Профессионально значимые личностные качества учителя начальных классов в развивающей системе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования проблемы профессионально-значимых качеств личности учителей начальных классов в процессе их профессиональной деятельности заключается в следующих положениях. Ее социальный смысл связан с общим курсом страны на более интенсивное, ускоренное развитие нашего общества и большой значимости труда педагога-профессионала в деле образования подрастающей смены

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения профессионально-значимых качеств личности учителя начальных классов 5
Понятие профессионально-значимых качеств личности учителя начальных классов 5
Содержание подготовки учителей начальных классов
к профессиональной деятельности 16
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Практическая работа по изучению профессионально-значимых качеств личности учителей начальных классов 23
2.1. Цель, задачи и методы исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования 25
Выводы по главе 2 28
Заключение 29
Список литературы 31
Приложение 35

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).doc

— 163.50 Кб (Скачать)

Обществу нужны творчески  мыслящие люди, специалисты, а это  предполагает творческое освоение современных знаний. Разумеется, многое можно сделать с помощью проблемного обучения, но ведь оно требует больших затрат времени, чем объяснительно-иллюстративные методы, передающие знания в готовом виде. Необходим поиск новых подходов, обеспечивающих эффективность обучения, и он невозможен без инновационной деятельности учителей. Именно поэтому так важно сейчас научить этому педагогов и изменить систему подготовки педагогических кадров. К сожалению, есть немало материально-технических, финансовых, социальных трудностей, которые сдерживают профессиональные устремления учительства, мешают овладеть в требуемой мере современной духовной культурой, необходимой для творчества. Существует явное противоречие между возможностями и реальным состоянием педагогического сообщества в освоении и оценке нового.

Педагогическая подготовка учителя имеет ряд особенностей по сравнению с подготовкой специалистов по другим профессиям. Студент педагогического  вуза имеет, по меньшей мере, одиннадцатилетний  личный опыт знакомства с деятельностью школы с позиций ученика. Изменение этих представлений о школе и учителе и приобретение новой «ролевой установки», взгляда на себя и школу «от учительского стола» требует специального внимания. Отсюда следует вывод: обучаясь в высшем педагогическом учебном заведении, студент должен овладеть не только знаниями в области будущего предмета преподавания, но и рядом особых профессиональных умений, связанных с общением с учениками, коллегами, родителями, ему необходимо стать организатором детского сообщества, научиться быть его лидером.

В результате проведенного анкетирования учителей начальных  классов были получены следующие  данные. 20% опрошенных учителей оказались в категории «Амбивалентный» - (условно профнепригодный). 30% опрошенных учителей оказались в категории «Ориентированный на развитие» (профпригодный). 50% опрошенных учителей оказались в категории «Ориентированный на результат» (профпригодный).

Большинство опрошенных учителей (80%) к профессионально-значимым качествам личности учителя начальных классов отнесли следующие качества: профессионализм, компетентность, общительность, дружелюбие, самоконтроль, уверенность в себе, эмоциональную уравновешенность. 20% отметили как профессионально-значимые качества личности учителя начальных классов такие, как: эмпатия, высокий интеллект, воля, самодисциплина.

В результате выполнения курсовой работы была достигнута главная  цель исследования: рассмотрена проблема профессионально-значимых качеств  личности учителей начальных классов, а также решены следующие задачи исследования:

1. Проведен анализ  научной литературы по проблеме  профессионально-значимых качеств личности учителей начальных классов.

2. Определена сущность и содержание подготовки учителей начальных классов к профессиональной деятельности.

3. Проведена практическая работа по изучению профессионально-значимых качеств личности учителей начальных классов.

 

Список литературы

 

  1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в  системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.
  2. Абдуллина О.А. Загрязкина Н.Н. Педагогическая практика студентов:  Учебное пособие для студентов пед. институтов.-2-е изд. перераб. и допол.-М.: Просвещение, 1989. – 175 с.
  3. Андреев В.И., Мельхорн Г. Интенсификация творческой деятельности   студентов. Казань. – Изд-во КГУ, 1990. – 197 с.
  4. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 160 с.
  5. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. - М.: Педагогика, 1990. – 208 с.
  6. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. Пособие. - М.: Высш.шк., 1999. – 144 с.
  7. Блинов В.И. Практическая подготовка будущих учителей: прагматика перспективы /Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы. Сб.науч.статей. Выпуск второй.- Москва: ИОО МОН РФ, 2004. - 202 с.
  8. Бойцов Б., Шлёнов Ю., Крянев Ю. и др. С чего начинается качество? // Высшее образование в России. 2000. №1.- С. 40-46.
  9. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. Учеб. пособие для  ун-тов.- М.: Высш. шк., 1989. - 176 с.
  10. Васильев Н.Д., Рачков К.И., Сальников В.И. Организационно-методические  основы  нового подхода к высшему образованию /ТиП ФК. 1989. № 10, c.18.
  11. Жданов И.А. Адаптация и прогнозирование педагогической  деятельности. М: Изд-во МГУ, 2002. – 96 с.
  12. Ившина Г.В. Марданов М.В. Педагогическая деятельность преподавателя ВУЗа негуманитарного профиля.  М., 1998. – 28 с.
  13. Карпова Э.А. Категория качества в теории и практике подготовки учителя к профессиональной деятельности. - М., 1994. – 78 с.
  14. Копотев С.Л. Педагогическая практика: тенденции и перспективы / Педагогическая практика: опыт, проблемы, перспективы: Тезисы  и  сообщения межвузовской научно-технической конференции. - Ижевск, 1989. - 31 с.
  15. Куприна А.И. Мониторинг как средство повышения качества управления образовательным процессом. Екатеринбург, 1999. – 46 с.
  16. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
  17. Леонтьев Л.А. Деятельность, сознание, личность.1987. – 304 с.
  18. Леднев В.С. Содержание образования. - М.: Высш. шк., 1989. – 52 с.
  19. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
  20. Любушкина Л.А. Трудности адаптации стажеров - учителей в  педагогической деятельности (Психологические аспекты формирования  профессионально-педагогического сознания в процессе подготовки специалистов в ВУЗе: Тезисы докладов межвузовской научно-методической      конференции. - Куйбышев, 1989. - 116 с.
  21. Мамигонова Т.А., Мамигонов Г.В. Педагогическая игра в системе  формирования  навыков самостоятельной работы студентов. – М., 1998. - 144 с.
  22. Мазоха Д.С. Формирование профессиональной готовности студентов  к  педагогической деятельности в школах и группах продленного дня. - Киев. 1987. – 67 с.
  23. Майоров А. Н., Сахарчук Л. Б., Сотов А.В. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении. - СПб., 1992. – 88 с.
  24. Минияров В.М., Кудинов С.И. Особенности профессиональной подготовки студентов факультета физического воспитания. Методические рекомендации для студентов и преподавателей факультета физического воспитания. - Самара: 1994.- 56 с.
  25. Морозова О.П. Педагогический словарь справочник. - Барнаул, 2000. – 284 с.
  26. Мочалова Н.М. Недостатки, упущения вузовской педагогики будущего учителя// Интенсификация профессиональной подготовки будущего учителя. Межвузовский  сборник  научных трудов. М., - 1999. - с.  207.
  27. Неверкович С.Д. Предметная деятельность в организационно-имитационных игровых методах подготовки кадров управления. Теория и практика. 1999, № 11.- 9 с.
  28. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.
  29. Основы педагогики и психологии высшей школы. Учебное пособие / Под ред. А.В. Петровского. М.: МГУ, 1996. – 459 с.
  30. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений /И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др. / Под ред. И.А. Зязюна. - М.: Просвещение, 1989. - 302 с.
  31. Педагогическая диагностика в школе. /Под ред. А.И. Кочетова. - Минск: Народная асвета , 1997. – 184 с.
  32. Педагогическая практика в начальной школе: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений /Г.М. Коджаспирова, Л.В. Борикова, Н.И. Бостанджиева и др.; Под ред. Г.М. Коджаспировой. - 2-е изд. - М: Издательский центр "Академия", 2000. - 272 с.
  33. Петрова Н.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя и воспитателя. М., 1999. – 69 с.
  34. Половникова Н.А. Воспитание познавательной самостоятельности. –М., 1996. – 94 с.
  35. Полякова А.А. Рейтинговая система контроля и оценки знаний по педагогике. - М.: Практикум для педагогов, студентов и учащихся. - М.: Московское городское педагогическое общество, 2000. – 96 с.
  36. Профессиональная культура педагога / Под ред. В.А.Сластенина. - М., 1993. – 114 с.
  37. Решетень И.Н. и др. Деловая игра в подготовке педагогов-специалистов. Метод. разраб.- М.: ГЦОЛИФК, 1993. – 38 с.
  38. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. - М.: Высш. шк., 1990. - 112 с.
  39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М.: Педагогика., 1989. - 816 с.
  40. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

 

 




Информация о работе Профессионально значимые личностные качества учителя начальных классов в развивающей системе обучения