Принципы обучения и воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:00, реферат

Краткое описание

Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно осуществлять эффективную работу предприятия, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности. Однако наиболее интересной из них мне показалась сфера психологии.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3
Понятие воспитание, его сущность, цели, задачи и функции………………...4
Субъект воспитательного процесса……………………………………………..6
Принципы воспитания………………………………………………………….10
Содержательная сторона воспитательной деятельности……………………..15
Модель воспитательной деятельности…………………………………………17
Технология воспитательной деятельности руководителя…………………….18
Заключение…………………………………………………………………………...28
Список используемой литературы………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

Принципы обучения и воспитания.docx

— 65.00 Кб (Скачать)

Педагогическая требовательность является составной частью и сердцевиной  требовательности руководителя. Она  характеризуется следующими чертами:

- гуманизм, разумность и справедливость требований, предъявляемых к работникам;

- их обоснованность, посильность выполнения и постепенность наращивания;

- неуклонность, твердость, последовательность и повсеместность предъявления;

- забота и внимание к людям при предъявлении требований к ним;

- превращение требовательности руководителя к работникам в требования всего коллектива и т. п.

Каждому руководителю необходимо знать не только черты педагогической требовательности, но и основные признаки ее нарушения. Побуждение людей оказывать личные услуги, подхалимство, попустительство по отношению к одним работникам и предвзятость к другим, непостоянство требовательности, непоследовательность требований - эти и другие нарушения данного принципа разлагают коллектив. Необходимо иметь в виду, что единство требовательности к работникам, забота о них является важным условием здорового морального и социально-психологического климата в учреждении.

Система принципов постоянно развивается  и совершенствуется как в направлении  более детального и глубокого  раскрытия требований каждого существующего, так и в направлении поиска новых принципов воспитания.

Рассмотренные и перспективные  принципы воспитания составляют методологическую и организационно-прикладную основу воспитательной деятельности, один из источников формирования педагогической позиции, педагогического мышления и мировоззрения, творческого подхода  руководителя к воспитанию работников и коллектива в целом.

Незнание принципов воспитания, отступление от их требований или  частичное, неполное, выборочное претворение  в жизнь неизбежно приводит к "браку" в воспитательной работе, разрушает ее логику, снижает ее эффективность.

В целом закономерности и принципы воспитания определяют методологию, логику, содержание и организацию воспитательной работы. Знание данных организационно-педагогических основ воспитания позволяет создать  его оптимальную архитектонику. Она включает в себя модель, алгоритм и технологию воспитательной деятельности руководителя. Овладение данными  фундаментальными составляющими воспитания дает основание руководителю творчески  реализовывать свой потенциал в  этом приоритетном деле и добиваться высоких практических результатов  в труде.

 

  1. Содержательная сторона воспитательной деятельности

Содержательная сторона воспитательной деятельности обусловлена ее целями и интересами производства. Содержание воспитания основывается на общечеловеческих ценностях, опыте и традициях  России и современной цивилизации, на сущностной природе человека как  высшей социальной ценности.

С точки зрения содержания воспитание классифицируется по различным основаниям. Обобщенно оно включает в себя умственное, трудовое и физическое воспитание. В зависимости от того или иного аспекта выделяют гражданское, идейное, политическое, патриотическое, нравственное, эстетическое, трудовое, экологическое, экономическое, профессиональное воспитание и т. п.

Патриотическое  воспитание направлено на распространение среди персонала конституционных и правовых норм, государственной политики, патриотических идей, утверждение в сознании чувства долга, чести, совести, любви к Родине, гордости за Отечество, готовности к его защите. Оно предполагает непримиримость к проявлениям национализма, шовинизма, сепаратизма, национального эгоизма.

Профессиональное  воспитание призвано формировать систему качеств, необходимых работнику для выполнения задач, связанных со своим основным предназначением. Главным объектом здесь выступает профессиональная компетентность персонала. Его показателями являются знания, умения, навыки, психологические особенности, профессиональные позиции и закономерности.

Правовое  воспитание призвано обеспечить формирование правового сознания и культуры труда и повседневной жизни в соответствии с требованиями законов, принятых принципов и норм. Оно связано с формированием уважения к Конституции РФ, законам и правопорядку.

Нравственное  воспитание направлено на утверждение в сознании персонала социально-ценностных приоритетов, приобщение к богатствам современной культуры, формирование целостного мировоззрения. Оно базируется на общечеловеческих и национальных нравственных ценностях, формирует сознание гражданского долга, привычку соблюдать нормы морали и в быту, человеческого отношения с товарищами, бережного отношения к материальным ценностям.

Эстетическое  воспитание призвано развивать здоровые эстетические вкусы, представления о добре и зле, красивом и безобразном, осознание прекрасного; ощущение безвкусного, вульгарного и т. д., понимание красоты труда, культуры поведения.

Экологическое воспитание направлено на осознание природной феноменальности человека, который в полной мере несет ответственность за жизнь и условия обитания на Земле. Оно развивает активное и бережное отношение персонала к окружающей среде, природе, среде обитания.

Физическое  развитие преследует цель формирования физической культуры, укрепления здоровья, развития необходимых физических качеств, здорового образа жизни.

Все составные части воспитания отражают содержательную сторону единого процесса, построенного на основе идей Российского государства, многовековой практики жизни.

Процесс воспитания можно представить  следующим образом:

- включение человека в систему отношений всех субъектов воспитания;

- приобретение и совершенствование комплекса социально ценностных качеств работника, связей и отношений в коллективе;

- эффективное влияние на показатели труда и жизни работников и членов их семей;

- совершенствование воспитательного процесса.

Основу структуры процесса воспитания составляют следующие его элементы: субъект воспитания, объект воспитания, цель воспитания, система отношений, система воздействий, система взаимосвязей между элементами, входящими в  структуру процесса воспитания. Их анализ способствует более глубокому понимания психолого-педагогического механизма формирования у людей тех или иных качеств.

Какова же логика процесса воспитания? Воспитатель, познав цель воспитания, осуществляет целенаправленные воздействия  на персонал, коллектив, условия труда. Для достижения воспитательной цели представляется три канала - непосредственного  воздействия; опосредованного воздействия  путем влияния на воспитуемого усилиями других работников или создания желаемых условий; воспитание через самовоздействие (самовоспитание). Здесь особое внимание следует обратить на эффективность  использования как традиционных, так и инновационных способов. В частности, не теряет своей актуальности такое средство, как личный пример воспитателя. На его огромную роль в  процессе воспитания обращали внимание все выдающиеся педагоги.

 

  1. Модель воспитательной деятельности

Структурно-динамическая модель воспитательной деятельности в коллективе - это система взаимосвязанных принципов воспитания, целей, задач, направлений, вариантов и этапов достижения результатов, а также характер и механизмы взаимодействий и взаимоотношений в воспитательной работе. Модель позволяет перейти к воспитанию в учреждении как к целостному деятельно-воспитательному процессу, в котором руководитель обеспечивает объективно востребованные субъект-субъектные отношения и оптимальность воспитательного воздействия. Цели, задачи, реальное положение дел и потребности воспитания в конкретной ситуации указывают руководителю конкретное содержание каждого компонента модели.

Алгоритм  воспитательной деятельности руководителя представляет собой систему требований к осуществлению организационных и воспитательных действий, последовательное выполнение которых придает всему воспитательному процессу результативный характер. Требования к воспитательной работе определяются новой концепцией воспитания, которая сформулирована в соответствии с закономерностями и принципами воспитания.

Данный алгоритм оказывается эффективным  при условии, если руководитель будет  активно, последовательно и конкретно  следовать его логике. Это позволит оптимально и эффективно осуществлять воспитательный процесс.

Воспитание - это сложный процесс, но в любом случае генератором его развития и эффективности выступает руководитель. А.С. Макаренко, характеризуя воспитательный процесс, писал: "Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - ...педагоги".

 

  1. Технология воспитательной деятельности руководителя

Технология  воспитательной деятельности - это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих подбор, компоновку и порядок использования воспитательного инструмента. Она определяет стратегию, тактику и технику организации процесса воспитания.

Стратегия воспитания задает общий замысел, перспективы и план достижения целей воспитания в процессе решения практических задач. Она базируется на новой концепции воспитательной деятельности и ориентирует субъектов воспитания на овладение эффективной воспитательной практикой, отказ от неэффективных стереотипов и решительное преодоление имеющихся противоречий, недостатков. Воспитательный процесс в учреждении должен быть адекватным единой концепции воспитания, принятой в Российской Федерации. Воспитательная деятельность всех субъектов ориентируется на решение собственных задач, а также предполагает проникновение во все сферы жизнедеятельности.

Тактика воспитания определяет систему организации воспитательной деятельности в подчиненных структурах и применительно к каждому конкретному человеку. Она вырабатывается на правовой основе, в соответствии с научными рекомендациями и с учетом реального уровня результатов воспитания.

Техника воспитания характеризует совокупность приемов, операций и других действий руководителя, использующего воспитательные инструменты на порученном участке. Комплексное, взаимосвязанное их применение должно быть выверено и согласовано методически. Овладение руководителем такой методикой является важной предпосылкой эффективного воспитания в учреждении.

Можно выделить такие составляющие элементы воспитательной технологии, как прием, звено и цепочка.

Воспитательный  прием руководителя определяет использование сил и средств для достижения конкретного воспитательного воздействия.

Воспитательное  звено - это отдельная, самостоятельная часть воспитательной технологии, которая для нее имеет самостоятельное значение.

Воспитательная  цепочка - совокупность взаимосвязанных, последовательно используемых приемов и звеньев для формирования социально-ценностных качеств и поведенческих привычек.

Воспитательная технология реализуется  в процессе воспитания, который состоит  из совокупности последовательно выполняемых  воспитательных мер и мероприятий. Достижение заданных целей осуществляется наиболее эффективными способами - методами воспитания.

Оценивая воспитательную технологию как систему методов воспитания, которая позволяет руководителю решать множество педагогических задач, важно определить условия, позволяющие  ему успешно их использовать.

Метод воспитания как основной элемент технологии представляет собой определенный способ однородного педагогического воздействия на персонал и коллективы или взаимодействия с ними в целях формирования и развития у них качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Чтобы раскрыть его содержание, следует уяснить, какие стороны педагогической деятельности руководителя находят в нем отражение.

Деятельность руководителей по воспитанию персонала имеет комплексный  характер. Комплексный подход к воспитанию, представляющий собой скоординированное  взаимодействие всей многообразной  педагогической деятельности должностных  лиц, общественных организаций и  коллективов в процессе всех видов  труда и отдыха, предполагает использование  системы методов воспитания - совокупности взаимосвязанных методов, объединенных единой целью.

Средства  и приемы составляют основу методов  воспитания, они связаны между собой и на практике применяются в единстве. Однако их следует отличать друг от друга.

Средства  воспитания - это все то, с помощью чего воспитатели воздействуют на воспитуемых. К средствам воспитания относятся:

- различные виды деятельности,

- совокупность конкретных мероприятий, а также предметов (слово, наглядные пособия, кинофильмы, беседы, собрания, факты, документы, традиции, литература, произведения изобразительного и музыкального искусства и т. д.).

Приемы  воспитания - это частные случаи использования элементов или отдельных средств воспитания в соответствии с конкретной педагогической ситуацией. По отношению к методу приемы воспитания носят подчиненный характер. Методы и приемы могут заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Так, убеждение является одним из основных методов формирования научного мировоззрения, убежденности. И в то же время оно может быть одним из методических приемов, используемых на различных этапах реализации методов упражнения или примера. Знание и использование нескольких средств и приемов вовсе не означает владения воспитательной технологией. Владение средствами и приемами воспитания позволяет руководителям отобрать наиболее эффективные для данной ситуации методы и применять их в определенном сочетании или отдавая предпочтение одному из них.

Информация о работе Принципы обучения и воспитания