Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 15:28, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть социально-культурную деятельность как педагогическую систему, выявить структуру педагогической системы социально-культурной деятельности.
Объект исследования – социально-культурная деятельность.
Предмет исследования – педагогическая система социально-культурной деятельности в России.
Методы исследования - анализ литературы: учебников, авторефератов диссертаций, учебных пособий, периодической литературы, энциклопедий и др., метод обработки материала.
Степень разработанности проблемы на сегодняшний день низка. Не существует отдельных учебных пособий, монографий по данной теме.
Введение……………..…………………………………………………………….3
I Социально-культурная деятельность – как педагогическая система……..….6
I.1 Становление педагогической системы социально-культурной деятельности в России……………………………………………………………6
I.2 Структура педагогической системы………………………………………...10
II Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности……………………………………………………………………..15
II.1 Роль психологии и педагогики в социально-культурной деятельности...15
II.2 Современная система социально-культурной деятельности как педагогическая система…………………………………………………………25
Заключение………………………………………………..……………………..29
Список использованных источников…………………
Педагогическая система - множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.
Педагогическая
система социально-культурной
Педагогическая система включает: цели и задачи, методы, средства и формы, материально-техническую базу, результат и анализ. Ниже раскрыты данные компоненты.
Цели педагогической системы социально-культурной деятельности, ее содержание, формы и методы изменялись с развитием общества и социальных отношений. Главная ее цель на современном этапе – развитие творчески и социально активной личности, сочетающей в себе гражданское самосознание, духовное богатство и высокую нравственность; развитие учащихся и педагогов и их защиту от негативных воздействий среды [8, c.14].
Задачи педагогической системы социально-культурной деятельности: духовное развитие различных возрастных, социальных, профессиональных групп; воспитание активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека; формирование социально-культурного статуса личности.
Как свидетельствует опыт, внедрение информационных технологий в педагогическую систему осуществляется через учебно-научную материально-техническую базу. Ожидаемый дидактический эффект такого внедрения может быть достигнут только путем адекватного изменения всех остальных элементов педагогической системы. В первую очередь эти изменения должны коснуться преподавателей и обучающихся, специалистов социально-культурной деятельности, способных осуществлять свою деятельность на новом уровне функционирования педагогической системы.
В социально-культурной
деятельности широко
В разных социально-территориальных общностях широкое распространение получил метод наследования культурных ценностей; в семьях и в учебно-творческих коллективах он прочно утвердил себя как идейно-нравственная, эстетическая и другие установки, общепринятая норма, правило. Хорошо известна практика творческой «реанимации» народных традиций и обычаев в современном массовом досуге. Большинство национальных этнокультурных технологий базируется на неукоснительном соблюдении обычая – продиктованного традицией варианта «механического» поведения в стереотипных ситуациях [5, c.110].
Многовековым
опытом народной культуры
В практике социально-культурно
Социально-педагогический
метод убеждения – способ
Эффективность каждого из методов зависит от того, насколько он соответствует ряду требований, а именно: валидности – точности измерения получаемого результата, действенности и степени адекватности исследуемой проблеме; надежности – постоянству и устойчивости получаемых результатов; трудоемкости, количеству времени и уровню квалификации, необходимым для овладения данным методом. В процессе социально-культурной деятельности получили большое распространение такие методы, как метод наблюдения, опросные методы, диагностические методы и метод эксперимента.
Средства педагогической системы социально-культурной деятельности – духовные и материальные виды деятельности, источники и инструменты создания благоприятной среды, идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувства, поведение людей.
К средствам можно отнести: живое слово, обращение, разговор, наглядную агитацию, пропаганду, средства искусства, средства массовой информации, технические средства, специальные средства (игра, зрелище, развлечение).
Форма
– это утвердившаяся на практик
Как
способ самоорганизации все
В каждом
отдельном случае необходимо
дифференцированно подходить к
определению наиболее
Анализ
- важный аспект в
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
II Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности
В данной главе пойдет речь о роли педагогики и психологии в социально-культурной деятельности, о современной системе социально-культурной деятельности как педагогической системе. Основой для этого параграфа послужили работы авторов: Н. Н. Ярошенко, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, Н. В. Шарковской и других.
II.1 Роль психологии и педагогики в социально-культурной деятельности
В данном
параграфе рассказывается о
В основе
современных концепций социальн
В настоящее
время мы являемся свидетелями
последовательного разворота
Существует
широкая система
Применение
психолого-педагогических
Одна
из актуальных задач в работе
с участниками социально-
Определение
креативности как способности
удивляться и умения находить
решения в нестандартных
С точки зрения психологии и педагогики, человек – главный ценностный объект, без которого невозможны ни производство, ни реализация, ни потребление культурных продуктов и услуг. Это не взаимозаменяемая деталь, а личность со своим характером, мотивацией, склонностями и увлечениями. По существу, человек – источник и носитель интеллектуального ресурса, которым обладает любая, даже самая первичная социально-культурная общность, например, семья. Результат, качество и прибыль в реализации продуктов индивидуальной и коллективной социально-культурной деятельности, в конечном счете, зависят от человека, от умения помочь ему раскрыть себя, максимально поддержать и поощрить его инициативу и творчество.
Исторически творческий потенциал рода воплощается не в самих по себе готовых продуктах человеческой деятельности – вещах и идеях, а в порожденных ею проблемах, предметными носителями которых служат эти продукты. Благодаря этому через содержание социокультурного опыта от поколения к поколению транслируются как уже реализованные, так и не проявленные и даже избыточные возможности (замыслы, проекты) деятельности. Вступая в мир культуры, ребенок осуществляет ориентировочную, исследовательскую, творческую, проектную деятельность, связанную с анализом и синтезом человеческих предметов, их внутренних соотношений и компонентов, экспериментирование с ними, опробование возможных способов преобразования предметных ситуаций. В сотрудничестве со взрослыми и другими детьми ребенок непрестанно преодолевает ограничения тех конкретных задач, которые ставят перед ними партнеры по сотрудничеству, инициативно выдвигает новые цели и проблемы [4, c.76].
Информация о работе Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности