Проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 03:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить теоретические аспекты проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Объект исследования: взаимодействие дошкольного учреждения с семьей.
Предмет исследования: нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

Помимо стенда хорошо иметь шкаф или полки для демонстрации детских поделок, рисунков, а также стол для газет и журналов [12].

Целью следующей формы наглядной пропаганды — тематических выставок — является дополнение словесной информации для родителей рисунками, фотографиями, натуральными предметами (образцами игрушек, игровых материалов, работ по художественному труду и т.д.), сделанными руками детей, родителей, воспитателей [17].

Тематические выставки создаются как для родительского коллектива всего детского сада, так и для родителей одной группы. К их оформлению можно привлекать самих родителей: поручить подбор материала по определенной теме, найти вырезки из газет и журналов, сделать выкройки игрушек-самоделок. Более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют журналы для родителей.

2. Формы работы с семьей за  пределами детского сада: [7].

Университет педагогических знаний и лекторий.

Как и лектории, УПЗ создается в системе лекционной пропаганды. Но если лектории могут быть эпизодическими либо проводиться циклами лекций, а посещение их свободное, то УПЗ — это своеобразное учебное заведение, которое имеет организующее ядро (ректорат); постоянный состав слушателей; определенную учебную программу; преподавательский лекторский состав и т.д.

Задачи университетов: вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье; обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи; обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания; предупредить наиболее распространенные ошибки в семейном воспитании; привлечь родителей к воспитательной работе в дошкольных учреждениях.

Киноуниверситет или кинолекторий

Эта форма педагогической пропаганды позволяет широко использовать как короткометражные научно-популярные и хроникально-документальные фильмы, так и полнометражные художественные. В настоящее время используется видеозапись реальной жизни ДОУ. Фильмы монтируются, озвучиваются специалистами и предлагаются родителям для домашнего просмотра. Использование видеокамеры помогает родителям увидеть своих детей в новой, закрытой для них обстановке и сделать соответствующие выводы.

Работа киноуниверситета строится на основе определенного учебного плана и соответствующей программы. К каждому занятию подбирается тематический фильм [6].

 

 

Школы для родителей

Создаются при детских садах и ставят своей целью освещать вопросы воспитания и ухода за детьми от рождения до семи лет. В некоторых дошкольных учреждениях, в зависимости от специфики местных условий, более актуальны «Школы молодых родителей», «Школы будущих мам и пап», «Университет отца». Особенно перспективно создание таких школ совместно с женскими консультациями, образовательными школами, профессиональными училищами.

Читательские конференции по книгам о воспитании

Читательские конференции организуются в библиотеках и проводятся по книгам и публикациям современных педагогов и психологов. На них могут выступать социологи, писатели, поэты. В Алтайской краевой детской библиотеке им. Н.К. Крупской создана авторская программа «Книжкин дом», рассчитанная на работу с детьми дошкольного возраста и их родителями.

В детских библиотеках организуются «Дни сказок», обсуждение произведений детских писателей, на которые приглашаются родители вместе с детьми [2].

Тематические выставки

Выставки, организуемые в ближайших клубах, кинотеатрах, домах культуры, домоуправлениях, поликлиниках, выставочных залах, пропагандируют общественное дошкольное воспитание, опыт семейной педагогики, рассказывают о лучших воспитателях района, а также о творчестве родителей, воспитателей, детей.

Информационные бюллетени

Они вывешиваются (по договоренности) на предприятии, а также в близлежащих магазинах игрушек, книг, детской одежды, спортивного инвентаря. В бюллетенях покупателям даются рекомендации:

- какая игрушка нужна ребенку  в определенном возрасте; как организовать игровой уголок дома; какие книги нужны дошкольнику;

- какая одежда и обувь нужны  ребенку для определенных занятий  и в разное время года и  т.д. [7].

Дни открытых дверей в дошкольных учреждениях.

На мероприятия по педагогическому просвещению приглашаются родители, имеющие детей дошкольного возраста и проживающие в вашем микрорайоне.

Родительские конференции [6].

Их организуют дошкольные учреждения на базе клубов, библиотек, домов культуры. Участвуют в них педагоги, учителя, юристы, писатели. Темы конференций многообразны и могут быть посвящены физическому, умственному, эстетическому, нравственному воспитанию детей, а также тем вопросам, которые наиболее актуальны, особо интересуют родителей.

Консультации для родителей

К ним привлекаются не только педагоги, но и учителя, врачи, художники, представители других профессий (в зависимости от содержания вопросов, с которыми обратились родители).

Библиотечки для родителей при дошкольных учреждениях

Их услугами могут пользоваться и родители детей, не посещающих детский сад, в ряде случаев это платная услуга [7].

Выступления воспитанников детских садов

Песни, танцы, чтение стихотворений, игры-хороводы, инсценировки и др. могут быть иллюстрацией к той или иной теме, освещаемой в лектории, школе для родителей и т.д. Цель их — показать результаты воспитания в общественных детских учреждениях.

Выступления педагогов (а также врачей, учителей, юристов, писателей, самих родителей) по радио и телевидению, в местной и центральной печати.

Педагогические проблемы, обсуждаемые в местной печати и на радио, имеют в основном практический характер, раскрывают педагогические ситуации, дают советы, как поступать в том или ином случае.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями.

 

Традиционные формы общения с родителями

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и другие. Сейчас родительские собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол» и др.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; тематические консультации.

Наглядно-информационные методы: записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки [21].

Нетрадиционные формы общения с родителями

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями.

Такие формы основываются на различных телевизионных и развлекательных программах, играх и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами [9].

Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток-шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. В ряде детских садов организуется педагогическая библиотека для родителей, книги им выдаются на дом. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семейные карнавалы». «Устный журнал» состоит из 3—6 страниц или рубрик, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут. Например, рекомендуем использовать рубрики: «Это интересно знать», «Говорят дети», «Советы специалиста» и др. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.

Целесообразно проведение нетрадиционных форм общения с родителями по типу различных телепрограмм, в частности «Ток-шоу». Можно заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам наказания детей, их подготовки к школе и т.д. Дать слово «экспертам», возможность высказаться каждому желающему. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены [8].

Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова.

Автором выделяются следующие нетрадиционные формы:

    • информационно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи);

-  досуговые;

- познавательные;

- наглядно-информационные [14].

Они представлены в таблице.

Таблица 1. Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей.

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек


 

 

 

 

 

 

1.3 Педагогические условия  взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

 

 

При выборе форм работы с родителями рекомендуется учитывать следующее:

• тип семьи: [17].

- многопоколенная (наличие в одном доме нескольких поколений родственников);

- нуклеарная (проживание под одной крышей родителей и детей, без старшего поколения);

- неполная (мать и дети, отец и дети, бабушка и внуки, тетя и племянница и др.);

- полная (наличие обоих родителей);

- псевдосемья (полная семья с одним или двумя детьми, но с постоянным отсутствием родителей и детей в стенах дома в связи с их пребыванием в ДОУ, школе, на работе).

• сущностные характеристики: [17].

- проблемная семья характеризуется такими параметрами, как низкая самооценка ее членов; общение непрямое, спутанное, неопределенное; стили общения: обвиняющий, заискивающий, просчитывающий, отстраненный; правила семьи: скрытые, устаревшие, жесткие; запреты не обсуждаются;

- зрелая семья: высокая самооценка; общение прямое, ясное, определенное, способствующее росту; стиль общения: уравновешенный; правила семьи: открытые, современные, гуманные; полная свобода любых обсуждений;

- традиционная или современная;

- образ жизни — совокупность способов и форм жизнедеятельности, присущих той или иной личности, группе, обществу. Образ жизни семьи может быть открытым, закрытым, мобильным, активным и т.д. При этом необходимо учитывать:

- кому принадлежит доминирующая роль в семье (мать или отец, бабушка со стороны матери, дедушка со стороны отца и т.д.); здесь необходимо обратить внимание на этническую принадлежность семьи;

- характер и стиль семейных отношений (некоторые характеристики стиля семейных отношений представлены в предыдущем разделе).

Учет перечисленных особенностей необходим для полноценной реализации новой философии работы с родителями [15].

При организации взаимодействия с семьями целесообразно использовать следующие фазы планирования:

- педагоги должны четко осознавать  цель взаимодействия и в ходе  работы придерживаться только  ее. Она может быть различна: привлечь  внимание родителей к бедственному  положению ДОУ, показать родителям  эффективность педагогической работы коллектива ДОУ и т.д. Нарушение педагогом данного положения ведет к результату, обратному ожидаемому;

- каждый работник ДОУ должен  четко представлять, какую персональную  пользу он получит от этой  работы, поскольку при личной заинтересованности в конечном результате деятельность человека целиком и полностью направлена только на достижение данного результата;

Информация о работе Проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей