Психологический анализ причин неуспеваемости младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Одной из актуальных проблем современной школы является проблема неуспеваемости младших школьников. Проблеме школьной неуспеваемости всегда уделялось особое внимание со стороны, как психологов, так и педагогов (П. П. Блонский, А. А. Бударный А. М. Гельмонт, Н. И. Мурачковский, С. С. Славина и др.). Наличие множества разработок и исследований в данной области свидетельствуют об отсутствие единого взгляда на данную проблему. Успех или неуспех в обучении младшего школьника имеет большое значение по отношению к личности ребенка. Особенности протекания процесса обучения, степень успеваемости школьника оказывают влияние на внутреннее состояние ученика и его внешнее поведение.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………
1 Проблема неуспеваемости младших школьников в психолого-педагогической литературе...…………………………………………....
1.1. Исследование проблем неуспеваемости младших школьников в психологии……….…………………………..….…
1.2. Типология неуспевающих школьников…………………..….
1.3. Основные психологические причины неуспеваемости младших школьников………………………………………………
1.4. Пути преодоления неуспеваемости………..…………………
Заключение…………………………………………………………….
Список использованных источников…………..…………………………

Файлы: 1 файл

1.docx

— 74.05 Кб (Скачать)

1) могут работать, долго  не отвлекаясь; отмечается высокая  степень самостоятельности при  выполнении заданий; 

2) медленное нарастание  активности, но зато долгое ее  сохранение; наблюдается склонность  к однообразной работе, они успешно  справляются с монотонной работой  на протяжении долгого времени; 

3) когда требуется полностью  выслушать объяснение учителя,  а затем начинать выполнять  задание, инертные ученики без  труда, быстрее, чем подвижные,  начинают соблюдать это требование;

4) в работе на сообразительность инертные ученики принимают активное участие в том случае, если им дается достаточное время для обдумывания; кроме того, они активны в работе по изученному материалу;

5) если ученикам предоставлена возможность произвольно организовывать свою деятельность, инертные способны быстро выполнять задания; высокой скорости они достигают за счет специальной организации деятельности (например, продуманного расположения чертежей, отсутствия отвлечения на общение с учителем, соседом по парте) [6, с. 103].

Следующая группа причин связана  с недоставками развития мотивационной  сферы учащихся. Несформированность у школьника положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной его слабой успеваемости [20, с. 75]. Усилия учителей должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов – с другой. Заметим, что положительная учебная мотивация должна быть не внешней, а обязательно внутренней. Познавательные интересы должны быть «активными» и подкреплять мотивацию учащихся [35, с. 62].

Таким образом, на основе проведенного анализа психолого-педагогической литературы можно говорить о том, что среди психологических факторов школьной неуспеваемости детей младшего школьного возраста можно обозначить две большие группы такие, как  недостатки познавательной деятельности учащихся и недостатки развития мотивационной  сферы детей. При этом каждая из обозначенных групп значительно сказывается  на успеваемости школьников и большинстве  случаев важно говорить о комплексе  психологических причин неуспеваемости.

 

1.4 Пути преодоления неуспеваемости

Для обозначения путей преодоления  школьной неуспеваемости обратимся  к современной дидактике. В ней  в качестве основных путей преодоления  неуспеваемости прописаны следующие:

1. Педагогическая профилактика  – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.

2. Педагогическая диагностика –  систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. С данной целью используются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.

3. Педагогическая терапия –  меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе – группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.

4. Воспитательное воздействие.  Поскольку неудачи в учебе  связаны чаще всего с плохим  воспитанием, то с неуспевающими  учениками должна вестись индивидуальная  планируемая воспитательная работа, которая включает и работу  с семьей школьника.

Отметим, что педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных практических мер позволил выявить некоторые  принципиальные положения.

На первый план в работе с неуспевающими  школьниками выдвигаются воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное. Осуществляется нейтрализация причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов).

При разработке путей совершенствования  учебно-воспитательного процесса, как  правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий  для неуспевающих школьников. Разрабатываются  также отдельные меры, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для  общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе [23, с.  15].

Большое внимание в литературе обращено на дифференцированную работу учителя  на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе. Указанный принцип построения урока используется в практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учения каждого ученика.

Необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Этот вопрос относительно мало разработан, но имеются интересные соображения, которые хотелось бы отметить: о полезности программированных  пособий для домашних заданий  отстающим, об эффективности создания проблемной ситуации и индивидуализации домашних заданий.

В практике школы широко используют разного рода дополнительные занятия  с отстающими. Распространенность этой меры, хотя ее и справедливо критикуют за нерациональность, объясняется, скорее всего, тем, что она увеличивает количество времени для изучения материала. Этот способ оказывается единственным у тех учителей, которые не умеют дифференцировать работу учащихся на уроке, индивидуализировать домашние задания.

Еще один важный вопрос относится  к организации обучения второгодников. В литературе справедливо отмечается, что повторный курс наносит большой ущерб школе, травмирует учащихся и малоэффективен. В связи с этим возникла идея и имеется довольно широкая практика создания специальных классов (и школ) как для неуспевающих учащихся с замедленным темпом развития, так и для переростков, второгодников и оставшихся на третий год в том же классе. Особенностью обучения в специальных классах является их меньшая наполняемость, специальные методы обучения и программы, предусматривающие ликвидацию пробелов за предыдущие классы. Используется режим школы продленного дня; учителя получают повышенную заработную плату. Положительные результаты работы таких классов описаны в литературе [8, с. 39].

Для предупреждения неуспеваемости, как показал анализ условий, вызывающих отставание, основное значение имеет  совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия. Рекомендации направлены на разрешение этих вопросов как в  индивидуальной работе с учащимися, так и в работе со всем классом.

Очень важно своевременно выявить  причины неуспеваемости и устранить  их. Если в младших классах у  ребенка не выработались навыки и  желание учиться, то с каждым годом  трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Тогда родители обращают внимание на состояние ребенка  и начинают в срочном порядке  брать репетиторов. Но, как правило, бывает поздно. У ребенка сформировалось уже негативное отношение к процессу обучения, и он не понимает большинства  дисциплин. Бесконечные «проработки» со стороны родителей ухудшают иногда и без того плохой микроклимат  в семье [32, с. 134].

Деятельность учителя по предупреждению неуспеваемости требует, чтобы при  обнаружении отставания оперативно принимались меры к его устранению. В литературе выбор мер связывается  обычно только с причинами неуспеваемости, что, конечно, недостаточно. Такое наложение  в теории и практике связано с  тем, что в понятии «неуспеваемость» не достаточно четко выделены его  элементы, признаки отставания. Между  тем это необходимо для правильного  выбора мер преодоления неуспеваемости и отставаний, для понимания причин этих явлений.

В практической работе целью является установление причин неуспеваемости отдельного ученика в связи с обнаружением неуспеваемости. Учитель мысленно обращается к тем обстоятельствам, которые  непосредственно предшествовали получению  учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость. В первую очередь обычно бросаются в глаза такие обстоятельства, как пропуски уроков, невыполнение домашних заданий, невнимательность ученика на уроке. Вдумчивый учитель не останавливает анализ на этом, но старается выяснить, какие черты личности ученика и какие обстоятельства его жизни могли вызвать замеченные им поступки. Причины тут могут быть самые различные: и болезнь ученика, и его недисциплинированность, и слабохарактерность, и плохие бытовые условия, и его конфликты с учителями и товарищами. Из числа таких самых разнообразных причин учитель выбирает те, которые могли сыграть роль в жизни данного ученика. Но и эти причины являются следствием других, более общих и более глубоких, и они тоже могут быть вскрыты учителем. Опираясь на результаты своего анализа, учитель может принимать решение о том, какие воспитательные воздействия необходимы.

Если ориентироваться  на прописанные ранее психологические  причины школьной неуспеваемости, то возможно предложить конкретный ряд  мер для их преодоления. То есть составить  психолого-педагогические рекомендации. Ориентируясь на занятия по «Психолого-педагогическому  практикуму», которые проводились  с нами на втором курсе факультета психологии и дефектологии попробуем  составить.

Сфера применения: учебно-воспитательный процесс.

Адресат: учитель младших классов.

Цель: способствовать преодолению школьной неуспеваемости учащихся младших классов.

Способы взаимодействия:

1) следует предлагать  учащимся младших классов алгоритм  выполнения тех или иных учебных  заданий (приемов учебной деятельности), но, не делая жестких рамок.  Ученик должен всегда иметь  возможность воспользоваться другим  алгоритмом. В данном случае необходимо  его направлять, поощрять самостоятельности  и следить за грамотной организацией  процесса обучения. Дайте учащимся возможность сравнивать неэффективные приемы с эффективными для того, что бы он сам смог определить разницу и сделать предпочтение в сторону более эффективного;

2) следует предлагать задания способствующие активизации мыслительной активности учащихся. Задания должны быть разного уровня, разной направленности и содержательности (на анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизацию). Начните с общих заданий со всеми детьми, придите к их решению совместно (продемонстрируйте операционный состав деятельности), а затем, постепенно, дайте ребенку самостоятельность;

3) «добиваться» осмысленности запоминания материала учащимися. Память должна быть активизирована посредством мыслительной деятельности. Ни в коем случае не призывать учащихся механически запоминать информацию, всегда необходимо спрашивать, как информация понята;

4) на занятии предлагать  разные виды деятельности для  того, чтобы учащиеся не уставали, что бы их внимание было  всегда активным. Важна работа  по формированию произвольности  внимания, детей нужно как можно  чаще переключать с одного  вида деятельности на другой. При этом возможно использовать словесные установки: «Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на … »;

5) ни в коем случае  не игнорировать темп деятельности  учащихся, задания необходимо давать  с расчетом на эту особенность.  Важно предлагать индивидуальные  задания учащимся с учетом  их индивидуально-психологических  особенностей;

6) важно поощрять и  стимулировать детей, но не  переводить активность в «зависимость»  от поощрений, во всем важна  мера;

7) необходимо создать  условия для переживания школьником  успеха и связанных с ним  положительных эмоций. Важно ставить  перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы,  т. к. они соответствуют его возможностям или находятся в зоне его ближайшего развития. Нужно стараться вычленять те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе. Полезно фиксировать, отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности;

8) учитель должен не  только хвалить детей, но и  порицать в том случае, если  это нудно. Порицание не должно  касаться способностей ученика.  Оно должно быть предельно  конкретным и направленным на  устранение ясно осознаваемых  самим учеником недостатков (например, нарушение дисциплины, небрежности  в работе). Рекомендуется порицание  в форме простого удивления  учителя по поводу наступившего  ухудшения в работе или поведении  ученика. Раздражение, злость  в голосе учителя вызывают  только негативную реакцию ученика.

9) оценка деятельности  ребенка должна быть адекватной, иначе это может привести к  завышенной или заниженной самооценке. Сам ребенок должен уметь правильно  оценивать себя. Для этого возможно  использовать работу с перечнем  того, что он должен знать и  уметь по каждой пройденной  теме. Сам ученик может отмечать  против каждого пункта этого  перечня, что он усвоил, чего  еще не усвоил соответствующими  знаками: «+», «-» и «?». Такой способ работы даст возможность ученику видеть свое движение вперед, последовательно ставить и достигать одну цель за другой;

Информация о работе Психологический анализ причин неуспеваемости младших школьников