Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 03:21, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить теоретические аспекты проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Объект исследования: взаимодействие дошкольного учреждения с семьей.
Предмет исследования: нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
- обязательно учитывать при
планировании работы
В работе с родителями можно выделить следующие группы задач: [13].
В свою очередь, первая группа задач делится на две подгруппы:
1.Задачи информативного плана (например, познакомить родителей с возрастными особенностями детей, режимом работы ДОУ, дать советы по профилактике гриппа);
2. Задачи обучающего плана (научить родителей руководить детской деятельностью: игрой, ручным трудом).
При этом необходимо четко соблюдать целевую установку. В зависимости от цели при решении данных задач используются методы: [8].
- индивидуальное или групповое консультирование;
- просмотр родителями занятий и режимных моментов;
- привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности.
Решение группы задач обучающего плана невозможно без знания того, что хотят найти для себя родители в общении с педагогом. Родительские ожидания можно сформулировать следующим образом: родители хотят быть уверены в хорошем отношении воспитателя к их ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей. Пользуясь научной терминологией, эту ситуацию можно назвать «психологией доверия». Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость).
Для того чтобы заслужить доверие родителей, педагог может организовать свое взаимодействие с ними следующим образом: [2]
1-й этап — «Трансляция
2-й этап — «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли бы получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности, данных социометрии и т.д. При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех» — каждую поделку представляют родителям как исключительную, даже если им самим так не кажется.
3-й этап — «Ознакомление
4-й этап — «Совместное
Общая продолжительность всех этапов занимает около полутора — двух месяцев [2].
Для решения второй группы задач используются следующие методы:
- анкетирование;
- опрос;
- беседы с членами семьи;
- наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное);
- метод создания педагогических ситуаций;
- анализ детских рисунков;
- анализ рассказов на заданную тему;
- запись вопросов родителей;
- сочинение родителей на тему «Мой ребенок»;
- фиксация дня ребенка;
- дневник адаптации ребенка к ДОУ.
Данные методы направлены на изучение семьи и установление контактов с ее членами. Они как нельзя лучше подходят для реализации положений новой философии взаимодействия педагогов с родителями.
Вывод: В первой части курсовой работы были рассмотрены современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, охарактеризованы традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
2.1 Оценка уровня взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в старшей группе
Изучив теоретические аспекты обозначенной проблемы, приступили к проведению практической работы, которая состояла из констатирующего этапа эксперимента.
Цель исследования:
- охарактеризовать содержание работы с родителями в старшей группе;
- оценить уровень
Практическая работа осуществлялась на базе ДМОУ д/с №4 «Улыбка», г. Строитель ул. Кривошеина,6а, в старшей группе (приложение 1).
Практическую работу начали с характеристики содержания работы с родителями в старшей группе. Для этого провели беседу с воспитателем старшей группы Анисимовой З.А. (приложение 2).
Цель: изучить содержание взаимодействия педагогов ДОУ и родителей.
В ходе беседы выяснили, что дошкольное учреждение создает все условия для удовлетворения запросов родителей воспитанников по их воспитанию и обучению. Проводятся мероприятия, на которых родители имеют возможность познакомиться с успехами своего ребенка. В группе с семьями воспитанников педагоги стараются установить партнерские отношения. Проводятся выставки, праздники, развлечения как для родителей, так и с их участием. Совместно с родителями дошкольного учреждения создается развивающая среда, направленная на развитие ребенка, саморазвитие и его самореализацию.
В целях повышения педагогической культуры родители получают консультацию от воспитателя, заведующей, в группе проводятся родительские собрания.
Нетрадиционные формы работы практически не проводятся, так как такие формы работы требуют объемной подготовки как воспитателя, так и других специалистов, а также наблюдается пассивность большинства родителей для участия в них.
С целью изучения уровня взаимодействия (использование нетрадиционных форм) дошкольного образовательного учреждения и семьи в старшей группе было проведено анкетирование (приложение 3).
В анкетном опросе приняли участие 10 родителей детей старшей группы. Анализ анкет представлен приложением 4.
На вопрос № 1: «Какие существуют формы работы ДОУ с семьей?» - ответили: респонденты знакомы с такими формами, как родительские собрания (100% ответивших), беседы с семьей (40%), 30% отметили консультации и индивидуальную работу, остальные респонденты назвали работу семейных клубов (10%), семинары (10%) и чаепитие (10%).
Отвечая на вопрос № 2: «Какие из известных форм совместной работы ДОУ и семьи Вы бы отметили как интересные, полезные?» - 50% родителей высказались: а) родительские собрания; б) 30% - консультации, индивидуальная помощь семье; в) 10% - практические семинары; 10% - интересными формами определяют семейный клуб.
В ответе на третий вопрос: «Что из перечисленного Вы получили в результате взаимодействия с ДОУ и что хотели бы получить?» - большинство родителей, отвечавших на вопросы анкеты, получили в результате взаимодействия с ДОУ знания о своем ребенке (80%), о воспитании ребенка в семье (10%) и о взаимоотношениях между супругами (10%). Среди знаний и навыков, которые родители хотели бы получить в ходе сотрудничества с ДОУ, 40% родителей отмечают необходимость повышения своей компетентности в знаниях о своем ребенке, 30% - хотели бы узнать о воспитании ребенка в семье. Одинаковое количество родителей (30%) хотели бы усовершенствовать свои умения и навыки в области изучения личности ребенка и практики семейного воспитания.
Вопрос № 4, 5 - Частота участия родителей в совместных с ДОУ мероприятиях определяется как «всегда» (30% родителей), «часто» (20%), «как правило» (10%) и «редко» (40%). Сотрудничество родителей с ДОУ в 70% случаев зависит от наличия свободного времени, в 30% — от тематики встреч и интереса к данному мероприятию.
Причем наблюдается прямая зависимость между информированностью и заинтересованностью родителей в воспитании ребенка в ДОУ и частотой посещения ими различных мероприятий.
Анализируя вопрос № 6 можно сказать, что 20% опрошенных родителей назвали медсестру ДОУ; 70 % - заведующую ДОУ или методиста; 10% — специалистов ДОУ (психолога, музыкального руководителя, специалиста по ИЗО и физической подготовке).
Результаты опроса показали, что родители имеют представление о наличии специалистов в ДОУ, но этим их знания о деятельности специалистов и ограничиваются.
На вопрос «Зачем вы приходите в ДОУ (исключая моменты, когда приводите и забираете детей)?» - 40% ответили, что приходят на родительские собрания, совместные досуги и развлечения, 20% — чтобы оказать помощь в ремонте помещений группы. Не ответили – 40%.
Ответы родителей на вопрос № 8: «Ощущаете ли вы себя заказчиком на образовательные услуги, доставляемые ДОУ?» - ответы распределились следующим образом:
- многие родители (50%) не поняли суть вопроса;
- 20% ответили «да»;
- 30% - «конечно нет».
Ответы на данный вопрос определяют еще одну проблему: для того чтобы быть «заказчиком», надо уметь грамотно формулировать свой заказ, поэтому, взаимодействуя с ДОУ, родители должны иметь достаточные педагогические и психологические знания.
При этом семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, и установление контакта между ними необходимо.
На вопрос № 9: «Довольны ли Вы воспитанием ребенка в семье и детском саду?» — большинство родителей ответили как «да, полностью» и «да, частично». В итоге: 50% удовлетворены семейным воспитанием ребенка и 40% — удовлетворены воспитанием ребенка в ДОУ, «Затрудняюсь ответить» - 10%.
Таким образом, оценка состояния взаимодействия дошкольного учреждения с семьями родителей старшей группы позволяет условно подразделить их на три уровня: высокий, средний и низкий. Критерии уровней взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в старшей группе отражены в приложение 5.
Полученные данные представили в диаграмме (приложение 6). Уровень взаимодействия дошкольного учреждения с семьями родителей старшей группы составляет: высокий – 40%, средний – 30% и низкий – 30%.
Определение уровня взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников дает возможность руководителям и педагогическому коллективу, с одной стороны, проанализировать опыт взаимодействия с родителями, а с другой — обратить более пристальное внимание на вопросы, требующие существенной доработки, в частности – использование нетрадиционных форм работы.
Заключение
Проблема взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьей не нова. Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, а следовательно, имеющим возможность оказывать определенное влияние на семьи воспитанников.
Сотрудничество детского сада и семьи строится на опоре позитивной направленности родителей и их детей; объединении усилий детского сада и семьи в достижении общих целей и распределении функций, ответственности, обязанности; совместном принятии решений, согласованности действий; организации совместных мероприятий; осуществлению систематического обучения родителей; изучению и совместном обсуждении хода и результатов воспитательной работы [2].
Ещё Н.К.Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сад». Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать[13].
Но, к сожалению, очень часто в ДОУ используются в основном стандартные формы работы, воспитатели при выборе методов сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей. Запланированные эффективные формы работы, мероприятия по взаимодействию педагогов и семьи в практике работы не реализуются, особенно нетрадиционные.
Поэтому важно не только изучать содержание планирования работы с родителями, но и вести неформальный подход к организации взаимодействия, который может быть реализован в использовании нетрадиционных форм работы.
Решая задачи курсовой работы, пришли к выводу о том, что:
- что родители достаточно
Информация о работе Проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей