Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:24, курсовая работа
Актуальность исследования проблемы профессионально-значимых качеств личности учителей начальных классов в процессе их профессиональной деятельности заключается в следующих положениях. Ее социальный смысл связан с общим курсом страны на более интенсивное, ускоренное развитие нашего общества и большой значимости труда педагога-профессионала в деле образования подрастающей смены
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения профессионально-значимых качеств личности учителя начальных классов 5
Понятие профессионально-значимых качеств личности учителя начальных классов 5
Содержание подготовки учителей начальных классов
к профессиональной деятельности 16
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Практическая работа по изучению профессионально-значимых качеств личности учителей начальных классов 23
2.1. Цель, задачи и методы исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования 25
Выводы по главе 2 28
Заключение 29
Список литературы 31
Приложение 35
По мнению О.А.Абдуллиной комплексная организация деятельности учителей предполагает сочетание учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной практической деятельности. Учебно-практическая деятельность определяется как "процесс решения практических задач, направленных на выполнение практических заданий по теоретическим дисциплинам, требующим применение теоретических знаний на практике" [1; c. 51].
За время обучения в педагогической школе студент должен овладеть основами тех знаний, умений и навыков, которые помогут ему окончательно профессионально сформироваться уже в процессе практической деятельности.
Важнейшая задача педагогического учебного заведения заключается в том, чтобы научить студента уважать личность ребенка. Неразвитость у студентов этого качества, отсутствие необходимых профессиональных умений всегда сильно затрудняли деятельность начинающего педагога.
Для последних двух десятилетий, характерным стало то, что только около 30% выпускников педагогической школы становились педагогами. Конечно, значительная часть студентов приходит учиться уже с определенной установкой на педагогическую деятельность. По крайней мере, абсолютное большинство первокурсников не отрицают для себя перспективы формирования профессиональной карьеры в школе. Утрата профессиональных педагогических ориентиров происходит в процессе обучения в педагогическом вузе [4; c. 36].
Следует обратить внимание на одну особенность психолго-педагогических наук, присущую, впрочем, всем фундаментальным наукам: они не дают готовых рецептов для деятельности. Специалист должен самостоятельно и творчески использовать полученные им в высшей школе знания в своей практической деятельности. Для техники и материального производства реально выделяется технологическая область знания. Технологии позволяют воспроизводить, повторять, определенный процесс многократно, постоянно получая один и тот же результат. Воспитание и обучение – процессы не «технологичные». Личность педагога, являясь главным «инструментом», неповторима, личность ребенка – тоже. Повторить внешние обстоятельства в самом широком смысле слова также невозможно [4; c. 37].
Именно поэтому в школе предполагается индивидуальная творческая деятельность как педагога, так и ученика, а в системе педагогической подготовки необходим полноценный практический компонент.
Эффективность изучения психолого-педагогических наук при подготовке педагога во многом снижается от распространенного формализма при их преподавании. Простое заучивание, например, дидактических принципов, превращение их в некие формулы, никак не способствует улучшению преподавания учителя начальных классов.
Цель изучения предметов психолого-педагогического цикла в другом. Знание этих наук является средством научного осмысления собственной практической деятельности начинающим педагогом в школе. Так или иначе, будущие педагога постоянно волей-неволей мысленно возвращаются ко времени своего пребывания в школе, оценивают деятельность своих бывших педагогов, оценивают и работу вузовских преподавателей, что уже отмечалось выше.
Цель практической подготовки педагогов – формирование самостоятельности во всех видах их профессиональной деятельности. Очевидно, что высшая школа является «основным производством» учителя начальных классов и работа в ней является собственно производственной практикой. Любой вид практической деятельности студента должен быть ориентирован на педагогическую профессию и являться в той или иной степени педагогическим.
Выводы по главе 1
Важным компонентом в
В настоящее время происходит углубление противоречий между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности педагога, и фактическим уровнем готовности выпускников педагогических образовательных учреждений к выполнению ими своих профессиональных функций; между типовой системой подготовки педагога и индивидуально-творческим характером его деятельности. Организация личностно-ориентированного обучения учителей начальных классов предполагает разработку учебных программ, цель которых не передача знаний для заучивания, а постоянное обогащение опытом творчества, формирование механизма самореализации личности каждого студента как будущего профессионала.
Глава 2. Практическая работа по изучению профессионально-значимых качеств личности учителей начальных классов
2.1. Цель, задачи и методы исследования
Цель исследования: изучение профессионально-значимых качеств личности учителей начальных классов.
Задачи исследования:
Всего в исследовании приняли участие 10 человек – учителя начальных классов МОУ «СОШ №16» г. Миасс.
Способ реагирования обследуемого на требования, предъявляемые работой, и на требования, предъявляемые к коллегам, зависит от того, какие виды удовлетворения (вознаграждения) он ожидает от работы. С другой стороны, в зависимости оттого, что дает ему чувство удовлетворения в работе, различают три вида ожиданий, в большинстве случаев исключающих друг друга:
1. Сделать и закончить работу.
2. Установить взаимопонимание с коллегами.
3. Получить самоудовлетворение.
По ориентировочной анкете обследуемый получает три балльных оценки:
«S» – направленность
на себя (self-orientation). Она отражает, в
какой мере обследуемый описывает
самого себя как человека, ожидающего
непосредственного
«I» – направленность
на взаимные действия (interaction-orientation). Эта
направленность отражает интенсивность,
с которой обследуемый
«Т» – направленность на задачу (task-orientation). Такая направленность отражает интенсивность, с которой человек посвящает себя выполнению своих задач, решению проблем, и его интерес к тому, чтобы выполнить работу как можно добросовестнее. Несмотря на свой интерес к работе, человек, относящийся к этой категории, желает сотрудничать с коллективом так, чтобы группа была как можно продуктивнее. В коллективе человек этой направленности стремится изо всех сил доказать свою точку зрения, которую он считает правильной, полезной для выполнения задачи.
2.2. Анализ результатов исследования
В результате проведенного анкетирования учителей начальных классов были получены следующие данные.
20% опрошенных учителей
оказались в категории «Амбивал
Причем это может осознаваться педагогами такого типа (и тогда они демонстрируют свое равнодушие к работе и ученикам) или не осознаваться (в этом случае амбивалентные учителя будут искренне стремиться быть «хорошими» педагогами, но быть хорошими для них значит быть любимыми всеми без исключения и, постоянно находясь в центре внимания, получать одобрение со стороны учеников, администрации школы и др.). При благополучном стечении обстоятельств педагоги, не осознающие свою амбивалентность и стремящиеся быть «хорошими», могут добиться определенных положительных результатов в педагогической работе. Отрицательные стороны их амбивалентности проявляются в случае конфликтной ситуации, когда кто-либо из учеников или коллег отказывается ими восхищаться.
30% опрошенных учителей
оказались в категории «Ориенти
50% опрошенных учителей
оказались в категории «Ориенти
Результаты опроса учителей начальной школы показали, что учителя, сильно направленные на себя, имели тенденцию характеризоваться с помощью опроса как люди агрессивные, догматичные, чувствительные, интровертные, подозрительные, ревнивые, возбудимые, с недостатком самоконтроля, незрелые, нестабильные, консервативные, неуверенные в себе и т.п.
Напротив, учителя, направленные на взаимные действия, имели тенденцию характеризоваться с помощью опроса как дружелюбные, зависимые от группы, нечестолюбивые, мечтающие о заботе, ласке, тепле и т.п.
Наконец, учителя, согласно ОА сильно направленные на задачу, описывались как самостоятельные и изобретательные, с твердой волей, стойкие, сдержанные и необщительные, интровертные, радикальные, агрессивные, уверенные в себе, зрелые и спокойные.
Кроме того, получены данные о связи «жизненных ориентаций» учителей начальной школы. При выраженной направленности на взаимодействие - специализацию начальной подготовительной школы.
Большинство опрошенных учителей (80%) к профессионально-значимым качествам личности учителя начальных классов отнесли следующие качества: профессионализм, компетентность, общительность, дружелюбие, самоконтроль, уверенность в себе, эмоциональную уравновешенность.
20% учителей отметили как профессионально-значимые качества личности учителя начальных классов такие, как: эмпатия, высокий интеллект, воля, самодисплина.
Выводы по главе 2
В результате проведенного анкетирования учителей начальных классов были получены следующие данные. 20% опрошенных учителей оказались в категории «Амбивалентный» - (условно профнепригодный). 30% опрошенных учителей оказались в категории «Ориентированный на развитие» (профпригодный). 50% опрошенных учителей оказались в категории «Ориентированный на результат» (профпригодный).
Большинство опрошенных
учителей (80%) к профессионально-значимым
качествам личности учителя начальных
классов отнесли следующие
Заключение
Обращение к анализу проблем школьного образования с неизбежностью выдвигает задачу оценки и разработки теоретических основ формирования профессиональной деятельности учителя. Эта задача имеет глубокий социально-педагогический смысл, так как от её решения зависит успех преобразований в системе образования, перспективы развития школы. Выявление ведущих тенденций, принципов, психолого-педагогических условий профессиональной подготовки учителя является в современных условиях особенно актуальной задачей.