Обществу нужны творчески
мыслящие люди, специалисты, а это
предполагает творческое освоение современных
знаний. Разумеется, многое можно сделать
с помощью проблемного обучения, но ведь
оно требует больших затрат времени, чем
объяснительно-иллюстративные методы,
передающие знания в готовом виде. Необходим
поиск новых подходов, обеспечивающих
эффективность обучения, и он невозможен
без инновационной деятельности учителей.
Именно поэтому так важно сейчас научить
этому педагогов и изменить систему подготовки
педагогических кадров. К сожалению, есть
немало материально-технических, финансовых,
социальных трудностей, которые сдерживают
профессиональные устремления учительства,
мешают овладеть в требуемой мере современной
духовной культурой, необходимой для творчества.
Существует явное противоречие между
возможностями и реальным состоянием
педагогического сообщества в освоении
и оценке нового.
Педагогическая подготовка
учителя имеет ряд особенностей
по сравнению с подготовкой специалистов
по другим профессиям. Студент педагогического
вуза имеет, по меньшей мере, одиннадцатилетний
личный опыт знакомства с деятельностью
школы с позиций ученика. Изменение этих
представлений о школе и учителе и приобретение
новой «ролевой установки», взгляда на
себя и школу «от учительского стола»
требует специального внимания. Отсюда
следует вывод: обучаясь в высшем педагогическом
учебном заведении, студент должен овладеть
не только знаниями в области будущего
предмета преподавания, но и рядом особых
профессиональных умений, связанных с
общением с учениками, коллегами, родителями,
ему необходимо стать организатором детского
сообщества, научиться быть его лидером.
В результате проведенного
анкетирования учителей начальных
классов были получены следующие
данные. 20% опрошенных учителей оказались в категории
«Амбивалентный» - (условно профнепригодный).
30% опрошенных учителей оказались в категории
«Ориентированный на развитие» (профпригодный).
50% опрошенных учителей оказались в категории
«Ориентированный на результат» (профпригодный).
Большинство опрошенных
учителей (80%) к профессионально-значимым
качествам личности учителя начальных классов
отнесли следующие качества: профессионализм,
компетентность, общительность, дружелюбие,
самоконтроль, уверенность в себе, эмоциональную
уравновешенность. 20% отметили как профессионально-значимые
качества личности учителя начальных
классов такие, как: эмпатия, высокий интеллект,
воля, самодисциплина.
В результате выполнения
курсовой работы была достигнута главная
цель исследования: рассмотрена проблема
профессионально-значимых качеств
личности учителей начальных классов, а также
решены следующие задачи исследования:
1. Проведен анализ
научной литературы по проблеме
профессионально-значимых качеств личности учителей
начальных классов.
2. Определена сущность и содержание подготовки
учителей начальных классов к профессиональной
деятельности.
3. Проведена практическая работа по изучению
профессионально-значимых качеств личности
учителей начальных классов.
Список литературы
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.
- Абдуллина О.А. Загрязкина Н.Н. Педагогическая практика студентов: Учебное пособие для студентов пед. институтов.-2-е изд. перераб. и допол.-М.: Просвещение, 1989. – 175 с.
- Андреев В.И., Мельхорн Г. Интенсификация творческой деятельности студентов. Казань. – Изд-во КГУ, 1990. – 197 с.
- Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 160 с.
- Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. - М.: Педагогика, 1990. – 208 с.
- Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. Пособие. - М.: Высш.шк., 1999. – 144 с.
- Блинов В.И. Практическая подготовка будущих учителей: прагматика перспективы /Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы. Сб.науч.статей. Выпуск второй.- Москва: ИОО МОН РФ, 2004. - 202 с.
- Бойцов Б., Шлёнов Ю., Крянев Ю. и др. С чего начинается качество? // Высшее образование в России. 2000. №1.- С. 40-46.
- Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. Учеб. пособие для ун-тов.- М.: Высш. шк., 1989. - 176 с.
- Васильев Н.Д., Рачков К.И., Сальников В.И. Организационно-методические основы нового подхода к высшему образованию /ТиП ФК. 1989. № 10, c.18.
- Жданов И.А. Адаптация и прогнозирование педагогической деятельности. М: Изд-во МГУ, 2002. – 96 с.
- Ившина Г.В. Марданов М.В. Педагогическая деятельность преподавателя ВУЗа негуманитарного профиля. М., 1998. – 28 с.
- Карпова Э.А. Категория качества в теории и практике подготовки учителя к профессиональной деятельности. - М., 1994. – 78 с.
- Копотев С.Л. Педагогическая практика: тенденции и перспективы / Педагогическая практика: опыт, проблемы, перспективы: Тезисы и сообщения межвузовской научно-технической конференции. - Ижевск, 1989. - 31 с.
- Куприна А.И. Мониторинг как средство повышения качества управления образовательным процессом. Екатеринбург, 1999. – 46 с.
- Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
- Леонтьев Л.А. Деятельность, сознание, личность.1987. – 304 с.
- Леднев В.С. Содержание образования. - М.: Высш. шк., 1989. – 52 с.
- Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
- Любушкина Л.А. Трудности адаптации стажеров - учителей в педагогической деятельности (Психологические аспекты формирования профессионально-педагогического сознания в процессе подготовки специалистов в ВУЗе: Тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции. - Куйбышев, 1989. - 116 с.
- Мамигонова Т.А., Мамигонов Г.В. Педагогическая игра в системе формирования навыков самостоятельной работы студентов. – М., 1998. - 144 с.
- Мазоха Д.С. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности в школах и группах продленного дня. - Киев. 1987. – 67 с.
- Майоров А. Н., Сахарчук Л. Б., Сотов А.В. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении. - СПб., 1992. – 88 с.
- Минияров В.М., Кудинов С.И. Особенности профессиональной подготовки студентов факультета физического воспитания. Методические рекомендации для студентов и преподавателей факультета физического воспитания. - Самара: 1994.- 56 с.
- Морозова О.П. Педагогический словарь справочник. - Барнаул, 2000. – 284 с.
- Мочалова Н.М. Недостатки, упущения вузовской педагогики будущего учителя// Интенсификация профессиональной подготовки будущего учителя. Межвузовский сборник научных трудов. М., - 1999. - с. 207.
- Неверкович С.Д. Предметная деятельность в организационно-имитационных игровых методах подготовки кадров управления. Теория и практика. 1999, № 11.- 9 с.
- Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.
- Основы педагогики и психологии высшей школы. Учебное пособие / Под ред. А.В. Петровского. М.: МГУ, 1996. – 459 с.
- Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений /И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др. / Под ред. И.А. Зязюна. - М.: Просвещение, 1989. - 302 с.
- Педагогическая диагностика в школе. /Под ред. А.И. Кочетова. - Минск: Народная асвета , 1997. – 184 с.
- Педагогическая практика в начальной школе: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений /Г.М. Коджаспирова, Л.В. Борикова, Н.И. Бостанджиева и др.; Под ред. Г.М. Коджаспировой. - 2-е изд. - М: Издательский центр "Академия", 2000. - 272 с.
- Петрова Н.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя и воспитателя. М., 1999. – 69 с.
- Половникова Н.А. Воспитание познавательной самостоятельности. –М., 1996. – 94 с.
- Полякова А.А. Рейтинговая система контроля и оценки знаний по педагогике. - М.: Практикум для педагогов, студентов и учащихся. - М.: Московское городское педагогическое общество, 2000. – 96 с.
- Профессиональная культура педагога / Под ред. В.А.Сластенина. - М., 1993. – 114 с.
- Решетень И.Н. и др. Деловая игра в подготовке педагогов-специалистов. Метод. разраб.- М.: ГЦОЛИФК, 1993. – 38 с.
- Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. - М.: Высш. шк., 1990. - 112 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М.: Педагогика., 1989. - 816 с.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.