Проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 03:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить теоретические аспекты проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Объект исследования: взаимодействие дошкольного учреждения с семьей.
Предмет исследования: нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

 


 


ВВЕДЕНИЕ

 

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Семьи нередко не удовлетворены качеством дошкольного образования, аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям быть социально защищенными, не формируют у детей способностей к самореализации, не оказывают родителям необходимой психолого-педагогической помощи.

Со своей стороны, дошкольные образовательные учреждения предъявляет серьезные претензии к родителям детей с проблемами в учении и поведении как недостаточно компетентным воспитателям, не выполняющим свои обязанности по отношению к собственным детям, не создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей детей в защите, уходе, сохранении здоровья, в развитии своих интересов.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам объединения усилий дошкольного учреждения и семьи, рассмотренный Н. Ф. Виноградовой, Л. В. Загик, С.К. Карлиевым, В. К. Котырло, Т. А Марковой, А. К. Менжановой, Л. Ф. Островской, О. Н. Урубанской и другими, а также осмысление практики работы ДОУ в этом направлении  показывает, что практические работники стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм. В результате, обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере [3].

Но для того, чтобы эффективно реализовывать процесс взаимодействия необходимо, прежде всего, знать особенности субъектов взаимодействия, в частности, педагог должен знать типологию семей, психологические особенности родителей, их возрастные характеристики,  разнообразные стили общения родителей с детьми в различных семьях. Следовательно, педагогам следует подбирать различные технологии, методы, приемы, средства, которые успешно сочетаются в нетрадиционных формах взаимодействия с семей. Нетрадиционные формы построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

 В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Поэтому темой курсовой работы является: «Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей».

Цель курсовой работы: изучить теоретические аспекты проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Объект исследования: взаимодействие дошкольного учреждения с семьей.

Предмет исследования: нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Задачи исследования:

    1. Изучить проблему взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в  психолого-педагогической литературе.
    2. Охарактеризовать формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
    3. Выявить уровень взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей.

В исследовательской работе  использовались следующие методы:

- анализ литературы;

- беседа с воспитателем;

- анкетирование родителей;

- анализ полученных результатов.

Данная курсовая работа представлена теоретической частью по проблеме взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей; практической частью с констатирующим этапом эксперимента; заключением, списком литературы и приложением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические подходы к проблеме взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

 

 

 

1.1 Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

 

В течение долгих лет складывалось уничижительное отношение к семье и домашнему воспитанию, под влиянием которого у профессиональных педагогов укоренилось убеждение в педагогической некомпетентности родителей, их нежелании ее преодолевать. Родители допускались в ДОУ, когда требовалась их помощь в благоустройстве помещения, озеленении, их приглашали на праздники, собрания. В остальные дни двери детского сада были для них закрыты. Педагоги искренне полагали, что их миссия — поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие способы и формы работы с семьей с доминированием монолога педагога (инструктивные сообщения на собрании, консультации, информационные стенды). Это вызывало ошибки в общении педагога с родителями (безличное обращение, торопливость в оценке ребенка с акцентом на негативные проявления, пренебрежение к собеседнику, игнорирование его настроения, состояния, жизненного опыта). Указанные ошибки — свидетельство коммуникативной некомпетентности педагога, которая сводит на нет его педагогическую профпригодность. Анализ анкет родителей и воспитателей по поводу взаимодействия тех и других показал [7]:

— 30% воспитателей убеждены, что они обращаются к родителям по поводу развития их ребенка, и лишь 2% родителей припомнили такое обращение;

— 25% родителей на вопросы об образовательных программах, об уровне развития своего ребенка отвечают: «Не знаю».

Основные поводы взаимодействия родителей и воспитателей:

  • Ситуативные, связанные с поведением и обучением ребенка: чем занимался, как спал, что ел, как себя чувствовал — 47% воспитателей и 53% родителей.
  • Организационные: что-то принести, выучить дома, оплатить за посещение детского сада, помочь в группе — 57% воспитателей и 43% родителей.

Данные указывают на то, что взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем ценностей. Если для педагогов важно, как организована деятельность группы (режим, обеспечение реализации программы), то для родителей наиболее значимо — как «вписывается» и в режим, и в реализацию программы их ребенок [7].

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать [5].

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения:

• если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений;

• когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения.

Главный момент в контексте «семья — дошкольное учреждение» — личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Перейти же к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада [2].

Открытость дошкольного учреждения

Реализовать открытость ДОУ «внутрь» — это означает сделать учебный процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.

Для этого нужно создать следующие условия: [5].

— личностную готовность педагога открыть самого себя в какой-то деятельности, рассказать о своих радостях, тревогах, неудачах. Важно соблюдать такт и избегать панибратства;

— вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Это могут быть эпизодические мероприятия (бабушка вяжет Куклам, папа делает фотоснимки, мама беседует о здоровье). Дети готовятся к ним вместе с родителями, братьями и сестрами, приносят фотографии и поделки в детский сад, угощают любимыми сладостями, показывают домашних животных.

Открытость детского сада «наружу» означает, что детский сад открыт влиянию микросоциума, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательной или музыкальной школой, спортивным комплексом, библиотекой, картинной галереей, педагогическим университетом и т.д. [3].

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить отношения, прежде всего на доверительности.

1. Психологии доверия. Родители, должны  быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателей. Воспитатели, в свою очередь, не должны торопиться с оценками в его развитии, не использовать выражения типа «ваш Саша», «ваш ребенок», подчеркивая отстраненность от проблем воспитания [5].

2. Педагог должен демонстрировать  конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями, например: «Галина Алексеевна, Митя придумал сегодня интересную игру, подойди, расскажи маме, во что мы играли».

3. Информация должна быть динамичной. Минимум раз в неделю необходимо обновлять материал на стенде для родителей. При оформлении стенда следует использовать не только рисунки и надписи «от руки», но плакаты и фотографии. Не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрешек, игрушек. Соотношение текста и иллюстраций в папках-передвижках должно быть примерно 2:6 (2 части текст, 6 — иллюстрации), они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию.

Следует также создать резерв для обмена информации между группами. Каждый день должны быть представлены материалы о минувшем дне в виде рисунков, поделок, темы, которую разбирали на занятии, текста песенки, которую выучили, и т.д. Следует иметь рубрику «Наши родители советуют», в которой родители могли бы обратиться с каким-нибудь предложением к другим родителям, поделиться опытом, информацией, советом (возможно, кулинарным рецептом).

4. Родители должны иметь возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок. При этом они не обязаны ставить в известность воспитателя о своем посещении.

5. Линия взаимодействия педагогов  и родителей не остается неизменной. Родители и педагоги должны иметь возможность высказать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.

6. Дифференцированный подход (взаимодействие  в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания). Например, детское упрямство, застенчивость, капризы, беспокойный сон.

7. Линия воздействия на семью  через ребенка. Если жизнь в  группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями [5].

Таким образом, основная цель взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей   установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение  и в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

 

 

 

1.2 Формы работы с родителями и их характеристика

 

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.

Формы взаимодействия педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Главное - донести до родителей знания.

Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее [7].

1.Формы работы с семьей внутри  детского сада:

Презентация дошкольного учреждения.

Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом).

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей.

Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).

Педагогический совет с участием родителей.

Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

Ход педсовета:

1. Теоретическая часть, которую  готовят педагоги в соответствии  с темой педсовета.

2. Анкетирование родителей. Проводится  заблаговременно, чтобы выявить  основные тенденции во мнениях  родителей по обсуждаемой проблеме [7].

3. Подведение итогов анкетирования.

4. Интервью с родителями. Помогает  педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью.

5. Педагогические ситуации. Обсуждение  ситуаций активизирует родителей  и делает общение с педагогами  и специалистами полезным для  обеих сторон.

6. Телефон доверия. В игровой  форме родители могут задать  любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме [7].

Информация о работе Проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей