Проблема интеграции в современной системе образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: интеграция в современной системе образования.
Предмет исследования: влияние интегрированного образования на повышение качества обучения и воспитания .
Цель исследования: изучить и экспериментально обосновать значимость интегрированного образования для обучения и социализации детей с ОПФР.

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность интегрированного образования.
Понятие интегрированного подхода в образовании. Сущность интеграции в обучении детей с ОПФР.
Медицинская и социальная модели инвалидности. Интеграция, её взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности

Глава 2. Понятие интегрированного подхода в образовании. Опыт разных стран.
2.1 Образование детей с нарушениями психофизического развития в Республике Беларусь. Особенности организации образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания на уровне дошкольного образования. Особенности организации образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания на уровне общего среднего образования, комплектование специальных классов и классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения и воспитания
2.2 Опыт интегрированного обучения и воспитания в РФ. Проблема интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную систему РФ
2.3 Эксперимент и анализ полученных данных.

Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Интеграции.docx

— 92.89 Кб (Скачать)

        В Республике Беларусь интегрированное обучение и воспитание могут получать следующие группы детей:

- дети с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью);

- с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);

- с тяжелыми нарушениями речи;

- с нарушениями зрения;

- с нарушением слуха;

- с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

           Для организации образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания в учреждениях образования созданы следующие специальные условия:

- создание коррекционно-развивающей, предметно-пространственной и социальной среды, обеспечивающей стимулирование эмоционального, сенсорного, моторного и когнитивного развития детей с особенностями психофизического развития в соответствии с их потребностями;

- создание адекватной возможностям детей с особенностями психофизического развития образовательной среды, что достигается обеспечением учреждений образования соответствующими учебными изданиями, индивидуальными техническими средствами обучения, необходимыми дидактическими средствами;

- организация социального взаимодействия здоровых детей и детей с особенностями психофизического развития, направленного на гармонизацию детских взаимоотношений;

- оказание коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития, направленной на исправление либо преодоление физических и (или) психических нарушений;

- обучение незрячих (слепых) на основе рельефно-точечной системы Брайля, слабовидящих – по учебникам и учебным пособиям, изданным увеличенным шрифтом, с использованием тифлотехнических средств и специального оборудования;

- обучение неслышащих (глухих) и слабослышащих детей, с использованием звукоусиливающей аппаратуры, технических средств, обеспечивающих передачу учебного материала и другой информации на визуальной основе;

- создание безбарьерной среды для обучения детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);

- наличие кабинета учителя-дефектолога, оснащенного необходимым коррекционно-развивающим оборудованием, средствами обучения и учебной литературой.

           Образовательный процесс для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания осуществляется на основе учебных планов и учебных программ соответствующих типов учреждений образования с использованием средств и методов обучения, учитывающих специфику физических и (или) психических нарушений.

           Особенности организации образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания на уровне дошкольного образования.

       Интегрированное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития на уровне дошкольного образования строится на основе реализации целостного подхода к развитию, обучению и социализации детей, проектирования индивидуальных программ воспитания, обучения и развития с целью предупреждения возникновения у них вторичных нарушений физического и (или) психического развития.

      Комплектование специальных групп, групп интегрированного (совместного) обучения и воспитания осуществляется с учетом основных показаний и противопоказаний, определенных к приему в специальные дошкольные учреждения (группы).

       Количество детей в специальной группе зависит от возраста, структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения ребенка и соответствует нормам наполняемости групп, определенным для специальных дошкольных учреждений (групп).

     Наполняемость группы интегрированного (совместного) обучения и воспитания составляет: в возрасте до 3-х лет – 8-10 детей, в возрасте от 3 до 7 лет – 10-12 детей, из них:1-2 ребенка с нарушениями однородного характера: интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость), неслышащие (глухие), незрячие (слепые), нарушения функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);или 3-4 ребенка с нарушениями однородного характера: слабослышащие, слабовидящие, тяжелые нарушения речи, нарушения психического развития (трудности в обучении);или 2-3 ребенка с различными (не более двух) нарушениями развития: интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость) и нарушения психического развития (трудности в обучении); нарушения психического развития (трудности в обучении) и тяжелые нарушения речи и другими.

           В группе интегрированного (совместного) обучения и воспитания с детьми, имеющими особенности психофизического развития, организуются коррекционно-педагогические занятия (коррекционные занятия, занятия по отдельным образовательным областям государственного компонента специального учебного плана), которые проводит учитель-дефектолог.

         Коррекционно-педагогические занятия с детьми, имеющими нарушения развития, проводятся как в отдельном кабинете, так и при организации совместной со здоровыми детьми учебной деятельности на занятиях. Коррекционно-педагогические занятия могут проводиться в форме индивидуальных и групповых занятий.

         Перечень образовательных областей специального учебного плана, по которым учитель-дефектолог проводит занятия с детьми, имеющими нарушения физического и (или) психического развития, согласовывается с центром и утверждается приказом руководителя учреждения образования.

         На проведение коррекционно-педагогических занятий в группе интегрированного (совместного) обучения и воспитания на одного ребенка с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью), неслышащего (глухого), незрячего (слепого), нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием) выделяется 3,5 часа в неделю, на одного ребенка слабослышащего, слабовидящего, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития (трудностями в обучении) – 2,5 часа в неделю.

Особенности организации образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания на уровне общего среднего образования, комплектование специальных классов и классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания

       Интегрированное обучение и воспитание на уровне общего среднего образования строится на основе разностороннего изучения возможностей и особенностей детей с особенностями психофизического развития, прогнозирования актуальных трудностей взаимодействия учащихся с различными познавательными возможностями и путей их преодоления, деятельностного характера обучения учащихся, включения учащихся с особенностями психофизического развития в социальное взаимодействие с коллективом учреждения образования, содействующее их успешной социализации.

       Комплектование специальных классов, классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания осуществляется с учетом показаний и противопоказаний к организации образовательного процесса в условиях специальной общеобразовательной школы (школы-интерната), вспомогательной школы (школы-интерната).

        Количество детей в специальном классе зависит от структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения ребенка и соответствует нормам наполняемости классов, определенным для специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов), вспомогательных школ (школ-интернатов).

        Наполняемость класса интегрированного (совместного) обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся, из них: 3 детей с нарушениями однородного характера: интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость), неслышащие (глухие), незрячие (слепые), нарушения функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);или 5-6 детей с нарушениями однородного характера: слабослыщащие, слабовидящие, тяжелые нарушения речи, нарушения психического развития (трудности в обучении);или 3-4 детей с различными (не более двух) нарушениями развития: интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость) и нарушения психического развития (трудности в обучении); нарушения психического развития (трудности в обучении) и тяжелые нарушения речи и другими.

          В этом случае для реализации коррекционно-развивающего обучения учащихся с особенностями психофизического развития и создания адекватной их возможностям образовательной среды вводится должность учителя-дефектолога.

         Учитель-дефектолог класса интегрированного (совместного) обучения и воспитания: проводит занятия коррекционного компонента специального учебного плана в отдельном специально оборудованном помещении, оснащенном необходимыми средствами обучения и отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям; как правило, проводит уроки с детьми с особенностями психофизического развития или оказывает им коррекционно-педагогическую помощь при организации совместной со здоровыми сверстниками учебной деятельности на уроке.

              Перечень учебных предметов государственного компонента специального учебного плана, по которым учитель-дефектолог проводит уроки, согласовывается с центром и утверждается приказом руководителя учреждения образования.

          На проведение коррекционно-педагогических занятий на одного ребенка с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью), неслышащего (глухого), незрячего (слепого), нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием) выделяется 8 часов в неделю, а на одного ребенка слабослышащего, слабовидящего, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития (трудностями в обучении) – 4 часа в неделю.

         Коррекционно-педагогические занятия могут проводиться в форме индивидуальных и групповых занятий.

        По заявлению законных представителей для детей специальных классов и классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания могут организовываться группы продленного дня.

Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения и воспитания

           Организация образовательного процесса для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания предусматривает осуществление психолого-педагогического сопровождения.

            Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются: преодоление трудностей, возникающих в процессе совместного обучения и воспитания; актуализация личностного потенциала развития ребенка; обеспечение положительных межличностных отношений между участниками образовательного процесса; информирование законных представителей относительно особенностей организации и задач образования и развития их ребенка.

            Приказом руководителя учреждения образования создается группа психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития, в состав которой могут входить: представитель администрации учреждения образования; специалист центра (по согласованию); педагогические (учителя, воспитатели, работающие с детьми, имеющими нарушения развития, учителя-дефектологи, педагог-психолог, педагог социальный) и иные работники учреждения образования.

           Группа психолого-педагогического сопровождения осуществляет организационно-методическое обеспечение образовательного процесса (оценка социальной ситуации развития, разработка рекомендаций по максимальному приспособлению образовательной среды к потребностям ребенка с особенностями психофизического развития; составление индивидуальных программ сопровождения ребенка с особенностями психофизического развития; обеспечение преемственности и последовательности в работе с детьми, имеющими особенности психофизического развития; анализ эффективности и при необходимости своевременное внесение изменений и уточнений в индивидуальные программы сопровождения, мониторинг успешности протекания процесса интегрированного обучения и воспитания, взаимодействие с семьей ребенка и другое).

            Группа психолого-педагогического сопровождения регулярно заслушивает на педагогических (методических) советах результаты реализации индивидуальных комплексных программ сопровождения детей с особенностями психофизического развития, принимает решения по устранению выявленных проблем, дает рекомендации по дальнейшей организации учебно-воспитательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания.

 

 

 

2.2 Опыт интегрированного обучения и воспитания в РФ. Проблема интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную систему РФ.

            Интегрированное (совместно с нормально развивающимися сверстниками) обучение предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми. Исследования показывают, что интегрированное обучение может быть эффективным для части детей с отклонениями в развитии, уровень психофизического развития которых соответствует возрастной норме или близок к ней. Но оно оказывается нецелесообразным для детей с интеллектуальной недостаточностью. По отношению к ним речь, прежде всего, должна идти о совместном пребывании в учреждении, о совместном проведении досуга и различных внешкольных мероприятий.

         Интеграция - не новая для Российской Федерации проблема. В массовых детских садах и школах России находится много детей с отклонениями в развитии. Эта категория детей крайне разнородна и включает в себя четыре группы:

- недиагностированные дети, их "интеграция" обусловлена тем, что имеющееся отклонение в развитии не выявлено;

- дети, родители которых, зная о нарушении развития  ребенка, по разным причинам настаивают  на обучении в массовом детском  саду или школе; в том случае, когда интегрированное обучение  проводится лишь по желанию родителей без учета мнения специалистов оказывается, что оно эффективно только для незначительной части этих детей, большинство же из них через несколько лет "интегрированного обучения", неадекватного их уровню развития, оказываются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях или полностью "выпадают" из системы образования;

Информация о работе Проблема интеграции в современной системе образования