Профессионально значимые личностные качества учителя начальных классов в развивающей системе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования проблемы профессионально-значимых качеств личности учителей начальных классов в процессе их профессиональной деятельности заключается в следующих положениях. Ее социальный смысл связан с общим курсом страны на более интенсивное, ускоренное развитие нашего общества и большой значимости труда педагога-профессионала в деле образования подрастающей смены

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения профессионально-значимых качеств личности учителя начальных классов 5
Понятие профессионально-значимых качеств личности учителя начальных классов 5
Содержание подготовки учителей начальных классов
к профессиональной деятельности 16
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Практическая работа по изучению профессионально-значимых качеств личности учителей начальных классов 23
2.1. Цель, задачи и методы исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования 25
Выводы по главе 2 28
Заключение 29
Список литературы 31
Приложение 35

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).doc

— 163.50 Кб (Скачать)

Важным профессионально-педагогическим качеством является логическое мышление. Логическое мышление отражает сформированность логических приемов мышления как совокупности действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений.

Доминантными  качествами в профессионально-педагогической деятельности являются активность личности, целеустремленность, уравновешенность, желание работать со школьниками, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм. Кроме того, сюда следует включить такие качества, как требовательность, ответственность, коммуникабельность.

В профессиограмму  педагога входит и такое качество, как педагогический артистизм, которое выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога. Изучение деятельности артистичных педагогов показало, что им, как правило, свойственны принятие себя как личности, склонность осознавать себя носителями позитивных, социально делаемых характеристик, уверенность в себе и значимости своего дела, высокая степень совпадения личных и профессиональных интересов, желание постоянно совершенствоваться, высокий уровень направленности на деятельность.

Способность не теряться в экстремальных ситуациях для педагога очень важна. Это обусловлено характером профессиональной деятельности, в ходе которой могут возникнуть неожиданные ситуации.

К педагогически важным качествам относятся также целеустремленность - умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических целей и уравновешенность - способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях [33; c. 24].

Педагог должен обладать обаянием, т.е. соединять в себе сплав духовности, привлекательности и вкуса. Внешний  вид педагога должен быть эстетически  выразительным. И прическа, и костюм, и украшения в одежде педагога должны способствовать формированию личности обучающегося. Во всем должно быть соблюдено чувство меры.

Гуманизм подразумевает стремление и умение оказать квалифицированную  педагогическую помощь обучающимся  в их личностном развитии. Оно подразумевает  отношение к человеку как высшей ценности на земле и выражение этого отношения в конкретных делах и поступках.

Душевная чуткость в характере  педагога позволяет ему чувствовать  состояние обучающихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Естественное состояние преподавателя - профессиональное беспокойство за настоящее и будущее своих воспитанников. Он осознает свою личную ответственность за судьбу подрастающего поколения.

Учитель должен обладать педагогическим оптимизмом, верить в творческие возможности каждого обучающегося.

Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в педагогическом процессе, помогает преподавателю чувство  юмора. Веселый педагог обучает  лучше угрюмого, т.к. в его арсенале - шутка, прибаутка, пословица, удачный  афоризм, дружеская подковырка, улыбка, что создает в группе дружеский эмоциональный фон.

Личность современного учителя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать. Эрудированный педагог должен быть носителем высокой личной культуры, т.к. он всегда является наглядным образцом для обучающихся.

Профессионально значимые качества личности педагога, как характеристики интеллектуальной и эмоционально-волевой сторон жизни, существенно влияют на результат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога [33; c. 26].

Психофизиологические  свойства личности

В эту подструктуру личности педагога включаются свойства, характеризующие  особенности психофизиологической сущности личности педагога, которые зависят от особенностей типа высшей нервной деятельности, темперамента, индивидуальных черт характера, способности к саморегуляции, от своеобразия процессов возбуждения и торможения. К таким свойствам относятся зрительно-двигательная координация, глазомер, нейротизм, экстраверсия, реактивность, энергетизм, способность образно мыслить, внимание, наблюдательность, интуиция, владение мимикой и пантомимикой.

Экстраверсия - обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него.

Высокая эмоциональность  проявляется в ярко выраженной демонстрации эмоций, суждений, понимании и проявляемом  сочувствии к переживаниям учащихся. Развитое образное ощущение мира дает возможность педагогу создавать образ ситуации, задачи, легко придумывать знаки и символы явлений, без труда соединять, казалось бы, несоединимые вещи.

Кроме того, одним  из педагогически значимых индивидуально-психологических  свойств является ригидность, проявляющаяся  как привязанность к однотипным способам действия и восприятия или относительная неспособность изменить действие или отношение, когда этого требуют объективные условия.

Педагогически значимым является такое свойство, как эмоциональная  устойчивость. Данное свойство характеризует степень противостояния личности стрессам, психическому напряжению, пессимистическому настроению, раздражительности. Постоянное психическое напряжение отрицательно сказывается на продуктивности педагогической деятельности.

Большое значение имеет внимание. Умение контролировать внимание, переключать его по своей воле необходимо педагогу. Важно уметь не только концентрировать внимание на объектах, но и распределять внимание между двумя или несколькими плоскостями, держать в поле внимания всех обучающихся, реагировать на признаки утомления, непонимания, а также следить за своим поведением.

Нейротизм (невротизм) - состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, венегативными расстройствами [28; c. 52].

С понятием внимания тесно связано понятие наблюдательности. Педагогическая наблюдательность - это прежде всего способность проникать во внутренний мир человека, стремление понять и эмоционально пережить происходящее, проявление интереса к окружающей действительности.

Глазомер и  зрительно-двигательная координация  особенно важны для педагога профессионального  обучения, которому приходится работать с измерительными приборами, станками, промышленным оборудованием, аппаратами, автомобилями и т.д., где нужны  точность и четкость движений, четкая координация движений, быстрота реакции.

Интеграция также  играет важную роль в педагогической деятельности. В педагогической действительности многообразие и неповторимость ситуации, очень большое число факторов, влияющих на результат, неполнота и приблизительность информации, которой располагает педагог, ограниченность времени для поиска и принятия решения делают подчас точный расчет просто невозможным, и интуитивное предвосхищение результатов оказывается в этих условиях даже точнее логических выкладок. Интуиция, своеобразное педагогическое чутье с успехом заменяют опытному преподавателю логические рассуждения, позволяют с ходу увидеть правильное решение. Интуиция помогает педагогу находить нужные приемы в самом процессе педагогической деятельности и ведет к способности прогнозировать результаты деятельности.

Мимика, пантомимика, умение пользоваться выразительными средствами (речью, жестами) в деятельности педагога должны присутствовать, от этого во многом зависит успешность педагогической деятельности. Умение пользоваться выразительными средствами во многом зависит от психофизиологических особенностей личности.

Педагогу нужно помнить, что  интеллект оттачивается интеллектом, характер воспитывается характером, личность формируется личностью [28; c. 53].

 

 

1.2. Содержание подготовки учителей начальных классов к профессиональной деятельности

 

Первоочередной задачей подготовки педагогов в вузовском учебно-воспитательном  процессе должно стать применение в работе таких активных средств, форм, методов, приемов работы по профессиональной подготовки студентов, как моделирование учебных и практических ситуаций, деловые игры, и т.п., которые отвечали бы задачам эффективного формирования профессионально значимых умений и навыков у учителей начальных классов. Поэтому, «каждый миг пребывания студентов в стенах ВУЗа должен быть направлен, нацелен на приобретение будущей специальности, на превращение в практическую деятельность получаемых знаний. Ибо способности личности раскрываются, формируются, развиваются, реализуются только в практической деятельности, благодаря ей. Только в деятельности происходит выявление и развитие способностей человека как социальной единицы" [40; c. 37].

Концепция высшего педагогического  образования должна иметь в своей  основе четыре базовых положения:

- содержание образования учителя начальных классов в области общеобразовательной, профессионально-педагогической и специальной подготовки должно опираться на фундаментальные научные знания;

- в ходе обучения у студентов  должны развиваться самостоятельность и творческая активность, необходимые педагогу-профессионалу;

- содержание, формы и методы работы высшего педагогического учебного заведения должны учитывать все практические функции педагога в школе;

- собственно профессионально-педагогическая подготовка должна быть непрерывной на протяжении всего срока обучения [28; c. 17].

Учет этих принципов – основная задача управления содержанием психолого-педагогической подготовки.

Изучая проблемы профессиональной  подготовки  учителей начальных классов, исследователи обращают свое внимание на те формы знаний, которые способствуют формированию практических умений и навыков. В первую очередь это относится к учебной практике. Учебно-практическая деятельность (УПД) - это процесс решения практических задач, направленных на выполнение практических заданий по теоретическим дисциплинам, требующих применения теоретических знаний на практике. Это положение учебно-практической деятельности отмечается и в публикациях ученых.

Система комплексной подготовки учителя начальных классов характеризуется полифункциональностью, которая выражается во взаимозависимости и взаимообусловленности ее образовательной, воспитательной, развивающей, координирующей и интегрирующей функций.

Образовательная функция подготовки выражает ее направленность на овладение студентами фундаментальными знаниями теоретических основ учебной деятельности в целом, а также на формирование у них системы соответствующих умений и навыков. Теоретические и практические аспекты реализации образовательной функции подготовки предполагают соединение изучения теории с практической деятельностью будущих специалистов  [28; c. 18].

Воспитательная функция подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности отражает ее позитивное влияние на формирование профессионально значимых качеств личности, ее ценностно-нормативной системы, мотивов учебной и будущей профессиональной деятельности. В процессе изучения теоретических основ учебной деятельности школьников и овладения системой соответствующих умений у студентов формируется ответственное и творческое отношение, интерес к осуществляемой педагогической деятельности, отношение к себе как ее субъекту. Подготовка учителей к профессиональной педагогической деятельности при правильной ее организации стимулирует самовоспитание и самообразование личности, ускоряет процесс ее профессионального становления.

Развивающая функция подготовки заключается  в том, что овладение студентами системой знаний и умений, задействованных  процессом формирования учебной  деятельности школьников, органично связано с развитием профессионального мышления, речи, педагогических способностей, позволяющих специалисту осуществлять творческий подход к организации образовательного процесса в школе.

Образовательную, воспитательную и развивающую функции подготовки будущих учителей к профессиональной педагогической деятельности нельзя рассматривать как изолированно осуществляемые, поскольку в целостном учебно-воспитательном процессе каждая из них является одновременно причиной и следствием остальных.

Координирующая функция  подготовки учителей заключается в ее последовательно-направляющем влиянии на предстоящий процесс овладения:

- во-первых, системой  концептуальных психолого-педагогических  знаний об учебной деятельности;

- во-вторых, системой конкретно-предметных знаний и соответствующих им умений, направленных на формирование учебной деятельности школьников;

- в-третьих, системой  методических знаний и соответствующих  умений, определяющих формирование  учебной деятельности школьников  в рамках специальных методиках;

- в-четвертых, опытом  творческой, самостоятельной деятельности  в изучаемом аспекте [11; c. 26].

С реализацией координирующей функции подготовки тесно связано  ее интегрирующее действие. Интегрирующая  функция подготовки учителя начальных классов заключается в том, что процесс овладения теоретическими и практическими аспектами формирования учебной деятельности школьников актуализирует, систематизирует и наполняет новым содержанием знания, полученные при изучении курсов общей и возрастной психологии, дидактики, теории воспитания и спецкурсов. Так, при определении студентами комплекса методов и приемов формирования учебной деятельности и конкретном уроке по определенной методике ими привлекаются знания из области психологии и педагогики.

Интегрирующая и координирующая функции подготовки учителей тесно взаимосвязаны, однако можно отметить их некоторое своеобразие, которое и позволяет рассматривать эти два действия как специфичные. Координирующая функция предполагает антиципирующее (предвосхищающее) влияние этой системы на предстоящие процессы, тогда как в основе интегрирующей функции лежит рефлексия и аккумуляция достижений предшествующих и актуального этапов [11; c. 27].

Таким образом, реализация функций системы подготовки учителя начальных классов осуществляется в ходе овладения студентами определенным содержанием и обеспечивает их готовность к профессиональной педагогической деятельности.

Информация о работе Профессионально значимые личностные качества учителя начальных классов в развивающей системе обучения