Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:00, реферат
Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно осуществлять эффективную работу предприятия, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности. Однако наиболее интересной из них мне показалась сфера психологии.
Введение………………………………………………………………………………3
Понятие воспитание, его сущность, цели, задачи и функции………………...4
Субъект воспитательного процесса……………………………………………..6
Принципы воспитания………………………………………………………….10
Содержательная сторона воспитательной деятельности……………………..15
Модель воспитательной деятельности…………………………………………17
Технология воспитательной деятельности руководителя…………………….18
Заключение…………………………………………………………………………...28
Список используемой литературы………………………………………………….29
Методы воспитания применяются
руководителем комплексно, во взаимосвязи,
непосредственно и
Исходным моментом для построения системы методов является уточнение их роли в педагогической практике. В повседневной жизни руководитель, как правило, не задумывается о том, какой метод применить для решения воспитательной задачи. Однако для определения принципиальной педагогической линии поведения в сложной ситуации ему необходимо знать определенную совокупность возможных решений. Овладение методами воспитания и их системное применение позволяют не только четко представлять, что делать при повседневном воспитании подчиненных, но и определять перспективы воспитательной работы, выявлять эффективные средства достижения ее целей.
Методы воспитания взаимно дополняют
друг друга, и никакой метод не
действует изолированно, формируя определенную
характеристику социального субъекта.
В педагогике существует несколько
классификаций методов
Поэтому при классификации методов воспитания были учтены совокупные стороны данного целостного процесса и прежде всего его основные функции. В соответствии с этими ориентирами предложено выделить наиболее действенные методы воспитания и представить их такими группами:
традиционно принятые - убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример;
инновационно-деятельностные - внедрением новых воспитательных технологий, моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность и др.;
неформально-межличностные - осуществляются через личностно значимых, авторитетных людей из числа родственников, друзей и близких;
тренингово-игровые - обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях, социально-психологические тренинги, деловые игры, и др.;
рефлексивные - основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности.
Опыт показывает, что процесс
воспитания всегда протекает в рамках
воспитательной системы и опосредуется
ею. Исходя из того, что в воспитательном
процессе руководитель непосредственно
взаимодействует с
Система методов воспитания персонала призвана выполнять ряд функций. Важнейшими из них являются: передача опыта отношений; организация поведения работников и коллективов в соответствии с установленными нормами и правилами; стимулирование духовных и физических сил людей при выполнении требований профессиональной деятельности; предупреждение развития нежелательных, негативных черт характера и поведения; разрешение возникающих конфликтов и др. Важно, чтобы руководитель непрерывно совершенствовал методы воспитания.
Чтобы уверенно и эффективно применять воспитательные технологии и их ведущие компоненты - методы воспитания, прогнозировать искомый результат, принимать научно обоснованные решения, необходимо быть достаточно подготовленным к этой работе. Важно не только иметь представление о воспитательных технологиях и их взаимосвязанных компонентах, но и знать характерные для методов воспитания средства и приемы, условия оптимального выбора и применения избранных методов и многое другое. Рассмотрим некоторые вопросы из этого перечня и прежде всего, обратим внимание на традиционные методы воспитания, средства и приемы их реализации.
В отечественной педагогике главным методом традиционного воспитания признается метод убеждения.
Убедить человека - это значит воздействовать на его сознание, расположить к определенным нравственным нормам, превратить их в главные мотивы поведения.
Метод убеждения предполагает использование двух основных, неразрывно связанных средств: убеждение словом и убеждение делом.
Слово, речь руководителя - мощное оружие воспитания. Успех убеждения словом обеспечивает сочетание содержания, живости и образности языка, простоты, ясности, доступности речи.
Наиболее распространенными
При убеждении делом наиболее часто используются следующие приемы: показ работнику общественной ценности и значимости его действий и поступков; поручение практических заданий, способствующих преодолению сомнений, ложных взглядов; анализ жизненных явлений, опровергающих ошибочные взгляды; ссылка на опыт сослуживцев; личный пример руководителя и др.
Важнейшим условием является убежденность
самого воспитателя, его принципиальность,
исключающая разрыв между словами
и поступками. Успешно убеждать других
может только тот, кто сам твердо
убежден в том, о чем говорит.
Это чрезвычайно важное и необходимое
качество воспитателя. Личная убежденность
руководителя, глубокая вера в правоту
своего дела, справедливый характер целей
позволяют воспитателю
Условиями успешного убеждения
выступают справедливость, честность
и искренность воспитателя, его
готовность и умение отвечать на острые
и злободневные вопросы. Успех убеждения
достигается также умением
Важными условиями действенности метода убеждения являются широкий общенаучный и профессиональный кругозор, образованность и эрудиция воспитателя, его жизненный и профессиональный опыт.
Успех убеждения зависит и от
педагогического такта
Необходимым условием успешного убеждения
людей является дифференцированный
подход к различным категориям работников.
То, что является эффективным при
убеждении молодежи, не всегда срабатывает
среди опытных работников, ибо
они обладают различным жизненным
и трудовым опытом, имеют различный
уровень образования и
В воспитании широкое применение находит метод упражнения. Упражнение - специальная, многократно повторяемая человеком деятельность - необходимо для совершенствования навыков поведения в различных ситуациях.
Метод упражнения позволяет каждому воспитателю и самому воспитуемому быстрее достичь желанной цели: слить воедино слово и дело, сформировать устойчивые качества и черты характера. Его сущность состоит в такой организации повседневной жизни и деятельности, которая укрепляет их сознание, закаляет волю, способствует формированию привычек правильного поведения.
Упражнение в воспитании отличается от упражнения в обучении тем, что в первом случае оно тесно связано с одновременным повышением сознательности, а во втором - направлено на отработку навыков и умений до автоматизма.
Метод упражнения эффективен при соблюдении ряда условий. Одним из важнейших условий выработки и развития положительных привычек поведения, волевых качеств, смелости, решительности, инициативы являются высокая сознательность и глубокая убежденность человека. Чем выше уровень сознательности, тем с большей настойчивостью и упорством человек будет закалять свою волю и характер, тем больше будет он проявлять инициативы, творчества.
Для совершенствования моральных
и других профессионально важных
качеств большое значение имеет
системный подход к упражнениям,
который подразумевает
Для того чтобы успешно использовать метод упражнения при формировании качеств личности, необходимо всесторонне учитывать возрастные, психологические, физиологические и другие индивидуальные особенности людей. Чтобы не допустить моральных и психологических травм, не надломить человека, усложнять упражнения, увеличивать нагрузки следует постепенно.
Важным методом воспитания является пример. Пример руководителя, лучших работников, выдающихся личностей в процессе воспитания оказывает большое воздействие на сознание, чувства и волю человека. Суть этого метода состоит в целенаправленном и систематическом воздействии воспитателей на работников личным примером, а также всеми другими видами положительного примера, призванными служить образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения и средством самовоспитания.
Воспитательная сила примера основывается
на естественном стремлении людей к
подражанию, особенно молодых. Не имея
богатого жизненного опыта, навыков
поведения в различных
В процессе воспитания на положительном примере необходимо соблюдать ряд условий. Прежде всего, пример должен быть общественно и лично значимым и ценным. Чем глубже осознают люди его общественную ценность, чем он ближе и доступнее им лично, чем больше сходства между ними и примером, тем сильнее влияние положительного примера. Поэтому пример легче воспринимается и усваивается тогда, когда он взят из знакомой всем сферы деятельности. Важно показать, какие внутренние силы управляли поведением человека, который ставится в пример, какие нравственные мотивы побуждали его на самоотверженные действия.
Влияние положительного примера тем сильнее, чем ярче, эмоциональнее описывается обстановка, в которой происходила деятельность, служащая примером для подражания, дается характеристика преодолеваемых трудностей. Такое описание примера вызывает чувство гордости, восхищения, заставляет прочувствовать обстановку, в которой находился герой, наглядно представить ее.
Положительный пример приобретает воспитательную силу в том случае, если он органически связан с высокими качествами личности руководителя и проявляется не от случая к случаю, а постоянно. Практика показывает, чем организованнее и требовательнее к себе руководитель, тем выше организованность и самодисциплина его подчиненных.
Значительное место в
Поощрения являются важным средством воспитания. Это очень тонкое и сильное средство воспитания подчиненных, и его применение требует от воспитателя серьезного и вдумчивого отношения. Прежде всего, любое поощрение должно быть педагогически обосновано и целесообразно, направлено на стимулирование успехов в решении главных, стержневых задач, стоящих перед учреждением. Действенность метода поощрения зависит и от правильного сочетания его видов. Важно разнообразить форму поощрения. Недопустимо превращать один и тот же вид поощрения в обыденное дело, да еще приуроченное к празднику.
Любое поощрение предполагает гласность.
Ведь поощрение имеет воспитательное
значение не только для того, кто
его получил, но и для остальных
работников. Гласность поощрения
дает возможность привлечь внимание
всех к поступкам товарища, вызвать
у них чувство восхищения, желание
подражать хорошему примеру, побудить
их более требовательно относиться
к собственному поведению. Для того
чтобы обеспечить гласность, поощрение
следует проводить в
В воспитании используется и метод принуждения - система средств и приемов воздействия на людей, нарушающих законы, нормы морали, призванных исправить их поведение и побудить добросовестно исполнять свои обязанности. Принудить человека - значит заставить его выполнять волю руководителя, волю коллектива в интересах решения задач, стоящих перед учреждением.