Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:24, курсовая работа
Актуальность исследования проблемы профессионально-значимых качеств личности учителей начальных классов в процессе их профессиональной деятельности заключается в следующих положениях. Ее социальный смысл связан с общим курсом страны на более интенсивное, ускоренное развитие нашего общества и большой значимости труда педагога-профессионала в деле образования подрастающей смены
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения профессионально-значимых качеств личности учителя начальных классов 5
Понятие профессионально-значимых качеств личности учителя начальных классов 5
Содержание подготовки учителей начальных классов
к профессиональной деятельности 16
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Практическая работа по изучению профессионально-значимых качеств личности учителей начальных классов 23
2.1. Цель, задачи и методы исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования 25
Выводы по главе 2 28
Заключение 29
Список литературы 31
Приложение 35
Профессионально значимые личностные качества учителя начальных классов в развивающей системе обучения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения профессионально-значимых качеств личности учителя начальных классов 5
к профессиональной деятельности 16
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Практическая работа по изучению профессионально-значимых качеств личности учителей начальных классов 23
2.1. Цель, задачи и методы исследования
2.2. Анализ результатов
Выводы по главе 2 28
Заключение 29
Список литературы 31
Приложение 35
Актуальность исследования проблемы профессионально-значимых качеств личности учителей начальных классов в процессе их профессиональной деятельности заключается в следующих положениях. Ее социальный смысл связан с общим курсом страны на более интенсивное, ускоренное развитие нашего общества и большой значимости труда педагога-профессионала в деле образования подрастающей смены. Практико-педагогическое значение указанной проблемы заключено в полноценном обеспечении роста профессиональной готовности будущих учителей в стенах ВУЗа, эффективном формировании профессионально значимых знаний, умении и навыков в период обучения в институте, которые лежат не только в основе успешного овладения знаниями, но и в основе профессионально-практической подготовки к педагогической профессии, определяют критерии достижения образовательно-воспитательных целей и задач подготовки специалиста-педагога.
Чтобы быть эффективной в современных условиях, система подготовки педагогических кадров должна изменить цели педагогического образования, его содержание и технологии, сообразуясь с тенденциями, которые определяют развитие практики общего образования и в каком-то смысле даже опережать его. Важность решения поставленной проблемы исходит и из того, что возрастает роль личности учителя, его профессиональной готовности в период рыночных отношений и гуманизации во всех сферах деятельности людей. Быстрые темпы развития науки и техники, рост потока научной информации, увеличение возможностей повышения общей культуры, развития духовных потребностей позволяет углубить, актуализировать деятельностную активность, самостоятельность личности, реализовать ее творческий потенциал. Требование улучшать работу по подготовке педагогических кадров в практическом аспекте было и остается важным и актуальным во все времена. Поэтому требование совершенствовать работу по подготовке педагогических кадров является важным и актуальным.
Цель исследования: изучение профессионально-значимых качеств личности учителя начальных классов в развивающей системе обучения.
Объект исследования: процесс профессиональной деятельности учителя начальных классов в развивающей системе обучения.
Предмет исследования: профессионально-значимые качества личности учителя начальных классов.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научной
2. Определить сущность и содержание подготовки учителя начальных классов к профессиональной деятельности.
3. Провести практическую работу по изучению профессионально-значимых качеств личности учителя начальных классов.
Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, опрос, беседа, наблюдение.
Экспериментальная база исследования: МОУ «СОШ №16» г. Миасс.
Глава 1. Теоретические основы изучения профессионально-значимых качеств личности учителя начальных классов
учителя начальных классов
Анализ научной литературы позволяет выделить следующие профессионально-значимых качеств личности учителей начальных классов.
Направленность личности
Ученые (Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенин) в
личности педагога выделяют социально-нравственную,
профессионально-педагогическую
Составляющими социально-нравственной направленности выступают социальные потребности, чувство общественного долга, моральные и ценностные ориентации, гражданская ответственность, идейная убежденность, профессиональная позиция, социальная активность, надежность.
К социальным потребностям (согласно типологии потребностей А. Маслоу) относят потребности в общении, привязанности, любви, дружбе и т.п. Общение в педагогической деятельности выступает основополагающим компонентом. В связи с этим коммуникативные умения характеризуют деятельность педагога. Одним из мотивов выбора педагогической профессии является разнообразие общественных связей (с родителями, учащимися, учителями и др.).
В основе социальной активности педагога лежит идейная убежденность, которая считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности педагога.
Высокая профессиональная ответственность является отличительной особенностью педагогической профессии. Педагог-гражданин верен своему народу, он не замыкается в узком кругу личных забот, его жизнь непрерывно связана с тем микрорайоном, где он живет и работает [28; c. 46].
Ценностные ориентации выступают внутренним регулятором деятельности педагога, определяющим его отношение к окружающему миру и себе. В качестве преобладающих ценностей человека выступают экзистенциальные ценности (любовь, свобода, совесть, вера, ответственность), которые органически связаны с нравственными ценностями (добро, благородство, отзывчивость, бескорыстие). Важное место в системе ценностей занимают патриотические (патриотизм, национальное достоинство, гражданственность и др.) и эстетические ценности. Кроме того, в качестве ценностных ориентаций могут выступать такие показатели, как смысл труда, заработная плата, квалификация, карьера и др.
На разных стадиях профессионального становления компоненты направленности имеют различное содержание, обусловленное уровнем профессионального развития личности.
Составляющими профессионально-педагогической направленности личности учителей являются: социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствование профессиональной позиции педагога, педагогический долг и ответственность, педагогическая справедливость, педагогическое призвание. В них отражается отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.
Основу профессиональной направленности составляет интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями.
Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу. Педагогическое призвание формируется в процессе накопления теоретических знаний и практического опыта будущим педагогом. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность [28; c. 47].
Взаимоотношения с обучающимися, их родителями и коллегами педагог должен строить, полагаясь на чувство такта. Педагогический такт - это мера педагогически целесообразного взаимодействия учителя с учащимся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Проявление уважения формирует у обучающегося чувство собственного достоинства. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога и его профессионального мастерства.
Социальная и педагогическая позиции педагога тесно взаимосвязаны.
Профессиональная позиция педагога определяется отношением к педагогической профессии, к обучающимся, к характеру труда; установками, ожиданиями и готовностью к профессиональному развитию и профессиональному самосовершенствованию, профессиональному росту.
К качествам, характеризующим профессионально-педагогическую направленность, относятся также педагогический долг и ответственность. Педагогический долг педагога заключается в бескорыстном исполнении своих профессиональных обязанностей, в оказании помощи взрослым и детям в пределах своих возможностей и компетенции. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность.
Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило справедливости педагога, уровня его нравственности и воспитанности.
Основу познавательной направленности составляют духовные интересы и потребности.
Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к преподаваемому предмету. Педагог должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, а главное - хорошо знать ту науку, которую преподает. Знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Он должен быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.
Наиболее общей
Необходимым условием профессионального
становления является непрерывность
педагогического
Профессиональная компетентность
Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств педагогов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.
Основными компонентами профессиональной компетентности являются:
- социально-правовая компетентность - знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;
- персональная компетентность - способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;
- специальная компетентность - подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
- аутокомпетентность - адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции;
- экстремальная компетентность - способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.
Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений.
С позиции основных операционных функций педагога можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений:
- гностические умения - познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта;
- идеологические умения - социально-значимые умения проведения воспитательной работы среди обучающихся, пропаганды педагогических знаний;
- дидактические умения - общепедагогические умения определения конкретных целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебного материала;
- организационно-методические умения - умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-воспитательной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;
- коммуникативные умения - общепедагогические умения, включающие перцептивные, экспрессивные, сугистивные, ораторские и умения в сфере педагогики;
- прогностические умения - общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом;
- рефлексивные умения - способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализация;
- организационно-педагогические умения - общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования направленности личности обучающихся [28; c. 50].
Профессионально важные качества
Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества. В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности. От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности.