Психологический анализ причин неуспеваемости младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Одной из актуальных проблем современной школы является проблема неуспеваемости младших школьников. Проблеме школьной неуспеваемости всегда уделялось особое внимание со стороны, как психологов, так и педагогов (П. П. Блонский, А. А. Бударный А. М. Гельмонт, Н. И. Мурачковский, С. С. Славина и др.). Наличие множества разработок и исследований в данной области свидетельствуют об отсутствие единого взгляда на данную проблему. Успех или неуспех в обучении младшего школьника имеет большое значение по отношению к личности ребенка. Особенности протекания процесса обучения, степень успеваемости школьника оказывают влияние на внутреннее состояние ученика и его внешнее поведение.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………
1 Проблема неуспеваемости младших школьников в психолого-педагогической литературе...…………………………………………....
1.1. Исследование проблем неуспеваемости младших школьников в психологии……….…………………………..….…
1.2. Типология неуспевающих школьников…………………..….
1.3. Основные психологические причины неуспеваемости младших школьников………………………………………………
1.4. Пути преодоления неуспеваемости………..…………………
Заключение…………………………………………………………….
Список использованных источников…………..…………………………

Файлы: 1 файл

1.docx

— 74.05 Кб (Скачать)

федеральное Государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. М.Е.Евсевьева»

 

кафедра психологии

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

 

 

Выполнила

Специальность:

Проверила:

 

 

 

Саранск 2012 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………

1 Проблема неуспеваемости младших школьников в психолого-педагогической литературе...…………………………………………....

1.1. Исследование проблем неуспеваемости младших школьников в психологии……….…………………………..….…

1.2. Типология неуспевающих школьников…………………..….

1.3. Основные психологические причины неуспеваемости младших школьников………………………………………………

1.4. Пути преодоления неуспеваемости………..…………………

Заключение…………………………………………………………….

Список использованных источников…………..…………………………

3

 

 

5

 

5

15

 

20

26

 

34

35


 

Введение

 

Актуальность  проблемы. Одной из актуальных проблем современной школы является проблема неуспеваемости младших школьников. Проблеме школьной неуспеваемости всегда уделялось особое внимание со стороны, как психологов, так и педагогов (П. П. Блонский, А. А. Бударный А. М. Гельмонт, Н. И. Мурачковский, С. С. Славина и др.). Наличие множества разработок и исследований в данной области свидетельствуют об отсутствие единого взгляда на данную проблему. Успех или неуспех в обучении младшего школьника имеет большое значение по отношению к личности ребенка. Особенности протекания процесса обучения, степень успеваемости школьника оказывают влияние на внутреннее состояние ученика и его внешнее поведение.

Трудности адаптации и  трудности обучения в школе могут  иметь одинаковые внешние проявления, отражающиеся в поведении ребенка, его успеваемости, отношений в  коллективе и т. п., но их причины, психологические  и физиологические механизмы, их этиология могут быть совершенно различными. Помощь ребенку в каждом отдельном случае должна быть направлена не на изменении поведения как  такового, а на устранение нежелательных  причин. Поэтому очень важно разобраться в причинах неуспеваемости ребенка и сделать все возможное, чтобы школа со своими жесткими требованиями и мерками не закладывала подводные камни в его будущей взрослой жизни.

Объект исследования - неуспеваемость как психолого-педагогическое явление.

Предмет исследования - психологические причины неуспеваемости младших школьников.

Цель исследования - осуществить анализ психологических причин неуспеваемости младших школьников.

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме неуспеваемости младших школьников в зарубежной и отечественной психологии.
  2. Обозначить типологии неуспевающих школьников.
  3. Обозначить основные психологические причины неуспеваемости младших школьников.
  4. Обозначить пути преодоления неуспеваемости.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

 

1 Проблема неуспеваемости младших школьников в психолого-педагогической литературе

 

1.1 Исследование  проблем неуспеваемости младших  школьников в психологии

 

Проблема школьной неуспеваемости является сегодня очень актуальной. Каждый учитель в процессе своей  учебной деятельности встречает  немало учащихся, которые с самого начала обучения попадают в разряд неуспевающих и на протяжении многих школьных лет несут на себе этот ярлык. Без выявления причин учебных трудностей, носящих преимущественно психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение успешности школьника. Поэтому очень важно разобраться в причинах неуспеваемости ребенка как можно раньше и сделать все возможное, чтобы школьные требования не препятствовали личностному развитию.

В психолого-педагогической литературе понятие неуспеваемости трактуется по-разному. Так, П. П. Блонский под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы [4, с. 25]. В психолого-педагогическом словаре «неуспеваемость обучающихся» обозначена как негативное явление педагогической действительности, проявляющееся в наличии обучающихся в общеобразовательном учреждении, не освоивших программу учебного года и имеющих академическую задолженность по двум и более предметам [27, с. 269].

И. В. Дубровина трактует неуспеваемость как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений это определение мы выбрали в качестве рабочего [14, с. 13].

Отметим, что проблема неуспеваемости очень сложна, ее исследование предполагает множество различных подходов, но все они группируются вокруг двух основных аспектов рассмотрения проблемы:

1) как происходит процесс  обучения (преподавания);

2) как школьник учится  и как при этом осуществляется  его развитие.

В исследованиях достаточно широко рассматриваются оба аспекта данной проблемы. В дидактике основным объектом изучения являются педагогические условия, особенности учебно-воспитательного процесса, которые способствуют преодолению неуспеваемости. В психологии акцент сделан на изучение особенностей личности неуспевающих учащихся, проявляющихся в процессе учения, на выявление своеобразия самого процесса их учебной деятельности. Отметим, что дидактическая основа для исследований представлена А. М. Гельмонтом. Им дан дифференцированный анализ неуспеваемости школьников и ее причин. Один из критериев, который положен А. М. Гельмонтом в основу дифференциации неуспеваемости, носит психологический характер – это степень легкости (или трудности) преодолимости отрицательного явления. Основное значение приобретают причины, зависящие от учащегося:

1) плохая подготовленность и значительные пробелы в знаниях;

2) отрицательное отношение к учению;

3) отсутствие привычки к организованному труду, недостаточный уровень общего развития.

А. М. Гельмонт указывает, как тесно переплетаются причины, зависящие от учителя и ученика, насколько эффективен тот педагогический подход, который опирается на знание индивидуальных особенностей учеников и как отсутствие данного подхода приводит к формированию в ходе обучения новых отрицательных качеств еще больше затрудняющих процесс обучения. Автор особо подчеркивает, что длительная неуспеваемость вызывает у школьника моральную и психическую травму, порождает неверие в свои силы [11, с. 112].

В. И. Самохвалова выделяет три показателя, на основе которых могут быть рассмотрены различия в поведении детей и особенности их личности:

1) отношение к учению;

2) организация учебной  работы;

3) усвоение знаний и  навыков [29, с. 110].

Данные показатели могут  по разному проявляться у детей  с одинаковой успеваемостью, т.к. не обнаруживается однозначных связей между степенью успешности в учении и отношением к учению. Характеризуя группы детей с одинаковой успеваемостью можно выделить какую-либо одну группу черт, которая определяет все остальное. Это положение развивается в одной из работ А. С. Славиной, где автор подробно описывает особенности мыслительной деятельности неуспевающих детей, названной «интеллектуальной пассивностью». Данная «пассивность» проявляется в нежелании думать, в стремлении избежать всяких умственных усилий, обнаруживается у школьников при осуществлении                                  учебной деятельности  [31, с. 42].

Свои исследования А. А. Бударный использует для обоснования необходимости введения на уроке дифференцированных форм обучения. В своих исследованиях он обращал внимание на то, как учащиеся одного класса воспринимают и усваивают материал урока. Разделяя учащихся на группы, исследователь опирается на такие психологические особенности как:

1) обучаемость, проявляющаяся в различной степени легкости и быстроты усвоения знаний;

2) работоспособность.

Автор считает, что пониженная обучаемость компенсируется высокой  работоспособностью и, наоборот, высокая  обучаемость безрезультатна в сочетании  с низкой работоспособностью [7, с. 59].

М.Н.Волокитина в своих исследованиях опирается на отношение учащихся к учебе. Она считает, что учащиеся с высокоразвитым чувством ученического долга компенсируют прилежанием трудности в учении. Ученики, которые формально относятся к учебным занятиям, убеждены в непосильности разрешения имеющихся у них проблем [10, с.  115].

Работы Н. А. Менчинской и З. И. Калмыковой показали, что учащиеся не знают рациональных приемов запоминания учебного материала и не умеют мыслить, что они не обучены этим умениям [16; 17; 21; 22].

Понятие «обучаемость» встречается  в работах многих                    авторов [1; 2; 16; 17; 22 и т. д.]. Так, Б. Г. Ананьев трактует этот термин как восприимчивость ребенка к обучению. Различие в обучаемости проявляется у школьников достаточно широко при усвоении различных предметов и в разных видах деятельности, а также характеризуется относительной       устойчивостью [1, с. 187].

Основной показатель обучаемости  «темп продвижения». По данным Н. А. Менчинской и ее сотрудников быстрее обучаются те ученики, чей уровень развития выше. В ходе возрастного развития происходят качественные изменения умственных возможностей, связанные с ограничением некоторых умственных достоинств предшествующих возрастных периодов. Обучаемость детей непосредственно характеризует лишь учебные способности. Усвоение одного и того же материала у каждого ученика происходит по-разному, а следовательно требует разных педагогических усилий в зависимости от уровня и своеобразия развития ребенка. Менять причину учебных неудач не всегда просто, но знать ее необходимо. К детям надо подходить как к постоянно развивающимся, меняющимся личностям. Так как некоторые дети очень рано проявляют общие способности или специальные способности к каким-либо видам деятельности, то надо сделать все возможное, чтобы такому ребенку было интересно учиться в школе, чтобы именно в школе получали дальнейшее развитие его способности, самооценка способностей учащихся в процессе школьного обучения – это осознание ими своей успешности в овладении материалом того или иного учебного предмета. В зависимости от того, считает ли себя младший школьник способным усвоить школьные предметы, у него складывается определенное отношение к себе: укрепляется или утрачивается вера в свои интеллектуальные возможности [22, с. 56].

Г. П. Антонова в своих исследованиях пришла к выводу, что относительная устойчивость «стиля» умственной работы, проявляющаяся у школьников в процессе решения различных учебных задач, свидетельствует о том, что у них сформировались в большей или в меньшей степени качество или свойство ума. Полученные данные не означают, что дети, обнаруживающие пониженную обучаемость, обречены на постоянные неудачи в учении. Это свидетельствует о том, что у них сформировались некоторые отрицательные качества ума, которые и проявляются, когда предъявляются требования к самостоятельной умственной деятельности. Поэтому необходима длительная специальная работа, направленная не только на обогащение детей знаниями, умениями и навыками, но и, прежде всего, на изменение качеств их мыслительной деятельности, на изменение сформированного у них подхода к процессу усвоения знаний и применения их решению новых задач. Таким образом, обучаемость, т.е. способность к учению, является индивидуальным, относительно устойчивым свойством личности. Высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию. Однако, с высоким умственным развитием может сочетаться относительно более низкая обучаемость, которая компенсируется большой трудоспособностью [2, с. 45]. Данные идеи поддерживают в своих работах А. А. Бударный и Н. С. Лейтес [7; 18; 19].

Н. С. Лейтес ввел понятие «психологических компонентов усвоения», под которыми он понимал связанные многогранные стороны психики учащихся, без активизации и соответствующей направленности которых обучение не достигает цели. К таким компонентам относятся:

1) положительное отношение учащихся к учению;

2) процессы непосредственного чувственного ознакомления с материалом;

3) процесс мышления как процесс активной переработки полученного материала;

4) процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации [18, с. 39].

В исследованиях П. П. Блонского фигурирует понятие «усвоение». Он отмечает, что нельзя смешивать проблему усвоения знаний с проблемой памяти, что усвоение знаний не сводится только к памяти, оно предполагает мыслительную деятельность субъекта, употребляется это понятие в широком смысле, обозначая термином «усвоение» познавательную деятельность, включающую целый ряд психических процессов: восприятие, память, мышление [3; 4].

Н. А. Менчинская считает, что усвоение знаний предполагает не только участие мыслительных процессов. Усвоение непосредственно связано также с особенностями личности – ее чувствами, волей и т.д. При изучении усвоения знаний она выделяет 3 ряда явлений:

Информация о работе Психологический анализ причин неуспеваемости младших школьников