Проблема интеграции в современной системе образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: интеграция в современной системе образования.
Предмет исследования: влияние интегрированного образования на повышение качества обучения и воспитания .
Цель исследования: изучить и экспериментально обосновать значимость интегрированного образования для обучения и социализации детей с ОПФР.

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность интегрированного образования.
Понятие интегрированного подхода в образовании. Сущность интеграции в обучении детей с ОПФР.
Медицинская и социальная модели инвалидности. Интеграция, её взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности

Глава 2. Понятие интегрированного подхода в образовании. Опыт разных стран.
2.1 Образование детей с нарушениями психофизического развития в Республике Беларусь. Особенности организации образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания на уровне дошкольного образования. Особенности организации образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания на уровне общего среднего образования, комплектование специальных классов и классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения и воспитания
2.2 Опыт интегрированного обучения и воспитания в РФ. Проблема интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную систему РФ
2.3 Эксперимент и анализ полученных данных.

Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Интеграции.docx

— 92.89 Кб (Скачать)

 

Учреждение образования

«Белорусский Государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

 

 

 

 

Курсовая работа коррекционной педагогике:

Тема: «Проблема интеграции в современной системе образования»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                          Выполнила:

 

Проверила:

 

 

Минск, 2013

 

 

Содержание:

Введение

Глава 1. Сущность интегрированного образования.

    1. Понятие интегрированного подхода в образовании. Сущность интеграции в обучении детей с ОПФР.
    2. Медицинская и социальная модели инвалидности. Интеграция, её взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности

 

Глава 2. Понятие интегрированного подхода в образовании. Опыт разных стран.

  2.1 Образование детей с нарушениями психофизического развития в     Республике Беларусь. Особенности организации образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания на уровне дошкольного образования. Особенности организации образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания на уровне общего среднего образования, комплектование специальных классов и классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения и воспитания

2.2 Опыт интегрированного  обучения и воспитания в РФ. Проблема интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную систему РФ

2.3 Эксперимент и анализ  полученных данных.

 

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

Введение               

          Проблема интеграции детей с ОПФР в национальных системах образования стран Европы стоит довольно остро . Развитие национальных систем специального образования во все исторические периоды связано с социально-экономическими условиями страны, ценностными ориентациями государства и общества, государственной политикой в области образования, законодательством в сфере образования в целом и в специальном образовании, а также уровнем развития дефектологической науки как интегративной области знания на стыке медицины, психологии, педагогики.

          Интегрированный подход в обучении на современном этапе развития образования имеет принципиально важное значение для построения всего учебно-воспитательного процесса. Прежде всего, он отражает реально существующие в теории и практике коррекционного обучения тенденции.

         Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.

        В системе образования интеграция означает возможность минимально ограничивающей альтернативы (т.е. выбора) для лиц с особыми образовательными потребностями: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего назначения (дошкольное образовательное учреждение, школа и пр.).

     «Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» .

      Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Они обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования.

    Вместе с тем, конкретно развернутые рекомендации по данному вопросу в специальной педагогической литературе до настоящего времени не представлены. Этим определяется актуальность нашей темы.

   Объект исследования: интеграция в современной системе образования.

   Предмет исследования: влияние интегрированного образования на повышение качества обучения и воспитания .

    Цель исследования: изучить и экспериментально обосновать значимость интегрированного образования для обучения и социализации детей с ОПФР.

 

В соответствии с данной целью нами решались следующие задачи:

    1. На основе теоретического анализа научной литературы выявить сущность понятия «интегрированное образование»;
    2. Обобщить имеющиеся в психолого-педагогической литературе, сведения по проблеме интегрированного обучения и воспитания.
    3. Изучить опыт других стран по проблеме интегрированного образования.
    4. Изучить состояние межличностных отношений в классе интегрированного обучения.
    5. Определить рекомендации по формированию коллектива класса интегрированного обучения.

Для реализации указанных задач, нами использовались следующие методы:

- Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы;

- Использовалась методики  «Выбор», анкетирование.

- Качественный и количественный анализ полученных данных.

 

 

 

 

 

 

Глава 1.   Сущность интегрированного образования.

    1. Понятие интегрированного подхода в образовании. Сущность интеграции в обучении детей с ОПФР.

              Исследования Н.Н. Малофеева позволили выявить тенденции развития системы специального образования за рубежом и в странах СНГ, социокультурные и экономические детерминанты разных этапов, оценить состояние развития отечественной системы специального образования. Как известно, социально-правовые механизмы реализации идеи интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями в нашей стране стали активно разрабатываться только в последние годы.

             Вопросы интеграции детей с отклонениями в развитии в общий поток учащихся массовой школы обсуждались на международных и республиканских конференциях, были выпущены сборники научных трудов, статьи . По мнению академика Н. Малофеева и Н.Д. Шматко, «интеграция – это закономерный этап развития системы специального образования, связанный … с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование».

            На основании анализа Национальных докладов Европейского агентства по развитию специального образования Н.Н. Малофеев делает следующие выводы: - В странах Западной Европы нет единых подходов и правил организации сопровождения и поддержки детей с особыми образовательными потребностями.- На западе выявляются как минимум 4 основных формы поддержки: а) превентивные меры; б) информационно-консультативная поддержка; в) дифференциация учебных программ и процесса обучения; г) улучшение условий обучения и пребывания интегрированного ребенка в школе (повышение квалификации педагогов, разделение ответственности). - В западноевропейских странах сопровождение учеников с особыми образовательными потребностями обеспечивается «внутришкольно», т.е. специалистами разного профиля, и внешкольными службами с использованием в учебном процессе приходящих специальных педагогов, которые играют ключевую роль в поддержке учителей-предметников и интегрированных учеников. - В одних странах поддержка адресована прежде всего учителям, в чьих классах есть интегрированные дети, и школе; в других – в основном адресована учащимся. Во всех докладах отмечается значимость оказания специальной помощи как ученикам, так и учителям, работающим с ними. - Характер помощи и сопровождение зависят от индивидуальных образовательных потребностей ребенка. В некоторых странах консультативная помощь оказывается и родителям.

             Исследователи проблемы интегрированного  обучения подчеркивают, что интеграция  не противопоставляется системе  специального образования. Следует  избегать механического копирования  западного опыта решения этой  проблемы, так как калькирование  западной стратегии и тактики  в сочетании с «революционным»  подходом неизбежно приводит  к потерям в системе специального  образования, к потере детьми  прав на реабилитацию средствами  образования. Наиболее оправданным  является эволюционный подход, который  предполагает рассмотрение интеграции  в качестве одного из возможных  путей в реабилитации «особых»  детей средствами образования, признает  необходимость развития также  системы специального образования  и других подходов к обучению  и воспитанию этих детей. Необходимо  разрабатывать свою национальную  модель образования лиц с отклонениями  в развитии, которая бы способствовала  взаимодействию структур массового  и специального образования, совершенствованию, а не сворачиванию систем интегрированного  и специального обучения .

              Профессор Л.М. Шипицына выделяет  две основные формы интеграции: социальную и педагогическую . Социальная интеграция предполагает адаптацию детей с ограниченными возможностями в общую систему социальных отношений в рамках той образовательной среды, в которую они интегрируются. Педагогическая интеграция предусматривает формирование у детей с проблемами в развитии способности к усвоению материала, определяемого общим учебным планом. Наиболее адекватными условиями для интеграции располагают комбинированные образовательные учреждения, в которых можно определить степень интеграции, то есть одну из возможных моделей.

               Вопросы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья волнуют исследователей, педагогов и родителей во всех регионах России. В настоящее время актуальным является анализ достижений системы специального образования и возможных путей интеграции детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов в массовую систему образования.

               Сегодня наиболее типичными для самой сложной категории – детей-инвалидов являются следующие образовательные маршруты. Первый – традиционный, включает лечение и реабилитацию в учреждениях здравоохранения на начальном этапе, реабилитацию и коррекцию в дошкольных учреждениях и в системе специального образования. Доступными в дальнейшем оказываются среднее или высшее профессиональное образование в специализированном учреждении и квалифицированная профессиональная деятельность, но чаще подростка после школы ждет непрофессиональный труд, а в особых случаях – учреждение собеса.

            Второй традиционный, но социально ориентированный маршрут калькирует первый, однако проходит в системе общего образования иногда в виде надомного или индивидуального обучения в школе, а в дальнейшем очного или заочного обучения в вузе общего типа.

         Третий нетрадиционный маршрут предполагает постоянное лечение, реабилитацию, оздоровление на всем пути, идущие параллельно с общим и дополнительным образованием. Дополнительное образование может определять дальнейшую профессиональную деятельность. Процесс развития особенного ребенка должен выстраиваться так, чтобы его предыдущие достижения становились ступенькой для следующего шага. Для этого необходимо обеспечить преемственность и непрерывность различных этапов образования. Тогда успешно выбранная образовательная траектория будет основой полноценного развития ребенка и становления его как личности. Древние греки рассматривали человека в гармонии тела, души и духа. Для современной психологии человек – индивид, личность, индивидуальность. Схема, обобщающая возможности обеспечения условий развития ребенка на траектории «индивид – личность – индивидуальность» государственными структурами, внешне похожа на фигуру человека.

         В современной парадигме образования  прежняя установка «ребенок для  школы» заменяется установкой  «школа для ребенка». Каким бы  особым ни был ребенок, какого  бы рода трудности он ни  испытывал, он должен иметь право  и возможность реализовать себя  в успешном обучении, стимулирующем  интерес к знаниям, труду, способам  деятельности. Успех внедрения интегрированного  обучения во многом зависит  не только от материально-организационного  и учебно-методического обеспечения, но и от факторов социально-психологического  порядка, нравственной атмосферы  в обществе.

           Интеграцию детей со специальными  образовательными потребностями  следует рассматривать не как  цель, а как инструмент для  их абилитации и социализации.

             К настоящему времени можно считать, что в науке обоснованы основные теоретические положения, разработаны ряд практических подходов к реализации идеи интегрированного обучения и воспитания детей со специальными образовательными потребностями.

             Вместе с тем, в практике обучения мы часто сталкиваемся с тем, что многие руководители образования, не вникая в суть проблемы, считают, что если дети с нарушениями в развитии и дети физиологической нормы обучаются в одном классе, или воспитываются в одной группе детского сада, то такая схема обучения и есть реализация идеи интегрированного обучения. На самом деле это не так. Если дети с проблемами не получают специальной помощи со стороны специалистов-дефектологов, если в работе с ними не задействованы коррекционно-развивающие технологии, то такое обучение является лишь совместным, но никак не интегрированным.

Информация о работе Проблема интеграции в современной системе образования