Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 15:28, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть социально-культурную деятельность как педагогическую систему, выявить структуру педагогической системы социально-культурной деятельности.
Объект исследования – социально-культурная деятельность.
Предмет исследования – педагогическая система социально-культурной деятельности в России.
Методы исследования - анализ литературы: учебников, авторефератов диссертаций, учебных пособий, периодической литературы, энциклопедий и др., метод обработки материала.
Степень разработанности проблемы на сегодняшний день низка. Не существует отдельных учебных пособий, монографий по данной теме.
Введение……………..…………………………………………………………….3
I Социально-культурная деятельность – как педагогическая система……..….6
I.1 Становление педагогической системы социально-культурной деятельности в России……………………………………………………………6
I.2 Структура педагогической системы………………………………………...10
II Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности……………………………………………………………………..15
II.1 Роль психологии и педагогики в социально-культурной деятельности...15
II.2 Современная система социально-культурной деятельности как педагогическая система…………………………………………………………25
Заключение………………………………………………..……………………..29
Список использованных источников…………………
Содержание
Введение……………..………………………………………
I Социально-культурная деятельность – как педагогическая система……..….6
I.1 Становление педагогической системы социально-культурной деятельности в России……………………………………………………………6
I.2 Структура педагогической системы………………………………………...10
II Психолого-педагогические основы социально-культурной
деятельности………………………………………………
II.1 Роль психологии и педагогики в социально-культурной деятельности...15
II.2 Современная система социально-культурной
деятельности как педагогическая система…………………………………………………………
Заключение………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………………..32
Введение
Актуальность исследования - социально-культурная деятельность является отраслью педагогики. Вырастая на этой науке, она заимствует многие формы и методы воздействия, взаимодействия с объектами социально-культурной деятельности. Именно поэтому можно говорить о социально-культурной деятельности – как о педагогической системе.
Поскольку социально-культурная деятельность относится к сравнительно молодым, набирающим силу отраслям научного знания, постольку ее методологическая база постоянно нуждается в пополнении и качественном обогащении. Эта сфера, как и другие области педагогической общественной практики, помимо дефицита новейших современных технологических наработок в производстве качественных культурных продуктов и услуг, испытывает еще и дефицит свежих научных идей, дефицит современных профессиональных знаний, умений и навыков. Культура, образование, искусство, досуг нуждаются в людях, умеющих вырабатывать и предлагать новые идеи, брать на себя инициативу в продвижении инновационных проектов и программ, общаться с другими, умело направлять их знания и энергию. В решении этих проблем ведущее место, естественно, принадлежит базовым научным дисциплинам – педагогике и психологии, целью которых в данном случае является психолого-педагогическое обеспечение как профессиональной, так и непрофессиональной (любительской) социально-культурной деятельности [5, c.109].
Включение разделов психолого-педагогического цикла в курс основ социально-культурной деятельности является закономерным и естественным.
Характерным признаком социально-культурной деятельности является органическое единство и взаимодействие целей, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм и методов занятий людей в условиях их свободного времени. Именно поэтому она объективно нуждается в научно обоснованной интерпретации и, прежде всего – в надежном, аргументированном, подкрепленном обоснованными выводами и рекомендациями психолого-педагогическом обеспечении [5, c.110].
Социальная значимость проблемы – социально-культурная деятельность глубоко педагогический процесс, ее функции непосредственно связаны с воспитанием и обучением. И насколько будет эффективна педагогическая система социально-культурной деятельности, настолько и повысится уровень духовных интересов, патриотичности, нравственности человека, изменится мир в целом вокруг него.
Задачи исследования – согласно плану работы:
изучение структуры
и истории становления
рассмотреть и выявить роль психологии и педагогики в социально-культурной деятельности,
проанализировать современную систему социально-культурной деятельности как педагогической системы.
Цель исследования – рассмотреть социально-культурную деятельность как педагогическую систему, выявить структуру педагогической системы социально-культурной деятельности.
Объект исследования – социально-культурная деятельность.
Предмет исследования – педагогическая система социально-культурной деятельности в России.
Методы исследования - анализ литературы: учебников, авторефератов диссертаций, учебных пособий, периодической литературы, энциклопедий и др., метод обработки материала.
Степень разработанности проблемы на сегодняшний день низка. Не существует отдельных учебных пособий, монографий по данной теме.
Данная курсовая работа состоит из введения, в котором говорится об актуальности темы, социальной значимости проблемы, целях и задачах исследования; из главы первой, в которой содержатся сведения о становлении педагогической системы социально-культурной деятельности в России, о структуре педагогической системы; из главы второй, где рассматриваются роль педагогики и психологии в социально-культурной деятельности, современная система социально-культурной деятельности как педагогическая система; из заключения, где выделены основные выводы по работе, выявлена роль педагогики и психологии в социально-культурной деятельности.
Основой
для исследования послужили
I Социально-культурная деятельность – как педагогическая система
В данной главе идет речь об истории становления педагогической системы социально-культурной деятельности в России, так же о структуре педагогической системы, дано понятие педагогической системы социально-культурной деятельности, выделены ее компоненты, а именно цели, задачи, методы, средства, формы, результат, анализ и материально-техническая база.
Основой для этого параграфа послужили работы авторов: Н. Н. Ярошенко, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, А. С. Ковальчук, Ф. А. Мустаева, А. В. Мудрик, И. П. Подласого, Н. В. Шарковской и других.
I.1 Становление педагогической системы социально-культурной деятельности в России
В данном
параграфе раскрывается
Обращение к истокам возникновения педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интеграция привели сначала к разграничению, а затем и к явному противопоставлению обучения и воспитания: учитель учит, а воспитатель воспитывает. Но уже к середине XIX века в трудах прогрессивных педагогов все чаще и чаще стали встречаться обоснованные аргументы в пользу объективного единства обучения и воспитания. Наиболее отчетливо эта точка зрения была выражена в педагогических воззрениях И. Ф. Гербарта, отмечавшего, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (или образование характера) без обучения есть цель, лишенная средства. Более глубоко идея целостности педагогического процесса была выражена К. Д. Ушинским. Он понимал ее как единство административного, учебного и воспитательного элементов школьной деятельности. От комбинации основных элементов всякой школы, отмечал он, более всего зависит ее воспитательная сила, без которой она является декорациями, закрывающими от непосвященных пробел в общественном воспитании [12, c.254].
Становление педагогической системы в XIX веке связано с общественно-просветительным и освободительным движением дворян, с идеей о необходимости создания системы общественного и частного призрения, с процессом распространения грамотности.
Революционные события России в начале XX века повлекли за собой изменения в социальной направленности культурно-просветительной и досуговой деятельности.
В последующий
исторический период
По своему содержанию и наполнению культурно-просветительная работа, в оценках современников, являлась важнейшей разновидностью педагогического труда, в целом и в частностях соответствуя самым строгим педагогическим критериям. Не случайно позиции большинства исследователей как того, так и более позднего времени сходились на том, что, по словам В. Е. Триодина культурно-просветительная деятельность – это «педагогически организованная свободная деятельность населения с целью воспитания всесторонне и гармонически развитой личности» [5, c.31].
Прогрессивные идеи К. Д. Ушинского нашли свое отражение в трудах его последователей - Н. Ф. Бунакова, П. Ф. Лесгафта, В. П. Вахтерова и других. Особое место в ряду исследователей педагогического процесса занимает П. Ф. Каптерев. Общеобразовательный курс школы, по его замыслу, был призван обеспечить правильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего совершенствования личности гражданина.
Большой
вклад в развитие
Однако,
начиная с 30-х гг. основные усилия
педагогов были на углубленное
изучение обучения и
Научный интерес к проблеме целостности педагогического процесса, вызванный потребностями практики, возобновился в середине 70-х гг. Наметились и различные подходы к пониманию целостного педагогического процесса (Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, В. С. Ильин, В. М. Коротов, В. В. Краевский, Б. Т. Лихачев, Ю. П. Сокольников и др.). Это объясняется сложностью педагогического процесса. В то же время авторы современных концепций едины во мнении, что раскрыть сущность педагогического процесса и выявить условия приобретения им свойств целостности можно - только на основе методологии системного подхода.
В отечественной
педагогической практике
Каждая
из данных авторских
Таким
образом, можно сделать
I.2 Структура педагогической системы
В данном параграфе дано понятие педагогической системы социально-культурной деятельности, выделены компоненты педагогической системы: цели, задачи, методы, средства, формы, результат, анализ и материально-техническая база.
Для
раскрытия данного вопроса
Педагогическая
система – это целостное единст
Информация о работе Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности