельность – как педагогическая система……..….6

I.1 Становление педагогической системы социально-культурной деятельности в России……………………………………………………………6

I.2 Структура педагогической системы………………………………………...10

II Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности……………………………………………………………………..15

II.1 Роль психологии и педагогики в социально-культурной деятельности...15

II.2 Современная система социально-культурной деятельности как педагогическая система…………………………………………………………25

Заключение………………………………………………..……………………..29

Список использованных источников…………………………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Актуальность исследования - социально-культурная деятельность является отраслью педагогики. Вырастая на этой науке, она заимствует  многие формы и методы воздействия, взаимодействия с объектами социально-культурной деятельности. Именно поэтому можно говорить о социально-культурной деятельности – как о педагогической системе.

            Поскольку социально-культурная деятельность относится к сравнительно молодым, набирающим силу отраслям научного знания, постольку ее методологическая база постоянно нуждается в пополнении и качественном обогащении. Эта сфера, как и другие области педагогической общественной практики, помимо дефицита новейших современных технологических наработок в производстве качественных культурных продуктов и услуг, испытывает еще и дефицит свежих научных идей, дефицит современных профессиональных знаний, умений и навыков. Культура, образование, искусство, досуг нуждаются в людях, умеющих вырабатывать и предлагать новые идеи, брать на себя инициативу в продвижении инновационных проектов и программ, общаться с другими, умело направлять их знания и энергию. В решении этих проблем ведущее место, естественно, принадлежит базовым научным дисциплинам – педагогике и психологии, целью которых в данном случае является психолого-педагогическое обеспечение как профессиональной, так и непрофессиональной (любительской) социально-культурной деятельности [5, c.109].

            Включение разделов психолого-педагогического цикла в курс основ социально-культурной деятельности является закономерным и естественным.

      Характерным признаком социально-культурной деятельности является органическое единство и взаимодействие целей, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм и методов занятий людей в условиях их свободного времени. Именно поэтому она объективно нуждается в научно обоснованной интерпретации и, прежде всего – в надежном, аргументированном, подкрепленном обоснованными выводами и рекомендациями психолого-педагогическом обеспечении [5, c.110].

      Социальная значимость проблемы – социально-культурная деятельность глубоко педагогический процесс, ее функции непосредственно связаны с воспитанием и обучением. И насколько будет эффективна педагогическая система социально-культурной деятельности, настолько и повысится уровень духовных интересов, патриотичности, нравственности человека, изменится мир в целом вокруг него.

      Задачи исследования – согласно плану работы:

изучение структуры  и истории становления педагогической системы социально-культурной деятельности;

рассмотреть и выявить  роль психологии и педагогики в социально-культурной деятельности,

проанализировать современную систему социально-культурной деятельности как педагогической системы.

     Цель исследования – рассмотреть социально-культурную деятельность как педагогическую систему, выявить структуру педагогической системы социально-культурной деятельности.

     Объект исследования – социально-культурная деятельность.

     Предмет исследования – педагогическая система социально-культурной деятельности в России.

     Методы исследования - анализ литературы: учебников, авторефератов диссертаций, учебных пособий, периодической литературы, энциклопедий и др., метод обработки материала.

      Степень разработанности проблемы на сегодняшний день низка. Не существует отдельных учебных пособий, монографий по данной теме.

      Данная  курсовая работа состоит из введения, в котором говорится об актуальности темы, социальной значимости проблемы, целях и задачах исследования; из главы первой, в которой содержатся сведения о становлении педагогической системы социально-культурной деятельности в России, о структуре педагогической системы; из главы второй, где рассматриваются роль педагогики и психологии в социально-культурной деятельности, современная система социально-культурной деятельности как педагогическая система; из заключения, где выделены основные выводы по работе, выявлена роль педагогики и психологии в социально-культурной деятельности.

      Основой  для исследования послужили работы  авторов: Т. Г. Киселевой и  Ю. Д. Красильникова, В. М.  Рябкова, Н. Н. Ярошенко, О. В. Степанченко, Н. В. Шарковской, А. С. Ковальчук, Ф. А. Мустаева, А. В. Мудрик, И. П. Подласого, В. Е. Триодина, А. В. Соколова, М. А. Ариарского, С. А. Смирнова и других. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Социально-культурная деятельность – как педагогическая система

      В данной  главе идет речь об истории становления педагогической системы социально-культурной деятельности в России, так же о структуре педагогической системы, дано понятие педагогической системы социально-культурной деятельности, выделены ее компоненты, а именно цели, задачи, методы, средства, формы, результат, анализ и материально-техническая база.

Основой для этого  параграфа послужили работы авторов: Н. Н. Ярошенко, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, А. С. Ковальчук, Ф. А. Мустаева, А. В. Мудрик, И. П. Подласого, Н. В. Шарковской и других.

I.1 Становление педагогической системы социально-культурной деятельности в России

      В данном  параграфе раскрывается история  становления педагогической системы  социально-культурной деятельности, названы выдающиеся теоретики,  внесшие большой вклад в ее развитие.

      Обращение к  истокам  возникновения педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интеграция  привели  сначала к разграничению,  а затем и к явному противопоставлению обучения и воспитания:  учитель учит, а воспитатель воспитывает. Но уже к середине XIX века в трудах прогрессивных педагогов все чаще и чаще стали встречаться обоснованные  аргументы в пользу объективного единства обучения и воспитания. Наиболее отчетливо эта точка зрения была выражена в  педагогических воззрениях И. Ф.  Гербарта,  отмечавшего,  что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование  (или образование характера) без обучения есть цель,  лишенная средства.  Более глубоко идея целостности  педагогического процесса  была выражена К. Д. Ушинским.  Он понимал ее как единство административного,  учебного и воспитательного элементов школьной деятельности.  От комбинации основных элементов всякой школы, отмечал он, более всего зависит ее воспитательная сила, без которой она является декорациями, закрывающими от непосвященных пробел в общественном воспитании [12, c.254].

      Становление педагогической системы в XIX веке связано с общественно-просветительным и освободительным движением дворян, с идеей о необходимости создания системы общественного и частного призрения, с процессом распространения грамотности.

      Революционные  события России в начале XX века повлекли за собой изменения в социальной направленности культурно-просветительной и досуговой деятельности.

      В последующий  исторический период возрастает  роль литературы в воспитательной, культурно-просветительской работе: авторы активно отстаивали общечеловеческие  и общенациональные идеи воспитания, просвещения, социализации личности в своих произведениях. Просвещению народа и распространению культуры большое внимание уделяли В. Г. Белинский, А. И. Герцен [5, c.24]

      По своему содержанию и наполнению культурно-просветительная работа, в оценках современников, являлась важнейшей разновидностью педагогического труда, в целом и в частностях соответствуя самым строгим педагогическим критериям. Не случайно позиции большинства исследователей как того, так и более позднего времени сходились на том, что,  по словам В. Е. Триодина культурно-просветительная деятельность – это «педагогически организованная свободная деятельность населения с целью воспитания всесторонне и гармонически развитой личности» [5, c.31].

      Прогрессивные идеи К. Д. Ушинского нашли свое отражение в трудах его последователей - Н. Ф. Бунакова, П. Ф. Лесгафта, В. П. Вахтерова и других. Особое место в ряду исследователей педагогического процесса занимает П. Ф. Каптерев.  Общеобразовательный курс школы,  по его замыслу,  был призван обеспечить правильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего  совершенствования личности гражданина.

      Большой  вклад в развитие представлений  о целостности педагогического   процесса уже в новых социально-экономических  и политических условиях внесли  Н. К. Крупская, А. П. Пинкевич,  С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, М. М. Рубинштейн, А. С. Макаренко [14, c.67].

      Однако, начиная с 30-х гг. основные усилия  педагогов были на углубленное  изучение обучения и воспитания  как относительно самостоятельных процессов.

      Научный  интерес  к  проблеме  целостности   педагогического процесса,  вызванный потребностями практики, возобновился в середине 70-х гг.  Наметились и различные подходы к пониманию целостного  педагогического процесса  (Ю. К. Бабанский,   М. А. Данилов, В. С. Ильин, В. М. Коротов, В. В. Краевский, Б. Т. Лихачев, Ю. П. Сокольников и др.).  Это объясняется сложностью педагогического процесса. В  то же время авторы современных концепций едины во мнении,  что раскрыть сущность педагогического процесса и выявить условия приобретения им свойств целостности можно - только на основе методологии системного подхода.

      В отечественной  педагогической практике широко  известны авторские системы внешкольного  образования дореволюционной России: Е. Н. Медынского, В. И. Чарнолуского, С. О. Серополко, В. В. Зеньковского; авторские системы политико-просветительной работы 20-30-х годов XX века: Н. К. Крупской, В. А. Зеленко, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко; авторские системы культурно-просветительной работы 70-80-х годов: А. О. Пинта, Ю. А. Стрельцова, В. Е. Триодина; авторская система социально-культурной деятельности 90-х годов XX века: Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова.

      Каждая  из данных авторских педагогических  систем обладает своим созидательным, активно-творческим и гражданским потенциалом, насыщенным культурологическими, историко-педагогическими, социально-психологическими составляющими, которые позволяют использовать эти авторские педагогические концепции социально-культурной деятельности [22, c.88].

      Таким  образом, можно сделать следующие  выводы:

  1. В XIX веке становление педагогической системы связано с общественно-просветительным и освободительным движением дворян, с идеей о необходимости создания системы общественного и частного призрения, с процессом распространения грамотности и так далее.
  2. В XX веке произошли кардинальные изменения в педагогической системе социально-культурной деятельности, она зависела от идеологии нового правительства: коммунистическое воспитание, строгая цензура, новые ценности.
  3. С изменениями в стране связаны изменения в педагогической системе. Педагогическая система социально-культурной деятельности направлена на личность и общество в целом, поэтому с момента появления самих людей эта система трансформировалась, развивалась, совершенствовалась вместе с человеком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.2 Структура педагогической системы

      В данном параграфе дано понятие педагогической системы социально-культурной деятельности, выделены компоненты педагогической системы: цели, задачи, методы, средства, формы, результат, анализ и материально-техническая база.

      Для  раскрытия данного вопроса ниже  изожжены несколько определений  педагогической системы социально-культурной  деятельности.

      Педагогическая  система – это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. В педагогике термин «система» используется в двух смыслах. Во-первых, для обозначения качественного состояния педагогических явлений. Так, например, педагогический процесс, личность учащегося, деятельность педагога – это системы, потому что по характеру своему они системны. Во-вторых, этот термин используется специально для обозначения некоторых педагогических образований [12, c.132].

Информация о работе Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности