Принципы обучения и воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:00, реферат

Краткое описание

Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно осуществлять эффективную работу предприятия, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности. Однако наиболее интересной из них мне показалась сфера психологии.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3
Понятие воспитание, его сущность, цели, задачи и функции………………...4
Субъект воспитательного процесса……………………………………………..6
Принципы воспитания………………………………………………………….10
Содержательная сторона воспитательной деятельности……………………..15
Модель воспитательной деятельности…………………………………………17
Технология воспитательной деятельности руководителя…………………….18
Заключение…………………………………………………………………………...28
Список используемой литературы………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

Принципы обучения и воспитания.docx

— 65.00 Кб (Скачать)

Нельзя упускать воспитательные возможности, которые могут быть особенно полезными, если воспитание осуществлять совместно  с общественными институтами, государственными органами, семьями и другими субъектами воспитания. Продуктивность воспитания во многом зависит от знания руководителем  закономерностей и принципов воспитания.

Под закономерностями воспитания понимаются устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в развитии людей, коллективов и оказывать воспитующее воздействие на весь уклад профессиональной деятельности. Их действие выражается в сущностных характеристиках данного феномена.

Системный характер воспитания проявляется как целенаправленное, организационно оформленное взаимодействие всех субъектов труда, регулируемое действующим законодательством, педагогическими принципами и направленное на обеспечение успешного решения производственных задач и формирование работников как профессионалов и гармонично развитых личностей.

Руководителю важно знание закономерностей воспитательного процесса необходимо по целому ряду причин.

Во-первых, человек подчинен системе  естественных законов, которые объективно действуют в конкретных условиях. Благодаря знанию закономерностей  воспитательного процесса можно  создать условия, при которых  воспитание будет протекать в  соответствии с действием объективных законов, а не вопреки. И напротив, игнорирование законов с неизбежностью приводит к обострению противоречий, повторению ошибок.

Во-вторых, знание и учет закономерностей  позволяет постигать суть движения от устаревших представлений к новым, освобождаться от стереотипов и утверждать продуктивную практику воспитательной работы.

В-третьих, знания закономерности можно прогнозировать изменений в системе воспитательной работы, осуществление которых обеспечивает ее оптимизацию. Это позволяет руководителю добиваться эффективного управления воспитанием.

В современном воспитательном процессе в числе других закономерностей можно выделить следующие педагогические закономерности воспитания:

1. Обусловленность целей и задач воспитательной работы конституционными, мировоззренческими, нравственно-этическими ориентирами и позициями, правовыми рамками профессиональной деятельности.

Ее требования исходят из принадлежности работников к государственному институту, в рамках которого они занимаются социально значимым трудом. И все  государственно значимые ценности - это  ценности работника, а государственные  задачи - его задачи. В связи с  этим основные руководящие линии  воспитательной работы должны исходить от государственных структур.

2. Соответствие модели, алгоритма и технологии воспитания требованиям нормативных документов, научно-методических рекомендаций, предназначению конкретного коллектива.

Суть этой закономерности состоит  в том, что эффективную профессиональную деятельность невозможно организовать без единых обоснованных требований к воспитательному процессу.

3. Усиление цивилизационно-технологического компонента в формировании социальных субъектов - работников, коллективов и обеспечении их общественно значимой активности.

Данная закономерность выражается в том, что в производственных условиях необходима эффективная социализация на общечеловеческом и конкретном уровнях (персонал должен обязательно овладеть опытом цивилизованной жизни и деятельности).

4. Формирование и проявление сущности работника как результат его самовыражения в жизни и труде - в профессиональной деятельности, личностном развитии и повседневных отношениях. Проживая жизнь в неповторимо-индивидуальном варианте, работник должен получать достаточно конструктивных воспитывающих импульсов, которые ориентируют и способствуют его продуктивной самореализации и взаимной полезности обществу, конкретному коллективу.

5. Зависимость результатов воспитания не только от воспитательной деятельности, но и от реальных условий, взаимодействия с ними в конкретных процессах и ситуациях.

В соответствии с данной закономерностью  организатор воспитательного процесса должен обеспечивать нормальные условия  жизни и деятельности персонала. Особое внимание важно уделять сочетанию  воспитания и обучения.

Учет закономерностей воспитательной работы осуществляется путем выдвижения пакета принципов. Важно обеспечить разумное сочетание традиционных принципов  воспитания с новыми, которые выдвигаются в рамках выявленных закономерностей, проявляющихся в современной практике государственного строительства и жизнедеятельности конкретного коллектива.

 

  1. Принципы воспитания

Принципы  воспитания - это исходные педагогические положения, служащие руководящими нормами для руководителя как воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в учреждении.

В принципах воспитания обобщены многолетний  опыт воспитания людей и результаты научных исследований. Принципы обучения, как и принципы воспитания объективны по содержанию, но субъективны по форме своего существования. Поэтому знание принципов воспитания, закономерностей воспитательного процесса, позволяет руководителю сознательно и творчески решать задачи воспитания людей, систематизировать и упорядочивать свою деятельность, осуществлять ее педагогически обоснованно и уверенно достигать поставленной цели воспитания. Соблюдение принципов воспитания позволяет прогнозировать развитие воспитательного процесса в учреждении.

При руководстве воспитанием  учитываются следующие принципы:

    • правовая доминантность руководителя в воспитательной деятельности;
    • активность и адекватность управленческо-воспитательных решений стоящим задачам и обстановке;
    • обоснованное сочетание групповых и индивидуальных форм воспитательно-управленческого воздействия;
    • позитивно-мотивационная направленность управленческо-воспитательного воздействия;
    • стимулирование профессионально-деятельностной и иной социально-ценностной активности работников и коллективов;
    • учет в воспитательной работе индивидуальных особенностей всех категорий работников;
    • обоснованное сочетание мер воспитательного воздействия в единстве убеждения и принуждения, личного примера и самовоздействия, упражнения (тренинга);
    • поощрения, уважения к подчиненным и требовательности к ним и др.

Принципы воспитания тесно взаимосвязаны  между собой, их требования зачастую вытекают одно из другого, обусловливают  развивающий эффект воспитания. Совокупность требований принципов воспитания, реализованных  в практической деятельности, обеспечивает системный подход руководителя к  воспитанию работников, комплексное  воздействие на каждого из них  и на коллектив учреждения в целом. Принципы воспитания обусловливают  систему методов воспитания, и  реализуются в процессе их практического  применения. Они тесно связаны  с принципами обучения, что обеспечивает воспитывающий характер обучения и  развивающую направленность воспитательного  процесса. Следует заметить, что соблюдение требований одних принципов и пренебрежение другими не способствует качественному решению воспитательных задач. Поэтому залогом успешности этого процесса является системный и комплексный подход к воспитанию работников и коллективов. Для понимания требований каждого принципа важно представить их системно. Проследим данный процесс на примерах раскрытия требований некоторых принципов, выделенных из каждой отмеченной группы.

Рассмотрим действие принципа, определяющего  содержание воспитания. Конкретная социально-ценностная направленность и целеустремленность воспитания. Он определяет общую направленность процесса воспитания персонала, обеспечивая внутреннюю связь между всеми принципами, методами, средствами и формами воспитания, между позициями различных категорий воспитателей в учреждении. Основными требованиями рассматриваемого принципа являются следующие:

  1. Ясное и четкое понимание всеми руководителями целей и задач воспитания, идейная ориентированность всех воздействий и мероприятий, неуклонное проведение в каждом из них политической линии государства.
  2. Тесная связь воспитательного процесса в учреждении с жизнью страны и общества, с теми конкретными задачами, которые решаются ими.
  3. Плановость и четкая организация руководителем воспитательной работы, недопущение стихийности и самотека в отборе и использовании путей и средств, форм, приемов и методов решения воспитательных задач.
  4. Формирование у работников заинтересованного и активного отношения к процессу самовоспитания, привлечение их к участию во всех видах общественной деятельности в учреждении.

Цели, задачи, содержание воспитания работников определяются государством. Их практическая реализация осуществляется руководителями всех уровней. Сам факт их участия в воспитании людей  в соответствии со своими штатно-должностными обязанностями делает любого руководителя членом педагогического коллектива учреждения, определяет объективную  необходимость реализации им своих  взглядов, убеждений, знаний, своей  позиции и точки зрения на происходящее в обществе.

Целенаправленность и содержание воспитания находят свое конкретное отражение в законодательных  актах государства, документах исполнительных органов управления и служат своеобразным компасом в педагогической деятельности руководителей.

Еще одна группа принципов, определяющих организацию воспитания - воспитание в процессе труда и повседневной жизни предполагает соблюдение руководителем следующих основных требований.

  1. Сочетать практическую деятельность работника с воспитательными воздействиями на них, организовывать и проводить действенную морально-психологическую поддержку во всех видах труда, на каждом рабочем месте того или иного специалиста. Развитие личности происходит в ходе деятельности. Вот почему воспитание в его глубинном значении состоит вовсе не в назидательных беседах и разговорах (хотя и это важно), а во включении человека в труд, в общественные взаимоотношения в коллективе.
  2. Добиваться сознательного отношения людей к труду и общественной деятельности, понимания социальной, профессиональной и воспитательной значимости; поднимать престиж и вести пропаганду ценностей избранной деятельности.
  3. Активизировать профессиональную учебу и деятельность работников, добиваясь их соревнования и состязательности, показывать и пропагандировать примеры профессионализма, инициативы, проявленных при исполнении ими служебных обязанностей.
  4. Рационально организовывать труд, что для руководителя означает определять конкретные цели и задачи всех видов деятельности каждому работнику; устанавливать объем, порядок, сроки выполнения заданий; организационно и материально-технически обеспечивать решение каждой задачи; оказывать постоянную помощь в работе, осуществлять контроль и оценку количества и качества труда; точно соблюдать требования нормативных документов по организации профессиональной деятельности; правильно и своевременно оценивать затраченные усилия и старание; стимулировать (морально и материально) труд.
  5. Непримиримо относиться к недостаткам в организации труда; исключить непрофессионализм во всех видах деятельности, любое некомпетентное вмешательство в процесс выполнения работником обязанностей в соответствии с его специальностью.

Принцип основы руководства воспитательной работой, проведем напримере правовой доминантности руководителя в воспитательной деятельности. Воспитательная деятельность руководителя в соответствии с требованиями данного принципа должна носить активный, динамично развивающийся характер по руководству и участию в целостном деятельно-воспитательном процессе. Главными его участниками являются руководители всех уровней, работники и коллектив, которые одновременно выступают и субъектами и объектами воспитания. Каждый из них является субъектом воспитательного процесса и собственного развития. Объектом все они служат для воспитательного воздействия. Границы, уровни и функции их взаимодействия регулируются только законом, а не администрированием начальника. Характер воспитательных взаимосвязей обусловливается субъект-субъектной сущностью взаимоотношений между людьми.

Ключевая роль руководителя в воспитательной деятельности состоит в том, чтобы  на правовой основе, используя потенциал  субъект-субъектных отношений, добиваться ее принципиально нового состояния  и высокой эффективности. Здесь  руководителю важно ориентироваться  на вполне определенные требования. Вот  некоторые из них.

  1. Проявлять требовательность к себе и прежде всего в том, чего руководитель добивается от работника (приказ, распоряжение, намек, замечание, предупреждение, совет, контроль, оценку работы и пр.);
  2. Последовательно и постоянно предъявлять работникам требования, добиваться осознания ими смысла и объективной необходимости выполнения этих требований.
  3. Не допускать в воспитательной работе с людьми элементы формализма, попустительства, угодничества, опеки и придирок, предвзятости и грубости, оскорбляющих достоинство человека, бюрократизма и бездушия в отношениях с подчиненными.
  4. Проявлять бережное отношение к личности, уважать ее достоинство и личные права, заботиться об удовлетворении всех потребностей.
  5. Добиваться единства содержания и направленности требований всех воспитателей, учить подчиненных педагогической требовательности к себе и к руководителям.

Наряду с соблюдением положений  принципа, касающихся развития у руководителя психолого-педагогически обоснованной требовательности, не менее важно использовать и потенциал коллектива и конкретных работников в вопросах укрепления правоосновы. Этому способствуют следущие системные действия руководителя:

  • укрепление правовых основ профессиональной деятельности и обеспечение личного примера в соблюдении законов, а также предъявление высокой требовательности к подчиненным;
  • выдвижение задач и перспектив развития коллектива и каждого работника, объединяющих мысли, чувства и действия всех людей в соответствии с нормативными требованиями законодательства;
  • создание в учреждении организационно-правовых условий, обеспечивающих поддержание деловых взаимоотношений, соблюдение прав и гарантий для каждого работника;
  • поддержание всего нового, передового, перспективного, распространение его на весь коллектив; создание, закрепление и развитие всех положительных традиций; поддержка и одобрение инициативы и самостоятельности людей в решении задач жизни и деятельности учреждения;
  • расширение сферы коллективной жизни и деятельности работников, совместного обсуждения и решения общих вопросов, развития органов самоуправления; использования силы общественного мнения в борьбе с недостатками и негативными явлениями;
  • обеспечение единства и сплоченности руководящего ядра коллектива - руководителей подразделений.

Информация о работе Принципы обучения и воспитания