Проблемы инклюзивного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить особенности инклюзивного обучения младших школьников с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии (в сравнении с нормой и обучением в условиях специальной коррекционной школы).
Задачи – исследовать специфику инклюзии, изучить историю проблемы, раскрыть современные подходы к изучению проблемы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.
1.1 сущность, понятия Инклюзивного образования; специфика инклюзии ;
1.2 История обучения детей с отклонениями;
1.3 современные подходы к обучению детей с отклонениями;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 63.79 Кб (Скачать)

Закон о специальном образовании  в СССР не был принят, и потому в Западной Европе к концу этапа (70-е г.г.) охват нуждающихся специальным образованием составлял от 5 до 12% детей школьного возраста, в СССР — к концу этапа (1990/91 уч. г.) — только 1,5%.

Повторим, обучение в специальных  школах носило цензовый характер. Положительным  последствием ценза являлась возможность  выпускников спецшкол продолжить свое образование и получить как среднее  техническое, так и высшее образование. Как и каждый человек в СССР, они могли трудоустроиться. Негативным же последствием ценза стало закономерное в этом случае «вытеснение» из образовательной системы детей с глубокими нарушениями интеллекта, эмоциональной сферы, сложной структурой дефекта. Эти дети были вытеснены из пространства «дефектологического квадрата»; диктат образовательного ценза способствовал разделению аномальных детей на «обучаемых» и «необучаемых», в число последних попали дети с глубокими интеллектуальными, эмоциональными нарушениями, сложной структурой дефекта. В начале 90-х гг. они по-прежнему оставались в СССР за рамками специального образования, несмотря на то, что специалисты-дефектологи осознавали возможность и искали пути оказания психолого-педагогической помощи.

Идеи социальной и педагогической интеграции инвалидов в 70-е гг. возникают  и реализуются в контексте  развития открытого гражданского общества, либерально-демократических реформ, общественного противостояния идеям  дискриминации людей по расовому, половому, возрастному, национальному, политическому, религиозному, этническому и другим признакам, но уже не на уровне отдельно взятой европейской страны, а на уровне мирового сообщества. Борьба против дискриминации способствует формированию новой культурной нормы — уважения к различиям между людьми. Именно в этом широком антидискриминационном контексте специальные школы (тем более интернаты) признаются учреждениями сегрегационными, а изолированная от массовой система специального образования — дискриминационной. И если на предшествующем тапе эволюции общество боролось за организацию специальных учебных заведений, то теперь оно стало рассматривать помещение ребенка в специальную школу как нарушение его прав и «навешивание социального ярлыка». Новый период эволюции отношения закономерно соотносится с III этапом развития национальных систем специального образования.

Ведущей тенденцией развития системы образования детей с  особыми потребностями, начиная  с 70-х гг., становится «включение в  общий поток» или интеграция. Переход к интегративным формам обучения, признание всех без исключения детей (независимо от степени тяжести нарушения) обучаемыми, кардинальная реконструкция системы специального образования стали следствием демократизации западноевропейского общества; развития тенденций к гарантированному обеспечению прав каждого; проведения антидискриминационной политики в условиях экономического подъема; активного роста благотворительности.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Инклюзия исходит из позиции  общей педагогики и психологии, ориентированных  на ребенка с учетом его индивидуальных образовательных потребностей. Цель инклюзии – не только интеграция детей  с ограниченными возможностями, а «одна школа для всех». Инклюзивные  подходы могут поддержать детей с ограниченными возможностями в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможность для эффективной социализации.

Инклюзия детей с ограниченными  возможностями здоровья предполагает:

▪ воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии, то есть его адаптацию к среде;

▪ активное участие в  данном процессе (субъектно-объектная  роль) самого ребенка;

▪ совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости  требований к своим потенциальным  субъектам оказывается недоступной  для детей с ограниченными  возможностями.

Инклюзивный подход позволяет  решить проблемы образования, воспитания и социализации детей с интеллектуальной недостаточностью. Ограниченные возможности здоровья не означают ограниченные способности. Напротив, часто ребенок, имеющий психические недостатки, находясь в среде, адаптированной к его возможностям и потребностям, достигает высокого уровня социализации и самореализации. Инклюзивное образование предполагает индивидуализацию обучения и комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка.

Эффективной интеграции детей c задержкой  психического развития способствуют внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам можно отнести: близость уровня психофизического и речевого развития ребенка, возрастной норме; возможность овладения интегрированным учащимся общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки; психологическая готовность учащегося к инклюзивному обучению.

К внешним показателям относится: раннее выявление нарушений в  развитии ребенка; желание родителей  обучать ребенка и готовность помогать ему в процессе обучения; оказание ребенку эффективной квалифицированной  коррекционной помощи; создание коррекционно-развивающей  среды в условиях массовой школы.

Социально-адаптационное  сопровождение предусматривает  также формирование толерантных  установок у школьников начального, среднего и старшего звена.

Позитивным аспектом практики включения образовательных учреждений всех ступеней в процесс интегрированного обучения детей с ограниченными  возможностями здоровья является осознание  соблюдение цели обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями  здоровья. Так, образовательные учреждения осознают необходимость создание целостной  системы, обеспечивающей оптимальные  педагогические условия для детей  с ограниченными возможностями  здоровья, образовательного пространства школы, которое позволит обеспечить развитие учащегося, его подготовку к полноценному и эффективному участию  в общественной и профессиональной жизни. Среди частных задач ОУ выделяются организация обучения в  соответствии с их возрастными и  индивидуально – типологическими  особенностями таких учащихся, формирование у них гражданско-правовой культуры; культуры здоровья; общения. Создание условий для личностной реализации учащегося и другие.

Большинство дошкольных образовательных  учреждений видит задачу своей деятельности в отношении таких воспитанников в реализации доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья через интеграцию детей, н не посещающих ДОУ и их семей в образовательную среду ДОУ.

Развитие инклюзивного образования  – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Современное гражданское общество невозможно без уважения прав и свобод каждого отдельного человека, обеспечения для него необходимых гарантий безопасности и равноправия.

Инклюзивная школа – это, прежде всего, демократическая школа, в которой прививают уважение ко всем людям, невзирая на психические и физические недостатки у некоторых из них, к стилю их жизни. Она призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее потенциала, формирование умения и желания учиться, она закладывает прочный фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимой выпускнику для полноценного включения в жизнь общества.

Инклюзивное образование  основано на принципе доступности образования  для всех учащихся, в том числе и для инвалидов. Это подход целостный, комплексный, основанный на интересах ребенка. Основой инклюзивного подхода должен стать ориентир на нормальное психическое развитие каждого ученика, а не на отклонения в виде девиации или патологии. Понимание сути такого подхода и его принятие позволяет повышать самооценку людей с ограниченными возможностями здоровья и дает им право на равные права и возможности. Для системы отечественного образования такой подход имеет огромное значение, а положительный опыт, наработанный в каждом образовательном учреждении на любой ступени будет использоваться на благо интеграции и инклюзии.

 

 


Информация о работе Проблемы инклюзивного образования