Профессиональная компетентность педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 00:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть содержание профессиональной компетентности педагога и способы её формирования.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу по данной проблеме;
Определить сущность понятия «профессиональная компетентность педагога»;
Рассмотреть различные взгляды на классификацию профессиональных компетентностей и компетенций в образовании;
Исследовать проблему развития профессиональной компетентности педагогов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы компетентности
и компетенции учителя ………………………………………………….……5
1.1. Определение понятий «компетенция» и «компетентность». …………5
1.2. Теории профессиональной компетентности в педагогике…………..... 9
1.3. Содержание теоретической и
практической готовности учителя ………………………………...……..…13
Глава 2. Содержание профессиональной компетентности педагога. ……..18
2.1. Эмоциональная компетентность педагога - важное условие сохранения и укрепления здоровья …………………………………………………………18
2.2.Способы совершенствования эмоциональной компетентности……... 21
2.3. Профессиональный кризис и профессиональное «выгорание» педагога………………………………………………………… 25
2.4. Повышение профессиональной компетентности учителя через самообразование………………………………………………………………. 27
Заключение ……………………………………………

Файлы: 1 файл

kursach.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

сдвиг в шкале профессиональных ценностей и ориентиров, вызванный объективными внешними обстоятельствами; 
неудовлетворенность возможностью самореализации в сложившейся профессиональной ситуации в рамках своего профессионального образования или профессиональной подготовки; 
недовольство своим социально-профессиональным статусом за счет неуверенности в своих силах преодолеть сложившийся кризис; 
осознание необходимости преодоления кризиса путем привлечения всех внешних возможностей и внутренних резервов личности, изыскание возможностей к продолжению творческой деятельности в новых, современных формах после соответствующей профессиональной переподготовки, обретение уверенности в успешном преодолении кризисной ситуации.

Пути выхода из профессионального кризиса следует искать в сфере профессионального самосознания педагога, а способом преодоления подобного кризиса может являться переход на инновационный уровень осуществления педагогом профессиональной деятельности путем активизации собственных усилий в направлении: 

корректировки отношения к инновационным педагогическим технологиям, призванным внести цивилизованные методы в условия труда педагога;  
преодоления неуверенности в своей способности освоить необходимые навыки и приобрести умения овладения инновационными технологиями и формирования ИКТ-компетенции;  
повышения квалификации, включая самообразование и образование за свой счет, результатом которого является приобретение умений внедрять инновационные технологии в свою предметную область. 

 

 

 

 

2.4. Повышение профессиональной  компетентности учителя через  самообразование.

Образ учителя всегда связывался с интеллектуальным и нравственным потенциалом, с профессиональной компетентностью  и культурным уровнем, опережающим  уровень социального окружения. Высокая личная ответственность  и постоянное самообразование отличает учителя, понимающего, что качество обучения и воспитания в учебных  заведениях, повышение эффективности  этих процессов напрямую зависит  от уровня подготовки педагога. 
Различные курсы повышения  квалификации, конференции, семинары, профессиональные конкурсы способствуют развитию учителя как личности и  профессионала, но, безусловно, ключевая роль в обеспечении непрерывного процесса образования педагога принадлежит самообразованию. [5] 
Основным содержанием  самообразования является обновление и совершенствование имеющихся  у специалиста знаний, умений и  навыков с целью достижения желаемого  уровня профессиональной компетентности.[4] 
В современном обществе постоянное самообразование, с одной стороны, все больше становится условием успеха в деятельности, а с другой оно  защищает от интеллектуального оскудения  личности. 
С психологической точки  зрения учителю необходимо постоянно  заниматься самообразованием, поскольку  специфика учительского труда такова, что педагоги:  
1) находятся в положении  людей, задача которых сообщать  истину, которую они нередко интерпретируют  в соответствии со своими взглядами,  сложившимися за десять и более  лет до момента её сообщения;  
2) имеют ограниченные  по сравнению с учениками временные  возможности для получения информации; 
3) имеют сравнительно  ограниченный круг общения со  своими сверстниками и нередко  ограниченное профессиональными  интересами содержание общения. 
 В результате нередко  картина мира, имеющаяся у учителя,  может не соответствовать изменившимся  реалиям, а следовательно, и существенно расходиться с картиной мира, воспринимаемой его учениками. Поэтому самообразование учителя следует понимать двояко: с одной стороны, как постоянное пополнение профессиональной и общекультурной информации, с другой – как постоянное обновление индивидуального социального опыта в самом широком плане. 
Осознание этой необходимости  учителем предполагает наличие у  него адекватной самооценки. Сама объектная  позиция учителя предполагает возможность  возникновения убежденности в своем всезнании, ибо, когда постоянно находишься в позиции обучающего и поучающего, надо, обладать немалым мужеством, чтобы сказать самому себе: «Этому мне надо учиться». Педагогу необходимо понять, что добиться успеха может лишь учитель, постоянно находящийся на современном уровне знаний, улавливающий новые тенденции жизни. 
Готовностью к саморазвитию обладают практически каждый второй педагог нашей школы. Это те педагоги, которые владеют навыками самосовершенствования, когда через преодоление трудностей происходит нахождение индивидуального  стиля деятельности. Однако есть и  те, которые не обладают готовностью  к саморазвитию. Они не могут изменить собственную профессиональную деятельность в силу устойчивых стереотипов традиционной парадигмы образования, сложившихся  в период длительной работы в системе  образования, не могут найти свой индивидуальный стиль, так как не испытывают желания познать себя через анализ образовательных ситуаций и рефлексию профессиональной деятельности. [20] Мы предложили анкету (Приложение 1), с помощью которой любой педагог может проверить свои способности к саморазвитию.  
Программа самообразования  включает в себя совершенствование общественно-политических знаний, ознакомление с наиболее выдающимися достижениями различных наук, обогащение литературных и эстетических представлений, знакомство с новыми тенденциями и явлениями культурной жизни. Особо важное место занимает пополнение знаний по преподаваемому предмету и знакомство с новейшими данными соответствующей науки, развитие педагогических, психологических и методических знаний и умений, что возможно лишь при ознакомлении с появляющейся соответствующей литературой и регулярном чтении периодических изданий. 
Сетевые профессиональные сообщества играют большую роль в  самообразовании учителя. Это интернет - ресурсы, созданные для общения педагогов различных регионов нашей страны. Они объединяют профессионалов, являются площадкой для обсуждения педагогических проблем, обеспечивают доступ к различным источникам информации, дают возможность самостоятельно создавать сетевое учебное содержание, предусматривают получение консультационной помощи, проводят систематизацию информационных материалов. [3] 
В настоящее время наиболее популярными среди виртуальных  объединений и сетевых сообществ  педагогов являются: Интернет-государство учителей (intergu.ru), Педсовет.org (pedsovet.org), Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru), Открытый класс (www.openclass.ru), Сеть творческих учителей (it-n.ru), Центр образовательного законодательства (lexed.ru), Российское образование. Федеральный портал (edu.ru), Федеральное агентство по образованию (ed.gov.ru), ЕГЭ (ege.edu.ru), сайт Всероссийских олимпиад (lit.rusolymp.ru), 
Каждый учитель, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, определяет свою траекторию самосовершенствования  и саморазвития. Но самообразование  как стихийный процесс, очевидно, будет неэффективным. Самообразование - это самостоятельный познавательный процесс со всеми присущими ему  компонентами: потребностями, интересами, мотивами, способностями, собственно деятельностью. Целесообразно начать с анализа  затруднений, сформулировать проблему, изучить психолого-педагогическую и методическую литератур по выбранной  проблеме, спрогнозировать результаты, спланировать этапы работы над темой  самообразования. Затем проверить  новые методы работы на практике, произвести их отбор и анализ. В итоге оформить результаты по теме, презентовать материалы  перед коллегами. И наконец, педагог  начинает использовать собственный  опыт в работе и заниматься его  распространением. 
На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился  учитель, он никогда не сможет считать  свое образование завершенным, а  свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Самообразование учителя – необходимое условие эффективности педагогической деятельности. Как справедливо полагал К.Д.Ушинский: «Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». 
Изучив эмоциональную  компетентность педагога и рассмотрев такие программы развития эмоциональной устойчивости учителей как «Дневник эмоций», «Я-высказывание» и «Хорошо» , необходимо отметить, что они имеют огромное значение для повышения педагогической компетенции в целом. Каждому учителю было бы неплохо ознакомиться с этими программами и использовать их на практике. В этой главе были изучены причины профессионального выгорания педагогов и предложены пути выхода из профессионального кризиса. Также была отмечена важность непрерывного образования и предложены сайты сетевых профессиональных сообществ, которые могут помочь в достижении желаемого уровня профессиональной компетентности. 
  

Заключение.

В ходе работы, было рассмотрено содержание профессиональной компетентности педагога, были решены все задачи и достигнута цель. 
В первой главе (на стр. 5-18) мы определили сущность понятия «профессиональная компетентность педагога», изучив различные взгляды на эту проблему, таких исследователей как В.Л. Сластенин, Г.М. Коджаспирова, Н.В. Кузьмина и др.  
Определение сущности понятия  «профессиональная компетентность»  дает возможность представить ее как интеграцию знаний, опыта и  профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность  педагога эффективно выполнять профессиональную деятельность. Также  были рассмотрены  формы проявления теоретической и практической готовности педагога, предполагающие наличие у учителя аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных, а также организаторских и коммуникативных умений. 
Во второй главе (на стр. 19-28) была рассмотрена эмоциональная компетентность педагога, как важное условие сохранения и укрепления здоровья педагога. Эмоциональная компетентность способствует эмоциональному согласию, конструктивному общению и позволяет сохранять отношения, не зависимо от обстоятельств. Она является условием гармонизации общения с учащимися, родителями, коллегами, руководством учебного заведения, а гармоничное общение положительным образом влияет на психологический климат образовательной среды. 
Изменения, происходящие в  современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е. его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения целей современного образования. 
Удовлетворение потребностей общества требует от современного учителя  высокой культуры, глубокой нравственности, сформированной системы ценностей  и убеждений, гражданской позиции, заинтересованности педагога в развитии творческого потенциала своих учащихся, способности к инновационной  деятельности, самосовершенствованию, профессиональной активности и т. д.. Именно поэтому в настоящее время  резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную  личность учителя. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. 
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.  
Итак, следует отметить, что  развитие профессиональной компетентности педагога –  перспективная работа. Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

    • исследовательская деятельность;
    • освоение новых педагогических технологий;
    • различные формы педагогической поддержки;
  • активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
  • обобщение собственного  педагогического    опыта;  использование ИКТ 
     

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1 «Выявление способности учителя к саморазвитию»

Анкета. 
Инструкция. Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, напротив каждого утверждения балл: 
5 – если данное утверждение  полностью соответствует вашему  мнению;  
4 – скорее соответствует, чем нет;  
3 – и да, и нет;  
2 – скорее не соответствует;  
1 – не соответствует.

Утверждение

Баллы

Я стремлюсь изучить себя

 

Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой  и домашними делами

 

Препятствия стимулируют  мою активность

 

Я ищу обратную связь, т. к. это помогает мне узнать и оценить  себя

 

Я рефлексирую свою деятельность, выделяю для этого время

 

Я анализирую свои чувства  и опыт

 

Я много читаю

 

Я активно дискутирую по интересующим меня вопросам

 

Я верю в свои возможности

 

Я стремлюсь быть более  открытым человеком

 

Я осознаю то влияние, которое  оказывают на меня окружающие люди

 

Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные  результаты

 

Я получаю удовольствие от освоения нового

 

Возрастающая ответственность  не пугает меня

 

Я положительно отнесся бы к продвижению по службе

 

 
  
Обработка результатов: 
Подсчитайте общую сумму  баллов.

55 и более баллов – Вы активно  реализуете свои потребности  в саморазвитии. 
36–54 балла – у Вас нет сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий. 
15–35 баллов – Вы находитесь в стадии остановившегося развития.

Список использованной литературы

1. Андреева И.Н. Развитие эмоциональной  компетентности педагогов / Психология образования сегодня: Теория и практика: материалы международной науч.-прак. конф. Под ред. С И Коптевой, А.П. Лобанова, Н.В. Дроздовой. Минск, 2003. 24c. 
2.  Белоновская И.Д. Формирование профессиональной компетентности специалиста. М.:Ин-т развития проф. Образования, 2005, 5c. 
3. Владимирова Л.П. Современные информационно-коммуникационные и педагогические технологии в образовании. RELARN-2007, 15c. 
4. Волкова О.В. Самообразование педагога. Журнал "Справочник заместителя директора школы", 2011, №2 
5. Заславская О.Ю., Сергеева М.А. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. Учебное пособие. – М.:ЦГЛ, 2006. – 128 с 
6. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию. // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2005. С. 27-40. 
7. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник/ Г.М. Коджаспирова – М.: Гардарики, 2007, 209 с. 
8.   Козлов Н. И. Простая правильная жизнь / Издательство: М.: АСТ, 2009, 201с. 
9. Корчажкина О. М. Профессионально-коммуникативная компетенция учителя иностранного языка в условиях информатизации общего образования. / Профессиональная коммуникация: вербальные и когнитивные аспекты. Сборник докладов Международной научно-практической конференции – М.: ИГУМО, 2007, 140, 150 с. 
10.  Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения.– М.: Высшая школа, 1990, с. 253-254. 
11. Макаренко С.А., Педагогическая проза – ИТРК, 2003, 405 с. 
Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 – глава 3 
12.  Петровский А.В. Психология: словарь: – М.: Просвещение, 1984. – 212с.  
13.   Подласый И.П. Педагогика / учебник для высших пед. учеб. заведений / М.: Просвещение, 2005. – 245с. (п.2) 
Психология труда: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности  «Педагогика и психология» / под ред. проф. А.В.Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005, 350 с. 
14.  Ушаков Д.И. Толковый словарь русского языка: в 4 т. Т.1 ? Под ред. Д.И.Ушакова. – М., 1935.- 284 с 
15.    Фишер Р., Шапиро Д. За пределами здравого смысла; пер. с англ.; - М.: Издательство "Добрая книга", 2007. - 312 С.  
16.  Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни. Психология мотивации и эмоций; Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. М.: Омега-Л, 2006, 36 с. 
Психологос – энциклопедия практической психологии [электронный ресурс] –Режим доступа http://www.psychologos.ru свободный 
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». –М., 2011[электронный ресурс] – Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/415493/ - свободный – Педагогический совет «Профессиональная компетентность педагогов: возможности, механизмы, пробелы». Пьянченко Н.В.

1 Антиципация – представление результата действия в сознании человека еще до того, как они будут реально восприняты или осуществлены. 
2 Коучинг (англ. coaching — обучение, тренировки) — метод консультирования и тренинга, система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата. [13] 
3 Эмпатия - это глубокое и безошибочное восприятие внутреннего мира другого человека, его скрытых эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его переживаниями, использование всей глубины понимания этого человека не в своих, а в его интересах.[19] 
 

 

 


Информация о работе Профессиональная компетентность педагога