10) важно стимулировать
познавательный интерес учащихся.
С данной целью возможно использовать
дополнительный развивающий материал,
обращение к непосредственному опыту
школьников, широкое использование их
собственных наблюдений, практических
действий, экскурсии, носящие познавательный
характер. Полезны различные «оживляющие»
урок моменты (использование наглядных
пособий, элементов игры и т. д.).
Таким образом, можно говорить
о том, что существует множество
способов предотвращения и преодоления
неуспеваемости младших школьников.
В свою очередь хочется отметить,
что целесообразнее проводить комплексную
работу, важно работать в первую очередь
по предотвращению проблемы.
Выводы
1. Проблема выявления причин
неуспеваемости младших школьников достаточно
хорошо изучена, однако все больше возникает
вопросов, касающихся психологических
факторов приводящих к неуспеваемости.
2. Школьная неуспеваемость
является следствием многих факторов
и представлена как явление «многоликое».
Подобная особенность школьной неуспеваемости
создает значительные трудности в работе
учителей по ее преодолению.
3. Психологические факторы
школьной неуспеваемости детей младшего
школьного возраста представлены двумя
большими группами: недостатки познавательной
деятельности учащихся и недостатки развития
мотивационной сферы детей.
4. Среди множества существующих
способов предотвращения и преодоления
неуспеваемости младших школьников целесообразнее
использовать комплексную работу по предотвращению
проблемы.
Заключение
Проблема школьной неуспеваемости
является одной из самых актуальных
проблем психологической и педагогической
наук. Анализ исследований показывает,
что данная проблема достаточно подробно
рассматривается многими авторами.
Однако еще возникает много вопросов
о причинах, обуславливающих трудности
в учении.
На сегодняшний день существует
множество типологии школьной неуспеваемости.
Подобная «многоликость» создает значительные
трудности в работе учителей по ее
преодолению. Однако, сравнительное изучение
типов школьной неуспеваемости предложенными
разными авторами дает основание сделать
вывод, что она имеет типические проявления.
Тип неуспевающего школьника характеризуется
своеобразным сочетанием важнейших свойств
личности, сложившихся в результате длительной
неуспеваемости, которая определяет его
достижения в учебной работе.
Отметим, что существует
множество психологических факторов,
обуславливающих школьную неуспеваемость
детей младшего школьного возраста.
При этом важно говорить не о единичном
факторе и его последствии, а
о комплексе психологических
причин. Исследователями обозначены
две большие группы психологических
причин неуспеваемости младших школьников
такие, как недостатки познавательной
деятельности учащихся и недостатки
развития мотивационной сферы детей.
Сегодня существует множество
способов предотвращения и преодоления
неуспеваемости младших школьников.
В свою очередь хочется отметить,
что целесообразнее проводить комплексную
работу, важно работать в первую
очередь по предотвращению проблемы.
Анализ психологических причин школьной
неуспеваемости позволяет предложить
ряд рекомендации современному педагогу,
что нами и сделано.
Список использованных
источников
- Ананьев, Б. Г. Психология педагогической оценки / Б. Г. Ананьев // Избр. психол. труды: в 2-х т. – М. : Просвещение, «ВЕК», 1999. – Т. 2. – 287 с.
- Антонова,
Г. П. Обучаемость и внушаемость младших школьников / Г. П. Антонова, И. П. Антонова // Вопросы психологии. – 1991. – № 4. – С. 42-50.
- Блонский, П. П. Психология младшего школьника / П. П. Блонский. – Воронеж : Институт практической психологии, 1997. – 574 с.
- Блонский, П. П. Школьная успеваемость / П. П. Блонский // Избр. педагогич. произведения. – М. : Изд-во АПНРСФСР, 1961. – 547 с.
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 1968. – 464 с.
- Борисов, П. П. Причины неуспеваемости учащихся начальных классов / П. П. Борисов. – М. : Просвещение, 1987. – 169 с.
- Бударный, А. А. Преодолевать неуспеваемость / А. А. Бударный // Народное образование. – 1963. – №10. – С. 56-64.
- Бударный, А. А. Об одной из возможностей преодоления второгодничества / А. А. Бударный, У. Д. Розенталь // Советская педагогика. – 1966. – № 7. – С. 38-49.
- Возрастная и педагогическая психология / под ред. М. С. Гамезо. – М. : Академия, 2001. – 147 с.
- Волокитина, М. Н. Очерки психологии младших школьников / М. Н. Волокитина. – М. : СОЦИС, 2000. – 216 с.
- Гельмонт, А. М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А. М. Гельмонт. – М. : Просвещение, 1954. – 206 с.
- Данилова, Е. Е. Младший школьник. Развитие познавательных способностей / Е. Е. Данилова, И. В. Дубровина, А. Д. Андреева. – М. : Просвещение, 2003. – 208 с.
- Добрынин, С. Я. Структура и динамика мотивов деятельности / С. Я. Добрынин // Вопросы психологии.– 1984. – № 4. – С. 73-79.
- Дубровина, И. В. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина. – М. : Просвещение, 1991. – 445 с.
- Дубровина, И. В. Практическая психология образования : учеб. пособие / И. В. Дубровина. – М. : Питер, 2004. – 588 с.
- Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. – М. : Педагогика, 1981. – 198 с.
- Калмыкова, З. И. Проблема индивидуальных различий в обучаемости школьников / З. И. Калмыкова // Советская педагогика. – 1986. – № 2. – С. 105-117.
- Лейтес, Н. С. Индивидуальные различия в способностях / Н. С. Лейтес // Психологическая наука в СССР, 1960. – 104 с.
- Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. – М. : Педагогика, 1971. – 279 с.
- Маркова,А. К. Формирование мотивации учения в школьномвозрасте / А. К. Маркова. – М. : Просвещение, 1983. – 96 с.
- Менчинская, Н.А. Проблемы преодоления отставания в учении / Н. А. Менчинская, З. И. Колмыкова // Народное образование. – 1963. – № 4. – С. 61-65.
- Менчинская, Н. А. Психологические проблемы неуспевающих школьников / Н. А. Менчинская. – М. : Педагогика, 1971. – 84 с.
- Монина, Г. Тренинг
взаимодействия с неуспевающим учеником
/ Г. Монина,
Е, Панасюк. – СПб. : Речь 2006.
– 200 с.
- Мурачковский, Н. И.Как предупредить неуспеваемость школьников / Н. И. Мурачковский. – Минск : Народная асвета, 1977. – 67 с.
- Неймарк, М. С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе / М. С. Неймарк // Вопросы психологии личности школьников. – М. : Просвещение, 1973. – С. 49-56.
- Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник / Л. Ф. Обухова. – М. : Педагогическое общество России, 2004. – 442 с.
- Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / авт.-сост. В. А. Мижериков. – Ростов н/Д., 1998. – 544 с.
- Розенталь, У. Д. Некоторые проблемы повышения успеваемости в условиях всеобщего среднего образования / У. Д. Розенталь // Советская педагогика.– 1975. – № 8. – С. 46-53.
- Самохвалова, В.И. Возрастные и индивидуальные различия запоминания разных видов материала / В. И. Самохвалова // Возрастные и индивидуальные различия памяти / под ред. А. А. Смирнова. – М. : Просвещение, 1997. – С. 105-121.
- Серебрякова, Е.Л. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников / Е. Л. Серебрякова. – М. : Просвещение, 1975. – 26 с.
- Славина, С. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам / С. С. Славина. – М. : Просвещение, 1959. – 168 с.
- Слободняк, Н. П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении / Н. П. Слободняк. – М. : Айрис-пресс, 2003. – 256 с.
- Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н. Ф. Талызина. – М. : Просвещение, 1988. – 175 с.
- Шадриков, В. Д. Особенности познавательных процессов младших школьников / В. Д. Шадриков, Л. В. Черемошкина. – М. : Просвещение, 1990. – 240 с.
- Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов школьников / Г. И. Щукина. – М. : Педагогика, 1988. – 160 с.