Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть социально-культурную деятельность как педагогическую систему, выявить структуру педагогической системы социально-культурной деятельности.
Объект исследования – социально-культурная деятельность.
Предмет исследования – педагогическая система социально-культурной деятельности в России.
Методы исследования - анализ литературы: учебников, авторефератов диссертаций, учебных пособий, периодической литературы, энциклопедий и др., метод обработки материала.
Степень разработанности проблемы на сегодняшний день низка. Не существует отдельных учебных пособий, монографий по данной теме.

Оглавление

Введение……………..…………………………………………………………….3
I Социально-культурная деятельность – как педагогическая система……..….6
I.1 Становление педагогической системы социально-культурной деятельности в России……………………………………………………………6
I.2 Структура педагогической системы………………………………………...10
II Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности……………………………………………………………………..15
II.1 Роль психологии и педагогики в социально-культурной деятельности...15
II.2 Современная система социально-культурной деятельности как педагогическая система…………………………………………………………25
Заключение………………………………………………..……………………..29
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

Педагогическая система СКД в России.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

      Педагогическая система - множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

      Педагогическая  система социально-культурной деятельности  – целостная совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимозависимых компонентов, предполагающая непрерывную педагогически целесообразную организацию досуга личности на всех возрастных этапах, в различных сферах микросреды и с участием всех субъектов воспитания [6, c.46].

      Педагогическая система включает: цели и задачи, методы, средства и формы, материально-техническую базу, результат и анализ. Ниже раскрыты данные компоненты.

      Цели педагогической системы социально-культурной деятельности, ее содержание, формы и методы изменялись с развитием общества и социальных отношений. Главная ее цель на современном этапе – развитие творчески и социально активной личности, сочетающей в себе гражданское самосознание, духовное богатство и высокую нравственность; развитие учащихся и педагогов и их защиту от негативных воздействий среды [8, c.14].

      Задачи педагогической системы социально-культурной деятельности: духовное развитие различных возрастных, социальных, профессиональных групп; воспитание активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека; формирование социально-культурного статуса личности.

      Как свидетельствует опыт, внедрение информационных технологий в педагогическую систему осуществляется через учебно-научную материально-техническую базу. Ожидаемый дидактический эффект такого внедрения может быть достигнут только путем адекватного изменения всех остальных элементов педагогической системы. В первую очередь эти изменения должны коснуться преподавателей и обучающихся, специалистов социально-культурной деятельности, способных осуществлять свою деятельность на новом уровне функционирования педагогической системы.

      В социально-культурной  деятельности широко используются  социально-педагогические методы. Метод  – способ целенаправленного воздействия на объект.

      В разных социально-территориальных общностях широкое распространение получил метод наследования культурных ценностей; в семьях и в учебно-творческих коллективах он прочно утвердил себя как идейно-нравственная, эстетическая и другие установки, общепринятая норма, правило. Хорошо известна практика творческой «реанимации» народных традиций и обычаев в современном массовом досуге. Большинство национальных этнокультурных технологий базируется на неукоснительном соблюдении обычая – продиктованного традицией варианта «механического» поведения в стереотипных ситуациях [5, c.110].

      Многовековым  опытом народной культуры подтверждена  устойчивость воздействия традиций  и обычаев на стабилизацию  человеческих взаимоотношений, на  воспитание молодежи. В то же время нельзя не принимать во внимание негативные свойства отдельных традиций, проявление в них определенной доли консерватизма.

      В практике социально-культурной деятельности достаточно ощутима роль такого психологического феномена, как внушение. На многосторонность и неоднозначность влияния механизма внушения – восприятие объектом информации без ее осмысления – обращали внимание В. М. Вахтеров, И. П. Павлов, К. И. Платонов и другие отечественные психологи. Метод произвольного и непроизвольного, прямого и косвенного внушения сравнительно часто используется в оздоровительных целях как средство для достижения гиперамнезии (сверхзапоминания) в спорте, искусстве, педагогике. Не менее известен эффект психологического заражения, гипертрофированного возбуждения в массе людей, особенно в подростковой, молодежной аудитории, «стадного чувства», полной отключенности от личного отношения к окружающему. При этом зараженность как социально-культурный феномен способна принимать самые различные формы – от бездумного подражания в моде до всеобщей поистине дикой и безумной исступленности.  Именно на методе психологического заражения замешана агрессивная природа современной массовой культуры, вся практика продвижения и утверждения ее «звезд» и  «кумиров». Менеджерам, педагогам, технологам, занятым в социально-культурной сфере, хорошо известно, что отсутствие при использовании заражения должной его организации, контроля и регулирования неизбежно приводит к реальному возникновению в «толпе» нездорового ажиотажа, массовых психологических «вывихов» и вспышек агрессивности [5, c.111].

       Социально-педагогический  метод убеждения – способ сознательного  освоения объектом сообщаемых  ему знаний, внушаемых чувств. Неопровержимость  аргументации, логичность изложения информации, авторитет субъекта - важнейшие предпосылки действенности процесса убеждения. Этот метод носит вербальный характер. Приоритетность его в политике и рекламе. Также отметим метод примера – убеждения на наглядных образцах. Его достоинства заключены в сочетании рационального и эмоционального, доступности восприятия. Широкое применение примеров в агитации. Существует метод организации поведения, упражнения, тренинга. Его суть – сознательное целенаправленное накопление объектом личного опыта. Их общее и особенное – обучающие и воспитывающие упражнения. Методы поощрения и порицания так же играют важную роль. Требования к ним – обоснованность, опора на общественное мнение, оперативность, гласность, эмоциональное оформление. Выборочное и комплексное использование социально-психологических методов, их разновидностей происходит в зависимости от целей и задач воздействия, особенностей объекта, среды его обитания, ситуаций, в которых он находится [6, c.47].

      Эффективность  каждого из методов зависит  от того, насколько он соответствует ряду требований, а именно: валидности – точности измерения получаемого результата, действенности и степени адекватности исследуемой проблеме; надежности – постоянству и устойчивости получаемых результатов; трудоемкости, количеству времени и уровню квалификации, необходимым для овладения данным методом. В процессе социально-культурной деятельности получили большое распространение такие методы, как метод наблюдения, опросные методы, диагностические методы и метод эксперимента.

      Средства педагогической системы социально-культурной деятельности – духовные и материальные виды деятельности, источники и инструменты создания благоприятной среды, идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувства, поведение людей.

      К средствам можно отнести: живое слово, обращение, разговор, наглядную агитацию, пропаганду, средства искусства, средства массовой информации, технические средства, специальные средства (игра, зрелище, развлечение).

      Форма  – это утвердившаяся на практике система применения совокупности определенных средств и методов вовлечения людей в процесс создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культур в различные виды социального, научно-технического и художественного творчества. Форма есть способ организации содержания.

      Как  способ самоорганизации все формы  можно поделить на институциональные  (подготовленные, запланированные,  выстроенные мероприятия) и неинституциональные  (самоорганизованные, стихийные, неформальные  образования, формы). Так же формы можно поделить по степени стабильности на стабильные или постоянные, циклические, нестабильные или эпизодические.

      В каждом  отдельном случае необходимо  дифференцированно подходить к  определению наиболее эффективных  средств и методов. Все средства, методы и формы используются в единстве.

      Анализ - важный аспект в педагогической  системе. Способы анализа могут  быть различными: рефлексия, высказывание  своего мнения, беседа, отзывы и  критика, проблемный анализ. И  уже на основе анализа проблем выявляются цели и задачи.

      Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Педагогическая система социально-культурной деятельности – множество взаимосвязанных компонентов, направленных на воспитание, образование подрастающего поколения и взрослых, организацию досуга личности на всех возрастных этапах.
  2. Педагогическая система включает:  цели и задачи, методы, средства и формы, материально-техническую базу, результат и анализ.
  3. Главная ее цель – развитие творчески и социально активной личности, сочетающей в себе гражданское самосознание, духовное богатство и высокую нравственность.
  4. Все методы, формы и средства используются в единстве, в зависимости от каждого отдельно случая.

II Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

      В данной главе пойдет речь о роли педагогики и психологии в социально-культурной деятельности, о современной системе социально-культурной деятельности как педагогической системе. Основой для этого параграфа послужили работы авторов: Н. Н. Ярошенко, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, Н. В. Шарковской и других.

II.1 Роль психологии и педагогики в социально-культурной деятельности

      В данном  параграфе рассказывается о постепенном  развороте содержания и организации  социально-культурной деятельности  в сторону психологизации.      С точки зрения психологии и педагогики, человек – главный ценностный объект, личность со своим характером, мотивацией, склонностями и увлечениями. Поэтому применение психолого-педагогических методов позволяет дать характеристику участников социально-культурной деятельности, определить их способность к взаимодействию, эффективно стоить работу, развивать, формировать, определять способности человека.      Роль психологии и педагогики чрезвычайно важна в решении и таких актуальных для сферы культуры и досуга проблем, как профессиональное самоопределение будущих специалистов, профессиональный отбор и выявление их профессиональной пригодности.

      В основе  современных концепций социально-культурной деятельности лежит подлинно гуманный, человекоцентристский взгляд на суть и смысл решений и действий, предпринимаемых в этой сфере. Именно личность как высшая ценность рассматривается совокупностью гуманитарных дисциплин – философии, социологии, педагогики, психологии, культурологии, составляющих методологическую основу теории, методики и организации социально-культурной деятельности [5, c.110].

      В настоящее  время мы являемся свидетелями  последовательного разворота содержания  и организации социально-культурной деятельности в сторону психологизации, поскольку именно психологические факторы, условия, механизмы во многом определяют эффективность и результативность индивидуальных и коллективных занятий участников социально-культурных общностей. Психология и, в частности, социальная психология, служит той наукой, которая помогает достигать поставленных целей, опираясь на творчество, способности, интеллект, профессиональные знания и умения детей и взрослых. 

      Существует  широкая система психологических  методов – приемов и средств,  с помощью которых решаются те или иные дидактические задачи, осуществляется сбор и анализ фактов и сведений, используемых для дальнейшей разработки социально-культурной теории и практики [5, c.110].

      Применение  психолого-педагогических методов  позволяет дать характеристику участников социально-культурной деятельности, определить их способность к взаимодействию, эффективно стоить работу, развивать, формировать, определять способности человека.

      Одна  из актуальных задач в работе  с участниками социально-культурных  общностей (студий, учебных курсов, творческих мастерских и так  далее) – определение творческого  потенциала и творческих способностей  ребенка, подростка, взрослого  человека. Здесь используются не только результаты специального психологического обследования, но и информация, полученная с помощью анкетирования и опросов в референтной среде. Предметом изучения в данном случае служит уровень креативности – способности ученика, студента, специалиста-профессионала к творчеству, необычным и неожиданным проектным решениям, восприимчивость к новым творческим идеям.

      Определение  креативности как способности  удивляться и умения находить  решения в нестандартных ситуациях, введенное в психологию Торренсом, имеет технологов социально-культурной деятельности [5, c.112].

      С точки зрения  психологии и педагогики, человек – главный ценностный объект, без которого невозможны ни производство, ни реализация, ни потребление культурных продуктов и услуг. Это не взаимозаменяемая деталь, а личность со своим характером, мотивацией, склонностями и увлечениями. По существу, человек – источник и носитель интеллектуального ресурса, которым обладает любая, даже самая первичная социально-культурная общность, например, семья. Результат, качество и прибыль в реализации продуктов индивидуальной и коллективной социально-культурной деятельности, в конечном счете, зависят от человека, от умения помочь ему раскрыть себя, максимально поддержать и поощрить его инициативу и творчество.

      Исторически творческий потенциал рода воплощается не в самих по себе готовых продуктах человеческой деятельности – вещах и идеях, а в порожденных ею проблемах, предметными носителями которых служат эти продукты. Благодаря этому через содержание социокультурного опыта от поколения к поколению транслируются как уже реализованные, так и не проявленные и даже избыточные возможности (замыслы, проекты) деятельности. Вступая в мир культуры, ребенок осуществляет ориентировочную, исследовательскую, творческую, проектную деятельность, связанную с анализом и синтезом человеческих предметов, их внутренних соотношений и компонентов, экспериментирование с ними, опробование возможных способов преобразования предметных ситуаций. В сотрудничестве со взрослыми и другими детьми ребенок непрестанно преодолевает ограничения тех конкретных задач, которые ставят перед ними партнеры по сотрудничеству, инициативно выдвигает новые цели и проблемы [4, c.76].

Информация о работе Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности