Профессиональная компетентность педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 00:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть содержание профессиональной компетентности педагога и способы её формирования.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу по данной проблеме;
Определить сущность понятия «профессиональная компетентность педагога»;
Рассмотреть различные взгляды на классификацию профессиональных компетентностей и компетенций в образовании;
Исследовать проблему развития профессиональной компетентности педагогов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы компетентности
и компетенции учителя ………………………………………………….……5
1.1. Определение понятий «компетенция» и «компетентность». …………5
1.2. Теории профессиональной компетентности в педагогике…………..... 9
1.3. Содержание теоретической и
практической готовности учителя ………………………………...……..…13
Глава 2. Содержание профессиональной компетентности педагога. ……..18
2.1. Эмоциональная компетентность педагога - важное условие сохранения и укрепления здоровья …………………………………………………………18
2.2.Способы совершенствования эмоциональной компетентности……... 21
2.3. Профессиональный кризис и профессиональное «выгорание» педагога………………………………………………………… 25
2.4. Повышение профессиональной компетентности учителя через самообразование………………………………………………………………. 27
Заключение ……………………………………………

Файлы: 1 файл

kursach.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

Проективные умения включают:

перевод цели, содержания образования и воспитания в конкретные педагогические задачи; 
учет при определении педагогических задач и отборе содержания деятельности учащихся их потребностей и интересов, возможностей материальной базы, своего опыта и личностно-деловых качеств; 
определение комплекса доминирующих и подчиненных задач для каждого этапа педагогического процесса; 
отбор видов деятельности, адекватных поставленным задачам, планирование системы совместных творческих дел; 
планирование индивидуальной работы с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков в развитии их способностей, творческих сил и дарований; 
отбор содержания, форм, методов и средств педагогического процесса в их оптимальном сочетании; 
планирование системы стимулирования активности школьников и сдерживания негативных проявлений в их поведении; 
планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью.

Рефлексивные  умения имеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя. Их выделение обусловлено рядом причин. Прежде всего тем обстоятельством, что анализ результатов педагогической деятельности без тщательного анализа условий их получения не может считаться нормой. Для педагога всегда очень важно установить, в какой мере как положительные, так и отрицательные результаты являются следствием его деятельности. Отсюда и необходимость в анализе собственной деятельности, который требует особых умений анализировать. 
Содержание  практической готовности учителя выражается во внешних (предметных) умениях, т.е. в действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения. 
Организаторская деятельность педагога обеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива. К организаторским умениям как общепедагогическим относят мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные. 
Мобилизационные умения связаны с привлечением внимания учащихся и развитием у них устойчивых интересов к учению, труду и другим видам деятельности; формированием потребности в знаниях и активного, самостоятельного, творческого отношения к явлениям окружающей действительности; созданием специальных ситуаций для проявления воспитанниками нравственных проступков; разумным использованием методов поощрения и наказания и т.п. 
Информационные  умения – это умения и навыки работы с печатными источниками, умения добывать информацию из других источников и дидактически ее преобразовывать, т.е. умения интерпретировать и адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания. Они проявляются в способности ясно и четко излагать учебный материал, учитывая специфику предмета, уровень подготовленности учащихся, их жизненный опыт и возраст; логически правильно построить и вести конкретный объяснение; оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учащимися нового материала ; перестраивать в случае необходимости план и ход изложения материала. 
Развивающие умения предполагают определение "зоны ближайшего развития" (Л.С.Выготский) отдельных учащихся, класса в целом; создание проблемных ситуаций для развития познавательных процессов, чувств и воли воспитанников; стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении логических и функциональных отношений; формирование и постановку вопросов, требующих применения усвоенных ранее знаний; создание условий для развития индивидуальных особенностей, осуществление в этих целях индивидуального подхода к учащимся. 
Ориентационные  умения направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников и научного мировоззрения, привитие устойчивого интереса к учебной деятельности, науке,  производству и профессиональной деятельности, соответствующей личным склонностям и возможностям детей;  
Организаторские умения учителя неразрывно связаны с коммуникативными, от которых зависит установление педагогически целесообразных взаимоотношений учителя с учащимися, учителями-коллегами, родителями. Так, с помощью слова педагог формирует положительную мотивацию учения учащихся, познавательную направленность и создает психологическую обстановку совместного познавательного поиска и совместных раздумий. С помощью слова создается психологический климат в классе, преодолеваются личностные барьеры, формируются межличностные отношения, создаются ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание. 
Коммуникативные умения учителя-воспитателя структурно могут быть представлены как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения и умений и навыков педагогической техники. 
Перцептивные  умения. Обращение к работам А.А.Бодалева и его сотрудников, в которых раскрывается проблема восприятия человека человеком, позволяет очертить круг профессионально-педагогических умений, которые сводятся к наиболее общему умению понимать других (учащихся, учителей, родителей). А для этого необходимо знание прежде всего ценностных ориентацией другого человека, которые находят выражение в его идеалах, потребностях и интересах, в уровне притязаний. 
Данные об учащихся, полученные в результате "включения" перцептивных умений, составляют необходимую предпосылку  успешности педагогического общения  на всех этапах педагогического процесса. 
Умения педагогического  общения. На этапе моделирования предстоящего общения педагог опирается прежде всего на свою память и воображение. Он должен мысленно восстановить особенности предыдущего общения с классом и отдельными учащимися, при этом помнить не только имена и лица воспитанников, но и их индивидуальные особенности, проявляющиеся в их реакциях и поведении. 
Организация непосредственного  общения требует владения умением  осуществлять коммуникативную атаку, т.е. привлекать к себе внимание. В.А.Кан-Калик описывает четыре способа привлечения внимания другого субъекта общения:

речевой вариант (вербальное обращение к учащимся);  
пауза с активным внутренним общением (требованием внимания);  
двигательно-знаковый вариант (развешивание таблиц, наглядных пособий, запись на доске и т.п.);  
смешанный вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих.

На этом этапе необходимы также умения устанавливать психологический  контакт с классом, способствующий передаче информации и ее восприятию учащимися; создавать обстановку коллективного поиска, совместной творческой деятельности;  
Управление общением в  педагогическом процессе изначально предполагает умение органично и последовательно  действовать в публичной обстановке; организовывать совместную с учащимися творческую деятельность и т.п. 
Успешное управление педагогическим общением требует умений распределять внимание и поддерживать его устойчивость; выбирать по отношению к классу наиболее подходящий способ поведения и обращения, который бы обеспечивал их готовность к восприятию информации, помогал снимать психологический барьер; анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях. 
Одним из средств, повышающих эффективность коммуникативного действия, является педагогическая техника, которая представляет собой совокупность умений и навыков, необходимых для педагогического стимулирования активности как отдельных учащихся, так и коллектива в целом: умения выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками, управлять их вниманием, чувство темпа и др.[2] 
Умения педагогической техники  — необходимое условие овладения  технологией общения. Особое место  в их ряду занимает развитие речи учителя  как одного из важнейших воспитательных средств. Необходимая в деятельности педагога культура речи — это владение словом, правильная дикция, правильное дыхание и правильная мимика и  жестикуляция. 
Исследовав проблему профессиональной компетентности педагогов и раскрыв содержание этого понятия, а также рассмотрев различные взгляды на классификацию профессиональных компетентностей и компетенций в образовании, мы убедились, что в современной педагогике сложилось достаточно противоречивая ситуация по этому вопросу, что свидетельствует о недостаточной разработанности данных понятий в современной образовательной системе. Во второй главе мы постараемся определить способы формирования профессиональной компетентности и факторы, влияющие на её развитие. 

Глава 2. Содержание профессиональной компетентности педагога.

В этой главе мы рассмотрим эмоциональную компетентность педагога и способы её совершенствования. Здесь же мы разберём синдром профессионального выгорания педагогов и предложим пути выхода из профессионального кризиса. А так же мы рассмотрим повышение профессиональной компетентности учителя через самообразование.

2.1. Эмоциональная компетентность  педагога - важное условие сохранения  и укрепления здоровья

Мир эмоций и чувств пронизывает все стороны жизни человека - отношения с другими людьми, деятельность, общение и познание. Профессиональная деятельность педагога не исключение. Более того, для нее характерна высокая эмоциональная интенсивность и подверженность стрессам. 
Ученые-психологи отмечают, что неэффективное управление эмоциями приводит к неврозам, нарушению психического, соматического, физического здоровья человека и, как следствие, снижению качества деятельности и жизни   [18]. По мнению ученых, именно эмоциональная сфера становится наиболее патогенной зоной в современной культуре. О необходимости эмоционального воспитания писали Л. Выготский и Л. Рубинштейн, подразумевая под этим овладение культурой проявления эмоций. 
Психологический аспект психического здоровья предполагает внимание человека к своему внутреннему миру. Эмоциональная  компетентность, как интегративного образования личности, обеспечивает ее психологическое благополучие и  профессиональную успешность [1]. 
Эмоциональная компетентность способствует сохранению и укреплению здоровья человека вообще и педагога в частности, благодаря своим ключевым компетенциям. 
Первая компетенция - это распознавание и понимание собственных эмоций и чувств. Высший уровень эмоциональной сознательности характеризуется тем, что человек может не только воспринять и описать чувство, но и понимает причины его возникновения и контекст. Люди с большой эмоциональной ясностью легче других справляются со стрессовыми ситуациями, быстрее восстанавливают эмоциональный баланс. Низший уровень сознательности - это чувственная слепота, алекситимия. Доказано, что она может приводить к психосоматическим заболеваниям, нарушениям в социальной сфере, осложняет личностные и профессиональные отношения. 
Вторая компетенция - управление своими эмоциями. Человек, который сотрудничает с другими (к учителю это относится непосредственно), вынужден находить баланс между собственными потребностями, притязаниями и ожиданиями общества. Обучение этому длиться долгие годы. Важнейшей составной частью его является реакция на собственные эмоции. Установлено, что людям, позволяющим свободно проявляться таким чувствам как злость и гнев, труднее избавиться от них. Подавление этих чувств ведет к психологическим проблемам. Поэтому важно осознать свой гнев и преодолеть его. Существует много способов адекватного выражения эмоций. Педагогу важно осваивать их и применять в жизни. К сожалению, практика подавления, вытеснения и игнорирования эмоций не ушла в прошлое, она продолжает свое губительное воздействие на здоровье. 
Третья компетенция - распознавание и понимание чувств окружающих. Человек с высоким уровнем развития этой компетенции хорошо "читает" сигналы о чувствах других людей и в состоянии изменить перспективу, увидеть положение вещей с позиции другого человека, почувствовать то, что чувствует он. 
Четвертая компетенция - управление чувствами других. Способность позитивно влиять на чувства других является компетенцией высшего порядка. Для педагога такая компетенция особенно актуальна. Открытое, осторожное обращение с чувствами, а также способность понять причины их возникновения позволяют учителю в профессиональной жизни не испытывать проблем в эмоциональных ситуациях. Оказание педагогом конструктивного влияния на чувства учащихся и коллег предполагает умение успокоить возбужденного или злящегося человека, подбодрить боязливого, помочь им осознать свои чувства, пробудить интерес и поднять настроение. 
Для применения этих важных характеристик эмоциональной компетентности на практике очень важна позитивная установка на чувства, которая предполагает, что человек считает чувства первостепенным и важным фактором, активно пользуется их подсказками. Такая установка помогает педагогу успешно использовать уже имеющиеся компетенции. Здесь важна, прежде всего, сама готовность использовать чувства как источник дополнительной информации и основу для принятия решений. Если человек воспринимает собственные чувства и чувства других, но считает их не важными, он не сможет использовать свою эмоциональную компетентность в жизни. 
Теория и практика показывают, что эмоционально компетентный учитель  обладает способностью к педагогической импровизации и творчеству, что также  характеризует его как профессионала. В своем профессионализме и мастерстве он находит уверенность, эмоциональную  опору, черпает внутреннюю силу. Уверенность  и импровизация считаются самыми эффективными средствами в профилактике стресса.

Осознавая свои и чужие  эмоции, компетентный педагог относится  к ним с принятием и рассматривает  как профессиональный ресурс, не зависимо от того, какие это эмоции по знаку: положительные или отрицательные. Эмоционально компетентный педагог не способен распространять негативную информацию и токсичные эмоции, имеющие своим свойством заражать окружение, неблагоприятно влияя на психологический климат. 
Педагоги с высоким  показателем эмоциональной компетентности хорошо осознают себя, свои собственные  ценности, потребности и живут  в соответствии с ними. Такие педагоги строят отношения на основании честности  и открытости. Они способны пробуждать в людях позитивные эмоции, раскрывать в них самые лучшие стороны. Такие  учителя выбирают позитивные тактики  влияния: поддержку, воодушевление, развитие. 
Педагогическое общение  характеризуется конфликтностью. Именно поэтому важна эмоциональная  компетентность, которая способствует эмоциональному согласию, конструктивному  общению и позволяет сохранять  отношения, не зависимо от обстоятельств, какими бы неблагоприятными они не были. Она является условием гармонизации общения с учащимися, родителями, коллегами, руководством учебного заведения. Гармоничное общение положительным  образом влияет на психологический  климат образовательной среды, который  является предпосылкой и условием сохранения и укрепления психического и соматического  здоровья всех ее субъектов, оказывает  влияние на характер развития и становления  будущего взрослого человека. 
  

 

2.2.Способы совершенствования эмоциональной компетентности.

Для решения задач содействия сохранению и укреплению здоровья педагогов  возможно создание внутришкольной системы повышения квалификации, используя новую парадигму обучения, основанную на концепции развития эмоциональной компетентности как ресурса в создании здоровьесберегающей среды и успешной педагогической деятельности. При этом нужно понимать, что только долгосрочные проекты с использованием различных методов, групповых и индивидуальных форм работы могут быть эффективны. 
Наиболее подходят для  обучения активные методы. Один из них - социально-психологический тренинг эмоциональной компетентности. Для индивидуальной формы обучения используется коучинг2 эмоциональной компетентности. Развивать эмоциональную компетентность педагог может также самостоятельно. Для этого важно заниматься техниками, которые помогут осознанно жить настоящим моментом; идентифицировать свои эмоции; определять источник эмоций; уметь выбрать наиболее подходящий тип реакции. 
Эмоциональную компетентность можно развивать самостоятельно, если поставить перед собой такую  задачу и последовательно ее реализовывать. При этом следует обращать внимание на развитие и совершенствование  каждой компетенции. 
Прежде чем приступить к работе такого рода, нужно признать важность эмоций и чувств вообще и  важность роли, которую они играют в жизни каждого человека. Для  этого стоит сказать себе: "С  сегодняшнего дня я буду прислушиваться к своим чувствам и эмоциям, буду стараться понять, о чем они  хотят мне сказать, и буду учитывать  их при принятии решений!".  
 Начать развивать или  совершенствовать эмоциональную  компетентность можно с самых  простых техник и упражнений. Остановимся на нескольких рекомендациях.  Они подойдут как педагогу, так  и любому другому человеку.  
Первым шагом  в развитии эмоциональной компетентности должно стать осознание собственных  эмоций. Особенно актуален этот шаг для людей, которые постоянно подавляют и вытесняют свои эмоциональные переживания. Почему важно осознавать собственные эмоции? Неспособность замечать истинные эмоции и чувства - быть в их власти. Чем четче осознается каждая эмоция, тем шире будут возможности по управлению собственным поведением.  
Чтобы осознать эмоцию, нужно  назвать и описать физиологические, мышечные и экспрессивные изменения, наступившие в ответ на какое-либо событие, затем определить и назвать  саму эмоцию. Многие исследователи к базовым относят следующие эмоции: радость, удивление, интерес, тревога, ужас, печаль, горе, отвращение, презрение, гнев, стыд, вина. Важно помнить, что каждая базовая эмоция имеет свои особенности проявления. Так радость внешне проявляется в улыбке, смехе, жестикуляции, подпрыгивании и др. Кожа при этом краснеет, становится теплее, сердце бьется быстрее. Тревога проявляется как тягостное неопределенное ощущение беспокойства, дрожания, кипения в различных частях тела, чаще в груди, и нередко сопровождается тахикардией, потливостью, кожным зудом. Для совершенствования первой компетенции рекомендуется вести "Дневник эмоций" (Н.Козлов), в котором следует регулярно фиксировать следующие моменты: событие, вызвавшее эмоцию, проявления эмоции, название самой эмоции или чувства и характер поведенческой реакции. В результате ведения дневника: 
1.Человек узнает факты  своего эмоционального состояния. 
2.Само эмоциональное состояние  хозяина дневника становится  и более позитивным, и более стабильным. 
3. Человек начинает понимать, какие именно события жизни  снижают его эмоциональное состояние.  Это позволяет ему сделал правильные выводы. 
4. Реагирование на негативные  ситуации становится более конструктивным. 
Научиться управлять  эмоциями (вторая компетенция) - это значит научиться выражать их приемлемыми способами. В первую очередь это относится к отрицательным эмоциям. Эмоционально компетентный человек не всегда спокоен и не всегда должен контролировать эмоции. Он может выйти из себя и даже повысить голос на собеседника. Но делает он это, осознав, что именно такой способ взаимодействия сейчас наиболее эффективен.  
Ясное выражение чувств и  эмоций в рамках социальных норм является важным средством ориентации в общении. Свободное, неуправляемое выражение  усиливает эмоцию, и избавиться от нее впоследствии становится труднее. Для выражения эмоций используют вербализацию. Так, например, агрессивные  импульсы следует преобразовать  в честное и открытое сообщение  другому человеку о своих потребностях и чувствах, желательных видах  деятельности, соответствующих вашим  подлинным интересам и являющихся значимыми для вас. Лучше всего  вербализовать свой гнев лицу, которое стало источником агрессии. Если это невозможно, тогда третьему лицу, выступающему в роли слушателя.  
Для вербализации эмоций рекомендуется  использовать технику "Я-высказывание". Техника состоит из нескольких шагов. 
Шаг 1. Конкретное описание того, что вызвало эмоцию или чувство по типу "здесь и сейчас", "там и тогда". Например, "Когда ты ко мне обращаешься так невежливо..." 
Шаг 2. Сообщение о своем чувстве. "... Я чувствую возмущение...". 
Шаг 3. Объяснение причины своего чувства. " ...Так как думаю, что мое мнение не важно для тебя". 
Шаг 4. Выражение пожелания или просьбы. "Будь добр, объясни причину такой манеры обращения ко мне".  
Если просьба не выполняется, делается следующий шаг. 
Шаг 5. Назначение санкций. "Если ты еще раз обратишься ко мне в таком тоне, я перестану разговаривать с тобой и буду делать это всякий раз, как услышу подобное обращение". Если просьба снова не выполняется, то делается последний шаг. 
Шаг 6. Реализация санкций. В результате взаимодействие может быть прекращено, а отношения прерваны. 
Для улучшения эмоционального состояния используется техника "Хорошо" [8]Состояние "хорошо" - это состояние приятия мира, позитивное отношение к нему, привычка во всем видеть то лучшее, что в этом есть. Это состояние души, при котором вы действительно учитесь видеть хорошее, то есть вы не называете плохое хорошим, а вы ищете в плохом - хорошее и этому хорошему радуетесь. Такое внутреннее состояние свойственно благодарным и мудрым людям. Благодарный человек всегда найдет за что сказать спасибо жизни и окружающим людям, неблагодарный - даже в хорошем умудрится найти плохое. Эта техника экономит силы и позволяет не тратить их на ненужные переживания.  
Умение управлять эмоциями дает возможность использовать энергию  эмоциональных переживаний для  организации конструктивного целенаправленного  поведения и преодолевать отрицательные  эмоциональные ситуации, тем самым  способствует сохранению эмоционального равновесия.  
Способность распознавать и  понимать эмоции и чувства других людей зависит от уровня развития такой личностной характеристики как  эмпатия.3 Уровень эмпатии у каждого человека свой. Понимать эмоции другого человека можно "читая" невербальные сигналы его поведения и анализируя речь. Главные маркеры эмоций, звучащих в речи партнера по общению - интонации. Улавливая интонации собеседника, можно понять эмоции и чувства, которые скрываются за текстом сообщения, а значит понять его истинное отношение, намеренье, желание, то есть понять скрытую информацию. Такое понимание позволяет хорошо ориентироваться в конкретной ситуации общения и выбирать конструктивные тактики и стратегии взаимодействия. 
Управление чувствами  других людей - непростая компетенция. Чтобы ее развивать необходимо знать основные потребности человека в общении. [17] К ним относятся: 
1) Оценка (мысли, чувства и действия оцениваются по заслугам). 
2) Аффилиация (к Вам относятся как к союзнику). 
3) Автономия (окружающие  уважают вашу автономию и дают  право принимать ответственные  решения). 
4) Статус (вы занимаете  достойное положение, и к вам  относятся с уважением). 
5) Роль (действуя  в рамках своей роли, вы чувствуете  удовлетворение).  
Различие между игнорированием потребности и ее удовлетворением  настолько велико, что его можно  сравнить с дыханием под водой и на воздухе. 
Настоящий педагог обладает умением управлять эмоциями целой группы учеников, он направляет коллективные эмоции в нужное русло, создает атмосферу дружелюбия и умело нейтрализует негативные настроения. Когда педагог пробуждает в людях позитивные эмоции, он раскрывает в них самые лучшие стороны, что способствует достижению успеха. Эмоциональная компетентность – один из самых важных компонентов профессиональной компетентности педагога. 
  

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Профессиональный кризис и  профессиональное «выгорание» педагога

Высшая фаза неразрешённого противоречия между внешними процессами и внутренними устремлениями личности педагога, тяжёлый переходный момент в его профессиональной сфере квалифицируется как профессиональный кризис, преодоление или не преодоление которого необходимо приводит к новой – позитивной или негативной –   фазе в профессиональной деятельности педагога. 
В контексте рассматриваемой  проблемы нельзя не упомянуть феномен выгорания в профессиональной сфере, который является примером самого тяжёлого профессионального  кризиса. Психологами это явление определяется как «синдром, включающий  эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений» [15]. И далее: «… Когда высококвалифицированные специалисты … терпят неудачи в достижении своих целей и чувствуют, что не способны внести весомый вклад, они испытывают выгорание. … выгорание очень часто проявляется при работе с людьми. Выгорание … связано с чувством неудачи и является негативным опытом» [15]. И хотя авторы этих слов вынуждены констатировать, что данный феномен является необратимым, всё же хочется с ними поспорить. 
Конечно же, нельзя не признать, что профессия педагога находится  в зоне повышенного риска. При  этом осознание педагогом своих  проблем – это уже первый шаг  на пути их преодоления, а оптимизация  условий труда педагога рассматривается  психологами-оптимистами как один из конструктивных способов преодоления  профессионального выгорания. С  этой точки зрения освоение принципиально  новых подходов к обучению способно привести к сдвигу в шкале профессиональных ценностей и осознанию педагогом  необходимости обновления своих  профессиональных достижений. Более  того, это осознание поможет наметить педагогу рациональный маршрут в  его дальнейшей профессиональной деятельности, который сможет вывести его на более высокий уровень достижений и тем самым спасти от профессионального  выгорания . Поэтому готовность к решению проблем, стоящих перед педагогом в условиях информатизации образования, можно назвать комплексной переориентацией его профессионального самосознания в сторону рационального и целесообразного использования инновационных технологий в учебном процессе. [9]    
С другой стороны, сам процесс  переориентации педагога на использование  инновационных технологий относится  к своего рода кризису профессионального роста и социально-профессиональной самоактуализации, лежащему в области профессионального самосознания. Среди личностных факторов, вызывающих подобный кризис, можно назвать следующие:

Информация о работе Профессиональная компетентность педагога