Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 20:04, курсовая работа
Одной из актуальных проблем современной школы является проблема неуспеваемости младших школьников. Проблеме школьной неуспеваемости всегда уделялось особое внимание со стороны, как психологов, так и педагогов (П. П. Блонский, А. А. Бударный А. М. Гельмонт, Н. И. Мурачковский, С. С. Славина и др.). Наличие множества разработок и исследований в данной области свидетельствуют об отсутствие единого взгляда на данную проблему. Успех или неуспех в обучении младшего школьника имеет большое значение по отношению к личности ребенка. Особенности протекания процесса обучения, степень успеваемости школьника оказывают влияние на внутреннее состояние ученика и его внешнее поведение.
Введение…………………………………………………………………
1 Проблема неуспеваемости младших школьников в психолого-педагогической литературе...…………………………………………....
1.1. Исследование проблем неуспеваемости младших школьников в психологии……….…………………………..….…
1.2. Типология неуспевающих школьников…………………..….
1.3. Основные психологические причины неуспеваемости младших школьников………………………………………………
1.4. Пути преодоления неуспеваемости………..…………………
Заключение…………………………………………………………….
Список использованных источников…………..…………………………
1) могут работать, долго не отвлекаясь; отмечается высокая степень самостоятельности при выполнении заданий;
2) медленное нарастание
активности, но зато долгое ее
сохранение; наблюдается склонность
к однообразной работе, они успешно
справляются с монотонной
3) когда требуется полностью
выслушать объяснение учителя,
а затем начинать выполнять
задание, инертные ученики без
труда, быстрее, чем подвижные,
4) в работе на сообразительность инертные ученики принимают активное участие в том случае, если им дается достаточное время для обдумывания; кроме того, они активны в работе по изученному материалу;
5) если ученикам предоставлена возможность произвольно организовывать свою деятельность, инертные способны быстро выполнять задания; высокой скорости они достигают за счет специальной организации деятельности (например, продуманного расположения чертежей, отсутствия отвлечения на общение с учителем, соседом по парте) [6, с. 103].
Следующая группа причин связана с недоставками развития мотивационной сферы учащихся. Несформированность у школьника положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной его слабой успеваемости [20, с. 75]. Усилия учителей должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов – с другой. Заметим, что положительная учебная мотивация должна быть не внешней, а обязательно внутренней. Познавательные интересы должны быть «активными» и подкреплять мотивацию учащихся [35, с. 62].
Таким образом, на основе проведенного
анализа психолого-
1.4 Пути преодоления неуспеваемости
Для обозначения путей преодоления школьной неуспеваемости обратимся к современной дидактике. В ней в качестве основных путей преодоления неуспеваемости прописаны следующие:
1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.
2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. С данной целью используются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.
3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе – группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.
4. Воспитательное воздействие.
Поскольку неудачи в учебе
связаны чаще всего с плохим
воспитанием, то с
Отметим, что педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных практических мер позволил выявить некоторые принципиальные положения.
На первый план в работе с неуспевающими
школьниками выдвигаются
При разработке путей совершенствования
учебно-воспитательного
Большое внимание в литературе обращено на дифференцированную работу учителя на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе. Указанный принцип построения урока используется в практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учения каждого ученика.
Необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Этот вопрос относительно мало разработан, но имеются интересные соображения, которые хотелось бы отметить: о полезности программированных пособий для домашних заданий отстающим, об эффективности создания проблемной ситуации и индивидуализации домашних заданий.
В практике школы широко используют разного рода дополнительные занятия с отстающими. Распространенность этой меры, хотя ее и справедливо критикуют за нерациональность, объясняется, скорее всего, тем, что она увеличивает количество времени для изучения материала. Этот способ оказывается единственным у тех учителей, которые не умеют дифференцировать работу учащихся на уроке, индивидуализировать домашние задания.
Еще один важный вопрос относится к организации обучения второгодников. В литературе справедливо отмечается, что повторный курс наносит большой ущерб школе, травмирует учащихся и малоэффективен. В связи с этим возникла идея и имеется довольно широкая практика создания специальных классов (и школ) как для неуспевающих учащихся с замедленным темпом развития, так и для переростков, второгодников и оставшихся на третий год в том же классе. Особенностью обучения в специальных классах является их меньшая наполняемость, специальные методы обучения и программы, предусматривающие ликвидацию пробелов за предыдущие классы. Используется режим школы продленного дня; учителя получают повышенную заработную плату. Положительные результаты работы таких классов описаны в литературе [8, с. 39].
Для предупреждения неуспеваемости, как показал анализ условий, вызывающих отставание, основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия. Рекомендации направлены на разрешение этих вопросов как в индивидуальной работе с учащимися, так и в работе со всем классом.
Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Тогда родители обращают внимание на состояние ребенка и начинают в срочном порядке брать репетиторов. Но, как правило, бывает поздно. У ребенка сформировалось уже негативное отношение к процессу обучения, и он не понимает большинства дисциплин. Бесконечные «проработки» со стороны родителей ухудшают иногда и без того плохой микроклимат в семье [32, с. 134].
Деятельность учителя по предупреждению неуспеваемости требует, чтобы при обнаружении отставания оперативно принимались меры к его устранению. В литературе выбор мер связывается обычно только с причинами неуспеваемости, что, конечно, недостаточно. Такое наложение в теории и практике связано с тем, что в понятии «неуспеваемость» не достаточно четко выделены его элементы, признаки отставания. Между тем это необходимо для правильного выбора мер преодоления неуспеваемости и отставаний, для понимания причин этих явлений.
В практической работе целью является установление причин неуспеваемости отдельного ученика в связи с обнаружением неуспеваемости. Учитель мысленно обращается к тем обстоятельствам, которые непосредственно предшествовали получению учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость. В первую очередь обычно бросаются в глаза такие обстоятельства, как пропуски уроков, невыполнение домашних заданий, невнимательность ученика на уроке. Вдумчивый учитель не останавливает анализ на этом, но старается выяснить, какие черты личности ученика и какие обстоятельства его жизни могли вызвать замеченные им поступки. Причины тут могут быть самые различные: и болезнь ученика, и его недисциплинированность, и слабохарактерность, и плохие бытовые условия, и его конфликты с учителями и товарищами. Из числа таких самых разнообразных причин учитель выбирает те, которые могли сыграть роль в жизни данного ученика. Но и эти причины являются следствием других, более общих и более глубоких, и они тоже могут быть вскрыты учителем. Опираясь на результаты своего анализа, учитель может принимать решение о том, какие воспитательные воздействия необходимы.
Если ориентироваться
на прописанные ранее
Сфера применения: учебно-воспитательный процесс.
Адресат: учитель младших классов.
Цель: способствовать преодолению школьной неуспеваемости учащихся младших классов.
Способы взаимодействия:
1) следует предлагать
учащимся младших классов
2) следует предлагать задания способствующие активизации мыслительной активности учащихся. Задания должны быть разного уровня, разной направленности и содержательности (на анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизацию). Начните с общих заданий со всеми детьми, придите к их решению совместно (продемонстрируйте операционный состав деятельности), а затем, постепенно, дайте ребенку самостоятельность;
3) «добиваться» осмысленности запоминания материала учащимися. Память должна быть активизирована посредством мыслительной деятельности. Ни в коем случае не призывать учащихся механически запоминать информацию, всегда необходимо спрашивать, как информация понята;
4) на занятии предлагать
разные виды деятельности для
того, чтобы учащиеся не уставали,
что бы их внимание было
всегда активным. Важна работа
по формированию
5) ни в коем случае
не игнорировать темп
6) важно поощрять и
стимулировать детей, но не
переводить активность в «
7) необходимо создать
условия для переживания
8) учитель должен не
только хвалить детей, но и
порицать в том случае, если
это нудно. Порицание не
9) оценка деятельности
ребенка должна быть
Информация о работе Психологический анализ причин неуспеваемости младших школьников